Тема: « Составляющие педагогической технологии коррекционно-развивающего обучения, способствующие эффективному обучению и развитию учащихся с ОВЗ в процессе их профессионально-трудовой подготовки»
Учитель швейного дела Ефимова М. В.
Технология коррекционно-развивающего обучения учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений строится на организации
педагогической технологии, которая заключается в определении постав-
ленной цели и предвидении результативности.
Педагогическая технология-это совокупность средств и методов обучения и
воспитания, которые и позволяют успешно реализовать поставленные обра-
зовательные цели.
Коррекционно-развивающее обучение в процессе профессионально-трудо-
вой подготовки умственно отсталых учащихся заключается в установлении
прочных связей между полученными знаниями и навыками, вырабаты-
вая при этом мобильность умений, которые ориентировали бы учащихся в социуме и производственной сфере ( социально-трудовая адаптация).
Показателем развивающего обучения и является мобильность знаний, навыков и умений.
К составляющим педагогической технологии обучения умственно отсталых
школьников труду относятся.
Знание онтогенеза ученика и психофизиологии его в трудовом обучении, а также знание дизонтогенеза(диффузное восприятие).
«О Б У Ч А Я – И З У Ч А Й» -таков
дидактический принцип.
2. Определение типа учащихся в трудовом обучении на основании
изучения целевой, энергетической и исполнительной
стороны трудовой деятельности для дифференцированного и индивидуа-
льного подхода.
3. Наличие арсенала средств коррекции и развития эмоционально-во-
левой сферы и сенсомоторных процессов.
4. Отбор эффективных, оптимальных методов обучения, учитывая цели и задачи данного урока.
5. Отбор средств ТСО и эффективность их применения.
Таким образом, главным условием эффективного обучения и развития умственно отсталых учащихся в процессе их профессионально-трудовой
подготовки является необходимость
с в я з а т ь
общекоррекционную направленность обучения,
учет индивидуальных и типологических особеннос-
тей обучаемых на основе
целевой, энергетической и исполнительной
сторон их трудовой деятельности с
основами психофизиологии труда.
Очень важным в системе коррекционно-развивающего обучения явля-
ется владение учителем трудового обучения механизмами формирова-
ния знаний, навыков и умений.
ЗНАНИЕ-это выражение в словесной форме связей и свойств техни-
ко-технологических понятий в определенной производственной деяте-
льности человека, на основе которых формируются когнитивные
образы практических приемов выполнения работы.
При изучении нового материала сначала проводим фронтальную работу
с учащимися, развернутое объяснение по натуральным объектам по оп-
ределенному плану, потом работаем с раздаточным материалом, далее
идет письменная работа.
Прежде чем списать, вслух проговариваем четко, понятно, не спеша.
Обязательно- различные виды словарной работы с нашими терминами,
хорошо- магнитофонные записи специальной терминологии, связь дол-
жна быть с русским языком- разбор слов- лексический и грамматический.
Например, изучаем тему «Виды белья».
После определения учебной цели и создания познавательной мотива-
ции сообщаем учащимся определенные сведения о белье по такому плану.
Виды женской одежды: белье, легкое платье, верхняя одежда.
Что такое белье?
То, что надевается прямо на тело.
Что относится к белью?
Показываем, рассматриваем образцы белья: ночные сорочки, майки,
трусы, плавки.
Что относится к легкому платью, какие изделия?
Демонстрация образцов изделий: блузки, платья, юбки, свитера-
рассматриваем, берем в руки, запоминаем названия.
Так же про верхнюю одежду.
Далее объясняем по таблице.
Виды женской одежды.
Одежда Изделия Как надевать
Белье Ночная сорочка, майка, Прямо на тело.
Легкое Блузка, платье, юбка, Поверх белья.
платье
Верхняя Пальто, куртка, шуба, Поверх легкого
одежда плащ. платья.
Потом учащиеся работают в своих альбомах – составляют такую таблицу.
В помощь детям – у каждого на столе находится уже оформленная та-
кая таблица на альбомном листе – образец. И тем не менее, некоторым
учащимся приходится помогать, как разместить лучше колонки, пункты таблицы. А есть такие девочки, которые не могут провести по линейке
карандашом прямую линию, показываю, отмечаю на листе две точки, которые надо соединить точно, прямо.
Далее, опять повторяем, закрепляем этот материал по таблице. (вслух,
хором). Добиваемся того, чтобы хорошо, правильно строя предложе-
ния, рассказать, что нового узнали сегодня на уроке.
Потом предлагается выполнить ряд упражнений такого вида.
1. Определить лишнее слово: майка, пижама, блузка, трусы.
2. Запиши общее название: ночная сорочка, майка, пижама.
И т. д.
Все знания строятся на ассоциациях – только тогда идет развитие.
Ассоциация-это связь между психическими явлени-
ями, при которых актуализация (припоминание)
одного из них влечет за собой появление другого.
Такой механизм способствует сохранению знаний.
К объяснению нового материала приступаем только тогда, когда учитель убедился, что предыдущий материал дети усвоили,
имеют знания и навыки.
При изучении нового материала всегда опора на ранее приобретенные
знания, что создает систему знаний, которая ведет к разви-
тию учащихся.
На уроках трудового обучения виды знаний формируются по таким
основным группам
№п/п Виды знаний Виды работы
1. Устройство орудий Таблицы, схемы, сами
труда орудия труда, макеты, зари-
совки-рисунки.
2. Виды и свойства Образцы, лабораторные ра-
материалов боты, работы с раздаточ-
ным материалом ( с откр. и
закр. глазами), письменная
работа.
3. Правила работы Инструктаж до работы, во
время и после работы.
4. Технико-технологические Работа с ПТК-как коррекци-
процессы онный принцип.
5. Сведения об организации Проведение экскурсий, показ
труда на предприятиях видеороликов.
6. Систематизация и класси- Работа с перфокартами,
фикация изучаемых пред- работа со словарем, дикта-
метов и явлений нты слуховые, связь с рус.яз
отгадывание кроссв., реш-
ение ребусов, игра в
лото.
При формировании знаний важно учитывать готовность учащихся
к усвоению знаний.
Длительная готовность характеризуется положительным отнош-
ением школьников к учебе.
Временная готовность- мобилизацией психофизических систем
человека.
Закрепление знаний – это осмысленное запоминание, ко-
торое происходит путем
повторения.
Повторение необходимо перед объяснением нового, после объяснения и
при завершении учебной темы.
Обобщение знаний - способствует лучшему усвоению
знаний.
Например, изучая хлопчатобумажные и льняные ткани, их свойства в отдель-
ности сначала, а потом мы сравниваем свойства этих тканей и обозначаем их общие свойства как хорошие гигиенические свойства: хорошо пропускают воздух, хорошо впитывают влагу и т. д.
Понимание нового материала без учета имеющихся знаний и навы-
ков – невозможно.
Понятие – это особое мыслительное действие, которое может быть
единичным и особенным, являясь одновремен-
но и всеобщим.
Например, понятие – машинные швы
Шов двойной-это единичное понятие и особенное ( особенности его выпо-
лнения, отличные от других швов), и в тоже время и общее поня-
тие – швы.


Для формирования знаний учащихся применяют такие виды практической деятельности.
№п/п Практическая деятельность Виды работы
1. Поэтапное формирование знаний. Словарные диктанты, пр-
оговаривание про себя,
вслух, хором вместе, пе-
реход к практическому
и потом опять к теории.
Слово---- действие---- слово
От образца, таблицы к
абстрактному понятию
и опять от абстрактного
понятия к образцу.
Теория----- практика---- теория
2. Показ опытов. Предотвращение
брака в работе.
3. Лабораторные работы. Изучение свойств
того или иного объ-
екта, сравнение с
другими объектами.
4. Наблюдение практической А также на примере
работ старших или
деятельности в ходе экскурсии. лучших учащихся
(мотивация обучения).
5. Актуализация знаний при выполнении Например, в 7-8 кл.
практической работы что-то нового узнали
по изучаемому матери-
алу, но расположение
знаний уже по «спира-
ли».
Развитие речемыслительной деятельности (РМД).
Это : различные виды словарной работы, применение перфокарт, кроссв-
ордов, ребусов, лото, связь с русским языком (лексика, грамматика), испо-
льзование компьютерной и видеотехники, выполнение различных упраж-
нений на образование логических связей, обобщение, выделение и т. д.
В системе коррекционного обучения учащихся важно знать и понимать психофизиологические особенности механизма формирования у учащих-
ся и профессионально-трудовых навыков.
Н А В Ы К – это автоматизированное действие, вырабо-
танное в процессе упражнений и под-
контрольное сознанию.
Навык – это автоматизированный компонент
трудовой деятельности, выполняемый
легко, свободно, быстро, без напряжения, как бы
автоматически.
Механизм формирования навыков проходит ряд этапов, где в процессе
усвоения навыка происходит постоянное прилаживание выполняемых
действий технологической операции, которые вырабатывают в свою очередь нормативно-одобренные приемы работы.
Показатели сформированности навыка.
1. Снятие напряжения в процессе работы при излишнем распре-
делении внимания.
2. Устранение лишних движений и фокусирования
необходимого внимания для выполнения работы.
3. Четкий ритм и темп трудовых действий операции.
4. Соразмерность движения рук и плавность, легкость
движений.
Основные этапы формирования навыка по Б.Ф.Ломову и Г.В.Васенкову «от произвольного к непроизвольному
действию».
Предварительный--- получение знаний о предстоящем действии.
Аналитический---овладение отдельными элементами действия и
анализом каждого рабочего движения.
Синтетический--- объединение ряда движений в единое действие.
Автоматизация --- произвольная регулировка темпа работы, пере-
действий ключение внимания с действия на результат.
Для детей с диагнозом F1 и F2 эффективна обратная последовательность, т.е. от неосмысленных действий к осмысленным, указание- «Думай»- приводит к замедлению и остановке действия. Указание-«Повторяй за мной» без дополнительных объяснений увеличивает скорость овладения навыком на начальных стадиях формирования навыка.
Основы методики формирования навыков.
При формировании навыков у учащихся оказывают влияние внешние и внутренние условия обучения.
Внешние условия формирования навыков.

1.
Эффективность объяснения трудо- Показ учителем рабочего приема с
вых приемов учителем. объяснением трудовых действий
операции, изучение таблиц, схем,
плакатов.

2.
Организация системы упражнений. Выполнение пробных строчек на
лоскутках, заполнение таблиц,
выполнение заданий на осознание
трудовых действий и распределе-
ния внимания при работе, работа
с перфокартами, решение кроссво-
рдов, игра в «Лото», отгадывание
и составление ребусов и т.д.

3.
Оценка учителем трудовых Проверка качества своей работы в
сравнении с образцом, определе-
действий учащихся. ние своих неточностей ( брака в
работе), их устранение ( сверяем
с таблицей).

4.
Дифференцированный подход к Основной принцип дифференциа-

учащимся. Основной принцип дифференциации
в КРО с учетом типических особеннос-
тей каждого учащегося. Создание оп-
тимальных условий развития каждого
ученика.
Обучая -----изучай
Наглядность, приближенная к реальности.

От общего к частному, а от частного к общему.

Учет всех сторон трудовой деятельности:
целевой, энергетической и исполнительной

5.
Наличие приспособлений информации ПТК, индивидуальный раз-
о результатах трудовых действий даточный материал, поопе-
рационные карты, общетех-
нологические карты, образцы
всевозможных браков.
Внутренние условия формирования навыков.
1.

Интеллектуальный уровень Способность к формированию образа
детей эталона труда и к осознанию трудо-

вых действий, испытывает или нет
серьезных затруднений в овладении
навыками.

2.
Уровень сенсорной чувстви- Состояние затруднений эмоциональ- тельности. но- волевой сферы (ЭВС).

3.
Наличие трудового опыта. Умение ориентироваться и планиро-
вать свою работу, придерживаться
определенной последовательности
в своей работе и т. д.

4.
Самооценка трудовой Умение правильно замечать, опре-
деятельности. делять свои ошибки (завышена и
занижена).

5.
Развитие самоконтроля В сравнение с образцом определе-
трудовых действий ление своих недостатков, брака
в своей работе и своевременное
их устранение.

6.
Способность к переносу Применение приобретенных нав-

навыков. ыков при выполнении анало-
гичного сравнительно нового
изделия, допуская или не до-
пуская ошибок.

7.
Состояние двигательной Помощь в трудовых действиях,
сферы. виды пробных действий, лиш-
ние неправильные движения,
плавность, слитность, без на-
пряжения излишнего.

8.
Энергетический потенциал Эмоции, чувства, способность
личности ребенка. к волевому усилию, уровень
работоспособности.
Обучение учащихся навыкам должно строиться на выработке осознанных
трудовых действий операции.
Вот, например, как можно провести занятие на выработку осознанных навы-
ков выполнения какого-то вида машинного шва.
Перед учащимися ставится задача: научиться выполнять такой-то вид шва.
1. Создается целевая установка на овладение данным видом работы.
2.Объяснение учителем назначения данной работы, анализ ее результа-тов.
3. Особое внимание обращается на правильно организованное рабочее
место, размещение материала, инструментов, приспособлений.
4. Показываем рабочие приемы с объяснением трудовых действий опера-
ции, сначала медленно, стоя или сидя рядом с учеником, а не напротив, в
замедленном темпе, а потом в нормальном.
5. Изучение плаката с описанием последовательности трудовых действий
и возможных видов брака.
Например, выполнение двойного шва.


Трудовые действия Распределение Виды брака
внимания
1. Определить у деталей Рисунок на изнан. стороне Некоторые дета-
ткани лиц. и изн. сторон менее яркий. ли изделия
будут на лице
иметь изнанку.
2. Сложить две детали На лице деталь
изнаночными сторонами будет смотреть
внутрь. изнанкой.




Двойной шов -----изнаночными сторонами внутрь.
3. Срезы деталей уравнять. Внимание на срезы. Какой-то срез
будет открыт,
шов не чистый.
4. Первая строчка от среза Не выдержана
3-4мм. ширина шва.
И т.д.
6. Опять показывает учитель правильные приемы работы перед выполне-
нием пробной работы учащимися.
7.Первоначальное выполнение операции учениками с проговариванием.
8.Далее запись учащимися в альбомах технологии выполнения данного вида шва (последовательность выполнения).
9.Выполнение образца определенного размера и оформление его в альбо-
ме.
10.Разбираем возможные виды брака в выполнении шва. Рассматриваем
различные образцы с браком и определяем вид брака, причина его.
Например, такой брак – не выдержана ширина шва в готовом виде ( упра-
жнение на развитие глазомера). На другом образце – наплыв ткани – причи-
на – плохо выправлен шов ( развитие пальцев).
11.На последующих занятиях работа учащихся с разными дидактическими
заданиями, составление, заполнение таблиц на осмысление трудовых действий операции, работа с перфокартами, нахождение ошибок в техноло-
гии выполнения, проставь пропущенные слова в данных предложениях,
т.е. выполнение различных заданий на осознание трудовых действий, на
отработку темпа и ритма в работе.
И далее повторение всегда и везде, где это возможно и уместно при прохож-
дении любой темы до тех пор, когда будет налицо сформированность
правильных приемов работы, осознанность и полное снятие
напряжения в труде.
Обращаем внимание на лучшие работы учащихся, на лучшую организацию рабочего места и т.д.
Стержень механизма формирования навыка заключается в
отработке акцептора трудовых действий в процессе упражнений.
У наших детей нарушен процесс акцептора трудовых действий операции.
Акцептор трудового действия
ДВИЖЕНИЕ


Импульс Фиксация
( осмысление)
Данное явление связано с тем, что у учащихся нарушена фиксация
выполняемых действий операции за счет слабости ее осмысления,
что требует определенных коррекционных упражнений.
В исследованиях Г.В.Васенкова указаны особенности несогласованности
когнитивного и оперативного образов технологических операций, нару-
шение сенсомоторных процессов в труде и затруднения в развитии речемыс-
лительной деятельности.
У умственно отсталых учащихся проскальзывает акцептор действия, т.е. нет
связи между чувством и действием.
Развивать через руки ум, ум –через руки.
В трудовом обучении очень важно знать условия достижения цели коррекции.
Процесс коррекционно-развивающего обучения невозможен без правильно
сформированной коррекционной цели урока.
А коррекционные цели строятся на знании учителем дефектов учащихся с
учетом индивидуального и дифференцированного подходов в обучении.
Организация педагогической технологии.
Цели= результат


Личность
Формы и методы Средства
Обучения обучения
Решение
дидактической задачи
На основе этой схемы учитель может грамотно сформировать коррекцион-
ные цели урока, без которых невозможен процесс коррекционно-развиваю-
щего обучения в целом.
Наши школы должны строить процесс обучения учащихся так, чтобы тот ма-
териал учебных программ, который наиболее необходим для дальней-
шей жизни учащихся, стал достоянием их личности, т.е. учащиеся мо-
гли использовать, применять его в различных производственных условиях.
Это и есть показатель развивающего обучения---мобильность знаний,
навыков и умений.
Любой образовательный процесс строится на ряде основных факторов:
1. Трудовая подготовка.
2. Социально- трудовая среда.
3. Развитие.
4.Воспитание.
При решении главной задачи социально- трудовой адаптации умственно
отсталых школьников учитываются эти основные факторы технологии коррекционно- развивающего обучения.
Коррекционно-развивающее обучение
1. Коррекционно-педагогическая работа в наших школах занимает
центральное положение в системе обучения учащихся.
2.Коррекция находится на перекрестке составных частей
образования.
3.По значимости и объему коррекционно-педагогический
процесс имеет заметное место на перекрестке состав-
ляющих образования.
4.Коррекция—это социальная система, которая
функционирует в конкретных социальных условиях.
Литература
1. Лекции д.п.н., профессора Г.В.Васенкова.
2.Олигофренопедагогика. В.В.Воронкова, Г.В.Васенков и д.р.
3.Профессионально-трудовая подготовка учащихся коррекционных школ
вида. Г.В.Васенков.
4.Развитие и коррекция учащихся коррекционных школ вида.
Г.В.Васенков.
5.Толковый словарь .Г.В.Васенков.
6.Дидактические основы коррекционной направленности трудового обучения учащихся коррекционных школ вида. Г.В.Васенков.
7. Дульнева Г. М. Основы трудового обучения специальной (корреционной) школе.