СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: «Прием контраста – основной художественный принцип в романе».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

             Тема: «Прием контраста – основной художественный принцип в романе».

Цели:

1.Обучить учащихся определять основные художественные приемы в произведении, а именно прием контраста на примере главных героев произведения, художественные детали.

2.Развивать навыки лингвистического анализа текста, выразительного чтения, определения выразительных средств  в  произведении.

3.Воспитывать сознательную дисциплину, любовь к русской литературе.

Тип урока:  урок – объяснение нового материала.

Методы работы: критическое мышление, модульная технология, репродуктивный, наглядно- иллюстративный, метод научно-исследовательских проектов.

Формы работы:   актуализация знаний, дифференцированная, индивидуальная, групповая работа, самостоятельная работа, творческое задание, работа с учебником,  работа в тетрадях, учебная игра, рефлексия.

Просмотр содержимого документа
«Тема: «Прием контраста – основной художественный принцип в романе».»

Тема: «Прием контраста – основной художественный принцип в романе».

Цели:

1.Обучить учащихся определять основные художественные приемы в произведении, а именно прием контраста на примере главных героев произведения, художественные детали.

2.Развивать навыки лингвистического анализа текста, выразительного чтения, определения выразительных средств в произведении.

3.Воспитывать сознательную дисциплину, любовь к русской литературе.

Тип урока: урок – объяснение нового материала.

Методы работы: критическое мышление, модульная технология, репродуктивный, наглядно- иллюстративный, метод научно-исследовательских проектов.

Формы работы: актуализация знаний, дифференцированная, индивидуальная, групповая работа, самостоятельная работа, творческое задание, работа с учебником, работа в тетрадях, учебная игра, рефлексия.

Ход урока:

1.Организационный момент

2.Проверка дом.зад. Взаимопроверка «Учитель – ученик»

3.Актуализация знаний в форме игры «Учитель всегда прав»

*Классика – это научно-популярная литература

*Золотой век русской литературы – это книги, обложки которых покрыты сусальным золотом

*Золотой век русской литературы относится к 14 веку

*Творчество А.С. Пушкина относится к Золотому веку русской литературы.

* А.С. Грибоедов написал роман в стихах «Евгений Онегин»

*В книге «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов поднимает проблемы молодого поколения 19 века.

*Татьяна Ларина – любимая героиня Л.Н. Толстого

*Стихотворение «Я помню чудное мгновение» написал Н.В. Гоголь

*Гланым героем поэмы «Мертвые души» является Павел Иванович Чичиков

* Главные идеологические споры в романе «Отцы и дети» возникают между Базаровым и павлом Петровичем.

3. Сегодня мы продолжим работу по роману Гончарова «Обломов»

*Почему роман называется «Обломов»?

*Кто является главными персонажами романа? ( Илья Ильич Обломов, Андрей Штольц, Ольга Ильинская, Агафья Тихоновна Пшеницына)

*Какую основную проблему поднимает автор в произведении? (Проблему лени, праздного образа жизни)

*Кто является главным носителем этой проблемы? (Илья Ильич Обломов)

Докажите цитатами из текста

*А еще кто? (Захар)

Докажите цитатами из текста

*на кого становится похож Захар? (на своего хозяина)

Ребята, литературные критики называют такое тотальное проявление лени и бездействия «обломовщиной».

*Как вы считаете в нашей сегодняшней жизни есть место такому явлению. Как обломовщина?

И какие примеры вы можете привести из жизни?

*Вам присущи такие черты характера, как у И.И.Обломова?

*Как вы с ними боретесь? И боретесь ли вообще?

4. А кто в романе пытался бороться с ленью Обломова, и является его антиподом?

(Андрей Штольц)

5. Сейчас мы с вами попробуем сравнить этих двух персонажей. Не забывайте , что тема сегодняшнего урока «Прием контраста – основной художественный принцип произведения».

И этот прием автор использует противопоставляя двух главных героев: Обломова и Штольца.

6. Для этого поделимся с вами на две группы.

Те, кто родился летом и осенью, будут характеризовать И.И.Обломова

Те, кто родился Зимой и весной, будут характеризовать А.Штольца.

7. Откройте свои тетради. Начертите сопоставительную таблицу.

По ходу работу будете вносить туда свои записи.

8. Начнем с детства героев.

При помощи каких слов автор применяет прием антитезы. т.е. противопоставления?

При помощи антонимов

Приведите примеры из текста

9.Какая система воспитания вам ближе? Почему?

10. Перейдем ко взрослой жизни наших персонажей.

Можете воспользоваться технологическими картами.

Расскажите, какой образ жизни ведут наши герои во взрослой жизни.

11.Дифференцированная работа:

Группа А :составляет цитатный план

Группа С : находит художественные детали, характеризующие персонажей ( У Обломова: халат, мягкие туфли, диван. У Штольца – деловой с иголочки костюм, все безупречно).

12. Кто вам более симпатичен: Обломов или Штольц? Почему?

13. Ребята скажите, Обломову присущи какие-то положительные черты или он является полностью отрицательным персонажем? (Безграничная доброта)

14. Это качество присуще Штольцу? (Нет, только трезвый рассчет)

15 Составим кластеры положительных и отрицательных качеств Обломова и Штольца.

15. Подведем итог и посмотрим презентацию.

Сделайте вывод: кто же из героев вызывает у вас большую симпатию и почему.

16. Домашнее задание: написать письмо Обломову. О чем бы вы написали?