СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема «Сила слова». Цель: расширение понятия о силе и влиянии слова на взаимоотношения между людьми и личную жизнь человека.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема «Сила слова».

 

 

Цель: расширение понятия о силе и влиянии слова на взаимоотношения между людьми и личную  жизнь человека.

 

Задача:

-раскрыть понятие «культура речи»

-углубить представление о воздействии речи на физическое здоровье человека с научной точки зрения

-сформировать представление о правильной, приятной и чистой речи.

-показать один из путей разрешения конфликтных ситуаций в семье и обществе (сказка «Наговорная водица»)

-воспитать ответственность за свою речь

 

Круг радости

Давайте восклицать, друг другом восхищаться.

Высокопарных слов не стоит опасаться.

Давайте говорить друг другу комплименты-

Ведь это все любви счастливые моменты.

Давайте горевать и плакать откровенно ,

       То вместе, то поврозь, а то попеременно.

       Не нужно придавать значения злословью,

       Поскольку грусть всегда соседствует с любовью.

Давайте понимать друг друга с полуслова,

Чтоб ошибившись раз, не ошибиться снова.

Давайте жить , во всем друг другу потакая,

Тем более, что жизнь короткая такая.

                                                                  (Булат Окуджава)

 

Сидение в тишине.

  • Я вам зачитаю изречение, а вы попробуйте его закончить:

«Заживает рана, нанесенная стрелой, вновь поднимается лес, вырубленный топором, но не заживает рана, нанесенная злым….

(словом)».

Просмотр содержимого документа
«Тема «Сила слова». Цель: расширение понятия о силе и влиянии слова на взаимоотношения между людьми и личную жизнь человека.»

Тема «Сила слова».



Цель: расширение понятия о силе и влиянии слова на взаимоотношения между людьми и личную жизнь человека.


Задача:

-раскрыть понятие «культура речи»

-углубить представление о воздействии речи на физическое здоровье человека с научной точки зрения

-сформировать представление о правильной, приятной и чистой речи.

-показать один из путей разрешения конфликтных ситуаций в семье и обществе (сказка «Наговорная водица»)

-воспитать ответственность за свою речь


Круг радости

Давайте восклицать, друг другом восхищаться.

Высокопарных слов не стоит опасаться.

Давайте говорить друг другу комплименты-

Ведь это все любви счастливые моменты.

Давайте горевать и плакать откровенно ,

То вместе, то поврозь, а то попеременно.

Не нужно придавать значения злословью,

Поскольку грусть всегда соседствует с любовью.

Давайте понимать друг друга с полуслова,

Чтоб ошибившись раз, не ошибиться снова.

Давайте жить , во всем друг другу потакая,

Тем более, что жизнь короткая такая.

(Булат Окуджава)


Сидение в тишине.

  • Я вам зачитаю изречение, а вы попробуйте его закончить:

«Заживает рана, нанесенная стрелой, вновь поднимается лес, вырубленный топором, но не заживает рана, нанесенная злым….

(словом)».


Рассказ учителя

Сказка «Хороший и плохой язык»

Жил царь один, который хотел знать, что сделает каждого из его подданных мудрым и счастливым. Поэтому он устроил выставку и пригласил всех мудрецов царства, чтобы они представили на ней те предметы, которые могут привнести счастье в жизнь каждого. На выставке он увидел много всевозможного добра – цветы, фрукты, красивые растения, сладости, одежды, книги, музыкальные инструменты, украшения, предметы искусства и т д. Но ни одна из этих вещей не показалась ему вещью, которая сделала бы каждого человека счастливым. Наконец он подошел к глиняному макету, на котором было написано: «хороший язык». Царь послал за скульптором, чтобы тот объяснил ему что это такое.

«Мой господин, - сказал скульптор, - все другие вещи на этой выставке делают человека счастливым лишь на короткое время. Но хороший язык, произнеся несколько слов сочувствия и любви, делает других счастливыми на долгое время иногда дологие годы. Он дает надежду и радость страдающему, силу и уверенность слабому, сочувствие и любовь осиротевшему. Только хороший язык может сделать всех людей счастливыми на все времена».

Царь, которому очень понравились эти слова, дал скульптору в качестве награды золотую шкатулку полную золотых монет.

Через несколько дней царь сильно захотел узнать, что может сделать каждого человека несчастным. Поэтому он организовал другую выставку и попросил мудрецов своей земли принести предметы, которые могли бы наполнить горем жизнь каждого. В этот раз выставочный зал был наполнен такими объектами как палки и кнуты, ножи и мечи, колючие растения и горькие плоды, вино и яд, лающие собаки и каркающие вороны. Но ни в одном из них царь не увидел удовлетворительного ответа на свой вопрос. Наконец он подошел к такому же глиняному макету, на котором были написаны слова: «плохой язык». Послали за скульптором. Он пришел и объяснил царю: «Мои господин, плохой язык может убить счастье и радость других, уничтожить надежду и бодрость духа и столкнуть их в пропасть страдания. Он способен нанести рану сердцам других, которая может не заживать долгие годы. Плохой язык – худший враг человека». Царь подарил скульптору добротную шкатулку, полную алмазов и драгоценностей. «Конечно, твои глиняные макеты преподнесли нам более ценный урок, чем все эти золотые шкатулки, драгоценности и алмазы, вместе взятые, - сказал ему царь. – Хороший язык – лучший друг каждого человека и простейший путь к всеобщему счастью».


Беседа:

  • У вас всегда «хороший язык»? Если нет, то почему?

  • Как вы думаете, что вы должны делать, чтобы всегда иметь хороший язык?

  • Приведите примеры из жизни и литературы, как язык помогал людям подружиться или, наоборот, разрушал их дружбу.


Творческое задание «Искусный оратор».

- Давайте поделимся на группы. Вы составляете вдохновленную речь на тему:

  1. Честность - лучшая политика.

  2. Чтобы иметь друга, надо быть им.

  3. Что мы думаем о будущем.

- Представитель от группы зачитывает свою речь, а остальные оценивают. Если речь улучшила настроение и вдохновила вас – похлопаете. Если была скучной или кого-нибудь обидела - большой палец показывайте вниз.

Вопросы.

  • Что можно сказать о человеке по тому, как он разговаривает?

  • Что значит культура речи?

  • О какой речи говорят, что она пуста?

  • Почему люди засоряют свою речь?

  • Вдохновили ли вас выступления ораторов?

  • Что означает слова Шри Сатья Саи «Из рта выпрыгивают и жабы»


Разминка:

«Я встал утром ранним –

солнце в сердце моем(3 раза)

Свет в тебе и во мне.

Свет, свет, свет.(3 раза)

Свет в тебе и во мне».


Чтение


НЕ УБИВАЙТЕ БРАННЫМ СЛОВОМ!

В институте Управления Российской академии наук группой ученых, под руководством видного молекулярного биолога П.П.Горяева, проводятся исследования, и ученые пришли к выводу: молекулы ДНК воспринимают человеческую речь! Каждый человек своей речью влияет на собственную жизненную программу!

Оказывается, если человек в своей речи постоянно употребляет бранные слова, несущие разрушительный заряд, - его хромосомы начинают искажаться и деформироваться. Происходит видоизменение молекулы ДНК, и она начинает вырабатывать отрицательную программу, ведущую к самоликвидации, - отсюда все негативные последствия жизни самого человека и его потомства.

Поэтому пусть наши мысли и слова всегда будут чистыми!


Вопросы

Как вы думаете, влияет ли наша речь на наше здоровье?

Как контролировать свою речь?

Были ли в вашей жизни такие случаи, когда при вас плохо отзывались о ваших знакомых, а вы промолчали?


Далее слайд, демонстрирующий влияние наших слов и звуков на структуру воды, а следовательно на человека, так как человек на 79% состоит из воды. На слайде изображены замороженные структуры молекулы воды. Эксперимент японского ученного Масару Эмото.


Разыгрывание сценок-диалогов: «Чему служит язык?».

- Мы поделимся на группы, и вы придумаете и разыграете сценку-диалог, в которой покажете, как сила слова может помочь человеку, или, наоборот, помешать ему.

- врач и больной

- учитель и ученик

- продавец и покупатель

- проводник и пассажир

Как научиться отвечать достойно человеку, который хочет с вами поссориться?


Сказка: «Наговорная водица».

Жили в одной деревне старик со старухой которые бранились все время да ссорились. Бывало, скажет старик старухе слово, а она ему два. Он ей пять, а она ему десять! Так слово за слово и побранятся, поссорятся! А из-за чего поссорились-побранились и сами не знают.

Ссорились старик со старухой, да бранились, а соседи слушали, да терпели. Терпели соседи, терпели, да и говорят как-то старухе:

- Сходила бы ты, Мариушка, к старцу на гору. У него водица есть наговорная – людям помогает. Может, и вам поможет – браниться перестанете. Послушалась старуха добрых людей, да и пошла к старцу. Подошла она к его избе, в окошко постучала. Вышел из избы старец – низенький, щупленький, седой бородой. Рассказала Мариушка старцу про нелады со стариком своим.

Выслушал ее старец и вынес старухе водицы в ковшике. Пошептал старец на водицу и вылил ее в скляночку. Отдает старухе скляночку и говорит:

- Возьми-ка, голубушка, эту водицу. А как домой придешь, да старик твой скажет тебе слово бранное, ты и хлебни из скляночки. Хлебни водицы и во рту держи. Держи водицу во рту, пока твой старик не угомонится! Все нелады ваши и пройдут!

Поблагодарила Мариушка старца, взяла скляночку с наговорной водицей и домой пошла. Пришла старуха домой – только за порог ступила, старик и начал ее бранить. Мол, ходит старуха неизвестно где и самовар не кипит, стол не накрыт, печка не на топлено и т др.

Тут старуха водицу-то из скляночки и хлебни! Хлебнула и во рту держит, как старец велел. Глядит старуха – замолчал старик! Обрадовалась старуха, стала самовар ставить да стол накрывать! Снова старик забранил старуху, нескладная, мол, у него старуха – не тем концом, видно, руки у нее воткнуты.

Обидно старухе эдакие слова-то слушать. Снова хлебнула она водицы из скляночки и во рту держит, как старец велел. Глядит старуха – замолчал старик! Так с тех пор и повелось у них: старик браниться начнет – старуха за скляночку хватается, глядишь, и замолчит старик. Так и перестали они браниться! Радуется Мариушка, да соседям хвалится: помогла, мол, водица-то наговорная! Ох, как помогла!


Вопросы:

  • Как вы думаете, наговорная водица была на самом деле волшебная?

  • Как вы реагируете, когда вас ругают близкие или чужие люди?

  • Если вы не согласны с мнением или поступком кого-либо, как сказать об этом, не ранив его?

  • Какие люди вам больше нравятся: молчаливые или разговорчивые, и почему?


Обобщение

Слайд-шоу - «Сила слова»


«Начинай день с любви, наполняй день любовью, завершай день любовью».

«Один язык у нас, а уха – два,

Чтоб слышать много, но беречь слова». (Джами)

«Язык – лучший помощник для установления дружбы и согласия»

«Металл узнается по звону, а человек по слову»

«Слово, идущее от сердца, проникает в сердце».

«Словами можно смерть предотвратить,

Словами можно мертвых оживить».

(А. Навои)


«Когда ты говоришь, слова твои должны быть лучше молчания».

«Не говори о других плохо, особенно в их отсутствие».

«Язык может совершать четыре главные ошибки: произносить неправду, злословить, обвинять других и болтать лишнее».

«Общайтесь от сердца к сердцу и никаких проблем».


Домашнее задание

Говорить со всеми мягко и с любовью.

5