СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: Сочетания антонимов с другими словами. Словарь антонимов.2 класс УМК 21 век

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Сочетания антонимов с другими словами. Словарь антонимов.

 

Цель урока:

 Формировать представления у  учащихся об антонимах, их особенностях, функциях в речи.

Актуализировать умения определять и подбирать антонимы; строить предложения, используя антонимы.

Научить раскрывать смысл понятия «антонимы» и обосновывать своё мнение; -  подбирать и писать антонимы к словам; распознавать и правильно употреблять в речи  антонимы; развивать устную и письменную речь, расширять кругозор учащихся, обогащать словарный запас; писать пословицы, используя антонимы; заменять антонимами выделенные слова в тексте-описании;

Формы организации деятельности:

  • парная
  • индивидуальная
  • групповая

Средства обучения:

  • учебник «Русский язык: 2 класс», ч.2
  • карточки для дифференцированной работы на уроке,  для работы в паре, для работы в группах.
  • мультимедиа проектор

Методы обучения:

  • по источнику знаний:словесные, практические, наглядные;
  • по уровню познавательной активности:  частично - поисковый;
  • по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, сравнительный.

Планируемый результат

Личностные:

- формирование личного эмоционального отношения к родному языку.

 Регулятивные:  - выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.

- адекватно воспринимать оценку своих действий.

Познавательные:

 - раскрывать смысл понятия «антонимы» и обосновывать своё мнение.

Коммуникативные:

-договариваться и приходить к общему решению при работе в паре, создавать эмоционально положительную основу для развития коммуникативных способностей и навыков коллективного сотрудничества.

 

 

Просмотр содержимого документа
«ИТОГОВАЯ САМООЦЕНКА УЧЕНИКАМИ КАЧЕСТВА»

САМООЦЕНКА УЧЕНИКАМИ КАЧЕСТВА
работы на уроке.

Показатель

Работа с картинками




Работа в паре




Продолжить предложение




Работа со стихотворением




Работа в группе




Активно отвечал на вопросы теста.

















Оценка за урок (подчеркни):

Удовлетворительно

Хорошо

Отлично





САМООЦЕНКА УЧЕНИКАМИ КАЧЕСТВА
работы на уроке.

Показатель

Работа с картинками




Работа в паре




Продолжить предложение




Работа со стихотворением




Работа в группе




Активно отвечал на вопросы теста.




















Оценка за урок (подчеркни):

Удовлетворительно

Хорошо

Отлично

Просмотр содержимого документа
«Синквейн»

Синквейн

Слово: ______________________

2 слова (прилагательные, Какой? какая?)_______________________

____________________________________________________________

3 слова (что делает? глагол)_______________________________________

_______________________________________________________________

4 слова (предложение) ________________________________________

______________________________________________________________

1 слово (существительное. (Кто? Что?)____________________


Синквейн

Слово: ______________________

2 слова (прилагательные, Какой? какая?)_______________________

____________________________________________________________

3 слова (что делает? глагол)_______________________________________

_______________________________________________________________

4 слова (предложение) ________________________________________

______________________________________________________________

1 слово (существительное. (Кто? Что?)____________________



Синквейн

Слово: ______________________

2 слова (прилагательные, Какой? какая?)_______________________

____________________________________________________________

3 слова (что делает? глагол)_______________________________________

_______________________________________________________________

4 слова (предложение) ________________________________________

______________________________________________________________

1 слово (существительное. (Кто? Что?)____________________


Синквейн

Слово: ______________________

2 слова (прилагательные, Какой? какая?)_______________________

____________________________________________________________

3 слова (что делает? глагол)_______________________________________

_______________________________________________________________

4 слова (предложение) ________________________________________

______________________________________________________________

1 слово (существительное. (Кто? Что?)____________________



Просмотр содержимого документа
«самоанализ урока русского языка 2 кл»

Самоанализ урока русского языка.

Учитель начальных классов Воронина Н.И.

Урок  русского  языка  был проведён во 2 а классе 12.03.2015г. 
Согласно календарно-тематическому планированию тема урока Сочетания антонимов с другими словами. Словарь антонимов.", урок 2 в разделе Лексика («Как устроен наш язык»)

Цель данного урока:

способствовать развитию умения находить и выделять антонимы, наблюдать и отмечать их отличительные особенности, понятие значимости антонимов в русском языке, при решении учебной задачи формировать навыки работы с новой информацией умения составлять антонимические пары, выделять их из контекста.

развитие способности коллективного планирования своих действий, контроля и оценки их в процессе деятельности в соответствии с поставленными задачами и условиями их реализации;

содействовать .развитию умения работать в паре, группе, выражать свои мысли и слышать других.

воспитывать интерес к русскому языку, чувства сопереживания, взаимопомощи, самооценки.

Были определены задачи педагога:

1. Способствовать формированию представлений об антонимах;

2. Способствовать развитию:

-орфографической зоркости, речи;

-мыслительных операций (систематизации, классификации, сравнения);

-коммуникативных навыков;

-самостоятельности;

-самооценки (рефлексии);

-обогащению словарного запаса.

3.Способствовать воспитанию устойчивого интереса к изучаемому предмету.

Тип урока - комбинированный,

В соответствии с темой урока, целью и задачами были выбраны  формы организации учебной работы: фронтальная, групповая. индивидуальная, парная, а также использовано оборудование:  мультимедиа-проектор, словарь антонимов , карточки для работы в группах и парах.

       Структура урока в соответствии требованиям ФГОС: 
1. Ориентация на новые образовательные результаты 
 2. Нацеленная деятельность на формирование УУД
 
Планируемые результаты: 
предметные: 

ученик научится: 
·        подбирать к словам антонимы;
ученик получит возможность научиться: 
·        участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. 
личностные: 

ученик :
·       проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу ;
·       понимает причины успеха в учебной деятельности 
 Универсальные учебные действия: 
Регулятивные УУД

ученик
·       определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя; 
·       учится работать по предложенному учителем плану; 
Познавательные УУД   

ученик 

-на основе анализа объектов делает выводы;

- обобщает и классифицирует по признакам;

Коммуникативные  УУД

 ученик 
·       слушает и понимает речь других; 
·       договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов.

3.Использование современных образовательных технологий - «Методики критического мышления», технологии оценивания учебных успехов, ИКТ, здоровье - сберегающей технологии, дозировка заданий, своевременная смена видов деятельности обучающихся.

В ходе работы на уроке мною были использованы следующие методы работы:

репродуктивный – формирование умений и навыков через систему упражнений;

стимулирование интереса к обучению – создание эмоциональных и проблемных ситуаций,

метод организации учебно-познавательной деятельности (словесный, частично-поисковый, практический);

В течение всего урока мои действия, как педагога, включали способы поддержания физического, психофизиологического, психического и нравственного здоровья учащихся. Было организовано чередование учебной нагрузки, смена видов деятельности (чередование устных и письменных видов деятельности: самостоятельная работа , работа в парах и группах), на уроке проведено 2 физкультминутки

Использование мультимедийного оборудования позволило организовать зрительное восприятие учащихся в соответствии с требованиями гигиены зрения. Изображения на экране были чёткими, яркими, хорошо освещёнными.

В течение всего урока соблюдалась логика изложения учебного материала в соответствии с заданной темой. Учебный материал для урока был достаточно содержательным, достаточно объёмным и соответствовал возрастным интересам и способностям обучающихся.

Смена видов деятельности способствовала познавательной активности детей. Поставленные задачи урока реализованы. Домашнее задание задано. Работа детей на уроке оценена учителем и детьми. Выставлены 11 оценок: 2-«3», 6-«5», 5-«4»

Обязательный запланированный материал выполнен. Я получила удовлетворение от работы с ребятами.

Результаты рефлексии показывают, что детям урок понравился.

Просмотр содержимого документа
«урок»

Тема: Сочетания антонимов с другими словами. Словарь антонимов.


Цель урока:

Формировать представления у учащихся об антонимах, их особенностях, функциях в речи.

Актуализировать умения определять и подбирать антонимы; строить предложения, используя антонимы.

Научить раскрывать смысл понятия «антонимы» и обосновывать своё мнение; - подбирать и писать антонимы к словам; распознавать и правильно употреблять в речи антонимы; развивать устную и письменную речь, расширять кругозор учащихся, обогащать словарный запас; писать пословицы, используя антонимы; заменять антонимами выделенные слова в тексте-описании;

Формы организации деятельности:

  • парная

  • индивидуальная

  • групповая

Средства обучения:

  • учебник «Русский язык: 2 класс», ч.2

  • карточки для дифференцированной работы на уроке, для работы в паре, для работы в группах.

  • мультимедиа проектор

Методы обучения:

  • по источнику знаний:словесные, практические, наглядные;

  • по уровню познавательной активности: частично - поисковый;

  • по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, сравнительный.

Планируемый результат

Личностные:

- формирование личного эмоционального отношения к родному языку.

Регулятивные: - выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.

- адекватно воспринимать оценку своих действий.

Познавательные:

- раскрывать смысл понятия «антонимы» и обосновывать своё мнение.

Коммуникативные:

-договариваться и приходить к общему решению при работе в паре, создавать эмоционально положительную основу для развития коммуникативных способностей и навыков коллективного сотрудничества.


Ход урока:

  1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Ребята, сегодня у нас не простой урок. У нас гости. На улице весна! Светит яркое солнышко. Оно и к вам заглянуло, чтобы у вас было хорошее настроение. Не видите? А загляните под парту, может оно там спряталось?(Дети находят солнышко). Посмотрите, друг на друга, улыбнитесь, пожелайте товарищу хорошего настроения на весь учебный день. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам сегодня, чтобы день принес вам радость общения друг с другом. Свою работу на уроке вы будете оценивать сами и результат вносить в табличку, которая лежит у вас на столе.






II. Этап актуализаци и пробного учебного действия

- Ребята, вы любите читать книги? Почему?

Книги бывают разными: художественными, научными. Но любая книга учит нас чему-то/

III. Этап выявления места и причины затруднения

Сегодня мы с вами будем работать с одной научной книгой и узнаем много нового, но вот беда, на книге не написано название. Оформление тетради.(Число Классная работа)

Слайд 1. Рассмотрите картинки, сравните их. Подберите к ним пары из слов: сладкий - кислый, зима – лето, радуется – грустит, холодно – жарко. Слайд 2, 3









Проверить и оценить работы слабых учащихся ( Кириллова, Чекиев, Шамшура, Акрамова)

-Что объединяет эти пары слов? Какие это слова?

Назовите тему нашего урока. «Слова-антонимы». А помогать нам будет книга , которая так и называться «Словарь антонимов». Вы уже знакомы со словарями. Что мы можем узнать в словаре? Слайд 4

IV. Этап построения проекта выхода из затруднения.

Давайте поставим задачи на урок

Мы будем учиться находить антонимы в тексте, подбирать антонимы к словам. Работать со словарем. Узнаем о роли антонимов в речи?

Что мы уже знаем об антонимах. Составим кластер

Давайте вспомним, что такое кластер и составим его. Кластер - это графическое изображение материала. И так, какие позиции нам уже знакомы? Слайд 5













В конце урока мы вернёмся ещё раз к этому слайду.

V. Повторение пройденного материала:

Работа в парах.

1 в

Подберите антонимы к словам и напишите их рядом.

Добро-_____________ , сила-___________ , лето ________ ,

мир ______________ , молодость ____________________ .

Слова для справок: зло, зима, слабость, старость, война.

На какие вопросы отвечают слова?

Какой частью речи они являются?

____________________________________________________________

2 в

Подберите антонимы к словам и напишите их рядом.

хороший -_____________ , толстый -_________________,

весёлый ______________, близкий __________________,

большой ____________________ .

Слова для справок: плохой, печальный, тонкий, маленький, далёкий.

На какие вопросы отвечают слова?

Какой частью речи они являются?

_________________________________________________________

3 в

Подберите антонимы к словам и напишите их рядом.

работать -__________________, любить -_________________ ,

смеяться __________________ , расцветать ______________ ,

приходить ____________________ .

Слова для справок: ненавидеть, отдыхать , плакать, уходить, увядать.

На какие вопросы отвечают слова?

Какой частью речи они являются?

Проверить и оценить ответы учащихся ( Батарова, Кошелев, Бахвалов)

Вывод: Антонимы – это слова различные по звучанию и значению. Отвечают на вопросы кто? что? Какой, какая, что делает?, могут быть существительными, прилагательными, глаголами.


Где встречаются антонимы?

Математика- плюс-минус, прибавить – вычесть, больше – меньше, короче - длиннее

Ок. мир- технология-.узкий – широкий, жарко – холодно,

Литература- грустный – веселый, добрый – злой,

Физкультминутка . «Чешская полька»

VI. этап первичного закрепления Слайд 6

Ребята, а что у меня в руках? (Яблоко). Послушайте стихотворение.

У прохожих на виду

Висело яблоко в саду.

Ну кому какое дело?

Просто яблоко висело.

Только Конь сказал,

Что низко.

А мышонок - высоко.

Воробей сказал,

Что близко,

А улитка — далеко.

А Телёнок озабочен

Тем, что яблоко мало.

А Цыплёнок — тем, что очень

Велико и тяжело.

А котёнку всё равно:

Кислое — зачем оно?

- Что вы!

Шепчет червячок,-

Сладкий у него бочок.

(Г.Сапгир)

Выпишите антонимы парами.

Проверка по образцу.








Что стало предметом спора животных? Можно ли к слову яблоко подобрать слово с противоположным значением ?

Делаем вывод: Не все слова имеют антонимы.


Исследование «Для чего в речи нужны антонимы?»

Чтобы ответить на этот вопрос попробуйте продолжить предложения: Слайд 7
1. Слон большой, а мышка маленькая.

2.Зимой погода холодная, а летом жаркая.

3.Работать трудно, а отдыхать легко.








- Представьте нашу речь без антонимов. Какая бы она была?
- Зачем же нужны антонимы?

Действительно антонимы делают нашу речь более яркой и выразительной.

Вывод: меняют смысл предложения , текста, подчеркивают различия


Физкультминутка для глаз. Слайд 8

VII. этап включения в систему знаний и повторения

Работа в группах

Задание: Подберите антонимы к выделенным словам в тексте. Если слова вызовут затруднения, что делать? Где можно найти слова антонимы? (Словарь)


Долго я был плохим учеником. Тетради у меня были грязные, писал я небрежно. Грустно я плёлся домой после уроков. Мама всегда огорчалась, когда видела мой дневник. Надоело мне всё. Что я, хуже других? Стал внимательным, старательным. И вот уже я считаюсь…


И вот я уже считаюсь _____________ учеником. Тетради у меня _______________, пишу я _______________. ________________ я ___________________ домой после уроков. Мама всегда _____________________, когда видит мой дневник. И мне самому всё это нравится.

Проверка: каждая группа зачитывает по предложению. (Дровосеков, Шитов, Капитонова)

Слайд 9. Возвращение к кластеру . Что нового мы узнали на уроке об антонимах?(Добавляем в кластер)















Меняют смысл предложения , текста, не все слова имеют антонимы,

подчеркивают различия.

Что помогает правильно употреблять антонимы в речи?

Правильно употреблять в своей речи антонимы вам помогут словари Слайд 10


Домашнее задание: Стр.64 упр.5.


VIII. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.


Составляем синквейн.

Давайте вспомним, что такое синквейн. Каковы его особенности?


1. Антонимы

2. Различные, противоположные. 

3. Овечают, делают, относятся.

4. Различные по звучанию и написанию.

5. слово, часть речи.


Свои синквейны зачитают (Макарова, Иванова, Абдуллаева)


 Если останется время . Тест Слайд 11

1) Найди неверно составленную пару антонимов.

трудолюбивый – ленивый   

справа – слева                         

светлый - темнота

2) Найди однокоренные антонимы, выдели корень.

 правда - ложь                        

счастье – несчастье

друг -  враг                             

3)  Найди слово, которое не имеет антонима.
вход                                                      

рука                                                    

худой                                    

4) Вставь подходящий по смыслу антоним.

Хороша верёвка длинная, а речь … 

Знай больше, а говори …  .


Рефлексия

Что нового мы узнали?

Решили ли мы на задачи, поставленные в начале урока?

Кто же они, наши помощники, в обогащении нашего словарного запаса и грамотности? Выводы повторяем вместе:

-словари- верные помощники:

-помогают делать нашу устную и письменную речь грамотной.

Мне осталось только узнать о вашем настроением на уроке. Слайд 12, 13



Просмотр содержимого документа
«Задание для группы»

Задание: Подберите антонимы к выделенным словам в тексте. Слова небрежно, плёлся, огорчалась найдите в словаре антонимов





Долго я был плохим учеником. Тетради у меня были грязные, писал я небрежно. Грустно я плёлся домой после уроков. Мама всегда огорчалась, когда видела мой дневник. Надоело мне всё. Что я, хуже других? Стал внимательным, старательным. И вот уже я считаюсь…







И вот я уже считаюсь _____________ учеником. Тетради у меня _______________, пишу я _______________. ________________ я ___________________ домой после уроков. Мама всегда _____________________, когда видит мой дневник. И мне самому всё это нравится.



Просмотр содержимого документа
«задание для пар»

1 в

Подберите антонимы к словам и напишите их рядом.


Добро-_____________ , сила-___________ , лето ________ ,

мир ______________ , молодость ____________________ .



Слова для справок: зло, зима, слабость, старость, война.



На какие вопросы отвечают слова?

Какой частью речи они являются?

____________________________________________________________







2 в

Подберите антонимы к словам и напишите их рядом.


хороший -_____________ , толстый -_________________,

весёлый ______________, близкий __________________,

большой ____________________ .


Слова для справок: плохой, печальный, тонкий, маленький, далёкий.


На какие вопросы отвечают слова?

Какой частью речи они являются?

_________________________________________________________




3 в

Подберите антонимы к словам и напишите их рядом.


работать -__________________, любить -_________________ ,

смеяться __________________ , расцветать ______________ ,

приходить ____________________ .


Слова для справок: ненавидеть, отдыхать , плакать, уходить, увядать.


На какие вопросы отвечают слова?

Какой частью речи они являются?



Просмотр содержимого документа
«тест»

Тест

1) Найди неверно составленную пару антонимов.

трудолюбивый – ленивый   

справа – слева                         

светлый - темнота

2) Найди однокоренные антонимы, выдели корень.

 правда - ложь                        

счастье – несчастье

друг -  враг                             

3)  Найди слово, которое не имеет антонима.
вход                                                      

рука                                                    

худой                                    

4) Вставь подходящий по смыслу антоним.

Хороша верёвка длинная, а речь … 

Знай больше, а говори …  .











Тест

1) Найди неверно составленную пару антонимов.

трудолюбивый – ленивый   

справа – слева                         

светлый - темнота

2) Найди однокоренные антонимы, выдели корень.

 правда - ложь                        

счастье – несчастье

друг -  враг                             

3)  Найди слово, которое не имеет антонима.
вход                                                      

рука                                                    

худой                                    

4) Вставь подходящий по смыслу антоним.

Хороша верёвка длинная, а речь … 

Знай больше, а говори …  .





Просмотр содержимого презентации
«Презентация1»

- 30 + 30

- 30

+ 30

сладкий кислый лето зима

сладкий

кислый

лето

зима

весёлый грустный радуется грустит + 30 - 30 холодно жарко

весёлый

грустный

радуется

грустит

+ 30

- 30

холодно

жарко

Тема: Сочетания антонимов  с другими словами. Словарь антонимов.

Тема:

Сочетания антонимов

с другими словами.

Словарь антонимов.

Могут быть разными частями речи Различные по написанию В паре являются одной частью речи Отвечают на один вопрос

Могут быть разными частями речи

Различные по написанию

В паре являются одной частью речи

Отвечают на один вопрос

У прохожих на виду Висело яблоко в саду. Ну кому какое дело? Просто яблоко висело. Только Конь сказал, Что низко. А мышонок - высоко. Воробей сказал, Что близко, А улитка — далеко. А Телёнок озабочен Тем, что яблоко мало. А Цыплёнок — тем, что очень Велико и тяжело. А котёнку всё равно: Кислое — зачем оно? - Что вы! Шепчет червячок,- Сладкий у него бочок.  (Г.Сапгир)

У прохожих на виду

Висело яблоко в саду.

Ну кому какое дело?

Просто яблоко висело.

Только Конь сказал,

Что низко.

А мышонок - высоко.

Воробей сказал,

Что близко,

А улитка — далеко.

А Телёнок озабочен

Тем, что яблоко мало.

А Цыплёнок — тем, что очень

Велико и тяжело.

А котёнку всё равно:

Кислое — зачем оно?

- Что вы!

Шепчет червячок,-

Сладкий у него бочок.

(Г.Сапгир)

а маленькая. Слон б...льшой , а мышка    Зимой погода х...лодная , а летом    Р....ботать трудно , а отдыхать  О жаркая. О легко.

а

маленькая.

  • Слон б...льшой , а мышка
  • Зимой погода х...лодная , а летом
  • Р....ботать трудно , а отдыхать

О

жаркая.

О

легко.

В паре являются одной частью речи Могут быть разными частями речи Различные по написанию Меняют смысл предложений , текстов  Не ко всем словам можно подобрать  Подчёркивают различия Отвечают на один вопрос

В паре являются одной частью речи

Могут быть разными частями речи

Различные по написанию

Меняют смысл предложений , текстов

Не ко всем словам можно подобрать

Подчёркивают различия

Отвечают на один вопрос

Правильно употреблять в своей речи антонимы вам помогут словари

Правильно употреблять в своей речи антонимы вам помогут словари

Тест 1) Найди неверно составленную пару антонимов. трудолюбивый – ленивый    справа – слева                          светлый - темнота 2) Найди однокоренные антонимы, выдели корень.   правда - ложь                         счастье – несчастье друг -  враг                              3)  Найди слово, которое не имеет антонима.  вход                                                       рука                                                     худой                                      4) Вставь подходящий по смыслу антоним. Хороша верёвка длинная, а речь …  Знай больше, а говори …  . короткая меньше

Тест

1) Найди неверно составленную пару антонимов.

трудолюбивый – ленивый   

справа – слева                         

светлый - темнота

2) Найди однокоренные антонимы, выдели корень.

  правда - ложь                        

счастье – несчастье

друг -  враг                             

3)  Найди слово, которое не имеет антонима. вход                                                      

рука                                                    

худой                                     

4) Вставь подходящий по смыслу антоним.

Хороша верёвка длинная, а речь … 

Знай больше, а говори …  .

короткая

меньше

Рефлексия Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вы легко научились находить антонимы и можете помочь другим. Весёлый Грустный Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно , но было трудно и вы нуждаетесь в помощи.

Рефлексия

Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вы легко научились находить антонимы и можете помочь другим.

Весёлый

Грустный

Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно , но было трудно и вы нуждаетесь в помощи.