БПОУ РК «ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
Преподаватель Каширская Т.Н.
Тема: Повторение сведений о строении слова. Словообразовательный анализ, морфемный анализ.
Цель – творческое усвоение сведений о составе слова и способах современного русского словообразования.
Задачи:
расширить представление о строении слова и способах современного русского словообразования;
развить аналитические, творческие способности, стилистическое чутье;
воспитать креативную личность, способную решать сложные проблемы в условиях групповой работы.
Ожидаемые результаты:
знать средства словообразования и их стилистические возможности;
уметь определять значение и стилистическую принадлежность морфем;
уметь образовывать слова различными способами и выполнять словообразовательный и морфемный анализ;
уметь работать в группе.
Основные методы: интерактивная беседа, групповая работа исследовательского и творческого характера.
Оборудование урока: интерактивная доска, интерактивные таблицы, текст рассказа Н.Тэффи «Взамен политики».
План урока
Орг. момент
5 мин.
Повторение и изучение материала
18 мин.
Закрепление изученного материала
15 мин.
Домашнее задание
2 мин.
Рефлексия
5 мин.
Ход урока
Орг. момент
Повторение и изучение материала
Понятийный аппарат по теме «Морфемика»: морфемика, морфема, корневая морфема, аффиксальная морфема, флексия, основа, префикс, корень, суффикс, постфикс.
Понятийный аппарат по теме «Словообразование»: словообразование, способы словообразования, морфологические и неморфологические способы словообразования, сложение, безаффиксный тип словообразования, аффиксация.
преподаватель: У доски выполните: представители 1-ой, 2-ой групп – морфемный разбор слов облачность, внештатный; представители 3-ей, 4-ой групп – словообразовательный разбор этих же слов.
В чем состоит принципиальная разница между морфемным и словообразовательным анализом слов?
/Выступают представители 2-ой и 4-ой групп, представители 1-ой и 3-ой групп корректируют и оценивают ответы/.
1: При морфемном анализе слова выделяются все входящие в него морфемы. Цель такого анализа – показать, из каких морфем состоит слово.
2: При словообразовательном анализе слова выделяется производящая основа и морфемы, при помощи которых образовано данное производное слово. Цель такого анализа – показать, как образовалось производное слово.
преподаватель: Словообразовательные ресурсы русского языка обладают яркой стилистической окраской. Это обусловлено развитой системой русского словообразования, продуктивностью оценочных суффиксов, придающих словам разнообразные экспрессивные оттенки.
Мозговой штурм «Стилистические возможности словообразовательных аффиксов».
Задание для 1-ой и 2-ой групп: обозначить стрелочками ту стилистическую окраску, которую придают словам суффиксы, определить значение суффиксов.
Книжная стилистическая окраска
-к(а) (зарубежка, неотложка, публичка);
-атин(а) (кислятина, постнятина, серятина);
ён(а) (сластёна, гулёна);
-ун (крикун, пискун, болтун);
--уш(а) (крикуша, плакуша);
--аст(ый) (губастый, ушастый, зубастый, горластый);
-л(а) (громила, воротила);
-яш (кругляш, кудряш, племяш) и др.
Разговорная стилистическая окраска
- ость (очевидность, картинность, плавность);
-ств (о) (гражданство, предательство);
-иад(а) (альпиниада, академиада, универсиада);
-льн(ый) (кипятильный, красильный);
-тельн(ый) (измерительный, окислительный);
-изирова(ть) (кристаллизировать, витаминизировать) и др.
Задание для 3-ей и 4-ой групп: обозначить стрелочками ту стилистическую окраску, которую придают словам префиксы, определить значение префиксов.
Книжная стилистическая окраска
воз- (вос-) (вознегодовать, возлежать, восходить, воссиять);
из- (ис-) (изгнать, испить);
низ- (нис-) (низводить, ниспровергнуть);
наи- (наилучший);
со- (соисполнитель, соучаствовать);
интер- (интервокальный);
ультра- (ультрамодернизм, ультраправый) и др.
Разговорная стилистическая окраска
раз- (рас-) (раскрасавец, развеселый);
про- (пробегать, прогулять, проглядеть);
на- (нарассказывать, надавать, насочинять, напринимать).
Сделайте вывод о стилистических возможностях словообразовательных средств.
Вывод: Многие словообразовательные аффиксы служат не только для образования новых слов, но и одновременно определяют сферу употребления производных слов.
Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику: упражнение № 77. Каждая группа анализирует 3 слова из упражнения (определяет способ словообразования и стилистическую принадлежность). Представители одной группы отвечают, представители других групп комментируют ответ.
2. Творческая работа в группах.
Задание № 1 для 1-2 групп. На доске написаны слова, образованные с помощью продуктивного суффикса –дром. Укажите значение суффикса. Определите, в чем состоит различие слов в первом и во втором столбиках.
Космодром
Поэтодром
Ракетодром
Собакодром
Лунодром
Змеедром
Вывод: В первом столбике слова книжные, во втором – окказионализмы (слова, созданные в противоречии с законами словообразования; авторские новообразования, не получившие широкого распространения). Окказионализмы выполняют выразительную функцию (чаще всего сатирическую) за счет нарушения стилистики словообразовательной модели.
Задание № 1 для 3-4 групп. На доске написаны слова, образованные с помощью непродуктивного суффикса –есс. Укажите значение суффикса. Определите, в чем состоит различие слов в первом и во втором столбиках.
Принцесса
Критикесса
Баронесса
Аспирантесса
Поэтесса
Гидесса
Вывод: В первом столбике слова книжные, во втором – окказионализмы. Окказионализмы выполняют выразительную функцию (чаще всего сатирическую) за счет нарушения стилистики словообразовательной модели.
Взаимооценка. Группы оценивают результаты работы друг друга.
Домашнее задание. Прочитать рассказ Н. Тэффи «Взамен политики». Определить, на чем основана языковая игра героев. Выписать исходные и окказиональные слова. Сделать морфемный и словообразовательный анализ этих слов. Определить, на чем основан комизм рассказа.
Рефлексия.
Что нового я узнал (а) на уроке?
Насколько я справился (ась) с каждым заданием?
Как проявились мои креативные способности?
В какой мере проявились мои аналитические способности?
Насколько комфортно мне было работать в группе?
Объективно я оценивал (а) работу других групп?
Какова эффективность моего участия на уроке?
Какую работу мне необходимо провести для полного овладения темой урока?