Педагогический совет
Педагогическая рефлексия как основа профессионального и личностного роста учителя
Цель
- Раскрыть понятие рефлексии.
- Выявить основные признаки педагогической рефлексии
- Сформировать представление о рефлексивной компетенции педагога.
Упражнение для рефлексии «Дерево цели»
Цель: осознание участниками собственных возможностей, а также динамики процесса изменений.
Упражнение проводится в начале и в конце занятия (цикла тренинга).
Оснащение и реквизит: Контурное изображение дерева на плакате, маркеры (фломастеры).
Инструкция: «Это дерево цели. Нарисованное дерево выступает символической шкалой ваших достижений. Корни – это точка отсчета, минимальное проявление качеств и умений, а крона – максимальный уровень проявления реальных или возможных умений. Сейчас напишите свое имя маркером (фломастером) в том месте, где вы сейчас, по вашему мнению, находитесь на этой шкале». Процедура повторяется после проведения занятия, при этом ведущий просит участников стрелкой прочертить направление перемещения уровня своих возможностей.
Данное упражнение является своеобразной шкалой роста. Обсуждение символического значения достигнутого носит поддерживающий характер и может выступать предметом обсуждения в тренинге не один раз. Повторное проведение задания способствует тому, чтобы сделать притязания участников более приближенными к реальной жизни.
Упражнение для рефлексии «Дерево цели»
Цель: осознание участниками собственных возможностей, а также динамики процесса изменений.
Упражнение проводится в начале и в конце педсовета
План
- Профессиональная педагогическая рефлексия в деятельности У Ч И Т Е Л Я
- Технология анализа инновационного опыта учителя, создание информационной карты
- Портфолио учителя, как результат рефлексивной деятельности педагога.
- Технологии рефлексии педагога ( тренинг)
- Рейтинг педагогов как инструмент формирования личных ценностей и ценностей образовательной среды ( положение о рейтинговой оценке профессиональной деятельности учителей)
- Лишь самые разумные люди используют свою проницательность не только для оценки других, но и самих себя. Мария-Эбнер Эшенбах-австрийская писательница
- Наше суждение о других не так изменчиво, как о самих себе. Люк Вовенарг-французский моралист
- Кто не судья своим поступкам, того судят другие
А. Батиевский
- Каждый человек знает себе цену, И чем меньше ума, тем выше цена Б. Вольтер
Обратимся к терминологии
- Рефле́ксия (от позднелат. reflexio — обращение назад) — обращение субъекта на себя самого, свою личность (ценности, интересы, мотивы, эмоции, поступки), на свое знание или на свое собственное состояние. При этом глубина рефлексии , самоанализа зависит от степени образованности человека, развитости морального чувства и уровня самоконтроля. Считается, что философы, писатели и политики вырабатывают у себя большую способность к рефлексии. Рефлексия, в упрощённом определении, — это «разговор с самим собой».
Если раньше ученики требовали от учителя знаний, то теперь больше ориентируются на его личностные характеристики: умение создавать дружелюбную атмосферу, чувство юмора, взаимопонимание. То есть нынешние ученики хотят получать не «голые» факты, а иметь условия для личностного развития в ходе выстраивания взаимоотношений и эффективного общения с учителем.
Кто ввел в обиход термин « Рефлексия»?
- Вундт Вильгельм (1832 —1920), немецкий психолог, физиолог, философ и языковед
- Локк Джон (1632—1704), английский философ-просветитель и политический мыслитель.
Суть рефлексии. ( по Локку)
Откуда берутся мысли
Внешний мир
и результаты наших
восприятий.
Объективные элементы
сознания ( по Вундту)
Внутренняя деятельность ума.
Способность отражать себя
(Рефлексия)
Внешние идеи
Результаты рефлексии
Требует специальной организации ( можно и нужно учиться)
Есть у каждого
По Вундту
- С помощью рефлексии можно познавать не только объективные элементы сознания ( ощущения) но и субъективные ( чувства),
- Рефлексия- как метод науки
- Замена термина рефлексия- интроспекция ( всматривание во внутрь)
Роль и место рефлексии в мышлении:
- рефлексия есть проявление высокого уровня развития мыслительных процессов
- рефлексия позволяет человеку сознательно регулировать, контролировать свое мышление как с точки зрения его содержания, так и его средств
- рефлексия есть фактор продуктивности мыслительной деятельности
В личностной сфере человека рефлексия охватывает как коммуникативные процессы, так и процессы самоосмысления, самосознания:
- -рефлексия является гарантом позитивных межличностных контактов
- -рефлексия обеспечивает взаимопонимание и согласованность действий партнеров в условиях совместной деятельности, кооперации
- -рефлексия как способность человека к самоанализу, самоосмыслению и переосмыслению
- -рефлексия способствует целостности и динамизму внутренней жизни человека
Рефлексия — это не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают «рефлектирующего», его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные (связанные с познанием) представления. Это процесс удвоенного, зеркального взаимоотображения субъектами друг друга, содержанием которого выступает воспроизведение, воссоздание особенностей друг друга.
Факторы развития рефлексии
- состояние физического, психического и эмоционального здоровья;
- уровень практической грамотности;
- сформированность коммуникативной компетентности;
- уровень интеллектуального и творческого развития;
- культура труда;
- чувства ответственности, самостоятельности;
- потребность в самообразовании.
- Современный педагог должен быть адаптирован к изменениям в профессиональной деятельности, обладать сформированной способностью понимания самого себя и окружающей среды, быть готовым к постоянному самообразованию и практической деятельности. В этой связи можно предположить, что важнейшим и необходимым компонентом в структуре пед. деятельности является рефлексия как познание и анализ педагогом явлений собственного сознания и деятельности ( Е.В. Пискунова. Вестник ТГПУ, 2005)
Педагогическая рефлексия ее виды (С.В.Кондратьева, Б.П.Ковалев )
1.Социально-перцептивная рефлексия, предметом которой является переосмысление, перепроверка педагогом собственных представлений и мнений, которые у него сформировались об учащихся в процессе общения с ними.
2.Коммуникативная рефлексия заключается в осознании субъектом того, как его воспринимают, оценивают, относятся к нему другие ("Я – глазами других").
3.Личностная рефлексия – осмысление собственного сознания и своих действий, самопознание.
Формы рефлексии ( в зависимости от функций, которые она выполняет во времени)
- Ситуативная рефлексия выступает в виде «мотивировок» и «самооценок» и обеспечивает непосредственную включенность субъекта в ситуацию, осмысление ее элементов, анализ происходящего в данный момент, т.е. осуществляется рефлексия "здесь и теперь".
- Ретроспективная рефлексия служит для анализа и оценки уже выполненной деятельности, событий, имевших место в прошлом. Эта форма может служить для выявления возможных ошибок, искать причины собственных неудач и успехов.
- Перспективная рефлексия включает в себя размышление о предстоящей деятельности, представление о ходе деятельности, планирование, выбор наиболее эффективных способов, конструируемых на будущее.
Роль рефлексии в профессиональной деятельности:
- во-первых, рефлексия необходима при освоении профессиональной деятельности;
- во-вторых, на ее основании осуществляется контроль и управление процессом усвоения;
- в-третьих, рефлексия необходима при изменении условий профессионально-образовательной деятельности;
- в-четвертых, она является одним из основных механизмов развития самой деятельности.
- Рефлексирующий учитель – это думающий, анализирующий, исследующий свой опыт педагог.
- Под профессиональной рефлексией понимается психологический механизм профессионального самосовершенствования и самоактуализации , проявляющийся в способности специалиста занимать аналитическую позицию по отношению к себе и профессиональной деятельности. (Е.Е.Рукавишникова).
:
Наличие рефлексии у
педагога позволяет
сознательно
планировать,
регулировать
и контролировать
свое мышление
оценивать не только
истинность мыслей,
но и их логическую
правильность
улучшает результаты
решения задач,
позволяет
решать задачи,
которые без ее
применения решению
не поддаются.
В педагогическом процесс рефлексия выполняет следующие функции:
- — проектировочная (проектирование и моделирование деятельности участников педагогического процесса);
- — организаторская (организация наиболее эффективных способов взаимодействия в совместной деятельности);
- — коммуникативная (как условие продуктивного общения участников педагогического процесса);
- — смыслотворческая (формирование осмысленности деятельности и взаимодействия);
- — мотивационная (определение направленности совместной деятельности участников педагогического процесса на результат);
- — коррекционная (побуждение к изменению во взаимодействии и деятельности).
Рефлексивные действия:
- самостоятельное определение цели и задач педагогической деятельности;
- самодиагностика и самооценка своих возможностей;
- осуществление прогнозирующего самоконтроля, т.е. определение, в какой последовательности будут выполняться действия и какими правилами следует руководствоваться;
- рациональное использование общих способов и приемов в деятельности педагога;
- пошаговый и итоговый самоконтроль;
- самостоятельное исправление ошибок;
- самооценка своих успехов в достижении цели;
- планирование и осуществление деятельности по самокоррекции.
Рефлексия в учебном процессе
Любые педагогические задачи – это задачи по управлению деятельностью учащегося. Управление, при котором учащийся становится в позицию субъекта, также способного к управлению своей деятельностью. Такого рода процессы в психологии принято называть рефлексивными процессами .
- Рефлексивные процессы – это процессы отображения одним человеком (педагогом) "внутренней картины мира" другого человека (учащегося). Учитель должен не только иметь собственные представления об изучаемом объекте, но и знать, какими представлениями об этом объекте обладает ученик.
Уровни рефлексивной управленческой деятельности педагога включает :
- уровень рефлексии исполнительной деятельности (реальные указания, предложения, советы, приказы к действию);
- уровень выработки стратегии действия (выбор программы действий в зависимости от учета сложившейся ситуации и готовность к ее решению учащихся);
- уровень анализа и оценки выработанной стратегии и реализованной на ее основе программы, соотнесение ее с выдвинутыми целями и задачами.
Компоненты рефлексивной педагогической способности ( Е.С.Михайлова ) :
- рефлексивные процессы,
- стиль,
- рефлексивные управленческие умения,
- личностной децентрация (механизм преодоления эгоцентризма личности)
Высоким уровнем рефлексии обладают далеко не все преподавателя, что свидетельствует о необходимости изучения и диагностики рефлексивных способностей, а также развития рефлексивной культуры и рефлексивной компетентности.
Высокий уровень рефлексии
Средний уровень рефлексии
Критерии педагогической рефлексии (Г.Г.Ермаковой )
- Достаточность рефлексивных знаний, показателями которого выступают проблемность и конфликтность. (Этот критерий представлен высоким, средним и низким уровнями, на каждом из которых рассматриваются такие признаки как глубина, дифференцированность, сложность. )
- Отношение педагога к педагогической рефлексии, рефлексивной деятельности, показателями которого являются ценностность и преобразуемость. ( Уровни те же. Признаками на каждом уровне выступают: действенность отношения к собственной педагогической рефлексии и рефлексивной деятельности, позиционность отношения.)
- Собственно рефлексивное поведение педагога. ( Показатели этого критерия: личностная ориентированность, профессиональная адекватность. )
Условие развития педагогической рефлексии является
Специально организованная рефлексивная деятельность педагога.
Наличие рефлексивной среды , ее компоненты.
Активизация межсубъектных отношений между участниками рефлексивной деятельности.
Актуализация рефлексивности педагога( значит, анализировать актуализацию потребности в пересмотре собственной профессиональной позиции.)
Использование образовательных программ по развитию профессиональной рефлексии.
Компоненты рефлексивной образовательной среды:
- внешние условия: сотрудничество, положительный эмоциональный фон, s-s отношения;
- мотивированность;
- информированность – знание культурных норм и требований к содержанию деятельности;
- процессуальность: проблемность, вариативность, культуросообразная деятельность на основе применения технологий, обратная связь;
Рефлексивная компетентность – необходимое условие профессионализма, педагогического мастерства
- Рефлексивная компетентность – это профессиональное качество личности, позволяющее наиболее эффективно и адекватно осуществлять рефлексивные процессы, что обеспечивает процесс развития и саморазвития, способствует творческому подходу к профессиональной деятельности, достижению ее максимальной эффективности и результативности.
Рефлексивная культура
Сформированность рефлексивных умений
Рефлексивная культура характеризуется следующими признаками: -
- готовность и способность человека творчески осмысливать и преодолевать проблемно-конфликтные ситуации;
- умением обретать новые смыслы и ценности;
- умение адаптироваться в непривычных межличностных темах отношений;
- умение ставить и решать неординарные практические задачи.
Для того, чтобы развивать рефлексивную культуру следует:
- -развивать у учащихся умение «приостановить» собственную деятельность и «встать» над собственной деятельностью;
- -развивать умение выделять главные моменты своей и чужой деятельности как целого;
- -развивать умение объективировать деятельности, т.е. переводить с языка непосредственных впечатлений и представлений на язык общих положений, принципов, схем.
Рефлексивные умения через структуру деятельности
Структура деятельности
Рефлексивные умения
Цель деятельности
Оценить требования к идеалу (норме) с аксиологических позиций; оценить поставленную цель на основе диагноза – анализа – прогноза; корректировать цель в соответствии с ценностными требованиями к деятельности
Способы деятельности
Оценить логические пути деятельности; оценить логические возможности деятельности; проявить готовность к пересмотру своих действий
Результат деятельности
Оценить эффективность своей деятельности; прогнозировать конечный результат своей деятельности; оценить значимость продукта деятельности, исходя из внутренних и внешних критериев качества; принять ответственность за свою деятельность
Формирование рефлексивных умений возможно осуществить через следующую систему средств:
- организация учебного материала на основе индуктивной и дедуктивной теорий, а также с использованием методов познания;
- применение соответствующих технологий обучения;
- подбор комплекса специальных заданий по развитию рефлексии
Уровни сформированности рефлексивных умений личности :
- 1. номинативный (интерпретация поведения подменяется описанием, пересказом, номинацией действий и впечатлений);
- 2 ."фатальный" ("экстернальная" интерпретация);
- 3 ."искаженный" (искаженное восприятие и интерпретация субъектом собственных поступков и поведения других людей, отрицание возможности другой интерпретации);
- 4 ."зацикленный" (интерпретация однообразна по типам и темам рефлексии, повышенное содержание межличностной рефлексии);
- 5. пассивно-адекватный (собственная психологическая интерпретация, ее адекватность, не приводящая к формированию адекватного поступка, знание собственных слабых сторон не порождает их преодоления);
- 6. конструктивный (гармоничное сочетание рефлексии, направленной на себя и других, порождающее творческую самореализацию личности).
Интернальная личность оценивает все происходящие с нею значимые события как результат ее собственной деятельности. Интернал считает, что может влиять на события своей жизни, управлять ими и, следовательно, нести ответственность за них и за свою жизнь в целом.
Экстернальная личность, наоборот, интерпретирует все происходящие в ее жизни события как зависящие не от нее, а от каких-то других сил (Бога, других людей, судьбы и т.д.). Поскольку экстернал не чувствует себя способным как-либо влиять на свою жизнь, контролировать развитие событий. Он снимает с себя всякую ответственность за все происходящее с ним.
Результат работы по формированию рефлексивных компетенций:
- развитие умения, способности видеть себя со стороны; наличие установки на анализ своих действий; поиск альтернативных решений; коррекция личностных установок; ориентация на обратную связь; готовность преодолевать проблемно- конфликтные ситуации.
- развитие умения, способности видеть себя со стороны;
- наличие установки на анализ своих действий;
- поиск альтернативных решений;
- коррекция личностных установок;
- ориентация на обратную связь;
- готовность преодолевать проблемно- конфликтные ситуации.
Компоненты профессионального самосознания
- "актуальное Я" — каким себя видит и оценивает учитель в настоящее время;
- "ретроспективное Я" — каким себя видит и оценивает учитель по отношению к начальным этапам работы в школе;
- "идеальное Я" — каким бы хотел быть и стать учитель;
- "рефлексивное Я" — как, с точки зрения учителя, его рассматривают и оценивают представители профессионального окружения (коллеги, учащиеся, директор, завуч).
Что мешает рефлексии в педагогической деятельности
- отсутствие целей и стратегии профессионального развития
- стереотипы и шаблоны поведения;
- авторитарные стиль и методы управления в коллективе;
- жесткие организационные системы и технологии;
- страх (наказания, неуспеха, несоответствия внешним требованиям);
- недостаток ответственности (неполная или формальная);
- низкие профессиональные компетенции;
- примитивные механизмы психологической защиты;
- ограниченность интеллекта;
- недостаточный уровень развития самосознания (неадекватная самооценка, недифференцированная самооценка).
Технология анализа инновационного опыта учителя, создание информационной карты
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта:
- - актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость);
- - концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов);
- - наличие теоретической базы опыта;
- - ведущая педагогическая идея;
- - оптимальность и эффективность средств;
- - результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный практический результат, успехи и достижение обучаемых);
- - возможность тиражирования;
- - наличие обоснованного числа приложений, наглядно иллюстрирующих основные формы и приемы работы с учащимися (критерий обязателен для аттестующихся на высшую категорию).
В развитии карьеры и инициативы педагогического персонала огромную роль играет аттестация , которая позволяет планировать и управлять своим личностным и профессиональным развитием. При грамотном подходе к ее проведению она может формировать ценности достижения, которые педагоги во многих случаях игнорируют. Имеет смысл пересмотреть концепцию аттестации и включить в нее оценку умения развивать детей через создание благоприятного психологического микроклимата на уроке, формирования положительного отношения к предмету через позитивное отношение к педагогу.
Демонстрация технолог. Карты Кузьминой Л.А., Назимкиной О.Ю.
Портфолио учителя, как результат рефлексивной деятельности педагога.
- Основной смысл портфолио - "показать все, на что ты способен".
- Метод оценки профессионализма педагогов.
- Помещение в портфолио обоснованных материалов (помещение в портфолио не обоснованных педагогом материалов снижает ценность свидетельств профессионализма аттестуемого)
ВЫВОД : портфолио, способствует рефлексии педагогической деятельности и выступает в качестве одного из возможных механизмов повышения квалификации членов МО,ПС и являться своеобразным стимулом к дальнейшему саморазвитию.
Портфолио педагога: Назимкина О.Ю. и Ивашкиной В.Н.
( просьба к учителям прокоментировать)
Философия портфолио заключается в том, что предполагается смещение акцента с оценки на самооценку, с того, чего учитель или учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет достаточно хорошо. В мировой, так и в отечественной практике портфолио рассматривается не только как средство педагогической диагностики, но и как метод оценки прафкссионализма педагогов
Технологии рефлексии «Мини-сочинение»
Возможные темы:
«Я-в уроке, урок-во мне».
Варианты- «Мое участие», «Мой вклад в урок», «Значение урока для меня» и т.д.
«Мои мысли о своем участии в деле».
«Как я оцениваю результаты мероприятия».
«Что мне дал этот урок».
Технология "Мини-сочинение"
Участникам педагогического взаимодействия предлагается написать на отдельных листах бумаги небольшие по объему тексты по окончании урока (внеклассного дела, семинара, игры, четверти, полугодия, учебного года и т.д.) на темы:
/ по С.С. Кашлеву /
20
Технологии рефлексии: « Ключевое слово»
С чем ассоциируется содержание урока, мероприятие, деятельность педагога и т.д.
«Зарядка»
Оценка деятельности, или ее компонента
производится с помощью условных движений.
«Анкета-газета»
Оценка выражается на большом листе бумаги в виде рисунков, карикатур, стихотворных строк, пожеланий, вопросов, прозаических текстов-статей и т.д.
Ключевое слово. Участникам педагогического взаимодействия (учащимся, студентам, педагогам, участникам семинара и т.д.) предлагается на маленьких листочках бумаги, которые заранее педагог может подготовить и раздать каждому, написать одно слово, с которым у них ассоциируется содержание состоявшегося дела, взаимодействия, дела в целом, результаты взаимодействия.
Для выполнения этой работы дается 2-3 мин. По истечении времени педагог собирает листочки с записанными на них ключевыми словами.После этого преподаватель проводит краткий анализ полученных результатов или предлагает это сделать учащимся.
Этот технологический прием можно реализовать и устно: каждый из участников через 2-3 мин по цепочке называет вслух свое слово.
Технология "Зарядка» Участникам педагогического взаимодействия, вставшим в круг, педагог предлагает через выполнение определенных движений дать оценку отдельным компонентам этого взаимодействия (содержанию, отдельным технологиям, деятельности некоторых творческих групп, учащегося, педагога, отдельным играм и т.д.), а также выразить свое отношение к этим компонентам.
Технология «Анкета-газета» На большом листе бумаги (ватмана) участникам педагогического взаимодействия (учащимся, слушателям и т.д.) предлагается выразить свое отношение, дать оценку состоявшегося взаимодействия (урока, внеклассного дела, игры, семинара и т.д.) в виде рисунков, дружеских шаржей, карикатур, стихотворных строк, небольших прозаических текстов, пожеланий, замечаний, предложений, вопросов и т.п.
/ по С.С. Кашлеву /
Технологии рефлексии
/ по С.С. Кашлеву /
«Заверши фразу»
Во время занятия я научился
/ почувствовал, приобрел и т.д. / ….
Игра заставила меня задуматься….
На занятии мне особенно понравилось….
Обращение с природой для меня-это…
«Цепочка пожеланий»
Технология «Заверши фразу» Участникам состоявшегося педагогического взаимодействия для выявления результативности урока (внеклассного дела, семинара и т.д.), раскрытия у учащихся сформированности определенного смысла о рассматриваемом явлении, событии предлагается завершить ряд фраз, касающихся содержания, атмосферы, организации взаимодействия. Технология реализуется следующим образом: педагог произносит незавершенную фразу и указывает на участника, которому предлагает ее завершить. С одной и той же фразой преподаватель может обращаться к 2-3 участникам. Желательно, чтобы каждый участник завершил хотя бы одну фразу.
Технология "Цепочка пожеланий« Каждому участнику состоявшегося педагогического взаимодействия по цепочке (в определенной последовательности) предлагается обратиться с пожеланиями к себе и другим по итогам взаимодействия. Пожелания могут быть направлены на предстоящее взаимодействие, будущие дела.Заканчивает цепочку пожеланий педагог, подводя определенный итог.
Предлагается по цепочке обратиться с пожеланиями к себе и другим по итогам взаимодействия, или по поводу предстоящей работы. Можно при этом передавать символ.
Технологии рефлексии
/ по С.С. Кашлеву /
« Рефлексивный ринг»
Каждый из участников состоявшегося
дела приглашается в круг , рефлексируя
итоги и ход дела по заданному алгоритму :
-эмоциональное состояние, мотивы деятельности, состояние знаний;
-причины состояния;
-оценка прошедшего дела и т.д.
После рассказа -рефлексии участника, другие
обращаются к нему с вопросами , углубляя рефлексию. На ринг можно приглашать и пару
учащихся-они обмениваются вопросами между собой, а затем отвечают на вопросы группы.
Технология рефлексии ( по М. Кипнису)
« Из чего же сделан я?»
Разложенные материалы на столе(карточки), каждый из них имеет кроме прямого назначения метафорическую составляющую:
- Воск
- Нитка шерсти
- Стекло
- Камень
- Дерево
- Полиэтилен
- Резинка
- Металл
- Фольга
- Вата
- Вода
- масло
Выбрать карточку ( осознанный выбор) или что попадется.
В первом случае ответ на вопрос: Почему я так представляю себя
Во втором случае найти в себе качества, черты характера которые можно соотнести с выбранным материалом.
Технологии рефлексии Рефлексивная мишень
Понимание
материала
Желание работать
На листе бумаги формата ватманского листа рисуется мишень , которая делится на четыре (можно и больше, меньше) сектора.
В каждом из секторов записываются параметры - вопросы рефлексии состоявшейся деятельности, взаимодействия. Например, 1-й сектор - оценка содержания; 2-й сектор - оценка формы, методов взаимодействия; 3-й сектор — оценка деятельности педагога; 4-й сектор — оценка своей деятельности. Каждый участник педагогического взаимодействия маркером или фломастером (ручкой, карандашом) четыре раза (по одному в каждый сектор) "стреляет" в мишень , делая метку (точку, плюс и т.д.). Метка соответствует его оценке результатов состоявшегося взаимодействия. Если участник очень низко оценивает результаты, то метка ставится им в "молоко" или в поле "О" на мишени , если выше, то в поле "5". Если результаты оцениваются очень высоко, то метка ставится в "яблочко", в поле "10" мишени .
Настроение
на педсовете
Необходимость
Технологии рефлексии
«Острова»
о. Грусти
О. удовольствия
о.Тревоги
о.Радости
о.Просветления
О.Неопределенности
Бермудский
треугольник
На большом листе бумаги рисуется карта с изображением эмоциональных "островов": о. Радости, о. Грусти, о. Недоумения, о. Тревоги, о. Ожидания, о. Просветления, о. Воодушевления, о. Удовольствия, о. Наслаждения, Бермудский треугольник и др. (рис. 7).
Карта островов вывешивается на доске (стене) и каждому участнику взаимодействия предлагается выйти к карте и маркером (фломастером) нарисовать свой кораблик в соответствующем районе карты, который отражает душевное, эмоционально-чувственное состояние участника после состоявшегося взаимодействия.
Например: "Мое состояние после состоявшегося взаимодействия характеризуется удовлетворением, осознанием полезности дела, положительными эмоциями. Я нарисую свой кораблик, дрейфующим между островами Удовольствия, Радости и Просветления".
о. Недоумения
/ по С.С. Кашлеву /
о. Воодушевления
23
Ознакомление с положением.
Положение
о рейтинговой оценке профессиональной деятельности учителя
(вводится с 01.01.2011 г.)
Решение педсовета ( проект)
- С целью совершенствования компетенций педагогов в ПТГ организовать подбор комплекса специальных заданий, тренингов по развитию рефлексии ( отв. Левина Н.Н., Куманева Е.В)
- МС подобрать методики и провести ряд диагностик педагогов в рамках корректировки направлений работы с педколлективом ( отв. Купчик О.Н.)
- Для подготовки к аттестациии в новой форме каждому педагогу сформировать портфолио достижений в соответствии с критериями разработанными Министерством образования РМ ( Приложение к приказу)
- Каждому педагогу оформить публичное представление собственного инновационного педагогического опыта в качестве информационной карты входящей в состав портфолио
- В целях усиления заинтересованности педагога в повышении качества образовательного и воспитательного процесса, стимулирования профессионального роста ввести рейтинговую оценку профессиональной деятельности учителя и классного руководителя и принять за основу Положение о Рейтинге Педагогов.
- http://www.vashpsixolog.ru/
- http://www.hrm.ru
- http://www.trepsy.net/
- www.syntone.ru