Единый урок. Посвящённых Международному дню семьи 15 мая
Тема: «Семья и Отечество в моей жизни»
Провели учителя начальных классов: Жданова Е.К., Михеева Г.Н
2017год
Тема: «Семья и Отечество в моей жизни»
Задачи: способствовать формированию представлений о жизненном идеале семьи; прививать любовь к Родине, интерес к истории своего Отечества, развивать мышление, речь, воображение; прививать понимание «Семья - ячейка общества, неотъемлемая часть нашей Родины», «Школа-наш общий дом», «Класс-маленькая семья».
Оборудование. Компьютер, доска, плакаты, листы бумаги, ручки, цветные карандаши, ко семейные фотографии, презентация.
Ход урока.
Организационный момент.
Введение в ситуацию.
Интерактивная беседа «Что такое семья»?, «Что такое Отечество»
Викторина «Вопросы о семье»
Просмотр презентаций, сопровождающийся рассказами учащихся:
«Традиции и обычаи в моей семье» (Выступление ученицы Тугушевой Фатимы.)
«Роль моей семьи в истории Отечества» (Выступление ученицы Тугушевой Самиры.)
Практическая часть: составление проекта: «Наш дом»
6.1. «Школа - наш общий дом»
7. Обсуждение проблемной ситуации.
Рефлексия. Подведение итогов.
Ход занятия:
Организационный момент.
Здравствуйте ребята.
Сегодня я хочу начать урок с фрагмента известной сказк.
Жила на свете одна женщина. У нее не было детей, а ей очень хотелось ребеночка. Вот пошла она к старой колдунье и говорит:
- Мне так хочется, чтоб у меня была дочка, хоть самая маленькая!..
- Чего же проще! - ответила колдунья. - Вот тебе ячменное зерно. Это зерно не простое, не из тех, что зреют у вас на полях и родятся птице на корм. Возьми-ка его да посади в цветочный горшок. Увидишь, что будет.
-Кто догадался ,что же случилось дальше?
-Правильно ,появилась Дюймовочка.
-Как вы думаете ,почему женщине ,очень хотелось ребёночка?
-Может ли человек жить один?
-Что нужно человеку ,что бы быть счастливым?
(Дети предлагают свои варианты ответов.)
Дети читают стихотворение.
Семья
Семья – словечко странное,
Хотя не иностранное.
– Как слово получилось,
Не ясно нам совсем.
Ну, «Я» – мы понимаем,
А почему их семь?
Не надо думать и гадать,
А надо просто сосчитать:
Два дедушки,
Две бабушки,
Плюс папа, мама, я.
Сложили? Получается семь человек,
Семь «Я»!
– А если есть собака?
Выходит восемь «Я»?
– Нет, если есть собака,
Выходит Во! – семья.
(М. Шварц)
Сегодня международный день семьи – 15 мая.
учрежден Генеральной Ассамблеей ООН в 1994 году.
Согласно «Толковому словарю» С. И. Ожегова семья – это «группа живущих
вместе близких родственников»,
семья – это «объединение людей, сплоченных общими интересами».
- А как вы понимаете это слово «семья»?
3. Интерактивная беседа «Что такое семья»?
Учитель: Что возникает в вашем воображении, когда вы его произносите?
(Высказывания детей).
- Семья – это великий дар.
Мы с вами будем говорить о тех, кто живет рядом с нами, с кем мы живем. Мы будем говорить о матери и отце.
Семья- это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены чувствами, интересами, идеалами, отношением к жизни.
Если подвести итог выше сказанному , то можно ответить на вопрос, Что такое семья?
Семья - это ячейка общества. Общая для всех членов семьи деятельность- обеспечение личного счастья каждого члена семьи и воспитание граждан нашего общества
4.Мамин портрет.5.Беседа о роли Отца
Дети читают пословицу: «При солнышке светло, а при матушке — добро».
Что общего между солнечным светом и любовью матери?
На доске рисуется солнце материнской любви. Дети перечисляют качества своих мам, от которых им становится тепло и светло. Все перечисленное записывается на лучах солнца материнской любви.
Какие прекрасные качества появились в вас под воздействием лучей этого солнца?
Какими словами вы встречаете маму, когда она возвращается домой?
Загадки.
Человек живет на свете,
Дорог он и нужен детям,
Он один у них на век.
Кто же этот человек?
***
В каждом доме словно солнце!
Свет его во всех оконцах.
И его прекрасней нет.
Кто нам дарит этот свет?(мама)
Расскажите о теплых отношениях, сложившихся в ваших семьях. Ответы учащихся оформляются на ладошках. Перед вами лежат ладошки.
Задание: опишите вашу семью, в которой вы живете, какая она? В каждый пальчик необходимо вписать слова - характеристики. Как вы думаете, почему руки? (ответы детей) (умелые руки, рука взаимопомощи, мамины руки, ласковые руки…)
Дети работают под музыку.
5.Беседа о роли Отца
Прочитайте цитату,как вы её понимаете? «Один отец значит больше, чем сто учителей».
-Перечислить, чему их учит отец и чему бы они сами хотели научиться у своего отца.
Игра
Учитель по очереди бросает мяч каждому ребенку и спрашивает его:
— Должен ли отец быть строгим (добрым, красивым, сердитым, сильным)?
Если ребенок считает, что отец должен быть, например, строгим, он ловит мяч; если он считает по-другому, то пропускает мяч.
Когда дети не согласны с мнением того или иного человека, игра останавливается, и все обсуждают этот вопрос.
Рисунок
Нарисуйте цветок качеств хорошего отца.
Каждый лепесток этого цветка — какое-либо качество характера.
Объясните, почему отцу необходимы те или иные качества
Гвоздь забить? Конечно к папе.
Полку вешать – тоже он.
Дело будет точно в шляпе,
Если папа входит в дом.
Папа справится с делами
И проблемы все решит.
Золотыми он руками
Все исправить поспешит.
Он – защитник и добытчик.
Папа – лучший семьянин.
И дрожит уж мой обидчик,
Папа справится и с ним.
Папа даст совет надежный
И поможет в школе он.
С папой будет все несложно.
Низкий мой ему поклон…
Загадки.
Кто сильнее всех на свете?
Кто за всю семью в ответе?
Без кого скучают дети?
На вопросы нам ответьте.
* * *
Настоящий он герой,
За меня стоит горой!
Им я больше всех горжусь,
Ничего с ним не боюсь!(папа)
Викторина «Вопросы о семье».
Учитель: Ну а сейчас мы немного поиграем, отвечая на вопросы о семье.
Вопросы:
Как говорят о тех, кто разглашает внутренние семейные неприятности и ссоры? (Выносить сор из избы.)
Вот русская пословица: «Жить для себя – тлеть, для семьи – … (пропущен глагол), а для народа – светить». Назовите пропущенный глагол. (Гореть.)
Назовите совсем неподходящий месяц для женитьбы. (Май, потом придётся всю жизнь маяться.)
Это дорогое всем слово есть практически во всех славянских языках. В сербском и словенском языках оно имеет значение «хороший урожай». В чешском, словацком и польском оно означает «семья». Что это за слово? (Родина.)
В какой сказке Андерсена нарушено право ребёнка: «Дети имеют право жить со своими родителями, и никому не позволено их разлучать»? («Снежная Королева». Из дома бабушки Снежная Королева увезла маленького Кая в свой ледяной дворец.)
В какой сказке К.И. Чуковского именины заканчиваются свадьбой? («Муха-Цокотуха».)
Геометрический символ брака – это… (Два кольца.)
Назовите самую семейную геометрическую фигуру. (Круг. Тесный семейный круг, в семейном кругу.)
Ребенок моего отца, мне не брат. Кто это? (Моя сестра.)
Меня зовут Юра. У моей сестры только один брат. Как зовут брата моей сестры? (Юра.)
Какое растение олицетворяет собой одновременно и родного, и приемного родственника? (Мать-и-мачеха.)
В каком месяце отмечается Международный день семей? В мае
5 «Традиции и обычаи в моей семье».(презентации детей) теперь послушаем какие семейные традиции и обычаи есть в семье ваших одноклассников.
Учитель: Предлагаю вам послушать стихотворение и подумать, о какой теплоте в нем говорится?
Ученик:
Мне не хватает теплоты, -
Она сказала дочке.
Дочь удивилась:
Мерзнешь ты
И в летние денечки?
Ты не поймешь, еще мала, -
Вздохнула мать устало.
А дочь кричит:
Я поняла! -
И тащит одеяло.
Учитель. О какой теплоте говориться в этих отрывках? (душевной)
Что может быть важнее уютного Дома, где тебя всегда поймут, посочувствуют, поддержат? Думаю, что вы согласитесь со справедливостью этих слов.
6. «Школа - наш общий дом»
Ребята, а ведь школа это тоже дом. Наш общий дом. А наш класс – семья. Дружная семья взрослых: учителей, учеников и родителей.
-Что нужно делать,для того,чтобы в нашем школьном доме было уютно и тепло?
7. Рефлексия. А в подведении итогов нашего классного часа я прошу вас высказать мнение о сегодняшней нашей встрече: что понравилось, что не понравилось, что больше всего запомнилось.
(Дети по очереди высказываются.)
8. Подведение итогов.
Учитель: Представьте, что мы с вами большая дружная семья. Чтобы в нашем доме было хорошо, давайте соберём то, что нам для этого необходимо? ЛЮБОВЬ, ТЕПЛО, ДОБРОТА, ПОНИМАНИЕ, УЮТ, ЗАБОТА, УВАЖЕНИЕ.
Соберите в ладони своё т е п л о.
Пусть его будет м н о г о.
Почувствуйте э т о т е п л о.
Поделитесь своим теплом друг с другом.
- Я в свою очередь хочу выразить вам благодарность за участие. Мне было
приятно с вами общаться. Мне очень хочется вам пожелать, чтобы ваш дом
был радостным и уютным.
Всего вам доброго!