СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: «.Р.Державин. «Фелица», «Властителям и судиям». Обличение несправедливой жизни правящих кругов в одах.».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Познакомиться с творчеством Г.Р.Державина на примере некоторых стихотворений. 3. Вырабатывать умение работать с тестом. 4. Развивать интерес к творчеству Г.Р.Державина.

Просмотр содержимого документа
«Тема: «.Р.Державин. «Фелица», «Властителям и судиям». Обличение несправедливой жизни правящих кругов в одах.».»

Урок в 10 классе.


Подготовила учительница Ленинаульской общеобразовательной средней школы №2 Шамирзаева Пайнусат Мавсуровна


Тема: «.Р.Державин. «Фелица», «Властителям и судиям». Обличение несправедливой жизни правящих кругов в одах.».

Цель:

- Расширить знания учащихся о фактах биографии Г.Р.Державина, оказавших влияние на мировоззрение поэта; воссоздать атмосферу эпохи, выявить художественную идею стихотворения «Властителям и судиям»;

- формировать навыки выразительного чтения, лексической работы, работы с учебником терминами;

 Ход уроков

Эпиграф к уроку:

Ум и сердце человечье

Были гением моим.

Г. Р. Державин. Признание





1.Организационный момент

2. Сообщение темы и цели урока

3 .Опрос по повторению.  ( Тестовая работа- 10 минут)



1.Термин «классицизм» переводится с латинского языка как

1) чувственный

2) действенный

  • 3) образцовый



2. Классицизм – это

1) направление (течение) в литературе и искусстве второй половины XVIII века, отмеченное повышенным интересом к человеческому чувству, эмоциональному восприятию окружающего мира.

2) художественное направление (течение) в искусстве и литературе XVII – начала XIX века, для которого характерны высокая гражданская тематика, строгое соблюдение определённых творческих норм и правил.

3) художественное направление (течение) в искусстве и литературе, отражавшее стремление художника к правдивому изображению действительности.



3. Классицизм как литературное направление зародился

1) во Франции

2) в России

3) в Англии



4. Кто создал развёрнутую эстетическую теорию классицизма?

1) Н. Буало

2) Ж.Б. Мольер

3) П. Корнель



5. Основное свойство классицизма:

1) стремление представить человеческую личность в движении

2) обращенность к образам и формам античного искусства как классическим и идеальным образцам

3) доминанта субъективного над объективным



6. В основе эстетики классицизма

1) элегические настроения

2) провозглашение творческой активности художника

3) принцип рационализма и «подражания природе»



7. Для классицизма характерно

1) теория «трех штилей», драматургическое триединство, основной конфликт между чувством и разумом

2) двоемирие, одиночество лирического героя, тема свободы

3) изображение типичных героев в типичных обстоятельствах 


8. В традициях классицизма работали

1) А.П. Сумароков, А.С. Грибоедов, Н.М. Карамзин
2) А.П. Сумароков, А.С. Грибоедов, Н.М. Карамзин
3) М.В. Ломоносов, Д.И. Фонвизин, В. К. Тредиаковский



9. Кто является автором «теории трёх штилей»?

1) Д.И. Фонвизин

2) М.В. Ломоносов

3) В.К. Тредиаковский



10. Классицизм появился в России

1) XVII век

2) 30-е годы XVIII века

3) вторая половина XVIII века



11. Какая черта не относится к классицизму?

1) культ разума;

2) художественное произведение организуется как искусственное, логически построенное целое;

3) культ чувства.



12. К высоким жанрам относятся

1) комедия, трагедия, ода;

2) комедия, эпопея, ода;

3) комедия, сатира, ода.



13. Кто положил начало драматургической системе классицизма?

1) М.В. Ломоносов

2) В. К. Тредиаковский

3) А.П. Сумароков



14. Вершиной русского классицизма является творчество

1) Д.И. Фонвизина

2) М.В. Ломоносова

3) В.К. Тредиаковского



15. Кому из представителей русского классицизма удалось соединить тематику и лексику «высокого штиля» и просторечье?

1) М.В. Ломоносову

2) Д.И. Фонвизину

3) Г.Р. Державину



16. Что можно назвать основным лозунгом классицизма?

1) подражание природе;

2) чувственное восприятие;

3) взгляд на жизнь «сквозь призму сердца».



17. Как называлась работа, в которой Н. Буало создал развёрнутую эстетическую теорию классицизма?

1) «Поэтическое искусство»

2) «Искусство и поэзия»

3) «Классицизм в искусстве»



18. Правило «трёх единств» включает в себя

1) единство времени, места и героев;

2) единство времени, места и действия;

3) единство жанра, места и действия.





19. К низким жанрам относятся

1) комедия, сатира, басня;

2) комедия, эпопея, ода;

3) комедия, сатира, трагедия.



Ответы ( 3,2,1,1,2,3,1,3,2,2,3,2,3,1,3,1,1,2,1,)





II. Вступительное слово учителя о Г. Р. Державине.

Чтение эпиграфа к уроку.

Эти слова принадлежат замечательному поэту конца XVIII – начала XIX века Гавриилу Романовичу Державину (1743–1816). В его характере, жизни и творчестве как в зеркале отразилась противоречивая эпоха конца XVIII–начала XIX века.

В первых числах октября 1803 года министр юстиции Гавриил Романович Державин был вызван к царю .Стоял погожий осенний день. За окном царского кабинета желтели листья . На узорном паркете лежал бледный солнечный луч.. Александр 1 сказал недовольно , глядя в лицо своему 60-летнему министру « ты очень ревностно служишь» Державин склонил седую голову: « Я иначе служить не могу , государь. Простите» Царь , помолчав немного , ответил с легким раздражением: « Подай просьбу об увольнении от службы»

7 октября указ об отставке был подписан. Желая доказать себе и другим , что не огорчен он писал:

Не хочу моей свободы

Совесть на мечту менять;

Гладки воды, коль погоды

Их не могут колебать.

Власть тогда моя высока,

Коль я власти не ищу.

Он сказал правду, как привык говорить ее всем, от близких до царей

По своим убеждениям Державин был верным слугой самодер­жавия, но самодержавия просвещенного, «разумного». Поэтому всевозможные нарушения законности, неправосудие, лихоимство, притеснение слабых и обиженных вызывали в нем негодование и стремление восстановить справедливость. Он не боялся высказы­вать свое мнение не только всевластным вельможам, но и царям. И это были не только письма, прошения, заметки служебного харак­тера, но и его поэзия, о которой мы будем говорить ниже..

Жизнь его была бурной и трудной. Всего, чего достиг Державин, достиг сам, без покровительства и опеки.

Время было неспокойное. На престол, свергнув мужа Петра 111, Вступила Екатерина 11( 1762)

Державин долгие годы ее чтил ,ожидая от нее доброты, справедливости ,принятия мудрых государственных законов. Поэтому он , защищая власть, принял участие ( будучи в армии) в подавлении крестьянского восстания под руководством Пугачева.

В 1783 в журнале «Собеседник любителей российского слова», где сотрудничала сама императрица опубликована ода «Фелица».


111. Чтение оды « Фелица»

Петербург облетела новость: появилась анонимная ода , где с необычной смелостью показаны пороки вельмож, приближенных Екатерине 11, которой ода посещена . Оду старались достать, прочесть , переписать.. Ода «Фелица» (1782), первое стихотворение, сделавшее имя Гавриила Романовича Державина знаменитым. Свое необычное название это произведение получило от имени героини «Сказки о царевиче Хлоре», автором которой была сама Екатерина II. Этим именем, которое в переводе с латинского значит счастье, она названа и в оде Державина, прославляющей императрицу и сатирически характеризующей ее окружение.

Екатерина II пожелала узнать, кто написал стихотворение, в котором так точно ее изобразил. В благодарность автору она послала ему золотую табакерку с пятьюстами червонцами и выразительной надписью на пакете: «Из Оренбурга от Киргизской Царевны мурзе Державину». С того дня к Державину пришла литературная слава, которой до того не знал ни один русский поэт.

Основные темы и идеи. Стихотворение «Фелица», написанное как шутливая зарисовка из жизни императрицы и ее окружения, вместе с тем поднимает очень важные проблемы. С одной стороны, в оде «Фелица» создается вполне традиционный образ «богоподобной царевны», в котором воплощено представление поэта об идеале просвещенного монарха. Явно идеализируя реальную Екатерину II, Державин в то же время верит в нарисованный им образ:


Подай, Фелица, наставленье:
Как пышно и правдиво жить,
Как укрощать страстей волненье 
И счастливым на свете быть?

С другой стороны, в стихах поэта звучит мысль не только о    мудрости власти, но и о нерадивости исполнителей, озабоченных своей выгодой:

Везде соблазн и лесть живет,
Пашей всех роскошь угнетает.
Где ж добродетель обитает?
Где роза без шипов растет?

Сама по себе эта мысль не была новой, но за образами вельмож, нарисованных в оде, явно проступали черты реальных людей:

Кружу в химерах мысль мою:
То плен от персов похищаю,
То стрелы к туркам обращаю;
То, возмечтав, что я султан,
Вселенну устрашаю взглядом;
То вдруг, прельщался нарядом.
Скачу к портному по кафтан.

В этих образах современники поэта без труда узнавали фаворита императрицы Потемкина, ее приближенных Алексея Орлова, Панина, Нарышкина. Рисуя их ярко сатирические портреты, Державин проявил большую смелость — ведь любой из задетых им вельмож мог разделаться за это с автором. Только благосклонное отношение Екатерины спасло Державина.

Но даже императрице он осмеливается дать совет: следовать закону, которому подвластны как цари, так и их подданные:

Тебе единой лишь пристойно,
Царевна, свет из тьмы творить;
Деля Хаос на сферы стройно,
Союзом целость их крепить;
Из разногласия — согласье 
И из страстей свирепых счастье 
Ты можешь только созидать.

Эта любимая мысль Державина звучала смело, и высказана она была простым и понятным языком.

Заканчивается стихотворение традиционной хвалой императрице и пожеланием ей всех благ:

Небесные прошу я силы,
Да, их простря сапфирны крылы,
Невидимо тебя хранят 
От всех болезней, зол и скуки;
Да дел твоих в потомстве звуки,
Как в небе звезды, возблестят.

Екатерина 11 сделала попытку « приручить « Державина, назначив его правителем сначала Олонецкой, затем Тамбовской губерний. Державин всюду устанавливал свои порядки: боролся со взяточничеством, с неправдой в судах,- и отовсюду его выживали. Губернаторам и чиновникам не нужен был человек, который мешает им наживаться и чинить произвол. Тогда императрица сделала его одним из своих секретарей. Но тут он считал своей обязанностью « раскрыть ей глаза», требуя справедливости.

Служба на высоких государственных должностях, в том числе работа губернатором, убедила Державина в том, что в Российской империи постоянно нарушаются законы. Его борьба с этим явлением как высокого государственного служащего не имела успеха: он не встретил поддержки ни в обществе, ни в правительстве. Нарушители закона благополучно избегали заслуженной кары. Но в то же время поэт свято верил в то, что сама Екатерина — добродетельная монархиня, окруженная злыми сановниками. Негодование и гнев требовали выхода. И тогда поэт задумал написать переложение 81-го псалма— так в древности назывались библейские песнопения, обращенные к Богу. Ода Г. Р. Державина называется «Властителям и судиям»

1V. Чтение оды « Властителям и судиям»

 Екатерина II, прочитав это стихотворение, пришла в ярость. "Гневная ода" родившаяся из под пера Гавриила Романовича Державина потрясла Россию конца 18-го века. Ода представляет собою обращение Бога и автора к земным богам – царям и тем, в чьих руках находится правосудие.

Державин обращается к чиновникам, называя их "богами земными". Он спрашивает их, сколько это беззаконие будет продолжаться. Он грозит им карой высших сил. Он пытается донести до них, что нет существенной разницы между ними и другими людьми. Все смертны и все равны перед Господом. Державин призывает следовать единым для всех законам справедливости.

Смысловое содержание оды можно поделить на две части. В первой Гавриил Романович расказывает, чем именно должны заниматься властьимущие. Он объясняет их роль и обязанности перед простым народом. Вторая же часть носит обличительный характер. В ней автор указывает на безразличие и продажность власти. Он пророчит провинившимся высший суд, на котором их взятки ничего не решат. Державин не берет на себя роль Судьи, он лишь напоминает "слепцам" о Его высшей справедливости.

Даже Екатерина увидела в оде революционные мотивы, которых автор туда и не думал вкладывать.

Стихийный демократизм Державина прорывается неудержимо , уравнивая царей и рабов: все подчинены закону природы:

И вы подобно так падете,
Как с древ увядший лист падет!
И вы подобно так умрете,
Как ваш последний раб умрет!

Конечно, Державин не был революционером, он был монархистом, и своим стихотворением не собирался вызвать мятеж в обществе. Но отсутствие справедливости в стране его очень возмущало. В дальнейшем подобная тема зазвучит в творчестве Пушкина, Лермонтова и других поэтов.

V.. Беседа по содержанию стихотворения.

– Какова тема этого стихотворения?

– Что считает своей заслугой перед читателями Державин? Зачитайте.

– Каким видится ему памятник поэту?

II. Итог урока.

Вывод. По содержанию творчества и способам поэтического обобщения Державин – поэт-классицист (проповедовал идеи просвещенной монархии и выполнения каждым своего долга перед государством; его одам свойственны риторичность, рассудочность, ораторский пафос). Однако с неслыханной для его времени силой поэт нарушает эту художественную систему, нарушая тем самым и поэтическую систему классицизма.

Домашнее задание:

1) выучить одно из стихотворений Державина;

2) подготовиться к внеклассному чтению, прочитать главы из книги Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» («Спасская Полесть», «Любани», «Пешки», «Тверь», «Крестьцы»);

3) индивидуально: биография А. Н. Радищева.