Стили речи Анализ текстов | 5 мин. | Вспоминаем. Любой текст можно отнести к тому или иному стилю. Под стилем (от греч. stulos - «палочка для письма») обычно понимают разновидность литературного языка, выполняющую определенную функцию в общении, поэтому стили называются функциональными. Какие стили речи вы знаете? (Разговорный, научный, художественный, официально – деловой, публицистический). Текст 1. Конституция РФ. Глава 2 Статья 17 1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. 2. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Стиль – официально-деловой. Цель – сообщение, передача деловой информации. Подстиль – законодательный. Жанр – закон. ( Конституция – основной закон государства) Языковые средства: использование официально – деловой лексики (право, свободы, гарантируются), человек, гражданин (сравним: друг, товарищ), каждый (относительное местоимение), использование производных предлогов ( согласно принципам, в соответствии с Конституцией), предложения с однородными членами предложения. Текст 2. Было тихое летнее утро. Солнце уже довольно высоко стояло на чистом небе; но поля еще блестели росой; из недавно проснувшихся долин веяло душистой свежестью, и в лесу, еще сыром и не шумном, весело распевали ранние птички. На вершине пологого холма, сверху донизу покрытого только что зацветшею рожью, виднелась небольшая деревенька. (И. Тургенев “ Рудин”) Текст 3. ЯЗЫК 1. Исторически сложившаяся система звуковых словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе. Текст 4. Петербург 13 августа. Милый мой голубчик Анечка, получил твое милое письмо, и очень мне грустно было читать. как детишки заплакали, когда я уехал. Милые голубчики! Скажи им сейчас же, что папа их помнит и в Петербург зовет. Обнимаю и целую беспрерывно и благословляю. (Достоевский Ф.М. ) Обиходно-разговорный стиль. - в основном используется нейтральная лексика, хотя есть и разговорные слова (папа, хоть, надо) - эмоциональный характер тексту придают слова с оценочными суффиксами (голубчик, голубчики, Анечка, неделька) - глаголы, передающие состояние автора (помнит, целует, благословляет) - образные средства языка, например экспрессивное обращение (милый мой голубчик Анечка, милые голубчики) - для синтаксиса текста характерно использование различных типов предложений, свободного порядка слов; есть предельно краткие предложения (Очень грустно). |
Публицистический стиль: особенности, жанры, сфера употребления | 5 мин. | Запишем тему урока: «Публицистический стиль: особенности, жанры, сфера употребления». Подберите однокоренные слова: публицистический, публика, публичный, публицист, опубликовать, публицистика. – Какой общий корень имеют слова? – Дайте лексическое значение слов. Слово публика (значение: люди, народ) произошло от латинского слова общественный. Публицистика (от лат. publicus общественный) – литература по актуальным общественно-политическим вопросам современности, текущей жизни общества. Публицистический – характерный для публицистики. Публицистический стиль –в нем сливаются черты разных стилей: научного, официально-делового, художественного, разговорного. Каковы отличительные признаки публицистического стиля? В публицистической литературе освещаются самые разнообразные актуальные вопросы, представляющие интерес для общества: политические, экономические, философские, морально-этические, вопросы воспитания, культуры, искусства, вопросы повседневной жизни Публицистический стиль имеет ярко выраженные стилевые черты, языковые средства и жанры. Прослушаем отрывки из книги Д.С. Лихачёва «Земля родная», за стилевыми и языковыми чертами публицистического стиля. Учитесь говорить и писать! Учиться говорить и писать нужно все время. Язык – самое выразительное, чем человек обладает! Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Вернейший способ узнать человека - прислушаться к тому, как он говорит... А ведь бывает и так, что человек не говорит, а «плюется словами». Для каждого понятия у него не обычные слова, а жаргонные выражения. Такой человек хочет показать, что ему все нипочем, что он выше, сильнее всех обстоятельств, умнее всех окружающих. А на самом деле он трус и робок, неуверен в себе. И если вы хотите быть по – настоящему интеллигентным, образованным и культурным человеком, то обращайте внимание на свой язык. Говорите правильно, точно и экономно. Если вам приходится часто публично выступать, то, прежде всего, следите, чтобы ваши выступления не были длинными. Важно, чтобы вас поняли. Второе правило. Чтобы выступление было интересным, все, что вы говорите, должно быть интересным и для вас. Но как научиться писать? Чтобы научиться писать, надо писать, писать письма, дневники. Одним словом: «Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде». Сфера использования - средства массовой информации Тематика -Общезначимые вопросы культуры, образования. Задачи речи - воздействие на читателя и слушателя. Сообщение информации. Формирование определённого отношения к проблеме. Общие стилевые черты публицистического стиля актуальность; образность; логичность; эмоциональность; призывность; экономия языковых средств четко выраженное авторское отношение к проблеме доходчивость и доступность. Строение текста публицистического стиля: тезис, аргументы, вывод Жанр - статья. - суффиксы -ость, -ств-о, -еств-о, -ни-е-, -изм (обстоятельства), - суффиксы -ому, -ему, -и, -ски, -ки (по-настоящему), - приставки не-, по-, меж:-, сверх-, (неуверен в себе), - существительные в ед. ч. в значении мн.ч. (человек не говорит, а «плюется словами»); - глаголы в форме повелительного наклонения (обращайте, следите) - прилагательные в превосходной степени (вернейший, сильнее всех обстоятельств, умнее всех окружающих) - отрицательные и модальные частицы (Вот это правильно!) Посмотрим, какие синтаксические средства языка, позволяющие усилить её воздействие на читателей и слушателей, характерны для публицистической речи? Побудительные (по цели высказывания) и восклицательные (по эмоциональной окраске) предложения: повторы; однородные члены; вводные слова (одним словом, прежде всего) Как вы думаете, к кому обращается автор? Каким образом завершается текст и с какой целью это делает автор? (В публицистическом стиле часто используются литературные цитаты, афоризмы, пословицы и поговорки.) Мы с удовольствием смотрим телевизор, в Интернете узнаем новости, часто перелистываем страницы иллюстрированных журналов. А вот газеты читаем все реже и реже. А ведь именно газеты наиболее оперативно отражают все актуальные проблемы общества. Разнообразны и газетные жанры. |
Результаты исследований «Мир профессий» | 10 мин | Проблемой изучения мира профессий занимается I группа. «Мир профессий» Слово "профессия" происходит от латинского слова «professio», означающего буквально «официальное объявление своего занятия». Профессия – род трудовой деятельности, требующий определённой подготовки и являющийся обычно источником существования. Мир профессий огромен, их насчитывается более 40 тысяч, причем ежегодно появляется около пятисот новых и столько же исчезает или видоизменяется. Как сделать правильный выбор? Какие профессии сегодня нужны обществу? Когда человек выбирает себе профессию, его интересует, чтобы его профессия пользовалась популярностью у работодателей не только сегодня, но и через 10-20 лет. Это называется стабильностью спроса на профессию. Показателем стабильности спроса на профессию является количество рабочих мест по той или иной специальности, имеющихся на разных предприятиях района и области. Наряду с “вечными” профессиями – строитель, врач, учитель и т.п., актуальными становятся транспортная, химическая индустрия, высокие технологии, связь, коммуникации, новые профессии на стыке традиционных, управление экономикой, социальная сфера. Одновременно для профессиональной успешности на современном этапе развития общества личностные качества, коммуникативные умения, мотивация человека на труд, готовность к непрерывному повышению своего профессионализма, к переменам приобретают большее значение, чем традиционно понимаемый объём знаний. Анализ перспектив современного рынка труда показывает, что в ближайшем будущем, когда мы начнем свой профессиональный путь, очень большое значение приобретут такие черты личности, как, например, готовность учиться, постоянно получать новые знания и умения, навыки общения, готовность трудиться, направленность на достижение результата, самостоятельность, ответственность и т.д. Оцените выступление |
«Наш выбор» | | ВЫСТУПЛЕНИЕ 3 ГРУППЫ «Наш выбор» - Как вы думаете, из каких факторов складывается выбор профессии? Что необходимо учитывать при выборе профессии? Какова формула правильного выбора? При решении проблемы «кем быть» рекомендуется пользоваться следующими правилами: Для того, чтобы правильно выбрать себе профессию нужно : 1.Определить каковы ваши профессиональные интересы и склонности, мечты о профессии т.е , что я «ХОЧУ». 2. Оценить, каковы ваши профессионально-важные качества: способности, состояние здоровья, характер, темперамент и т.п. Или проще сказать – это наше «МОГУ». 3.Узнать какие профессии пользуются спросом у работодателей на рынке труда, иначе говоря, каково сегодня «НАДО». Например, если ваши мечты , т.е что я « Хочу» соответствуют вашим способностям, состоянию здоровья или характеру, т.е что я «Могу», а также ваша выбранная профессия пользуется спросом на рынке труда, т.е «Надо», то вот эта золотая середина говорит о том, что вы правильно выбрали ту или иную профессию. Как можно определить свои возможности, потенциал, способности, склонности? (при помощи диагностических методов). 1. При помощи «Дифференцированно-диагностического опросника» Климова мы определили наши склонности по предметам труда: человек-знак, человек-техника, человек-природа, человек-художественный образ, человек-человек. 2. Тест Голланда помог нам выявить особенности учащихся нашего класса относительно различных сфер деятельности. 3. Очевидно: каждому человеку что-то удаётся лучше, чем всё остальное. Наша задача — обнаружить в себе этот талант. Интересно, что видят в тебе окружающие? Какие грани твоего таланта наиболее заметны. Мы провели опрос среди одноклассников «Какую профессию ты мне рекомендуешь?» Результаты очень интересны. |