Рабочая программа по математике в 6классе
Пояснительная записка.
Рабочая программа по математике линии УМК составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, Фундаментального ядра содержания общего образования, Примерной программы по математике.
В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития обучающихся, коммуникативных качеств личности. Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике, планируемыми результатами основного общего образования по математике, требованиями Примерной основной образовательной программы .
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 01.12.2011, регистрационный номер 19644).
Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта".
Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"
План действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годы (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1507-р).
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27, зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594).
примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования математике (письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06.2005 г. № 03-1263, http://www.mon.gov.ru/edu-politic/standart.);
Приказ Министерства образования и науки России от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014 – 2015 учебный год».
Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 «об утверждении СанПин 2.4.2821-10 «Санитарно –эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Учебный план МБОУ Левженская СОШ на 2018-2019 учебный год.
Рабочая программа по математике для учащихся 6 класса по учебнику Н.Я.Виленкина и др.
.
Общая характеристика учебного предмета
В курсе математики 6 класса систематизируются и обобщаются сведения о делимости чисел; учащиеся знакомятся с положительными и отрицательными числами и арифметическими действиями над ними , вводится понятия: коэффициент, подобные слагаемые, координатная плоскость, параллельные и перпендикулярные прямые, решаются задачи на проценты, вырабатывается умение решать уравнение и применять его при решении текстовых задач.
При изучении математики основное внимание уделяется формированию широкого круга практических навыков вычислений (прочные навыки выполнения действий над сравнительно небольшими числами, приемы прикидки и оценки результатов действий, проверка результата на правдоподобие и др.), а также обучению решению несложных, но достаточно разнообразных по ситуациям текстовых задач, а также систематическое решение несложных нестандартных задач.
Решение задач такого рода является обязательным элементом обучения, так как при этом учащиеся овладевают разнообразными приемами мыслительной деятельности. Степень самостоятельности учеников при решении указанных задач не так уж важна (для многих это может оказаться непосильным). Главное здесь – сознание каждым учеником приема решения, с помощью которого получен ответ. В каждой теме выделяется главное и исходя из этого четко дифференцирован материал: вычленены те задачи, которые должны отрабатываться и выполняться многократно, и те, которые служат другим целям (развитие, пробуждение интереса и др.) и в соответствии с этим не должны дублироваться. Такое различие делается явным и для учащихся.
Большое внимание уделяется накоплению учащимися опыта геометрической деятельности, развитию их пространственных представлений, глазомера, наблюдательности. Геометрические понятия возникают в естественном контексте из практической деятельности и ассоциируются со зрительным образом. Их рассмотрение не предполагает формализации, однако способствует накоплению достаточно большого объема геометрических знаний и развитию геометрического мышления. Значительное место занимают упражнения, в которых требуется начертить, измерить, сравнить и др.
Отработка основных умений и навыков осуществляется на большом числе несложных, доступных учащимся упражнений. В то же время это не означает монотонной и скучной деятельности, так как курс наполняется заданиями, разнообразными по форме и содержанию, позволяющими применять получаемые знания в большом многообразии ситуаций. Необходимо отрабатывать прочные вычислительные навыки (с положительными и отрицательными числами).
Продолжается изучение новой содержательной линии «Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей». Предлагается естественный и доступный детям этого возраста метод решения комбинаторных задач, заключающийся в непосредственном переборе возможных вариантов (комбинаций). Он носит общий характер и применим в тех случаях, когда число вариантов невелико.
Цели изучения учебного предмета:
-cистематическое развитие понятие числа; выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над дробями, положительными и отрицательными числами; переводить практические задачи на язык математики; подготовка учащихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии;
-овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;
-интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе;
- формирование представлений о математических идеях и методах ;
-формирование представлений о математике как форме описания и методе познания действительности;
- формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
-воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
-развитие вычислительных умений до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики , усвоение аппарата уравнений и неравенств как основного средства математического моделирования прикладных задач, осуществление функциональной подготовки школьников.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Математическое образование играет важную роль как в практической, так и в духовной жизни общества. Практическая сторона математического образования связана с формированием способов деятельности, духовная – с интеллектуальным развитием человека, формированием характера и общей культуры.
Практическая полезность математики обусловлена тем, что ее предметом являются фундаментальные структуры реального мира: пространственные формы и количественные отношения – от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте людей, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и технологических идей. Без конкретных математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие научных знаний, восприятие и интерпретация разнообразной социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять достаточно сложные расчеты, пользоваться общеупотребительной вычислительной техникой, находить в справочниках и применять нужные формулы, владеть практическими приемами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков, понимать вероятностный характер случайных событий, составлять несложные алгоритмы и др.
Без базовой математической подготовки невозможна постановка образования современного человека.
Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление. Ведущая роль принадлежит математике в формировании алгоритмического мышления, воспитании умений действовать по заданному алгоритму и конструировать новые. В ходе решения задач – основной учебной деятельности на уроках математики – развиваются творческая и прикладная стороны мышления.
Использование в математике наряду с естественным нескольких математических языков дает возможность развивать у учащихся точную, экономную и информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые (в частности, символические, графические) средства.
Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Необходимым компонентом общей культуры в ее современном толковании является общее знакомство с методами познания действительности, что включает понимание диалектической взаимосвязи математики и действительности, представление о предмете и методе математики, его отличиях от методов естественных и гуманитарных наук, об особенностях применения математики для решения научных и прикладных задач. Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии. Изучение математики развивает воображение, пространственные представления. История развития математического знания дает возможность пополнить запасы историко –научных знаний школьников, сформировать у них представления о математике как части общечеловеческой культуры. Знакомство с основными историческими вехами возникновения и развития математической науки, судьбами великих открытий, именами людей, творивших науку, должно войти в интеллектуальный багаж каждого культурного человека.
Специфика учебного предмета.
Математическое образование играет важную роль как в практической, так и в духовной жизни общества. Практическая сторона математического образования связана с формированием способов деятельности, духовная – с интеллектуальным развитием человека, формированием характера и общей культуры.
Практическая полезность математики обусловлена тем, что ее предметом являются фундаментальные структуры реального мира: пространственные формы и количественные отношения – от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте людей, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и технологических идей. Без конкретных математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие научных знаний, восприятие и интерпретация разнообразной социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять достаточно сложные расчеты, пользоваться общеупотребительной вычислительной техникой, находить в справочниках и применять нужные формулы, владеть практическими приемами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков, понимать вероятностный характер случайных событий, составлять несложные алгоритмы и др.
Без базовой математической подготовки невозможна постановка образования современного человека.
Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление. Ведущая роль принадлежит математике в формировании алгоритмического мышления, воспитании умений действовать по заданному алгоритму и конструировать новые. В ходе решения задач – основной учебной деятельности на уроках математики – развиваются творческая и прикладная стороны мышления.
Использование в математике наряду с естественным нескольких математических языков дает возможность развивать у учащихся точную, экономную и информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые (в частности, символические, графические) средства.
Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Необходимым компонентом общей культуры в ее современном толковании является общее знакомство с методами познания действительности, что включает понимание диалектической взаимосвязи математики и действительности, представление о предмете и методе математики, его отличиях от методов естественных и гуманитарных наук, об особенностях применения математики для решения научных и прикладных задач. Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии. Изучение математики развивает воображение, пространственные представления. История развития математического знания дает возможность пополнить запасы историко–научных знаний школьников, сформировать у них представления о математике как части общечеловеческой культуры. Знакомство с основными историческими вехами возникновения и развития математической науки, судьбами великих открытий, именами людей, творивших науку, должно войти в интеллектуальный багаж каждого культурного человека.
.Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики на ступени основного общего образования отводится не менее 875 ч из расчета 5 ч в неделю с V по IX класс.
Математика изучается с 5-6 класс из расчета 5 часов в неделю, всего 340 часов.
Составленное календарно-тематическое планирование соответствует содержанию примерных программ основного общего образования по математике, направлено на достижение целей изучения математики на базовом уровне и обеспечивает выполнение требований государственного стандарта математического образования. Настоящее тематическое планирование ориентировано на действующие в настоящее время учебники математики:
Математика: Учебник для 6 кл. общеобразовательных учреждений / Н.Я. Виленкин и др. – М.: Мнемозина, 2015г-- По программе общеобразователных учреждений .Математика 5-6 классы./ авт.-сост. В.И. Жохов. – М.: Мнемозина, 2013, 2-е изд. с использованием учебника: 5 часов в неделю, всего 170 часов.
Учебно- методическое обеспечение предмета
и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
1.Виленкин,Н.Я. Математика.6 класс: учебник /Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Швацбурд.-М.:Мнемозина,2015.
2. Жохов, В.И. Математика. 5-6 классы. Программа. Планирование учебного материала/ В.И.Жохов.-М.: Мнемозина, 2015.
3.Жохов, В.И. Преподование математики в 5-6 классах: методические рекомендации для учителя к учебнику Виленкина Н.Я. и др./В.И.Жохов.-М.:Мнемозина, 2013.
4. Контрольно-измерительные материалы. Математика. 6 класс/ Сост.Л.П.Попова.-2-е изд., перераб.-М.: ВАКО, 2014.-96с.-(Контрольно-измерительные материалы
Результаты освоения курса:
в личностном направлении:
1) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
2) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
3) представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
4) креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
5)умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
6)способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
в метапредметном направлении:
1) первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
2) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
3) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
4) умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
5) умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
6) умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
7) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
8) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
9) умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
в предметном направлении:
1) овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура, уравнение, вероятность) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
2) умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
3) развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
4) овладение основными способами представления и анализа статистических данных; наличие представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о вероятностных моделях;
5) умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
6) овладение основными способами представления и анализа статистических данных; наличие представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о вероятностных моделях;
7) умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
Планируемые результаты изучения учебного предмета |
Знать и понимать | Уметь (владеть способами познавательной деятельности) |
§ 1.Делимость чисел. |
Делители и кратные, наибольший общий делитель, наименьшее общее кратное. Свойства делимости. Признаки делимости на 2,3,5,9,10.. Простые и составные числа | Формулировать определения делителя и кратного, простого и составного числа, свойства и признаки делимости. Доказывать и опровергать с помощью контрпримеров утверждения о делимости чисел. |
§ 2.Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. |
| Формулировать, записывать с помощью букв основное свойство обыкновенной дроби, правила действий с обыкновенными дробями. Преобразовывать обыкновенные дроби, сравнивать и упорядочивать их, Выполнять сложение и вычитание с обыкновенными дробями и смешанными числами. |
|
| |
§ 4. Отношения и пропорции. |
Отношение. Пропорция. Основное свойство пропорции. Прямая и обратная пропорциональные зависимости. Масштаб, длина окружности и площадь, круга, шар | Решать задачи на прямую и обратную пропорциональную зависимости. Определять масштаб карты. Вычислять площадь круга и длину окружности. |
§ 5.Положительнае и отрицательные числа. |
Положительные и отрицательные числа,. Модуль числа, геометрическая интерпретация модуля числа. Множество целых чисел, множество рациональных чисел. Правило сравнения рациональных чисел. | Приводить примеры использования в окружающем мире положительных и отрицательных чисел (температура, выигрыш-проигрыш, выше-ниже уровня моря и т.п.) Изображать точками координатной прямой положительные и отрицательные рациональные числа. Сравнивать и упорядочивать рациональные числа. |
§ 6. Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел |
| Характеризовать множество целых чисел, множество рациональных чисел Формулировать и записывать с помощью букв свойства действий с рациональными числами . Выполнять вычисления с рациональными числами. |
|
| |
§ 8.Решение уравнений. |
Понятие уравнение Определение корня уравнения Правило раскрытия скобок. Коэффициент, подобные слагаемые | Решать простейшие уравнения на основе зависимостей между компонентами арифметических действий. Составлять уравнения по условиям задачи. Определять коэффициент выражения. Находить подобные слагаемые |
§ 9. Координаты на плоскости |
| Строить на координатной плоскости точки и фигуры по заданным координатам. Определять координаты точек. Строить круговые и столбчатые диаграммы. |
Содержание учебного предмета
3 часа повторение
Глава I. Обыкновенные дроби.
§1. Делимость чисел (2 1часов)
Делители и кратные числа. Общий делитель и общее кратное. Признаки делимости на 2, 3, 5, 10. Простые и составные числа. Разложение натурального числа на простые множители.
Цель: завершить изучение натуральных чисел, подготовить основу для освоения действий с обыкновенными дробями
В данной теме завершается изучение вопросов, связанных с натуральными числами. Основное внимание должно быть уделено знакомству с понятиями «делитель» и «кратное», которые находят применение при сокращении обыкновенных дробей и при их приведении к общему знаменателю. Упражнения полезно выполнять с опорой на таблицу умножения прямым подбором. Понятия «наибольший общий делитель» и «наименьшее общее кратное» вместе с алгоритмами их нахождения можно не рассматривать. Определенное внимание уделяется знакомству с признаками делимости, понятиям простого и составного чисел. При их изучении целесообразно формировать умения проводить простейшие умозаключения, обосновывая свои действия ссылками на определение, правило. Учащиеся должны уметь разложить число на множители. Например, они должны понимать, что 36 = 6 • 6 = 4 • 9. Вопрос о разложении числа на простые множители не относится к числу обязательных.
§2. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями (22 ч).
Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Приведение дробей к общему знаменателю. Понятие о наименьшем общем знаменателе нескольких дробей. Сравнение дробей. Сложение и вычитание дробей. Решение текстовых задач.
Цель: выработать прочные навыки преобразования дробей, сложения и вычитания дробей.
Одним из важнейших результатов обучения является усвоение основного свойства дроби, применяемого для преобразования дробей: сокращения, приведения к новому знаменателю. При этом рекомендуется излагать материал без опоры на понятия НОД и НОК. Умение приводить дроби к общему знаменателю используется для сравнения дробей. При рассмотрении действий с дробями используются правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, понятие смешанного числа. Важно обратить внимание на случай вычитания дроби из целого числа. Что касается сложения и вычитания смешанных чисел, которые не находят активного применения в последующем изучении курса, то учащиеся должны лишь получить представление о принципиальной возможности выполнения таких действий.
§3. Умножение и деление обыкновенных дробей (32 ч).
Умножение и деление обыкновенных дробей. Основные задачи на дроби.
Цель: выработать прочные навыки арифметических действий с обыкновенными дробями и решения основных задач на дроби.
В этой теме завершается работа над формированием навыков арифметических действий с обыкновенными дробями. Навыки должны быть достаточно прочными, чтобы учащиеся не испытывали затруднений в вычислениях с рациональными числами, чтобы алгоритмы действий с обыкновенными дробями могли стать в дальнейшем опорой для формирования умений выполнять действия с алгебраическими дробями. Расширение аппарата действий с дробями позволяет решать текстовые задачи, в которых требуется найти дробь от числа или число по данному значению его дроби, выполняя соответственно умножение или деление на дробь.
§4. Отношения и пропорции (19 ч).
Пропорция. Основное свойство пропорции. Решение задач с помощью пропорции. Понятия о прямой и обратной пропорциональностях величин. Задачи на пропорции. Масштаб. Формулы длины окружности и площади круга. Шар.
Цель: сформировать понятия пропорции, прямой и обратной пропорциональностей величин.
Необходимо, чтобы учащиеся усвоили основное свойство пропорции, так как оно находит применение на уроках математики, химии, физики. В частности, достаточное внимание должно быть уделено решению с помощью пропорции задач на проценты. Понятия о прямой и обратной пропорциональностях величин можно сформировать как обобщение нескольких конкретных примеров, подчеркнув при этом практическую значимость этих понятий, возможность их применения для упрощения решения соответствующих задач. В данной теме даются представления о длине окружности и площади круга. Соответствующие формулы к обязательному материалу не относятся. Рассмотрение геометрических фигур завершается знакомством с шаром.
Глава II. Рациональные числа
§5. Положительные и отрицательные числа (13 ч).
Положительные и отрицательные числа. Противоположные числа. Модуль числа и его геометрический смысл. Сравнение чисел. Целые числа. Изображение чисел на прямой. Координата точки.
Цель: расширить представления учащихся о числе путем введения отрицательных чисел.
Целесообразность введения отрицательных чисел показывается на содержательных примерах. Учащиеся должны научиться изображать положительные и отрицательные числа на координатной прямой, с тем чтобы она могла служить наглядной основой для правил сравнения чисел, сложения и вычитания чисел, рассматриваемых в следующей теме. Специальное внимание должно быть уделено усвоению вводимого здесь понятия модуля числа, прочное знание которого необходимо для формирования умения сравнивать отрицательные числа, а в дальнейшем для овладения и алгоритмами арифметических действий с положительными и отрицательными числами.
§6. Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел (11 ч).
Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел.
Цель: выработать прочные навыки сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел.
Действия с отрицательными числами вводятся на основе представлений об изменении величин: сложение и вычитание чисел иллюстрируется соответствующими перемещениями точек числовой оси. При изучении данной темы целенаправленно отрабатываются алгоритмы сложения и вычитания при выполнении действий с целыми и дробными числами.
§7. Умножение и деление положительных и отрицательных чисел (13 ч).
Умножение и деление положительных и отрицательных чисел. Понятие о рациональном числе. Десятичное приближение обыкновенной дроби. Применение законов арифметических действий для рационализации вычислений.
Цель: выработать прочные навыки арифметических действий с положительными и отрицательными числами.
Навыки умножения и деления положительных и отрицательных чисел отрабатываются сначала при выполнении отдельных действий, а затем в сочетании с навыками сложения и вычитания при вычислении значений числовых выражений. При изучении данной темы учащиеся должны усвоить, что для обращения обыкновенной дроби в десятичную достаточно разделить числитель на знаменатель. В каждом конкретном случае они должны знать, в какую десятичную дробь обращается данная обыкновенная дробь — конечную или бесконечную. При этом необязательно акцентировать внимание на том, что бесконечная десятичная дробь оказывается периодической. Учащиеся должны знать представление в виде десятичной дроби таких дробей, как … .
§8. Решение уравнений (14ч).
Простейшие преобразования выражений: раскрытие скобок, приведение подобных слагаемых. Решение линейных уравнений. Примеры решения текстовых задач с помощью линейных уравнений.
Цель: подготовить учащихся к выполнению преобразований выражений, решению уравнений.
Преобразования буквенных выражений путем раскрытия скобок, и приведения подобных слагаемых отрабатываются в той степени, в которой они необходимы для решения несложных уравнений. Введение арифметических действий над отрицательными числами позволяет ознакомить учащихся с общими приёмами решения линейных уравнений с одним неизвестным.
§9. Координаты на плоскости ( 14 ч).
Построение перпендикуляра к прямой и параллельных прямых с помощью угольника и линейки. Прямоугольная система координат на плоскости, абсцисса и ордината точки. Примеры графиков, диаграмм.
Цель: познакомить учащихся с прямоугольной системой координат на плоскости.
Учащиеся должны научиться распознавать и изображать перпендикулярные и параллельные прямые. Основное внимание следует уделить отработке навыков их построения с помощью линейки и угольника, не требуя точных определений. Основным результатом знакомства учащихся с координатной плоскостью должны явиться знания порядка записи координат точек плоскости и их названий, умения построить координатные оси, отметить точку по заданным ее координатам, определить координаты точки, отмеченной на координатной плоскости. Формированию вычислительных и графических умений способствует построение столбчатых диаграмм. При выполнении соответствующих упражнений найдут применение изученные ранее сведения о масштабе и округлении чисел.
Итоговое повторение курса (8 часов ).
Цель. Повторение и систематизация знаний полученных в течении учебного года.
Делимость чисел. Действия с обыкновенными дробями. Отношения и пропорции.
Свойства чисел с разными знаками. Решение уравнений. Координатная плоскость
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Максимальная нагрузка учащегося, ч. | Из них |
Теоретическое обучение, ч. | Лабораторные и практические работы, ч. | Контрольная работа, ч. | Экскурсии, ч. | Проектная работа | Самостоятельная работа, ч. |
| Повторение курса математики 5 класса | 3 | 3 | | | | | |
1 | Делимость чисел | 21 | 10 | | 2 | | | 9 |
2 | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | 22 | 13 | | 2 | | | 7 |
3 | Умножение и деление обыкновенных дробей | 32 | 22 | | 3 | | | 7 |
4 | Отношения и пропорции | 19 | 8 | | 2 | | | 9 |
5 | Положительные и отрицательные числа | 13 | 9 | | 1 | | | 3 |
6 | Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел | 11 | 7 | | 1 | | | 3 |
7 | Умножение и деление положительных и отрицательных чисел | 13 | 9 | | 1 | | | 3 |
8 | Решение уравнений | 14 | 10 | | 1 | | | 3 |
9 | Координаты на плоскости | 14 | 10 | | 1 | | | 3 |
12 | Итоговое повторение | 8 | 1 | | 1 | | 1 | 5 |
| Итого | 170 | 102 | | 15 | | 1 | 52 |
Календарно-тематическое планирование
№ урока (сквозная нумерация) | Раздел, тема | Количество часов | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту |
Повторение курса математики 5 класса ( 3 часа). |
1 | Повторение Десятичные дроби. | 1 | | |
2 | Повторение. Действия с обыкновенными дробями и смешанными числами. | 1 | | |
3 | Повторение. Упрощение выражений. Решение уравнений. | 1 | | |
§ 1. Делимость чисел ( 21час) |
4 | . Делимость чисел. | 1 | | |
5 | Делители и кратные | 1 | | |
6 | Делители и кратные». Решение комбинаторных задач | 1 | | |
7 | Признаки делимости на 10, на 5 и на 2 | 1 | | |
8 | Решение задач по теме « Признаки делимости на 10, на 5 и на 2» | 1 | | |
9 | Административная контрольная работа (входная) | 1 | | |
10 | Анализ к/р. Работа над ошибками. Решение текстовых задач | 1 | | |
11 | Признаки делимости на 9 и на 3. | 1 | | |
12 | Решение задач по теме « Признаки делимости на 9 и на 3.» | 1 | | |
13 | Простые и составные числа | 1 | | |
14 | Урок-практикум по теме «Признаки делимости». Решение комбинаторных задач. | 1 | | |
15 | Разложение на простые множители | 1 | | |
16 | Решение задач по теме « Разложение на простые множители» | 1 | | |
17 | Наибольший общий делитель | 1 | | |
18 | Взаимно простые числа. | 1 | | |
19 | Решение текстовых задач с помощью НОД | 1 | | |
20 | Наименьшее общее кратное | 1 | | |
21 | Алгоритм нахождения НОК чисел. | 1 | | |
22 | Наименьшее общее кратное. | 1 | | |
23 | Обобщающий урок по теме «Делимость чисел» | 1 | | |
24 | Контрольная работа №1 по теме "Делимость чисел" | 1 | | |
| § 2. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | 22 | | |
25 | Анализ к/р. Работа над ошибками. Основное свойство дроби | 1 | | |
26 | Применение основного свойства дроби при выполнении упражнений | 1 | | |
27 | Сокращение дробей | 1 | | |
28 | Сократимая и несократимая дроби | 1 | | |
29 | Обобщающий урок по теме Сокращение дробей. Решение комбинаторных задач. | 1 | | |
30 | Приведение дробей к общему знаменателю | 1 | | |
31 | Приведение дробей к новому знаменателю | 1 | | |
32 | Приведение дробей к наименьшему общему знаменателю | 1 | | |
33 | Сравнение дробей с разными знаменателями | 1 | | |
34 | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | 1 | | |
35 | Решение текстовых задач на сложение и вычитание дробей | 1 | | |
36 | Решение уравнений на сложение и вычитание дробей. | 1 | | |
37 | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | 1 | | |
38 | Обобщающий урок по теме Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. | 1 | | |
39 | Контрольная работа № 2 по теме "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями " | 1 | | |
40 | Анализ к/р. Работа над ошибками. Сложение и вычитание смешанных чисел | 1 | | |
41 | Сумма и разность смешанных чисел. | 1 | | |
42 | Решение текстовых задач на сложение и вычитание смешанных чисел. | 1 | | |
43 | Самостоятельная работа «Сложение и вычитание смешанных чисел» | 1 | | |
44 | Урок-практикум по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел». Комбинаторные задачи | 1 | | |
45 | Обобщение, систематизация и Коррекция знаний по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел» | 1 | | |
46 | Контрольная работа № 3 по теме "Сложение и вычитание смешанных чисел" | 1 | | |
§ 3. Умножение и деление обыкновенных дробей (32 урока |
47 | Анализ к/р. Работа над ошибками Умножение и деление обыкновенных дробей | 1 | | |
48 | Умножение дроби на натуральное число. | 1 | | |
49 | Умножение обыкновенных дробей | 1 | | |
50 | Умножение смешанных чисел. | 1 | | |
51 | Нахождение дроби от числа | 1 | | |
52 | Нахождение части от числа | 1 | | |
53 | Решение задач на нахождение дроби от числа | 1 | | |
54 | Нахождение дроби от числа. (Практическая работа) | 1 | | |
55 | Применение распределительного свойства умножения. | 1 | | |
56 | Распределительное свойство умножения. Комбинаторные задачи | 1 | | |
57 | Упрощение выражения | 1 | | |
58 | Решение задач по теме «Распределительное свойство умножения» ( Самостоятельная работа.) | 1 | | |
59 | Обобщающий урок. Умножение обыкновенных дробей. | 1 | | |
60 | Контрольная работа № 4 по теме "Умножение дробей. Нахождение дроби от числа" | 1 | | |
61 | Анализ к/р. Работа над ошибками. Взаимно обратные числа. | 1 | | |
62 | Решение задач и уравнений | 1 | | |
63 | Деление дробей | | | |
64 | Деление смешанных чисел . | 1 | | |
65 | Решение уравнений на деление (Самостоятельная работа) | 1 | | |
66 | Решение задач на деление. Комбинаторные задачи. | 1 | | |
67 | Обобщающий урок. Деление. | 1 | | |
68 | Контрольная работа № 5 по теме "Деление дробей" | 1 | | |
69 | Анализ к/р. Работа над ошибками. Нахождение числа по его дроби | 1 | | |
70 | Правило нахождения числа по данному значению его дроби. | 1 | | |
71 | Решение задач на нахождение числа по его дроби | 1 | | |
72 | Нахождение числа по данному значению его процентов (Самостоятельная работа) | 1 | | |
73 | Нахождение числа по его дроби (тест). | 1 | | |
74 | Дробные выражения | 1 | | |
75 | Нахождение значения дробного выражения. | 1 | | |
76 | Нахождение значения дробного выражения. | 1 | | |
77 | Дробные выражения. ( Практическая работа) | 1 | | |
78 | Контрольная работа № 6 по теме "Нахождение числа по его дроби. Дробные выражения" | 1 | | |
§ 4. Отношения и пропорции (19 уроков) |
79 | Отношения и пропорции | 1 | | |
80 | Отношение двух чисел | 1 | | |
81 | Повторение. Решение задач. | 1 | | |
82 | Решение текстовых задач по теме «Отношения». | 1 | | |
83 | Пропорции | 1 | | |
84 | Основное свойство пропорции. (тест) | 1 | | |
85 | Решение задач по теме «Пропорции». | 1 | | |
86 | Обобщающий урок по теме«Пропорции». Комбинаторные задачи | 1 | | |
87 | Прямая пропорциональная зависимость . | 1 | | |
88 | Обратная пропорциональная зависимость. | 1 | | |
89 | Решение задач на прямую и обратную пропорциональные зависимости | 1 | | |
90 | Контрольная работа № 7 по теме "Отношения и пропорции" | 1 | | |
91 | Анализ к/р. Работа над ошибками. Масштаб . | 1 | | |
92 | Длина отрезка на карте | 1 | | |
93 | Длина окружности . Площадь круга .. | 1 | | |
94 | Формула длины окружности , формула площади круга. (Практическая работа) | 1 | | |
95 | Шар | 1 | | |
96 | Масштаб. Длина окружности и площадь круга. | 1 | | |
97 | Контрольная работа № 8 по теме "Масштаб. Длина окружности и площадь круга" | 1 | | |
§ 5 Положительные и отрицательные числа13 уроков |
98 | Анализ к/р. Работа над ошибками. .Координаты на прямой | 1 | | |
99 | Координаты точки. | 1 | | |
101 | Координаты точки на прямой. (Математический диктант) | 1 | | |
101 | . Противоположные числа. | 1 | | |
102 | Целые числа. (Самостоятельная работа.) | 1 | | |
103 | Модуль числа. | 1 | | |
104 | Решение примеров, содержащих модуль (Практическая работа) | 1 | | |
105 | Сравнение чисел | 1 | | |
106 | Сравнение чисел с помощью координатной прямой. | 1 | | |
107 | Геометрические задачи | 1 | | |
108 | Изменение величин | 1 | | |
109 | «Изменение величин» Комбинаторные задачи | 1 | | |
110 | Контрольная работа № 9 по теме "Положительные и отрицательные числа" | 1 | | |
§ 6. Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел. (11 уроков) |
111 | Анализ к/р. Работа над ошибками. Сложение чисел с помощью координатной прямой. | 1 | | |
112 | Сумма противоположных чисел. (Самостоятельная работа) | 1 | | |
113 | Сложение отрицательных чисел | 1 | | |
114 | Сложение отрицательных чисел. (Самостоятельная работа) | 1 | | |
115 | Сложение чисел с разными знаками. | 1 | | |
116 | Сложение чисел с разными знаками с помощью микрокалькулятора | 1 | | |
117 | Сложение чисел с разными знаками. (Математический диктант.) | 1 | | |
118 | Вычитание. | 1 | | |
119 | Нахождение длины отрезка на координатной прямой. | 1 | | |
120 | Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел. | 1 | | |
121 | Контрольная работа № 10 по теме "Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел | 1 | | |
§ 7. Умножение и деление положительных и отрицательных чисел (13 уроков) |
122 | Анализ к/р. Работа над ошибками. Умножение чисел с разными знаками | 1 | | |
123 | Умножение отрицательных чисел | 1 | | |
124 | Умножение положительных и отрицательных чисел. (Самостоятельная работа) | 1 | | |
125 | Деление | 1 | | |
126 | Деление отрицательных чисел | 1 | | |
127 | Деление чисел с разными знаками (Самостоятельная работа) | 1 | | |
128 | Рациональные числа | 1 | | |
129 | Периодические дроби | | | |
130 | Свойства действий с рациональными числами | 1 | | |
131 | Свойства сложения с рациональными числами | 1 | | |
132 | Свойства сложения с рациональными числами . | 1 | | |
133 | Свойства умножения с рациональными числами. | 1 | | |
134 | Контрольная работа № 11 по теме "Умножение и деление положительных и отрицательных чисел " | 1 | | |
§ 8. Решение уравнений. (14 уроков) |
135 | Анализ к/р. Работа над ошибками. Раскрытие скобок. | 1 | | |
136 | Упрощение выражений | 1 | | |
137 | Решение уравнений с помощью раскрытия скобок. (Самостоятельная работа) | 1 | | |
138 | Коэффициент | 1 | | |
139 | Урок-практикум по теме « Коэффициент» Комбинаторные задачи. | 1 | | |
140 | Подобные слагаемые | 1 | | |
141 | Приведение подобных слагаемых. | 1 | | |
142 | Подготовка к контрольной работе по теме «Коэффициент. Подобные слагаемые» | 1 | | |
143 | Контрольная работа № 12 по теме "Коэффициент. Подобные слагаемые " | 1 | | |
144 | Анализ к/р. Работа над ошибками. Решение уравнений | 1 | | |
145 | Решение уравнений с использованием основного свойства пропорции | 1 | | |
146 | Решение задач с помощью уравнений (Самостоятельная работа) | 1 | | |
147 | УКП. Обобщающий урок по теме «Решение уравнений»(тест) | 1 | | |
148 | Контрольная работа № 13 по теме "Решение уравнений" | 1 | | |
§ 9. Координаты на плоскости (14 уроков) |
149 | Анализ к/р. Работа над ошибками. Координатная плоскость | 1 | | |
150 | Перпендикулярные прямые. Построение перпендикулярных прямых(Практическая работа) | 1 | | |
151 | Параллельные прямые. Построение параллельных прямых | 1 | | |
152 | Построение параллельных и перпендикулярных прямых.(Практическая работа) | 1 | | |
153 | Координатная плоскость | 1 | | |
154 | Построение точки по её координате | 1 | | |
155 | Построение фигур животных по координатам. ( Практическая работа) | 1 | | |
156 | . Столбчатые диаграммы | 1 | | |
157 | Построение диаграммы. Решение комбинаторных задач. | 1 | | |
158 | Графики | 1 | | |
159 | График движения. | 1 | | |
160 | График движении (самостоятельная работа) | 1 | | |
161 | Урок-консультация. Координаты на плоскости.(тест) | 1 | | |
162 | Контрольная работа № 14 по теме "Координаты на плоскости" | 1 | | |
163 | Повторение ( 8 уроков) | | | |
163 | Анализ к/р. Работа над ошибками. Повторение. Комбинаторные задачи. | 1 | | |
164 | Повторение. Делимость чисел | 1 | | |
165 | Повторение. Арифметические действия с обыкновенными дробями | 1 | | |
166 | . Повторение. Отношения и пропорции | 1 | | |
167 | Повторение. Арифметические действия с положительными и отрицательными числами. | 1 | | |
168 | Повторение. Решение уравнений. Комбинаторные задачи | 1 | | |
169 | Итоговая контрольная работа | 1 | | |
170 | Урок повторения и обобщения по материалу IV четверти | 1 | | |
| Итого | 170 | | |
| | | | |
22