Тема: «Письмо строчной буквы х. Непарный глухой согласный звук [х]».
Тип урока: урок формирования и совершенствования умений и навыков.
Дата проведения: 05.02.2007.
Цели:
Научить писать букву «ха»; закрепить навыки комментированного письма, различения твёрдых и мягких согласных звуков; учить находить в предложении главные слова, признаки предметов.
Развивать речь, совершенствовать навыки письма.
Воспитывать любовь к животным.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
2. Устная работа.
- А сейчас я для разрядки
Загадаю всем загадки.
1.Не мышь, не птица
В лесу резвится,
На деревьях живёт
И орешки грызёт. (Белка).
2. Чок, чок, пятачок.
Сзади розовый крючок.
Посреди бочонок.
Голос тонок, звонок.
Кто же это, угадай!
Это…(поросёнок).
3.Что за будильник:
Живой с гребешком,
Крыльями машет,
А ходит пешком. (Петух).
4.Эта маленькая крошка
Рада даже хлебной крошке,
Потому что дотемна
В норке прячется она. (Мышка).
На доске появляются картинки отгаданных животных.
- Что объединяет все эти предметы? (Одушевлённые, отвечают на вопрос «кто?»).
- Кто может быть лишним и почему? (Петух – птица).
3.Работа в прописях (стр.12).
1.Дети выполняют зарядку для пальчиков.
Этот пальчик – в лес пошёл,
Этот пальчик – гриб нашёл,
Этот пальчик – жарить стал,
Этот – всё на стол подал,
А этот – сел и всё съел,
От того и растолстел.
- Дорисуй животных.
- Что ты дорисовал? (Хвосты).
- Сколько звуков в названии этого предмета? (6).
- Назови первый звук. Какой он? (Согл., глух., тв., непарн.).
2.Сообщение темы и целей урока:
- Сегодня мы научимся писать строчную букву, которая обозначает этот звук. Это буква «ха».
- На что похожа буква «ха»?
«Ха» - забавная игрушка,
Деревянная вертушка,
Деревянная вертушка –
Ветру вольному подружка.
- Из каких элементов она состоит? (2- х полуовалов).
- Как вы думаете легко ли нам будет научиться писать эту букву?
- Конечно, т.к.мы уже писали буквы, которые состоят из полуовалов (ж, э, с).
3.Прописывание строчной буквы «ха» в прописях.
- А теперь напишем слова на эту букву, учитывая вид соединения. (Хлопушка, хорёк, хвост).
- Подчеркните буквы, которые обозначают гласные звуки, поставьте ударение, разделите слова на слоги.
- Подчеркните слова, которые нельзя перенести. (Хвост). Почему? (Один слог).
4.Физкультминутка.
- Отгадайте загадку:
Я устраиваюсь ловко!
У меня с собой кладовка.
Где кладовка? За щекой!
Вот я хитренький какой! (Хомяк).
- Выполним зарядку про Хомку.
Хомка, хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт,
Щёчки моет, спинку трёт,
Подметает Хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять…
Хочет Хомка сильным стать.
5.Работа с междометиями (понятие не вводится).
- Прочитайте предложения. Когда так говорят? Разыграйте ситуации.
Ох! – огорчение, чувство усталости.
Ах! – восторг, удивление.
Эх! – огорчение, досада.
Ух! – удовлетворение от работы.
- Можно ли утверждать, что это предложения? Почему? (Большая буква, восклицательный знак, выражает законченную мысль).
- Спишите их.
6.Работа над предложением.
- А теперь сами прочитайте загадку. Спишите её. Напишите отгадку.
Она хитрая, хваткая, наших кур крадёт украдкою. (Лиса).
- Подчеркните главные члены предложения.
- Назовите слова, которые обозначают признаки предмета. Подчеркните их волнистой линией.
- Сравните в словах первые звуки. Что вы заметили?
- Значит, звук [х ] бывает твёрдым и мягким.
7.Итог урока.
- Что нового узнали на уроке?
- Что закрепили?
Поощрение звёздочками за хорошую работу на уроке.