СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: «Построение музыки. Трёхчастная форма музыки»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Сценарий урока  3 класс

Класс: 3

Тема:  «Построение музыки. Трёхчастная  форма музыки.»

Цель:  развивать умение различать разновидности форм музыкальных произведений. Ввести детей в мир сказочной музыки Норвегии.

Задачи урока: Воспитывать культуру слушания музыки, умение грамотно высказываться о прослушанных муз. произведений. Учит разбираться в элементах муз. речи.

Тип урока: Обобщение темы

Вид урока: урок – путешествие.

Музыкальный материал:

  1. Л.В.Бетховен «Весело. Грустно»
  2. Эдвард Григ - Шествие гномов
 

Оборудование урока: компьютерная презентация, аудиозапись, ноутбук, проектор, экран, доска.

Музыкальные инструменты: Гитара

Ход урока:

  1. Организационная часть урока

-  Сегодня у нас с вами необычный урок – путешествие. Занимайте  места в своих вагончиках ( первый вагон – « умники», второй  - «хореографы» и третий – « фантазёры»).

2. Первая наша остановка в городе германия: а остановка называется «Музыкальная викторина».

                                           

- Сейчас для вас прозвучит  музыка, которая, вам уже знакомая.

У. Послушайте и скажите, что это за произведение и кто его автор.

  (Ответы детей)

У. Мы с вами слушали его на прошлом уроке, СКОЛЬКО НАСТРОЕНИЙ ВЫ УСЛЫШАЛИ В ПРОИЗВЕДЕНИИ?

-  Совершенно верно, это произведение называется «весело-грустно» и написал его КАКОЙ КОМПОЗИТОР?   (Композитор  Л.В.Бетховен)  а, композитор в какой стране родился?

У. А что мы выяснили на прошлом уроке когда слушали  произведение «весело грустно» (муз бывает 2х частной формы)

Ответы детей

 

У. Садитесь по удобнее, едем дальше  ,(картинка)

Как вы думаете в какую страну мы сейчас приехали?

У. Я прочитаю стих и вы поймете куда мы приехали

  1. Основная часть урока

Когда рояль поёт загадочного Грига, не только музыка, но света тайный звук рождается движеньем чутких рук в попытке удержать неповторимость мига.

И кажется - всё чудо бытия: гармонию и древний хаос чувства, безмерность сущего и мимолётность «Я» вместило гения норвежского искусство.

 

У. И так в каком же городе мы сейчас с вами находимся?

У. А как вы думаете почему именно сюда приехали? С творчеством какого композитора я хотела вас сегодня познакомить?

 

У. А кто нибудь знает что такое ФОЛЬКЛОР?

-- Совершенно верно. Фольклор – устное народное творчество. Народ Норвегии уже в давние времена сложил легенды, зовущие нас в фантастический мир природы. Любимыми темами композитора была не только родная  природа, но и  сказочные норвежские герои и именно с ними состоится наше сегодняшнее знакомство.

3.И СТАНЦИЯ НА КОТОРОЙ МЫ ОСТАНОВИЛИСЬ НАЗЫВАЕТСЯ  – «Загадка»:

- Он носит вместо шапки

Весёлый колпачок.

И ростом он всего лишь

С ребячий башмачок.

С фонариком и с песней

Идёт в лесу ночном.

Не ошибёшься, если

Ты скажешь: - Это …. ( гном)

А КТО ТАКОЙ ГНОМ?

 “Это – маленькие бородатые существа, обитающие глубоко под землёй, в горах, в лесах. В недрах земли они хранят несметные сокровища – золото и драгоценные камни. Несмотря на малый рост, гномы наделены сверхъестественной силой. Они могут выковывать волшебные кольца и мечи. Гномы умеют колдовать. Их колдовство бывает добрым и безобидным. Но если гномы рассердятся, то непременно отомстят обидчику”.

 

У.- В Северной Норвегии – стране озёр, лесов и гор – родился и вырос композитор Эдвард Григ. В своих музыкальных произведениях он отразил образы природы, народные сказания родной страны.

 

- Будучи ребенком, Эдвард Григ верил, что под крышкой фортепиано живет целая армия гномов и у каждого из них есть свой характер, своя неповторимая  внешность .

 

Сейчас мы послушаем фортепианную пьесу Э.Грига

А ВЫ ПОДУМАЙТЕ ПОЛУЧИЛОСЬ ЛИ КОМПОЗИТОРУ  ИЗОБРАЗИТЬ ГНОМА , И ТАМ БЫЛ ОДИН ГНОМ ИЛИ НЕСКОЛЬКО, ЧТО ОНИ ДЕЛАЛИ?

 

 «Шествие гномов».

Слушание: Э.Григ «Шествие гномов».

 А КАК БЫ ВЫ НАЗВАЛИ ЭТО ПРОИЗВЕДЕНИЕ?

 

- Почему композитор назвал пьесу шествием? (Ответы детей)

 Беседа о прослушанной музыке: марш – необычный, сказочный. Слышны внезапные, неожиданные акценты, прыжки, ужимки, как будто гномы ковыляют, прихрамывают и даже подтанцовывают.  

 

СЕЙЧАС МЫ ЕЩЁ РАЗ ПОСЛУШАЕМ ПЬЕСУ «НАШЕСТВИЕ ГНОМОВ» НО УЖЕ СЕЙЧАС ПОДУМАЙТЕ

-  Какие средства музыкальной выразительности  воссоздают характер шествия?  Обратите внимание на ритм, регистры, динамику, акценты

И ПОПРОБУЙТЕ ОПРЕДЕЛИТЬ СКОЛЬКО ЧАСТЕЙ В МУЗЫКИ ВЫ УСЛЫШАТЕ?(нотный пример на стр.14 учебника)

- Сколько было настроений в пьесе? (два)

А НАСТРОЕНИЕ ПОВТОРЯЛОСЬ? В НАЧАЛЕ ИЛИ В КОНЦЕ?

 

ПОЛУЧАЕТСЯ  2 НАСТРОЕНИЯ ОДНО ИЗ НИХ ПОВТОРЯЕТСЯ

(КАК ВЫ ДУМАЕТЕ - В какой же форме написана пьеса Э. Грига?

ОПРЕД.

 

оформляют схему трёхчастной формы (прямоугольники двух цветов, первый и третий – одинаковые, средний прямоугольник – контрастного цвета).

 

       
   

 

 

6. -А теперь – станция «Творческая».

 Звучит оркестровый вариант  пьесы «Шествие гномов».

  Все группы учащихся получают задания:

 - «хореографы» придумывают пластические     движения под музыку,

 - « фантазёры»  готовят свои рассказы  о том, что  они «увидели»   слушая музыку,

 - «умники» придумывают вопросы для закрепления.

 

- С каким композитором мы познакомились? -  Почему его называют северным волшебником? -  Какие музыкальные пьесы мы слушали? -  О каких сказочных существах мы слушали музыку?

-  Что означают понятия  «фольклор», «шествие»?

-  В чём особенность трёхчастной формы? И т.д.

  1. Вокально – хоровая работа.

И так ребята нам пара домой на родину , а на чем мы еще с вами можен отправится кроме поезда ? Я прочту вам загадку , а вы отгадаете :

 Быстрее  ветра я скачу, ''Цок-цок,'' – копытами стучу, Я громко ''иго-го'' кричу, Садись на спину – прокачу!

 Исполнение песни . 1-го куп. с припевом.

 

Am

Пойте вместе с нами, хлопайте в ладоши.

G                C               E

На конюшне старой горевала лошадь.

Am

У ее конюшни маловата площадь-

     F                  E

Ни попрыгаешь, ни ног не разомнешь.

Припев:

 

Am      Dm

Далеко, далеко

G                C          E    

Ускакала в поле молодая лошадь.

Am               Dm

Так легко, так легко

F                 E              Am

Не догонишь, не поймаешь, не вернешь.

 

Не жалейте уши, хлопайте в ладоши.

На свою конюшню не вернулась лошадь.

Ни седла, ни сбруи и не надо больше

В четырех стенах томиться день и ночь.

 

Припев

 

Ничего, что жарко, хлопайте в ладоши.

Ничего не жалко для людей хороших.

Потанцуем вместе и тогда, быть может,

Я тебя пойму, а ты меня поймешь.

  1. Итог  урока:

- С каким композитором мы познакомились? -  Почему его называют северным волшебником? -  Какие музыкальные пьесы мы слушали? -  О каких сказочных существах мы слушали музыку?

-  Что означают понятия  «фольклор», «шествие»?

-  В чём особенность трёхчастной формы? И т.д.

 

  - Спасибо всем ребятам. Сегодня мы с вами убедились в том, что можно по-разному рассказать об одном и том же событии, одних и тех же образах.

  Мы были  сегодня с вами  слушателями, исполнителями, художниками, хореографами, фантазёрами. Все вы, безусловно,  сегодня заработали отличные оценки.

  Домашнее задание:  придумать свою сказку ( нарисовать).

 

Просмотр содержимого документа
«Тема: «Построение музыки. Трёхчастная форма музыки»»

УМНИКИ ФАНТАЗЁРЫ ХОРЕОГРАФЫ

УМНИКИ

ФАНТАЗЁРЫ

ХОРЕОГРАФЫ

Германия МУЗЫКАЛЬНАЯ ВИКТОРИНА

Германия

МУЗЫКАЛЬНАЯ ВИКТОРИНА

Людвиг ван Бетховен Немецкий композитор «ВЕСЕЛО – ГРУСТНО»

Людвиг ван Бетховен

Немецкий композитор

«ВЕСЕЛО – ГРУСТНО»

Норвегия

Норвегия

Э́двард Григ норвежский   композитор   периода романтизма,  пианист ,  дирижёр . Творчество Грига формировалось под воздействием норвежской народной культуры.

Э́двард Григ

норвежский   композитор   периода романтизма,  пианистдирижёр . Творчество Грига формировалось под воздействием норвежской народной культуры.

ЗАГАДКА

ЗАГАДКА

Эдвард Григ   «Шествие гномов» 

Эдвард Григ 

«Шествие гномов» 

ТВОРЧЕСКАЯ «хореографы» « фантазёры» «умники»

ТВОРЧЕСКАЯ

«хореографы»

« фантазёры»

«умники»

Пойте вместе с нами,  Хлопайте в ладоши,  На конюшне старой  Горевала лошадь.  У её конюшни  Маловата площадь  Не попрыгаешь и ног не разомнёшь.   Далеко, далеко  Ускакала в поле молодая лошадь.  Так легко, так легко,  Не догонишь, не поймаешь, не вернёшь.

Пойте вместе с нами, Хлопайте в ладоши, На конюшне старой Горевала лошадь. У её конюшни Маловата площадь Не попрыгаешь и ног не разомнёшь. Далеко, далеко Ускакала в поле молодая лошадь. Так легко, так легко, Не догонишь, не поймаешь, не вернёшь.

10

10

"Как львенок и черепаха пели песню"

Трям! Здравствуйте!

Крошка Енот

20 зима в простоквашино Летучий  корабль Ну, погоди!

20

зима в простоквашино

Летучий 

корабль

Ну, погоди!

30 Бременские музыканты ФИКСИКИ АНАСТАСИЯ

30

Бременские музыканты

ФИКСИКИ

АНАСТАСИЯ

40 Принцесса Шехерезада винкс Аладин

40

Принцесса Шехерезада

винкс

Аладин

50 Про Красную Шапочку Буратино котопес

50

Про

Красную Шапочку

Буратино

котопес

НОМИНАЦИЯ 10 Введите вопрос Введите ответ

НОМИНАЦИЯ

10

Введите вопрос

Введите ответ

НОМИНАЦИЯ 20 Введите вопрос Введите ответ

НОМИНАЦИЯ

20

Введите вопрос

Введите ответ

НОМИНАЦИЯ 30 Введите вопрос Введите ответ

НОМИНАЦИЯ

30

Введите вопрос

Введите ответ

НОМИНАЦИЯ 40 Введите вопрос Введите ответ

НОМИНАЦИЯ

40

Введите вопрос

Введите ответ

НОМИНАЦИЯ 50 Введите вопрос Введите ответ

НОМИНАЦИЯ

50

Введите вопрос

Введите ответ

НОМИНАЦИЯ 10 Введите вопрос Введите ответ

НОМИНАЦИЯ

10

Введите вопрос

Введите ответ

НОМИНАЦИЯ 20 Введите вопрос Введите ответ

НОМИНАЦИЯ

20

Введите вопрос

Введите ответ

НОМИНАЦИЯ 30 Введите вопрос Введите ответ

НОМИНАЦИЯ

30

Введите вопрос

Введите ответ

НОМИНАЦИЯ 40 Введите вопрос Введите ответ

НОМИНАЦИЯ

40

Введите вопрос

Введите ответ

НОМИНАЦИЯ 50 Введите вопрос Введите ответ

НОМИНАЦИЯ

50

Введите вопрос

Введите ответ

ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ http://img-fotki.yandex.ru/get/6107/152583420.12/0_6590f_dc023c9c_XL  Нюша на велосипеде http://my-ivanovo.ru/wp-content/uploads/2010/06/74f16339f64a.png  Крош (слайд 2) http://img-fotki.yandex.ru/get/6110/18869520.102/0_6dcb5_9dc29150_XL  Бараш (слайд 2) http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/4/82/417/82417670_n_6.png  Нюша (слайд 2) http://img-fotki.yandex.ru/get/6522/127850699.ba/0_9b7be_d3c65370_XL  Карыч (слайд 2) http://img-fotki.yandex.ru/get/4612/119528728.cb4/0_a0e71_e8c1f8cc_XL  Лосяш (слайд 2) http://dk-met.wmsite.ru/_mod_files/ce_images/igra/0_a0e95_af6e9a2c_xl.png  Крош (слайд 3 – 7) http://img-fotki.yandex.ru/get/4414/119528728.cb4/0_a0e69_a464749a_XL  Бараш с шариками http://img-fotki.yandex.ru/get/4709/119528728.cb5/0_a0eb5_1cab041d_XL  Нюша с ромашкой http://img-fotki.yandex.ru/get/4413/119528728.cb5/0_a0e9f_82954224_XL  Кар- Карыч с корабликом http://stat16.privet.ru/lr/0d26274af501f4e51923a6ed5e659105  Лосяш http://stat18.privet.ru/lr/0b1d3cec6375d01e8e11a66a63e1b390  бабочка http://foto.planetadruzey.ru/2125938.jpeg  картинка для фона

ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ

http://img-fotki.yandex.ru/get/6107/152583420.12/0_6590f_dc023c9c_XL Нюша на велосипеде

http://my-ivanovo.ru/wp-content/uploads/2010/06/74f16339f64a.png Крош (слайд 2)

http://img-fotki.yandex.ru/get/6110/18869520.102/0_6dcb5_9dc29150_XL Бараш (слайд 2)

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/4/82/417/82417670_n_6.png Нюша (слайд 2)

http://img-fotki.yandex.ru/get/6522/127850699.ba/0_9b7be_d3c65370_XL Карыч (слайд 2)

http://img-fotki.yandex.ru/get/4612/119528728.cb4/0_a0e71_e8c1f8cc_XL Лосяш (слайд 2)

http://dk-met.wmsite.ru/_mod_files/ce_images/igra/0_a0e95_af6e9a2c_xl.png Крош (слайд 3 – 7)

http://img-fotki.yandex.ru/get/4414/119528728.cb4/0_a0e69_a464749a_XL Бараш с шариками

http://img-fotki.yandex.ru/get/4709/119528728.cb5/0_a0eb5_1cab041d_XL Нюша с ромашкой

http://img-fotki.yandex.ru/get/4413/119528728.cb5/0_a0e9f_82954224_XL

Кар- Карыч с корабликом

http://stat16.privet.ru/lr/0d26274af501f4e51923a6ed5e659105 Лосяш

http://stat18.privet.ru/lr/0b1d3cec6375d01e8e11a66a63e1b390 бабочка

http://foto.planetadruzey.ru/2125938.jpeg картинка для фона


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!