КГУ «Раздольненская основная школа»
Урок истории Казахстана
8 класс
Тема: «Реформа 1867-1868 годов»
Учитель истории Мамырбеков Мурат
2016 год
8 класс история Казахстана
Тема урока: Реформы 1867-1868гг в Казахстане
Цель урока : раскрыть содержание реформы 1867-1868гги показать их колониальную сущность.
Задачи:
1.На примере реформ 1867-1868 годов показать дальнейшую колонизацию казахских земель и сравнительный анализ т.е. сопоставить реформы 1822,1824гг и 1867-1868гг. продолжить работу с историческими понятиями: реформа, колония, колонизация, генерал-губернаторство, суд биев и т.д.
2.развивать умение работать с текстом учебника, анализировать, составлять схемы, давать оценку, сравнивать, делать выводы, работать с исторической картой .
3.Прививать чувство любви к Родине, воспитание в духе интернационализма.
Оборудование: мультимедийная доска, презентация, флипчарты, карта «Казахстан в 19 веке»
Тип урока: изучения нового материала.
Ход урока: Оргмомент.
Задание на повторение темы «Ликвидация ханской власти» (слаид №2)
Причины проведения реформы 1867-1868гг. в Казахстане (слаид №3)
1. В степи по-прежнему сохранялась власть султанов;
2. Административно-территориальное деление, которое было принято согласно Уставам не соответствовало изменившимся условиям;
3.Развивающаяся промышленность европейской части России все больше нуждалась в дешевых источников сырья ми рабочей силы;
4.Российская империя имела возможность получения дополнительных средств, вводя единые налоги для казахского населения;
5. Появилась необходимость организованного переселения безземельных крестьян из европейской части России в Казахстан.
Сообщение учащихся о ходе подготовки реформы. (слаид №4)
1865 год с целью изучения края и подготовки Положения об управлении краем создана Степная комиссия во главе с Гирсом
Составлен вопросник по изучению казахской страны
Не были учтены интересы народа, советовались с узкой группой феодалов.
На слайде №5 (портреты Шокана Валиханова,Абая Кунанбаева и Ибрая Алтынсарина)
Шокан Валиханов высказался за перестройку управления Казахстана на началах народного самоуправления.
Абай, Ибрай Алтынсарин осуждали аграрную политику царизма
Слайд №6 (Портрет императора Александра II)
21 октября 1868 год – «Временное положение об управлении в Уральской, Тургайской, Акмолинской и Семипалатинской областями»
11 июля 1867 год – «Временное положение об управлении Семиреченской и Сырдарьинской областями»
Главные цели реформы: (слайд №7)
Создание нового административного управления ;
Дальнейшее освоение богатейших растительных и минеральных ресурсов Казахстана;
Объявление земель Казахстана государственной собственностью;
Увеличение налоговых сборов;
Распространение общеимперского гражданского и уголовного законодательства;
Создание новой структуры судебных органов.
Работа с текстом учебника (стр.176-177): Составление схемы административно-территориального деления Казахстана согласно реформе 1867-1868гг.
Изменения в административном управлении областей (слаид №8)
Казахстан
генерал – губернаторство
область
уезд
волость
ауыл
Задание: покажите на карте «Казахстан в 19 веке» территории генерал –губернаторств и границы областей.
Заполните контурную карту.(флипчарт)
Сообщение учащихся о изменениях в судопроизводстве и нлогообложении.
Изменения в системе суда и судопроизводства (слаид № 9)
Военно-судебные комиссии
Уездные суды (действовали на основе общеимперских законов)
Суды биев и казиев (сохранились только в Сырдарьинской области)
Налоговая политика(слаид № 10)
Единый налог – кибиточная подать (ежегодно с каждой кибитки в денежном виде);
Султаны – чингизиды освобождались от налогов;
Единый паспортный сбор;
Новые виды повинностей и сборов (кара шыгын, ремонт дорог, мостов, доставка топлива, и лошадей и т. д)
Последствия реформы (слаид №11)
Реформы не решили всех коренных противоречий общества, но повлияли на социально-экономическое развитие Казахстана.
Созданы предпосылки для освоения богатств края.
Капиталистические явления, проникая в хозяйственную и социальную жизнь, ослабили ряд регрессивных черт старых общественных отношений.
Происходили положительные изменения в повседневной жизни кочевников.
Происходило формирование национального рабочего класса.
Усилилось социальное расслоение аульных жителей, в казахском обществе все больше появляется жатаков.
Были ущемлены интересы и права местной знати. Ограничивались права мусульманского духовенства.
Реформа носила ярко выраженное классовое содержание.
Волостная и аульная знать стала опорой царского самодержавия в Казахстане.
Объявление казахских земель государственной собственностью России
Закрепление: 1. Делаем сравнительный анализ
1822.1824гг | реформы | 1867-1868гг |
различие | сходство | различие |
1 учитывалось родовое деление общества | Административное деление казахских земель | Земля объявлялась государственной собственностью |
Формально управлял округом ага - султан | Уничтожен институт ханства, султанства | Вся власть сосредоточена в руках генерал-губернатора |
3.Власть волостных султанов передавалась по наследству | Привлечение местной знати | Царская администраци могла отменить решение выборов и назначить своего предствавителя |
| Ограничеы права биев | |
| Ужесточение эксплуатации народа | |
Тестовые задания .
Выставление оценок.
Д/З параграф 37-38