Тема: Самостоятельная работа. Конструирование из природных материалов любимого сказочного героя. Конструирование из различных материалов по схеме.
Цели урока:
совершенствовать умения детей работать с природными материалами;
развитие фантазии, пространственно-образных представлений;
повторение практических приемов создания изображений с помощью материалов и инструментов художественно-изобразительного и художественно-практического направлений, освоенных в 1-2 классах.
Оборудование уроков:
у учителя: образцы работ предыдущего урока, возможные творческие работы учащихся, у учащихся:
а) для урока по художественно-изобразительной деятельности: рабочая тетрадь, альбом, кисточки для рисования, разные материалы (на выбор учащихся): краски, простой и цветные карандаши, фломастеры, палитра, вода;
б) для урока по художественно-практической деятельности: рабочая тетрадь, кисточки для клея, природные материалы, набор цветной бумаги, цветной полукартон, пластические материалы (пластилин, соленое тесто, глина), подкладной лист, тряпочка для рук.
Ход урока
Беседа.
Знание природных форм и фантазия помогут тебе создать образ из простых природных материалов. Это могут быть: сосновая раскрывшаяся шишка, плод каштана, веточки, фисташки, перья, семена и другие материалы.
Урок первый
Работа в тетради
Учитель предлагает детям нарисовать тот персонаж или животное, которое им в большей степени хочется. Но при этом подумать, какие материалы и инструменты они будут использовать. Их названия надо будет вписать в тетради (до или после выполнения работы).
Нескольким детям (тем, у кого замысел наиболее оформился) предоставляется возможность рассказать о том, как будет выглядеть придуманный ими образ по следующей схеме:
- формы деталей;
- их композиционное расположение;
- материалы и инструменты (чем будут рисовать).
Что помогает при конструировании из природных материалов? Сконструируй фигурку девушки по рисунку 4.
Выполни образ своего любимого сказочного героя.
Подбери засушенный материал нежных оттенков.
Проработай разные планы композиции.
Выполни эскиз композиции.
Назови способы соединения деталей поделки. Придумай имя для героя.
Практическая работа
Выполняется самостоятельно детьми в выбранной ими последовательности. Учащиеся выполняют задание, записывают названия использованных материалов и инструментов. Но можно предложить и обратный порядок работы: сначала записать предполагаемые для использования материалы и инструменты, а затем в ходе практической работы отследить, все ли в полной мере было подобрано. Текущий контроль учителя и самоконтроль учащихся направлен на соотнесение предложенных условий задания и их соблюдение.
Оценка работы учащихся ♦
По завершении процесса рисования учитель предлагает детям, сидящим за одной партой, поменяться рабочими тетрадями и оценить, смог ли их товарищ выполнить условия задания. Учитель дополняет ответы детей своей выборочной оценкой оригинальности и качества работы отдельных детей.
Обобщение
- Почему художники пользуются разными материалами в своей работе?
Урок второй
Учащиеся рассматривают рисунки 1-3 (с 14)и определяют способы соединения деталей предметов. Совместно с учителем уточняют:
1. Какую деталь взять за основу изделия.
2. Чем, каким материалом воспользоваться для реализации своего замысла.
Дети высказывают свои мысли, желания.
Материал: ракушки разного размера и цвета, семена цветов, пластилин.
Необходимо иметь: лак, подставку из картона или дощечку, кисточку.
Подготовка рабочих мест
Каждый ребенок с помощью учителя отбирает необходимые ему для работы материалы. Природные - из общей коробки, пластические - из хранящихся в классе или принесенные из дома. Остальное готовится в соответствии с выбранными видами работ.
Практическая работа
Последовательность изготовления представлена в виде схемы.
Хвост делают в последнюю очередь, после того как будут соединены все части.
Работа заканчивается нанесением лака.
Какая птица изображена на рисунке?
Из скольких этапов состоит процесс изготовления?
- Что такое схема? Объясни, как ею пользоваться.
- Сконструируй птицу по схеме. Назови птицу.
Прояви фантазию и выполни из разных материалов композицию. Образы композиции должны быть объединены одной темой «Степь».
Предложенные работы знакомы по своей технологии изготовления с первого класса, поэтому их выполнение не должно вызывать затруднения у учащихся. В течение работы детей учитель осуществляет контроль за применением детьми известных практических умений.
После выполнения практической работы дети выполняют предложенное задание о материалах и инструментах относительно ими выполненного задания.
Уборка рабочих мест
Оценка работы учащихся
При обсуждении готовых работ оценивается качество выполненной работы, оригинальность внесенных изменений, дополнений, знание использованных материалов и инструментов.
Сделай выводы
- Какие материалы могли бы помочь сделать (учитель называет какой-либо предмет на свое усмотрение)? Как передать внешние особенности изделий? Какие материалы можно использовать?
- Какой другой материал ты рекомендуешь? Выставка и обсуждение работ.

