МБОУ СОШ №49, г. Томск Автор: Юрчук Ольга Александровна ,учитель начальных классов
Тема: Познаем историю слов (Организация этимологического исследования)
Форма урока: исследование с использованием групповой работы
Цель: Развитие исследовательских умений и компетенций группового взаимодействия для актуализации детской образовательной инициативы.
Задачи:
Образовательные: формирование исследовательских умений ( обобщение, анализ, поиск и выделение необходимой информации ),
умение эффективного взаимодействия в парах, группах, умение сравнивать свою версию с версией других, обогащение и расширение этимологических знаний через интерес к слову.
Учебные : повышение функциональной грамотности ,пропедевтика изучения состава слова, развитие текстовых умений.
1 этап Вовлечение детей в совместную исследовательскую деятельность, с использованием знак (я, мы, вместе., т.е. индивидуально, пара, группа).
Загадки 1. Много рук, а нога одна.
(Дерево.)
2.Рассыпался горох
На семьдесят дорог.
Никто не подбирает:
Ни царь, ни царица,
Ни красная девица.
(Град.)
4. Личный кран имеет он,
Чтоб полить свои шесть тонн.
(Слон.)
5 Скатерть бела
Весь двор одела.(Снег.)
6. Травка та растёт на склонах
И на холмиках зелёных.
Запах крепок и душист,
И целебен её лист.
Очень вкусен с нею чай.
Что за травка, отгадай!
(Душица.)
2 Этап Организация этимологического исследования с использованием алгоритма.
В группах и на доске картинки с изображениями и названиями растений (гвоздика, колокольчик, шиповник). Предлагают составить рассказ, чтобы ребята других групп смогли разгадать название этого растения или ягоды. Для этого на доске даны опорные предложения.
Запись на доске:
1. Это растение похоже на …
2.Его название состоит из……….и.т.д.
Примерные тексты, составленные детьми в группах
1) Растение похоже на гвоздь, цветок напоминает шляпку(Гвоздика).
2) Этот цветок похож на колокол. В его названии встречается слово «колокол». Мы предполагаем, что этот цветок назвали так, потому что по форме он напоминает колокол (Колокольчик).
3) Куст этого растения усыпан шипами, отсюда и пошло название растения(Шиповник).
Комментарий: Название связано с образом (формой) предмета.
При работе со словами предполагается путь: через наблюдение за формой к слову. Если дети не могут объяснить название, тогда можно предположить вариант от «Слова к тексту».
3 Этап Организация этимологического исследования морфологической структуры слова без опоры на алгоритм.
Учитель: Что общего в словах?
РЯБЧИК РЯБИНА РЯБОЙ
Дети: В словах общая часть «Ряб»
Учитель: Значит, слова связаны между собой? Как? Посмотрите на картинки, сравните изображение
Дети: РЯБЧИК- пятнистый, РЯБИНА - ягодки похожи на пятнышки, РЯБОЙ- человек, у которого пятнышки на лице. У них у всех пятнышки.
Комментарий: Объяснив лексическое значение слов, детям легче понять общее в них, т.е их этимологию, образование.
4 этап. Мини исследование этимологической лингвистической и познавательной деятельности.
Объясни, почему так назвали птиц?
Прячет на зиму кедровка
В старый мох орехи ловко.
Хвою щиплют глухари.
Зимовать к нам прилетели
Северяне – снегирь.
Алгоритм может иметь вид схемы:
2. Предполагаем происхождение (историю) слова
От образа свойства
(формы) предназначения
1. Из каких слов (частей) состоит слово.
Слово
3. Составляем предложение, текст, стихотворение со словом
Возможен алгоритм в виде последовательности незаконченных предложений:
Его название состоит из….. .
Этот предмет похож на …… .
Примеры версии со словом «кедровка».
Дети : Версия 1,2-ой группы. Слышим в слове «кедр», значит, она живёт в кедровом лесу или питается кедровыми орешками. Окраска как у кедрового ореха.
Версия 3-ей группы. Окраска как у кедрового ореха.
Комментарий: Учитель рассказывает о происхождении слова, опираясь, с одной стороны, на исторические корни слова, а с другой – на версии ребят. Из обсуждения дети понимают, какие версии оказались наиболее верными.
На данном этапе мы предполагаем, что название (слово) происходит: от его схожести с предметом по форме;от свойства, предназначения; другие варианты;
Если «расшифровка» названия вызывает у детей затруднения, я использую ресурс групповой работы, когда каждая группа разрабатывает собственную этимологическую версию.
5этап. Отгадывание названия предмета с опорой на картинку с учетом внешнего вида.
Детям раздаются картинки (фото) птички малиновки(зорянки). По данному фото дети должны предположить название птицы, опираясь на её особенности (окрас перьев, цвет грудки и.т.д.)
Версия 1,2-ой группы. Красногрудка.
Версия 3-ей группы. Краснопёрка, зорька.
Затем учитель сообщает точное название.
Комментарий: Учитель рассказывает о названии предмета, опираясь, с одной стороны, на исторические корни слова, а с другой – на версии ребят. При обсуждении дети понимают, какие версии оказались наиболее верными.
Комментарий к работе: Работа над историей слова формирует исследовательские умения: обобщение, анализ, поиск и выделение необходимой информации ,применение метода информационного поиска. Умение эффективного взаимодействия в парах, группах, умение сравнивать свою версию с версией других, обогащение и расширение этимологических знаний через интерес к слову.
Данная работа, на мой взгляд, позволяет ребенку перейти от возникающего любопытства и учебного затруднения, связанного с пониманием смысла слова, к содержательному интересному этимологическому исследованию. Для меня важно сохранить возникший интерес ребенка, сформировать из него познавательное действие, которое позволит ребенку познать новое, неизведанное.