Тема: Сочетания антонимов с другими словами. Словарь антонимов.
Цель урока:
Формировать представления у учащихся об антонимах, их особенностях, функциях в речи.
Актуализировать умения определять и подбирать антонимы; строить предложения, используя антонимы.
Научить раскрывать смысл понятия «антонимы» и обосновывать своё мнение; - подбирать и писать антонимы к словам; распознавать и правильно употреблять в речи антонимы; развивать устную и письменную речь, расширять кругозор учащихся, обогащать словарный запас; писать пословицы, используя антонимы; заменять антонимами выделенные слова в тексте-описании;
Формы организации деятельности:
парная
индивидуальная
групповая
Средства обучения:
учебник «Русский язык: 2 класс», ч.2
карточки для дифференцированной работы на уроке, для работы в паре, для работы в группах.
мультимедиа проектор
Методы обучения:
по источнику знаний:словесные, практические, наглядные;
по уровню познавательной активности: частично - поисковый;
по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, сравнительный.
Планируемый результат
Личностные:
- формирование личного эмоционального отношения к родному языку.
Регулятивные: - выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.
- адекватно воспринимать оценку своих действий.
Познавательные:
- раскрывать смысл понятия «антонимы» и обосновывать своё мнение.
Коммуникативные:
-договариваться и приходить к общему решению при работе в паре, создавать эмоционально положительную основу для развития коммуникативных способностей и навыков коллективного сотрудничества.
Ход урока:
Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
Ребята, сегодня у нас не простой урок. У нас гости. На улице весна! Светит яркое солнышко. Оно и к вам заглянуло, чтобы у вас было хорошее настроение. Не видите? А загляните под парту, может оно там спряталось?(Дети находят солнышко). Посмотрите, друг на друга, улыбнитесь, пожелайте товарищу хорошего настроения на весь учебный день. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам сегодня, чтобы день принес вам радость общения друг с другом. Свою работу на уроке вы будете оценивать сами и результат вносить в табличку, которая лежит у вас на столе.

II. Этап актуализаци и пробного учебного действия
- Ребята, вы любите читать книги? Почему?
Книги бывают разными: художественными, научными. Но любая книга учит нас чему-то/
III. Этап выявления места и причины затруднения
Сегодня мы с вами будем работать с одной научной книгой и узнаем много нового, но вот беда, на книге не написано название. Оформление тетради.(Число Классная работа)
Слайд 1. Рассмотрите картинки, сравните их. Подберите к ним пары из слов: сладкий - кислый, зима – лето, радуется – грустит, холодно – жарко. Слайд 2, 3


Проверить и оценить работы слабых учащихся ( Кириллова, Чекиев, Шамшура, Акрамова)
-Что объединяет эти пары слов? Какие это слова?
Назовите тему нашего урока. «Слова-антонимы». А помогать нам будет книга , которая так и называться «Словарь антонимов». Вы уже знакомы со словарями. Что мы можем узнать в словаре? Слайд 4
IV. Этап построения проекта выхода из затруднения.
Давайте поставим задачи на урок
Мы будем учиться находить антонимы в тексте, подбирать антонимы к словам. Работать со словарем. Узнаем о роли антонимов в речи?
Что мы уже знаем об антонимах. Составим кластер
Давайте вспомним, что такое кластер и составим его. Кластер - это графическое изображение материала. И так, какие позиции нам уже знакомы? Слайд 5

В конце урока мы вернёмся ещё раз к этому слайду.
V. Повторение пройденного материала:
Работа в парах.
1 в
Подберите антонимы к словам и напишите их рядом.
Добро-_____________ , сила-___________ , лето ________ ,
мир ______________ , молодость ____________________ .
Слова для справок: зло, зима, слабость, старость, война.
На какие вопросы отвечают слова?
Какой частью речи они являются?
____________________________________________________________
2 в
Подберите антонимы к словам и напишите их рядом.
хороший -_____________ , толстый -_________________,
весёлый ______________, близкий __________________,
большой ____________________ .
Слова для справок: плохой, печальный, тонкий, маленький, далёкий.
На какие вопросы отвечают слова?
Какой частью речи они являются?
_________________________________________________________
3 в
Подберите антонимы к словам и напишите их рядом.
работать -__________________, любить -_________________ ,
смеяться __________________ , расцветать ______________ ,
приходить ____________________ .
Слова для справок: ненавидеть, отдыхать , плакать, уходить, увядать.
На какие вопросы отвечают слова?
Какой частью речи они являются?
Проверить и оценить ответы учащихся ( Батарова, Кошелев, Бахвалов)
Вывод: Антонимы – это слова различные по звучанию и значению. Отвечают на вопросы кто? что? Какой, какая, что делает?, могут быть существительными, прилагательными, глаголами.
Где встречаются антонимы?
Математика- плюс-минус, прибавить – вычесть, больше – меньше, короче - длиннее
Ок. мир- технология-.узкий – широкий, жарко – холодно,
Литература- грустный – веселый, добрый – злой,
Физкультминутка . «Чешская полька»
VI. этап первичного закрепления Слайд 6
Ребята, а что у меня в руках? (Яблоко). Послушайте стихотворение.
У прохожих на виду
Висело яблоко в саду.
Ну кому какое дело?
Просто яблоко висело.
Только Конь сказал,
Что низко.
А мышонок - высоко.
Воробей сказал,
Что близко,
А улитка — далеко.
А Телёнок озабочен
Тем, что яблоко мало.
А Цыплёнок — тем, что очень
Велико и тяжело.
А котёнку всё равно:
Кислое — зачем оно?
- Что вы!
Шепчет червячок,-
Сладкий у него бочок.
(Г.Сапгир)
Выпишите антонимы парами.
Проверка по образцу.

Что стало предметом спора животных? Можно ли к слову яблоко подобрать слово с противоположным значением ?
Делаем вывод: Не все слова имеют антонимы.
Исследование «Для чего в речи нужны антонимы?»
Чтобы ответить на этот вопрос попробуйте продолжить предложения: Слайд 7
1. Слон большой, а мышка маленькая.
2.Зимой погода холодная, а летом жаркая.
3
.Работать трудно, а отдыхать легко.
- Представьте нашу речь без антонимов. Какая бы она была?
- Зачем же нужны антонимы?
Действительно антонимы делают нашу речь более яркой и выразительной.
Вывод: меняют смысл предложения , текста, подчеркивают различия
Физкультминутка для глаз. Слайд 8
VII. этап включения в систему знаний и повторения
Работа в группах
Задание: Подберите антонимы к выделенным словам в тексте. Если слова вызовут затруднения, что делать? Где можно найти слова антонимы? (Словарь)
Долго я был плохим учеником. Тетради у меня были грязные, писал я небрежно. Грустно я плёлся домой после уроков. Мама всегда огорчалась, когда видела мой дневник. Надоело мне всё. Что я, хуже других? Стал внимательным, старательным. И вот уже я считаюсь…
И вот я уже считаюсь _____________ учеником. Тетради у меня _______________, пишу я _______________. ________________ я ___________________ домой после уроков. Мама всегда _____________________, когда видит мой дневник. И мне самому всё это нравится.
Проверка: каждая группа зачитывает по предложению. (Дровосеков, Шитов, Капитонова)
Слайд 9. Возвращение к кластеру . Что нового мы узнали на уроке об антонимах?(Добавляем в кластер)

Меняют смысл предложения , текста, не все слова имеют антонимы,
подчеркивают различия.
Что помогает правильно употреблять антонимы в речи?
Правильно употреблять в своей речи антонимы вам помогут словари Слайд 10
Домашнее задание: Стр.64 упр.5.
VIII. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Составляем синквейн.
Давайте вспомним, что такое синквейн. Каковы его особенности?
1. Антонимы
2. Различные, противоположные.
3. Овечают, делают, относятся.
4. Различные по звучанию и написанию.
5. слово, часть речи.
Свои синквейны зачитают (Макарова, Иванова, Абдуллаева)
Если останется время . Тест Слайд 11
1) Найди неверно составленную пару антонимов.
трудолюбивый – ленивый
справа – слева
светлый - темнота
2) Найди однокоренные антонимы, выдели корень.
правда - ложь
счастье – несчастье
друг - враг
3) Найди слово, которое не имеет антонима.
вход
рука
худой
4) Вставь подходящий по смыслу антоним.
Хороша верёвка длинная, а речь …
Знай больше, а говори … .
Рефлексия
Что нового мы узнали?
Решили ли мы на задачи, поставленные в начале урока?
Кто же они, наши помощники, в обогащении нашего словарного запаса и грамотности? Выводы повторяем вместе:
-словари- верные помощники:
-помогают делать нашу устную и письменную речь грамотной.
Мне осталось только узнать о вашем настроением на уроке. Слайд 12, 13

