СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • Цели:
  • Показать роль языка в жизни общества как базовую, развитие языка в связи с исторически развитием общества.
  • Готовиться к сдаче выпускного экзамена.
  • Обогащать и развивать речь учащихся.

 

Просмотр содержимого документа
«Тема: Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление.»

Тема: Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление.

  • Цели:

  • Показать роль языка в жизни общества как базовую, развитие языка в связи с исторически развитием общества.

  • Готовиться к сдаче выпускного экзамена.

  • Обогащать и развивать речь учащихся.


Ход урока.


1. Лингвистическая разминка.


1.Найдите предложения с предлогами.

а) Дом напротив недавно отремонтировали.

б) Неожиданно передо мной распахнулись двери.

в) Удачно, что прямо напротив школы находится кинотеатр.

г) Благодаря долгожданному дождю, изнуряющая жара отступила и животные пустыни были спасены.


2.Найдите предложения с речевыми ошибками, исправьте предложения

а) Работы ведутся согласно графику.

б) Благодаря вмешательства милиции преступление было предотвращено.

в) У меня сносилась набойка на правом туфле.

г) Отец Некрасова хотел, чтобы сын получил военную карьеру.


3.Определите, какие стилистические фигуры и тропы встречаются в данных отрывках.

а) Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лёд и пламень.

Не столь различны меж собой.

б) Она тревожна, как листы;

Как гусли многострунна.

в) Вспомнились и лица, давно позабытые,

Вспомнились обильные страстные речи.

г) Старый клён на одной ноге стережет голубую Русь.


2. Синтаксическая минутка.

-Прочитайте предложения. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. Сделайте их синтаксический разбор.


1. На столе в деревянной миске дрожал заливной язык.


2. Когда ребёнку хочется подразнить кого-то он высовывает язык у эскимосов же это действие означает приветствие

3. Языки пламени подбирались всё ближе и вскоре огонь лизнул штору.

4. Древнегреческий язык и латынь считаются мёртвыми языками потому что их развитие закончилось много веков назад однако мне больше нравится определение «классические» этими языками пользуются юристы и фармацевты медики и биологи.


- О каких значениях слова язык идёт речь в предложениях?


3. Сообщение темы и целей урока.

4. Беседа по изученному материалу.


-Почему язык общественное явление?

-Функции языка?

-Что значит «национальный язык»?


5. Проверка домашнего задания.

1 Сообщение учащихся.

1.1. Работа по закреплению прослушанного материала.

Найдите в приведённых ниже пушкинских строчках устаревшие слова и грамматические формы:

А. Он пел поблеклый жизни цвет,

Без малого в осьмнадцать лет.

Б.С героем моего романа

Без предисловий, сей же час

Позвольте познакомить вас…

В. Бывало, он ещё в постеле:

К нему записочки несут.

Что? Приглашенья? В самом деле,

Три дома на вечер зовут...

Г. Там лес и дол видений полны,

Там о заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой.


2. Беседа о высказываниях.

-Прочитайте высказывания, которые вы подобрали дома о языке.

-Прочитайте высказывания, подготовленные мною.


«Настоящий, сильный, где нужно – нежный, трогательный, где нужно –строгий, серьёзный, где нужно- страстный, где нужно- бойкий и живой язык народа».

Л.Н.Толстой

«Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен»

А.И.Куприн

С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было передать русским словом. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей – сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».

К.Г. Паустовский

- Перестройте эти высказывания, как высказывания с прямой речью. Запишите одно высказывание в форме прямой речи и одно высказывание в форме косвенной речи

2.1.Работа по индивидуальным карточкам.

Сухобрус Алёна :

Какие из приведённых ниже слов этимологически родственны? Аргументируйте свой ответ.

Проволока, волкодав, невольно, облако, волнушка, наволочка.

Михайлов Антон:

Заполните таблицу, вписывая недостающие полногласные и неполногласные слова. Если не можете найти точную пару, подбирайте родственные слова.


Полногласие

Неполногласие

Полногласие

Неполногласие


здравие


сладко

сторона


Ворота



влас


Бразда

голова


Ворог



брада


Брань

дерево


Оболочка


город


Жеребий



вран


млеко


Головина Ирина:

В старину заготовка осиновых чурок для изготовления ложек и прочих мелких деревянных изделий считалась совсем простым занятием, почти что бездельем. Так и появился в русском языке фразеологизм. Вспомните, какой, что он означает? Подберите синонимичные фразеологизмы.

3.Игра «Аукцион»

- Запишите как можно больше фразеологических оборотов со словом язык.


7.Подведение итогов урока.

Рефлексия.

- Запишите пять прилагательных , характеризующих наш урок.

8. Выставление оценок.

Д/з. § 15 «Русский литературный язык и его стили.

Упр. 179



Карточка № 1.


Какие из приведённых ниже слов этимологически родственны? Аргументируйте свой ответ.

Проволока, волкодав, невольно, облако, волнушка, наволочка.



Карточка № 2.


Заполните таблицу, вписывая недостающие полногласные и неполногласные слова. Если не можете найти точную пару, подбирайте родственные слова.


Полногласие

Неполногласие

Полногласие

Неполногласие


здравие


сладко

сторона


Ворота



влас


Бразда

голова


Ворог



брада


Брань

дерево


Оболочка


город


Жеребий



вран


млеко


---------------------------------------------------------------------------------------


Карточка № 3.


В старину заготовка осиновых чурок для изготовления ложек и прочих мелких деревянных изделий считалась совсем простым занятием, почти что бездельем. Так и появился в русском языке фразеологизм. Вспомните, какой, что он означает? Подберите синонимичные фразеологизмы.











Оценочный лист.

Ф.И. ученика


п/п

Вид работы

Оценка

1.

Лингвистическая разминка


2.

Синтаксическая пятиминутка


3.

Проверка домашнего задания


4.

Нахождение устаревших слов


5.

Работа по карточкам


6.

Работа с высказываниями


7.

Игра «Аукцион»


Общая оценка


Рефлексия






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!