СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема самообразования "Сказочное творчество"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема самообразования "Сказочное творчество"

Просмотр содержимого документа
«Тема самообразования "Сказочное творчество"»

В настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно сказка играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств. Сказка не только развлекает, но и ненавязчиво воспитывает, знакомит ребёнка с окружающим миром. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. Из сказки дети получают первые представления о справедливости и несправедливости. Сказки позволяют детям впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло, быть чутким к чужим бедам и радостям. Сказка активизирует воображение ребёнка, заставляет его представлять как выглядит тот или иной персонаж. В результате знакомства со сказкой у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное и художественное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Именно поэтому сказки – это неотъемлемая составляющая часть нравственного и художественно-эстетического воспитания дошкольников.

Одним из эффективных методов нравственного и художественно-эстетического развития дошкольников является совмещение понятий «сказки» и «творчества», другими словами, это метод «сказочного творчества». После прослушивания и обсуждения сказки, детям предлагается сделать сказку своими руками. Дети лепят , рисуют , выполняют разные поделки из природного материала. Своими изделиями ребята стараются передать то, что им запомнилось, что взволновало и вызвало интерес, поэтому продуктивное творчество оказывает довольно большое влияние на умственное развитие детей.

При изготовлении различных сказочных персонажей ребята приобретают умения правильно изображать животных и людей, выделяя их характерные признаки.  С изготовленными изделиями дети  обыгрывает отдельные эпизоды сказок , различные ситуации и взаимоотношения героев. В игре с изготовленными фигурками дети придумывают свои собственные сюжеты, придумывают свои концовки к сказкам. На основе формирования художественного воображения у детей развивается словесное творчество. Обыгрывание сказок безусловно  расширяет словарный запас детей, помогает правильно строить диалог, развивает связную логическую речь. Необходимо создание таких  условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания, взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучить еще в раннем детстве, поскольку нередко бывает, что люди с богатым духовным содержанием, с выразительной речью оказываются замкнутыми, стеснительными, теряются в присутствии незнакомых лиц. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом  огромную помощь могут оказать театрализованные игры, которые всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью. Участвуя в спектаклях и представлениях, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а правильно  поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и  совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй.

Цель программы:

Формирование художественно-эстетического развития детей и возможность приобретения опыта творческой деятельности средствами сказочного материала: на фоне театрализованной деятельности; на фоне речевой деятельности; на фоне изодеятельности.

Задачи:

1.Побуждать в душе каждого ребёнка чувство прекрасного и прививать любовь к сказкам.


2.Создать условия, позволяющие повысить творческую активность дошкольников, посредством организации предметно-развивающей среды, содержащей предметы для театрализованной деятельности.


3. Развивать эмоциональность и выразительность речи у дошкольников с помощью рассказывания и драматизации сказок.


4.Совершенствовать у детей технические умения и навыки в рисовании, лепке и аппликации.

Предполагаемый результат:

1.Дети знают признаки, по которым мы узнаем сказку, какие бывают сказки, знают сказки народов мира.

2. У детей пополнился словарный запас, дети могут выразительно передавать содержание сказок, замечать характерные особенности изображения персонажей в книжных иллюстрациях.

3. У детей развивается творческое мышление , любознательность, наблюдательность и воображение с помощью продуктивных видов деятельности.

4.У детей сформированы навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса), действуют на сцене в коллективе; держатся уверенно перед аудиторией.



Методы по ознакомлению дошкольников со « сказочным творчеством»:

  1. Рассказывание детям сказки , рассматривание иллюстраций.

  2. Беседа, общее обсуждение сказочной истории.

  3. Изготовление сказочных персонажей ( рисование, лепка, аппликация) с выделением их характерных признаков.

  4. Обыгрывание сказки с помощью изготовленных персонажей.

  5. Разыгрывание театрализованных представлений по знакомым литературным произведениям.

Принципы проведения деятельности « Сказочное творчество»:

Принцип адаптивности, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребёнка.

Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.

Принцип ориентировочной функции знаний. Форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими.

Список детей

Сибиркина София

Крылова Вероника

Забедянский Максим

Петров Артём

Зубровская Полина

Ерлин Денис

Петров Николай

Андронов Егор

Смык Элина

Дударчик Семён

Черепанов Артём

Михайлова Оля

Пашунина Полина

Кулаев Николай

Уманская Маша

Сажин Костя

Прохорова Виолетта

Терентьева Диана

Липницкая Дарья



Данная программа составлена с учетом :

- «Программа художественного воспитания и развития детей 2-7 лет»/ автор И. А. Лыкова.

- Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: старшая  группа. Программа, конспекты. – М. : Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2003, 160 с., ил

-Дронова Т.Н.Художественное творчество детей 2-7 лет: Метод. пособие для воспитателей: Просвещение, 2011.-240с.: ил.

-Занятия изобразительной деятельности Коллективное творчество/под ред. А.А.Грибовской.-М : ТЦ Сфера, 2010.-192с. (Вместе с детьми)









Перспективный план работы кружка по теме самообразования

« Сказочное творчество» для детей старшей группы на 2015-2016 г.

Месяц

Тема

Мероприятия

Задачи

Сентябрь

1.«Сказки»

1. Беседа «Нравятся ли вам сказки? Почему?»Как узнать сказку?

Выяснить отношение детей к литературному жанру «Сказка».

Познакомить детей с признаками, по которым мы узнаем сказку.

2.«Народные сказки»

Беседа «Почему сказки назвали народными?»


Вызвать интерес к народному творчеству, познакомить с богатством народной культуры.

3. «Путешествие по сказкам».


«Рисуем сказочных героев».


Цель: Вызвать желание нарисовать любимого героя из знакомой сказки. Тренировать в умении передавать характерные черты героя сказки. Развить графические способности, умение рисовать.

4.«В гостях у сказки»

Посещение демонстративного выставочного зала.

Создать специальную среду, чтобы ребенок почувствовал себя в народной сказке, поиграл с предметами народного быта.

Октябрь

1. «Русские народные сказки»

Дидактическая игра «Я начну, а ты продолжи»



Развить умение внимательно слушать, умение передавать содержание от лица сказочного героя.

2.«Сказку сделаем сами»

Изготовление настольного театра «Курочка ряба».



Воспитывать уважение к коллективному труду, воспитывать умение работать согласовано.

3. « Покажем сказку»



Драматизация сказки

«Курочка ряба».

Развивать творческие способности детей. Формировать навыки совместной работы.


4.«Расскажи свою сказку».


Предложить детям поучаствовать в разработке сказочного сюжета

Цель: развивать воображение, мышление, умение высказывать свою мысль и в игре, пополнить свой словарный запас,закрепить грамматический строй речи и поупражняется в искусстве рассказчика (устная монологическая речь).



Ноябрь

1.«Мы актёры»


Этюды на развитие мимики

«Смешные стихи»


Цель:Развивать чистоту произношения. Обращать внимание на интонационную выразительность речи. Помочь детям раскрепоститься, преодолеть застенчивость.


2. Сказочные рисунки народных художников



Рассмотрение иллюстраций к русским народным сказкам в оформлении разных художников.

Развивать умение замечать характерные особенности и детали изображения персонажей в книжных иллюстрациях.


3. Красочные рисунки художника Е.М. Рачева.



Беседа «Чудесное превращение в сказочных героев обыкновенных зверей

Вызвать интерес к творчеству Е.М. Рачева, развивать умения замечать характерные особенности в его рисунках.

4.«Любимые сказочные герои»




Изобразительная деятельность по русским народным сказкам.

Развить умение детей передавать в рисунке эпизод знакомой сказки, закреплять умение располагать рисунок на листе, правильно пользоваться красками и карандашами.




декабрь

1.«Снегурочка»

 Слушание граммофонной записи сказки «Снегурочка»




Вспомнить содержание сказки. Вызвать интерес к ее музыкальному оформлению.

2.«Снегурочка на новый лад»

 Пересказ сказки с другим концом.








Развить умение у детей выразительно пересказывать сказку. Придумывать другой конец сказки. Понимать смысл, сопереживать за героев.

3.Поможем дедушке и бабушке

Изобразительная деятельности по сказке«Снегурочка»











Упражнять в умении лепить Снегурочку. Развивать мелкую моторику рук; продолжать развивать умение украшать свою работу различными материалами.

4.В гости к нам Снегурочка  пришла

 Рассмотреть куклы«Снегурочка». Разучивание песен и стихов о ней.







Вызвать у детей радостное настроение от приближающего праздника елки.

Январь

1.«Терем – теремок»


Этюды на выражение основных эмоций.

«Лисичка подслушивает»,

«Весёлые зайчики» ,

« Смешная лягушка»,

«Неуклюжий мишка».


Цель: Передавать внутреннее состояние через мимику (удовольствие, радость и т.д.).


2.«Построим теремок»


Конструирование теремка из картона


Цель: развить умение у детей договариваться о том, что они будут строить, согласовывать действия и совместными действиями достигать


результата.

3. «Рукавичка»

Чтение и показ украинской народной сказки «Рукавичка».

Цель: продолжать знакомить детей с произведениями устного народного творчества.

Сравнение: чем отличаются, чем похожи сказки «Теремок» и«Рукавичка».

4. «Театр из коробков»






Конструирование

персонажей к сказке

«Теремок»

Цель: развить умение конструировать из подручного материала фигурки сказочных

зверей.

Февраль

1.Расскажи сказку.

Пересказывание сказки«Заюшкина игрушка».

Развить умение у детей выразительно пересказывать сказку. Воспитывать интерес к событиям изображенным в сказке.

2.«Кто помогал Зайчику»

Изобразительная деятельность по сказке«Заюшкина избушка».




Развить умение у детей передавать в рисунке эпизод сказки, закреплять умение располагать рисунок на листе, правильно

пользоваться красками и карандашами.

3.Авторские сказки

 Беседа «Почему эти сказки назвали авторскими».

Познакомить детей с авторскими сказками. Кто такой автор.

4. Писатель сказочник

К. И. Чуковский.

Рассмотрение иллюстраций к сказкам

К. И. Чуковского

Изобразительная деятельность

«Добрый доктор Айболит»

( аппликация)

Познакомить детей с творчеством К. И. Чуковского. Помочь запомнить его фамилию. Вспомнить по иллюстрациям знакомые сказки. Познакомить со сказкой «Добрый доктор Айболит».

Март

1.В.Г. Сутеев




Беседа В.Г. Сутеев известный детский автор и художник.


Познакомить детей с творчеством В.Г. Сутеева.

2.В.Г. Сутеев автор веселых иллюстраций



Чтение произведений       В.Г. Сутеева

Познакомить детей со сказкой «Кот рыболов»,

продолжать развивать умение детей передавать содержание


3.Сказки разных народов



Беседа «Сказки гуляют по свету».

Вызвать интерес детей к сказкам других народов. Закрепить знание о народных и авторских сказках.



4. Зарубежный писатель Шарль Перро

Чтение сказки «Красная Шапочка». Слушание записи песенки Красной Шапочки.

Обратить внимание детей на иллюстрации (как одеты люди). Сравнить с иллюстрациями по русским народным сказкам.

Развить умение слушать и выражать свои эмоции. Создавать хорошее настроение.

Апрель

1.Театр кукол




Изобразительная деятельность. Лепка по сказке «Красная Шапочка»



Продолжать развивать умение лепить сказочных героев из пластилина, используя знакомые приёмы лепки. Готовые фигурки объединить и обыграть.




2. «Сказка на новый лад»

Просмотр и обсуждение сказки «Колобок» на новый лад.

Цель: Дать детям представление о том, что сказку можно рассказать по –своему. Воспитывать эмоциональное восприятие сказки.

3. «Волк и семеро козлят на новый лад».

Просмотр и обсуждение русской сказки на новый лад. Подготовка к открытому показу, распределение ролей, заучивание слов и стихов.


Цель: Развивать у детей интерес к театрально-игровой деятельности:

умение разыгрывать несложные представления по знакомым сказочным сюжетам.


4. « Играем сказку»

Открытый показ по сказке «Волк и семеро козлят на новый лад»

Цель: закреплять умения детей правильно , эмоционально изображать взятую на себя роль посредством голоса, движений , мимики. Развить творческое воображение, умение держаться на сцене, выступать перед аудиторией.





Май

1.Придумай сказку.

Дидактическая игра «В гостях у сказки»

Сочинение детьми новых сказок с умными, добрыми мыслями. Используя при этом традиционный сказочный зачин.


2.Книжки-малышки.

Изобразительная деятельность. Рисование (Изготовление книжек для своих сказок).

Вызвать у детей интерес, эмоциональный отклик, желание показать свои чувства, умения.


3. Любимые сказки.

Создание книжного уголка. Акция «Подари детям книжку».


Привлечь детей и родителей к созданию книжного уголка. Пополнить знания детей о сказках всех народов.

4. «В гостях у сказки»

Выставка детских работ


Выставка детских работ


Вызвать у детей интерес, эмоциональный отклик, гордость за своё творчество.




Данная программа составлена с учетом :

- «Программа художественного воспитания и развития детей 2-7 лет»/ автор И. А. Лыкова.

- Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: старшая  группа. Программа, конспекты. – М. : Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2003, 160 с., ил

-Дронова Т.Н.Художественное творчество детей 2-7 лет: Метод. пособие для воспитателей: Просвещение, 2011.-240с.: ил.

-Занятия изобразительной деятельностью. Коллективное творчество/под ред. А.А.Грибовской.-М : ТЦ Сфера, 2010.-192с. (Вместе с детьми)









Результаты исследования детей старшей группы

по художественно-эстетическому развитию на 2015-2016 г.

Имя, фамилия ребёнка

Культура и техника речи

Эмоциональное развитие

Творческие

способности

Артистические

способности



Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

1.

София

В.


В.


В.


В.


2.

Вероника

В.


В.


В.


В.


3.

Максим

С.


С.


С.


В.


4.

Артём П.

н


н


н


н


5.

ПолинаЗ.

С.


С.


С.


С.


6.

Денис

В.


В.


С.


С.


7.

Коля П.

н


н


н


н


8.

Никита Б.

С.


С.


В.


В.


9.

Егор

С.


С.


С.


С.


10.

Элина

С.


С.


С.


С.


11.

Семён

С.


С.


С.


С.


12.

Оля

В.


В.


В.


В.


13.

Артём Ч.

С.


С.


С.


В.


14.

Полина П.

С.


С.


В.


В.


15.

Коля К.

В.


С.


С.


В.


16.

Костя

С.


С.


С.


С.


17.

Маша

С.


С.


С.


С.


18.

Виола

С.


В.


С.


В.


19.

Диана

С.


С.


С.


С.


20.

Даша

С.


С.


С.


С.


Средний

Уровень

71,8



70


65,5


85.5



Высокий

уровень

26,2


27,9


32,5


13.5





Низкий

уровень

2


2


2


2





Средний уровень на начало года 74,8%

Высокий уровень на начало года 28,5%

Низкий уровень на начало года 2 %






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!