Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Нивовская средняя общеобразовательная школа»
Раздольненского района Республики Крым

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии
для 6 класса
на 2018/2019 учебный год
Программу составил: учитель географии первой категории
Аметова Эсма Юсуповна
Нива, 2018 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа учебного предмета «География» составлена на основе линии учебно-методических комплектов «Полярная звезда» под редакцией А.И. Алексеева, В.В. Николиной, Е.К. Липкиной (М: «Просвещение», 2014г) и соответствует требованиям к освоению основной образовательной программы основного общего образования, представленных
в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения.
Рабочая программа составлена на основании следующих нормативных документов:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- Авторской программы: А.И.Алексеева, В.В.Николиной, Е.К.Липкиной. География линии «Полярная звезда».
Реализуются с помощью учебника: География. 5-6 классы: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе (DVD)/ [А.И.Алексеев, В. В.Николина, Е. К. Липкина и др.] - М: «Просвещение», 2016.- 191 с.: ил., карт. – (Полярная звезда)
- Учебный план МБОУ «Нивовская школа» на 2018/2019 учебный год.
Программа рассчитана на 34 часа в год соответственно (1 час в неделю, 34 учебные недели).
Программа направлена на развитие и формирование универсальных учебных действий, а так же на духовно-нравственное развитие и воспитания личности.
Цели и задачи:
-формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
-формирование целостного географического образа планеты Земля на разных уровнях (планета в целом, территории материков, России, своего региона);
-понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития с учетом исторических факторов;
-понимание основных природных, социально-экономических, экологических геополитических процессов и закономерностей, происходящих в географическом пространстве России и мира;
-формирование системы интеллектуальных, практических, универсальных учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и экологически целесообразное поведение в окружающей среде;
-формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости географического пространства для человека, с заботой о сохранении окружающей среды для жизни на Земле;
-формирования опыта жизнедеятельности через усвоенные человеческие научные общекультурные достижения (карта, космические снимки, наблюдения путешествия, традиции, использование приборов и техники), способствующие изучению освоению и сохранению географического пространства;
-формирования опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных приборов (план, карта, приборы, объекты природы), обеспечивающих реализацию собственных потребностей, интересов, проектов;
-формирование опыта творческой деятельности, социально-коммуникативных потребностей на основе создания собственных географических продуктов (схемы, карты, компьютерные программы, презентации);
-понимание закономерностей размещения населения и территориальных организации хозяйства в связи с природными, социально- экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
-всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимосвязи, ориентацию в разнообразных природных, социально-экономических процессах и явлениях, их пространственной дифференциации, понимание их истоков, сущности и путей решения проблем для устойчивого развития страны;
- выработка у учащихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностными результатами обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты:
- воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование личностных представлений о целостности природы Земли; осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенции с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
- формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- развитие эмоционально-ценностного отношения к природе, эстетического сознания через освоение природного и культурного наследия народов мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Важнейшие метапредметные результаты обучения географии:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, устанавливать аналогии, выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- владение умением создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ- компетенции).
Важнейшие предметные результаты:
1) первичные представления о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды;
2) основополагающие знания о природе Земли как целостной развивающейся системе, о единстве человека и природы;
3) первичные навыки использования территориального подхода (на примере своего региона) как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире;
4) элементарные практические умения использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
5) основы картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
6) первичные навыки нахождения, использования и презентации географической информации;
7)начальные умения и навыки использования географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
8) общие представления об экологических проблемах, умения и навыки безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Предметными результатами являются следующие умения:
осознание роли географии в познании окружающего мира;
объяснять роль различных источников географической информации;
освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира;
объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;
формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
использование географических умений;
находить в различных источниках и анализировать географическую информацию; составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы;
использование карт как моделей;
определять на карте местоположение географических объектов;
понимание смысла собственной действительности;
определять роль результатов выдающихся географических открытий;
использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Гидросфера - (11ч).
Состав и строение гидросферы. Части гидросферы: мировой океан, ледники, воды суши, подземные воды. Мировой круговорот воды в природе. Единство вод Мирового океана. Моря, заливы, проливы. Острова и полуострова. Рельеф дна Мирового океана. Температура и соленость вод Мирового океана. Движение вод в Океане Речная система. Питание и режим рек.
Озера. Виды озёр. Хозяйственное значение озёр и болот. Подземные воды. Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Охрана гидросферы. Обобщение по теме «Гидросфера».
Практические работы.
1.Описание океана и моря по плану.
2.Нанесение на контурную карту океанов, морей, заливов, проливов, островов, полуостровов.
3.Выполнение проектного задания.
4.Описание реки по плану.
5. Описание озера по плану.
Атмосфера - (11 ч).
Атмосфера — воздушная оболочка Земли. Состав воздуха. Части атмосферы.
Тепло в атмосфере. Атмосферное давление. Ветер. Водяной пар в атмосфере. Абсолютная и относительная влажность. Облака и их виды. Погода.
Климат и климатические факторы. Адаптация людей к погодным и климатическим условиям. Обобщение по теме «Атмосфера».
Практические работы.
6.Составление схемы «Состав атмосферы».
7.Решение задач на определение средней месячной температуры, изменения температуры с высотой.
8.Составление графика розы ветров.
Биосфера - (4 ч)
Биосфера. Состав и роль биосферы, связь с другими сферами Земли. Почва как особое природное образование.
Человек - часть биосферы. Обобщение по теме «Биосфера».
Географическая оболочка Земли (8 ч)
Понятие «географическая оболочка». Понятие «природный комплекс». Свойства географической оболочки. Природные зоны — зональные природные комплексы. Ландшафт – природный, промышленный, сельскохозяйственный. Понятие «культурный ландшафт». Обобщение по теме «Географическая оболочка Земли».
Практические работы.
9.Составление сравнительной характеристики двух природных зон Земли.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Название разделов и тем | Всего часов | В том числе |
Контрольных работ | Практических работ |
1 | Гидросфера - водная оболочка Земли | 11 | 1 | 5 |
2 | Атмосфера – воздушная оболочка Земли | 11 | 1 | 3 |
3 | Биосфера – живая оболочка Земли | 4 | | |
4 | Географическая оболочка Земли | 8 | 1 | 1 |
| Итого | 34 | 3 | 9 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Планируемые предметные результаты | Планируемые метапредметные результаты |
по плану | фактически |
|
Гидросфера – водная оболочка Земли – 11 часов |
1 | | | Гидросфера – водная оболочка Земли. Состав и строение гидросферы. | Выявлять причинно – следственные связи между гидросферой и другими оболочками Земли. | П. Умение пользоваться логическими приемами: сравнения, умозаключения Р. Излагать свое мнение. К. Осознанно использовать речевые средства. |
2 | | | Мировой океан. П/р№1 Описание океана и моря по плану. | Совершенствовать умение работы с картой. | П. Владеть смысловым чтением, самостоятельно вычитывать фактуальную информацию. Р. Умение работать по плану. К. Создавать письменные тексты самостоятельно. |
3 | | | Мировой океан. П/р№2 Нанесение на к/к океанов, морей, заливов, проливов, островов, полуостровов. | Совершенствовать умение работы с контурной картой | П. Развитие навыков самостоятельной работы с различными учебными пособиями. Р.Планировать деятельность в учебной ситуации. К. Самостоятельно определять цели, вырабатывать решения. |
4 | | | Решение практических задач по карте. П/р№3 Выполнение проектного задания. | Выполнять проекты. Использовать средства Интернета. | П.Представлять информацию в различных формах. Р. Планировать деятельность в учебной ситуации, используя ИКТ К.Умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, планировать общие способы работы. |
5 | | | Воды океана. | Использование средств Интернета. | П.Представлять информацию в разных формах. Умение сделать презентацию. Р. Планировать деятельность в учебной ситуации, используя ИКТ К. Создавать презентации для решения задач общения. |
6 | | | Реки - артерии Земли. | Использование средств Интернета | П.Представлять информацию в разных формах. Умение сделать презентацию. Р. Планировать деятельность в учебной ситуации, используя ИКТ К. Создавать презентации для решения задач общения |
7 | | | Реки - артерии Земли. П/р№4 Описание реки по плану | Работать с различными средствами географической информации. | П. Владеть смысловым чтением, самостоятельно вычитывать фактуальную информацию. Р. Умение работать по плану, сверяясь с целью. К. Создавать письменные тексты самостоятельно |
8 | | | Озера и болота. П/р№5 Описание озера по плану. | Выполнять презентацию. | П. Владеть смысловым чтением, самостоятельно вычитывать фактуальную информацию. Р. Умение работать по плану, сверяясь с целью. К. Создавать письменные тексты самостоятельно |
9 | | | Подземные воды и ледники. | Самостоятельно составлять план описания географического объекта. | П.Самостоятельно анализировать текст и составлять к нему план. Р.Планировать деятельность в учебной ситуации. К.Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения. |
10 | | | Гидросфера и человек. | Выполнять презентацию – проект | П.Представлять информацию в различных формах. Р. Планировать деятельность в учебной ситуации, используя ИКТ К.Умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, планировать общие способы работы. |
11 | | | Контрольная работа№1 по теме «Гидросфера» | Систематизировать и представлять свои знания при выполнении заданий в различной форме. | П.Представлять свои знания при выполнении заданий в различной форме Р. Умение самостоятельно оценивать свои действия, самостоятельно исправлять ошибки. К.Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения. |
Атмосфера – воздушная оболочка Земли – 11 часов |
12 | | | Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Состав и строение атмосферы. П/р№6 Составление схемы «Состав атмосферы». | Выявлять причинно – следственные связи между атмосферой и другими оболочками Земли. | П.Устанавливать причинно – следственные связи. Умение представить изучаемый материал в виде простых схем. Р.Планировать деятельность в учебной ситуации. К.Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения. |
13 | | | Тепло в атмосфере. | Определять показания приборов температуры | П. Умение извлекать информацию из различных источников, анализировать ее. |
14 | | | Тепло в атмосфере. П/р№7 Решение задач на определение средней месячной температуры, изменения температуры с высотой | Решать задачи на определение средней месячной температуры, изменения температуры с высотой | П. Умение на практике пользоваться логическими приемами при решении задач Р.Различать и признавать в речи другого доказательства. К.Создавать устные и письменные тексты для решения задач общения. |
15 | | | Атмосферное давление. | Проводить измерение атмосферного давления. | П.Умение на практике пользоваться логическими приемами при решении задач. Р.Различать и признавать в речи другого доказательства. К.Создавать устные и письменные тексты для решения задач общения |
16 | | | Ветер. П/р№8 Составление графика розы ветров | Умение работать с географическими приборами. | П. Умение извлекать информацию из различных источников, анализировать ее и представлять в виде графиков. Р.Планировать деятельность в учебной ситуации. К.Организовывать работу в парах. |
17 | | | Вода в атмосфере. | Вычислять влажность воздуха. | П. Умение на практике пользоваться логическими приемами при решении задач. Р.Различать и признавать в речи другого доказательства. К.Создавать устные и письменные тексты для решения задач общения. |
18 | | | Атмосферные осадки. | Проводить простые наблюдения за явлениями природы. | П. Работать с различными источниками гео. знаний, использовать ИКТ. Р.Планировать деятельность в учебной ситуации, используя ИКТ. К.Осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией. |
19 | | | Погода и климат | Вести дневник погоды. | П.Сравнивать два понятия. Устанавливать анальгии для понимания закономерностей. Р.Излагать свое мнение. К. Осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией. |
20 | | | Наблюдение за погодой. Карты погоды. | Читать синоптическую карту. Предсказывать погоду по имеющимся данным метеосводки. | П.Умение на практике пользоваться методами наблюдения, объяснения, прогнозирования. Р.Планировать деятельность в паре. К.Организовывать работу в парах. |
21 | | | Атмосфера и человек. | Составлять правила поведения во время опасных атмосферных явлений | П.Формирование умений ставить вопросы, строить логические рассуждения, аргументировать свои выводы, выполнять практические задания. Р. Излагать свое мнение, понимать позицию другого. К.Организовывать работу в группе. |
22 | | | Контрольная работа№2 по теме «Атмосфера» | Систематизировать и представлять свои знания при выполнении заданий в различной форме. | П.Представлять свои знания при выполнении заданий в различной форме Р. Умение самостоятельно оценивать свои действия, самостоятельно исправлять ошибки. К.Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения. |
Биосфера – живая оболочка Земли – 4 часа |
23 | | | Биосфера – земная оболочка. | Выявлять причинно – следственные связи между биосферой и другими оболочками Земли. | П. Умение пользоваться логическими приемами: сравнения, умозаключения Р. Излагать свое мнение. К. Осознанно использовать речевые средства. |
24 | | | Почвы. | Делать описание почвенного разреза по плану. | П.Формирование умения классифицировать материал, строить логические рассуждения, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы. Р. Излагать свое мнение, понимать позицию другого. К.Организовывать работу в группе. |
25 | | | Биосфера – сфера жизни. | Делать компьютерные презентации по выбранной теме. | П.Работать с различными источниками географических знаний, работать с компьютером. Р.Планировать деятельность в учебной ситуации, используя ИКТ. К.Осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией. |
26 | | | Повторение и обобщение по теме «Биосфера-живая оболочка Земли» | Систематизировать и представлять свои знания при выполнении заданий в | П.Представлять свои знания при выполнении заданий в различной форме. |
Географическая оболочка Земли – 8 часов |
27 | | | Географическая оболочка Земли. | Выявлять причинно – следственные связи между оболочками Земли. | П.Формирование умения классифицировать материал, строить логические рассуждения, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы. Р.Определять цель в деятельности. К.Осознанно использовать речевые средства общения. |
28 | | | Географическая оболочка Земли. Широтная зональность, высотная поясность. | Выявлять причинно – следственные связи между оболочками Земли. | П.Формирование умения классифицировать материал, строить логические рассуждения, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы. Р.Определять цель в деятельности. К.Осознанно использовать речевые средства общения. |
29 | | | Природные зоны Земли | Работать с тематической картой «Природные зоны Земли». | П.Владеть смысловым чтением, самостоятельно вычитывать информацию. Р.Выдвигать версии, оценивать степень достижении цели.К. Осознанно использовать речевые средства общения. |
30 | | | Природные зоны Земли | Выявлять приспособления животных и растений к среде обитания. | Р.Выдвигать версии, оценивать степень достижении цели. К. Осознанно использовать речевые средства общения. |
31 | | | Культурные ландшафты. | Выявлять главные признаки культурных ландшафтов. | П.Сравнивать объекты по самостоятельно определенным критериям. Р.Планировать деятельность в учебной ситуации. К. Осознанно использовать речевые средства общения. |
32 | | | П/р№9 Составление характеристики двух природных зон Земли. | Систематизировать и представлять свои знания при выполнении заданий в различной форме. | П.Представлять свои знания при выполнении заданий в различной форме Р. Умение самостоятельно оценивать свои действия, самостоятельно исправлять ошибки. |
33 | | | Контрольная работа№3 по теме «Географическая оболочка» | Выполнять тестовые задания различного уровня. | Формирование умения структурировать изученный материал, выполнять познавательные и практические задания. |
34 | | | Повторение и обобщение по теме «Географическая оболочка» | Систематизировать знания при выполнении заданий в различной форме | П.Представлять свои знания при выполнении заданий в различной форме Р. Умение самостоятельно оценивать свои действия, самостоятельно исправлять ошибки. К.Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения. |