Реализация системно - деятельностного подхода на уроках русского языка.
«Единственный путь, ведущий к
знаниям, - это деятельность».
Б.Шоу
«Скажи мне
- и я забуду.
Покажи мне
– и я запомню.
Дай мне действовать самому
– и я научусь.»
Китайская
мудрость
“Для жизни, а не для школы учимся мы”.
Сенека
Наша жизнь стремительно меняется. Объем накопленных человечеством знаний постоянно увеличивается. Многие педагоги и психологи отмечают противоречие между огромной скоростью накопления знаний человечеством в целом и низкой скоростью накопления знаний отдельным человеком. Традиционные технологии обучения остаются практически без изменений: методы передачи знаний, умений, навыков, выполнения действий по образцу не всегда способны справиться с требованиями и целями, которые ставит перед современным образованием общество. Что мы наблюдаем сегодня, глядя на современного школьника? Бедность словаря, ограниченность и шаблонность используемых в речи конструкций, употребление однозначных слов, отсутствие навыков логического анализа, узость кругозора – вот далеко не полный перечень проблем нынешнего ученика. Кроме того, современный темп жизни накладывает свои отпечатки и на мышление обучающихся. Готовые часами напролет сидеть у мониторов компьютеров, они быстро устают и теряют интерес к учебным занятиям. Невероятно сконцентрированные в игре, они рассеянны и невнимательны на уроке, сосредотачиваются лишь на непродолжительное время. Выполняя ежедневно чуть ли не сотни тестовых заданий, он имеют серьезные проблемы с памятью. Способом выхода из этого противоречия служит достаточно сильная идея: учить не конкретным знаниям, а способам быстрого и эффективного усвоения этих знаний, то есть учить умению учиться.
В своей книге «Приемы педагогической техники» Анатолий Гин приводит высказывания академика А.Л. Минца: «Напичканный знаниями, но не умеющий ими пользоваться ученик напоминает фаршированную рыбу, которая не может плавать», - говорил он. А Бернард Шоу считал, что единственным путем, ведущим к познанию, является деятельность.
Современное образование предполагает перенос акцентов с предметных знаний на формирование универсальных учебных действий и на развитие самостоятельных учебных действий. Перед современным образованием встает важная задача – подготовка решателя (А.Гин). А вторая важная задача – подготовить к встрече с важными задачами, с которыми не встречались раньше.
Путь к реализации этих идей лежит в рамках системно-деятельностного подхода.
Я работаю по учебникам УМК «Школа 21 века». Это учебник «Русский язык» С.В.Иванова. Содержание курса этого учебника построено на основе дидактической системы деятельностного подхода.
Основная идея деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской работы, сами формулируют проблему урока и объясняют, как надо действовать в новых условиях.
Тема по самообразованию начата мною в 2015 г, предполагаю закончить работу над темой в июне 2017 г.
Цели и задачи, поставленные мною при изучении этой темы, следующие:
Изучить литературу поданной теме.
Повысить свою профессиональную компетентность при освоении современных технологий обучения.
Разработать структуру урока в технологии деятельностного подхода.
Повышение качества знаний учащихся.
Создание методических материалов по предмету
Для изучения данной темы мною была изучена соответствующая литература. Были разработаны и даны открытые уроки по русскому языку («Самостоятельные и служебные части речи», «Правописание относительных прилагательных»). Я поделилась своим опытом с коллегами на сайте https://multiurok. В этом году я прошла курсы повышения квалификации по теме «Реализация современных образовательных технологий в начальной школе в соответствии с ФГОСНОО».
Структура урока в технологии деятельностного подхода:
Организационный момент.
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне «Хочу, потому что могу».
1-2 минуты;
У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.
включение детей в деятельность;
выделение содержательной области.
Приёмы работы:
учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям;
предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг друга с соседом по парте);
учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке (дети высказываются);
девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»);
II. Актуализация знаний.
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
4-5 минут;
возникновение проблемной ситуации.
актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи);
создание проблемной ситуации;
выявление и фиксирование в громкой речи: где и почему возникло затруднение, темы и цели урока.
Вначале актуализируются знания, необходимые для работы над новым материалом. Одновременно идёт эффективная работа над развитием внимания, памяти, речи, мыслительных операций. Затем создаётся проблемная ситуация, чётко проговаривается цель урока.
III. Постановка учебной задачи.
Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.
4-5 мин;
Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, подводящий без проблемы диалог.
IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения).
Цель: решение и обсуждение проекта её решения.
7-8 мин;
Способы: диалог, групповая или парная работа:
Методы:
побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог.
организация самостоятельной исследовательской деятельности;
выведение алгоритма.
Новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя. Новые правила они пытаются выразить своими словами.
В завершении подводится итог обсуждения и даётся общепринятая формулировка новых алгоритмов действий. Для лучшего их запоминания, там, где это возможно, используется приём перевода математических правил на язык образов.
V. Первичное закрепление.
Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.
4-5 минут;
Способы: фронтальная работа, работа в парах;
Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий.
Выполнение заданий с проговариванием в громкой речи в процессе первичного закрепления (дети проговаривают новые правила в громкой речи).
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
4-5 минут;
Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий);
Выполняется письменно;
Методы: самоконтроль, самооценка.
При проведении самостоятельной работы в классе каждый ребёнок проговаривает новые правила про себя.
При проверке работы каждый должен себя проверить - всё ли он понял, запомнил ли новые правила. Здесь необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию успеха.
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
7-8 минут;
Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие;
Затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.
При повторении ранее изученного материала используются игровые элементы - сказочные персонажи, соревнования. Это создаёт положительный эмоциональный фон, способствует развитию у детей интереса к урокам.
VIII. Рефлексия деятельности (итог урока).
Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
2-3 минуты;
Дети отвечают на вопросы:
Какую задачу ставили?
Удалось решить поставленную задачу?
Каким способом?
Какие получили результаты?
Что нужно сделать ещё?
Где можно применить новые знания?
Вывод:
Деятельностный подход в образовательных Стандартах позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания.
Личностное развитие – развитие готовности и способности учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, высокой социальной и профессиональной мобильности на основе непрерывного образования и компетенции «уметь учиться»;
Социальное развитие – формирование российской и гражданской идентичности на основе принятия учащимися демократических ценностей, развития толерантности жизни в обществе, воспитания патриотических убеждений; освоение основных социальных ролей, норм и правил.
Познавательное развитие – формирование у учащихся научной картины мира; развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью; овладение методологией познания, стратегиями и способами познания и учения; развитие репрезентативного, символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания, рефлексии.
Коммуникативное развитие – формирование компетентности в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности, умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми, на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации, позволяющими осуществлять свободное общение на русском, родном и иностранных языках.
Включение в практику работы деятельностного метода обучения и соответствующей системы дидактических принципов важно не только с точки зрения повышения уровня усвоения знаний по русскому языку, но и как ступень перехода к реализации нового качества образования.
Реализация деятельностного метода на уроках русского языка – необходимое условие для формирования у учащихся способностей, необходимых для успешной самореализации в современном социуме.
Методическая копилка:
Этап постановки учебной задачи.
Поставить учебную задачу – значит помочь учащимся самим сформулировать тему и цель урока.
Существует три возможности постановки учебной проблемы на уроке:
3 класс. Тема: Несклоняемые имена существительные
Приём создания проблемной ситуации, когда мы выводим детей на ошибку или обнажаем представления учащихся.
На доске написаны слова: кенгуру, кофе, кино.
-Что объединяет эти слова? (это имена существительные)
-Выделите окончания у этих существительных. (Ученики выделяют окончания в каждом слове последнюю букву, полагая, что эти буквы будут окончаниями).
-Наблюдая это, спрашиваю: «Вспомните, как найти окончание?
-Изменяем форму слова.
-Докажите, что вы правильно определили окончание. (У детей не получается изменить форму этих слов).
-Какой вывод вы можете сделать из этого наблюдения?
-Есть такие имена существительные, которые не изменяют свои окончания.
-А когда существительные изменяют окончания?
-Когда мы их склоняем.
-Как мы можем обозначить тему урока?
-Несклоняемые имена существительные.
-Сформулируйте учебную задачу.
3 класс. Тема: Сложные слова.
Исправить ошибки в словах и обозначить орфограммы: варабей, лисник, мухолофка. При проверке выясняется, что у одних уч-ся 1 корень в слове мухоловка, а у других – два.
-А что, существуют слова с двумя корнями?
- Какой вопрос возникает? (Сколько корней в слове мухоловка?)
Выясняют значение слова (ловит мух), рассказ, показ иллюстрации.
-Как же быть? (Подобрать однокоренные слова)
-Давайте подберем однокоренные слова к слову мух (подбирают), теперь к слову ловит. Так какой первый корень? Второй? Значит, в этом слове 1 или 2 корня? Как бы вы назвали такие слова? (трудные, двукоренные, сложные)
- Почему их назвали сложные? (сложили 2 корня)
- Сформулируйте тему урока.
-Назовите учебную задачу. Чему будем учиться?
Сообщение темы урока в готовом виде, но с мотивирующим пятном. Есть два приема: «яркое пятно» и «актуальность». Первый заключается в сообщении ученикам интригующего материала (сказки, фрагмента художественной литературы). В своей работе я использую фрагменты мультфильмов, задачи, ребусы, кроссворды, шуточные стихотворения, песни, инсценировки. Второй прием состоит в обнаружении смысла, значимости темы для самих учеников, лично для каждого.
3 класс. Тема: Самостоятельные и служебные части речи (урок-усвоение новых знаний)
мотивирующий приём “яркое пятно” – сказка
Предлагаю послушать стихотворение о частях речи.
Существительное — школа
Просыпается -глагол
С прилагательным веселый
Новый школьный день пришел.
Встали мы - местоименье
Бьет числительное семь
За ученье, без сомненья
Приниматься надо всем.
Мы наречием отлично
На уроках дорожим
Соблюдаем мы привычно
Дисциплину и режим.
Не и ни у нас частицы
Нам их надо повторять,
И при этом не лениться,
И ни часу не терять.
После школы, как известно
Мы катаемся в санях
Здесь особенно уместны
Междометья ох и ах!
- Что объединяет все эти выделенные слова? (это части речи)
-Посмотрите внимательно на слайд, все ли части речи вы знаете? Может быть каких-то не хватает?
-Хотите узнать? (Да)
-А теперь каждый из вас поставит перед собой учебную задачу: «Что узнаете на уроке и чему будете учиться?»
Этап «окрытия» детьми нового.
Учебная проблема поставлена и начинается 2-ой этап урока – поиск решения. Суть: учитель помогает ученикам открыть новое знание. Этот этап включает в себя 2 момента: выдвижение гипотезы и проверка гипотезы.
Рекомендации к проведению этапа.
Педагогу следует позаботиться о том, чтобы сначала проверялись ошибочные гипотезы.
Нежелательно, чтобы учитель лично проверял гипотезы
Может случиться так, что 1-ая выдвинутая гипотеза окажется решающей. Можно в качестве провокации подбросить ученикам ошибочную гипотезу.
При выдвижении гипотезы учитель нередко оставляет ее без внимания. Задача учителя заключается в том, чтобы любая гипотеза была проверена.
Этот этап является не только основным, но и наиболее трудоемким. Желательно начинать его не позднее 10-ой минуты.
4 кл. Тема: Глагол. Значение глагола.
Ознакомление с текстом (стихотворение читает учитель)
А я приду, все в действие придет.
Летят ракеты,
Люди строят здания.
Цветут сады, и хлеб в полях растет.
-Проанализируете текст и найдите все глаголы. (Все включены в поисковую деятельность)
Вызванный ученик выделяет глаголы. В его действиях замечена ошибка—не указал 1 глагол. Ошибка замечена и исправлена.
Уч.---обозначает проблему:
- Какие были ваши действия? Как среди всех слов находили глаголы?
Ответы: Эти слова отвечают на вопросы – что делают? Что сделает? Они обозначают действия предметов.
Уч.---А как назвать такие слова?(Выводы, сформулированные учащимися)
-Глагол-это часть речи, обозначает действия предметов, отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?...
Уч.--- А посмотрите ,как об этом сказано на страницах нашего учебника ? Заметили что-нибудь новое? Что мы еще не знаем?
-Выявление места и причины затруднения.
Д.---Вид, наклонение, время, род, число.
Уч.—Вот, ребята, чем предстоит нам заниматься на следующих уроках
Проверка усвоения новых знаний. Выбор правильных ответов.
3 класс. Тема: Самостоятельные и служебные части речи
Послушайте сказку. О чем в ней идет речь?
В одном волшебном королевстве жили-были необычные жители. Одни из них были очень важные, они считали себя самыми главными, а другие жители королевства несли службу, помогали им. Жили части речи очень дружно. Одни части речи верно служили другим: помогали словам в предложении принять нужную форму, связывали слова в предложении, и его части, вносили в предложение дополнительный смысл. А важные особы - части речи им были благодарны.
Однажды в королевстве был парад и части речи должны были построиться в 2 колонны. Они хотели встать правильно и пройти красиво перед королем, показать ему какие они все красивые и нужные. Но очень боялись - правильно ли они встали в колонны?
-О чем идет речь в сказке?
Давайте поможем частям речи правильно распределиться в колонны
-На какие две группы можно распределить все части речи? Ваши предположения.
-Как бы назвали важные части речи? (Самостоятельные)
-А тех, кто им служил? (Служебные)
Давайте запишем эти слова в тетрадь. СЛАЙД + доска коллективная работа
- Запишем самостоятельные и служебные части речи. Вам поможет «торт» с. 146-147
-Сколько всего частей речи в русском языке? (10)
-Сколько самостоятельных частей речи? (6)
-Сколько служебных частей речи? (4)
-Какие части речи тебе уже знакомы?