Ι. Актуализация знаний. Обращение к личному опыту II. Развитие умений. III. Рефлексия. IV. Домашнее задание. IV. Домашнее задание. | Беседа-размышление. Карта урока. Отметьте на карте начало вашего пути, с какими мыслями, чувствами вы отправляетесь в путь? В конце урока мы вновь к ней вернёмся. Подумайте и скажите, как по-другому можно назвать популярные детские книги, названия, которых я сейчас перечислю: «Солнышко», «Свирель», «Барби», «Миша», «Мурзилка», «Геолёнок», «Классный» , «Непоседы»и т.д. Уч-ся. -Это журналы. (Открывается первое слово «Журналы» ) -Права ли я, называя журналы – книгами, где можно узнать значение этого слова? Журнал - это периодическое издание в виде книжки, содержащей статьи, произведения разных авторов, а также отдельная книжка такого издания. -Что значит - периодическое издание? (выходит регулярно, в определённый период времени) -Думаю, что впервые многих из вас с детскими журналами познакомили родители. Вы можете вспомнить ваш первый журнал, его название, опишите ваши первые впечатления. ( Куьик Бл Но журналы не всегда были такими, какими привыкли их видеть современные дети. Давайте обратимся к истории. ( Открывается 2 слово «История») Не так давно вы писали изложение «Первая газета», вспомните, кто стоял у истоков русской периодической печати? ( Пётр 1 «Ведомости») -Всё верно с января 1703 года стала выходить первая русская газета, сам Петр I писал в «Ведомости» статьи-поучения для своих подданных, где были и советы по воспитанию юных граждан молодой России. А вот идея печатать издание специально для детей появилась концу XVIII века. Ее основоположником явился русский просветитель и общественный деятель Н.И.Новиков. Именно он начал издавать первый детский журнал – «ДЕТСКОЕ ЧТЕНИЕ ДЛЯ СЕРДЦА И РАЗУМА» (1785-1789) - Как вы думаете, что значит «чтение для сердца и разума»? Чему учит такое чтение? (ответы детей) - А теперь послушайте, что по этому поводу думал сам Новиков. Журнал, по мнению его основателя, должен был «воспитывать добрых граждан…, воспитывать в маленьких читателях честность, великодушие и благородство». Вслед за первым новиковским журналом один за другим в начале XIX века стали появляться детские периодические издания: «Друг юношества» Н.И. Невзорова (1807-1815) «Друг детей» Н. Ильина (1809), «Новое детское чтение» С. Глинки (1821-1824). Другой известный детский журнал относится уже к середине века - это «Библиотека для воспитания», (1843 - 1846). Основал и редактировал его литератор-славянофил Д. А. Валуев. Не было в журнале ни иллюстраций, ни развлекательного раздела, так как редактор его считал, что для юных читателей главное - «в добротности статей, составляющих журнал». Основные материалы журнала посвящены истории Российского государства, памятникам прошлого, истории и быту славянских народов. -Какую цель, на ваш взгляд, ставил перед собой основатель журнала, что он хотел воспитать в своих читателях? (Ответы детей) Прослушивание песни «С чего начинается Родина» в исполнении Марка Бернеса. - Какова основная тема песни - одним словом? (Открывается 3 слово « Родина») – Почему автор не даёт одного ответа на этот вопрос? (ответы детей) - Чувство любви к своей Родине так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Патриотизм – это и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим. Это и любовь к родителям, к друзьям, к родным местам, к своей школе, к милой сердцу песне, а может и к впервые прочитанному журналу. - Ветер горы разрушает, слово народы поднимает. - Как вы понимаете смысл этой пословицы? Много бед и страданий пришлось пережить нашей Родине. Но даже в самый тяжёлый час испытаний, в годы Великой Отечественной войны, не переставала выходить детская периодическая печать, которая стала идейным руководителем для юных подпольщиков и партизан, для тех, кто трудился на военных заводах и для тех, кто кормил и одевал Красную Армию. В каждом номере, в каждом печатном слове был силен боевой дух. Газеты воспевали подвиги юных героев, печатали тексты военных песен, пламенные стихи, карикатуры. Работа в парах. Перед вами 3 ключевых слова нашего урока, установите между ними связь, определив, что является целым, а что частью? Объясните? А может быть другой вариант? -Какова же основная тема урока?( Журналы) - А подтемы? ( История, Родина) Мы живём с вами в счастливое мирное время. В нашей стране теперь насчитываются десятки, а то и сотни детских журналов: яркие, красочные обложки, красивые иллюстрации и постеры, разнообразные рубрики, всё это, несомненно, привлекает юных читателей. Но есть среди множества юмористических, развлекательно – познавательных журналов, те, что по-прежнему предоставляют детям чтение для сердца и разума: о природе и экологии: «Свирель», «Юный натуралист», научно-популярные: «Детская энциклопедия», «Чудеса и приключения – детям». А на страницах таких журналов, как «Мурзилка», «Костёр», «Матушка», « Детская роман – газета» вы всегда можете прочесть об истории родного края, о великих сражениях и полководцах, о простых людях, любящих свою Родину, которые и в мирное время стоят на страже её интересов. Работа в группах. -Вам предстоит работать в группах. Организуйте рабочие места. « Учитесь, читайте, размышляйте и извлекайте из всего самое полезное»,- сказал однажды Н.И.Пирогов Как вы думаете, чему вы учитесь, работая в группах. (Учиться слушать и понимать товарищей, принимать другую точку зрения и т.д) Первое задание: Из представленных журналов выбрать рубрики или статьи, относящиеся к нашей подтеме урока.( История, Родина) (Ребята представляют найденный материал и дают объяснения своему выбору) -Много материала вы смогли найти? Какой вывод напрашивается? (материала не так много, но всё же есть журналы, которые уделяют большое внимание изучению России и её истории) -Перед вами рассказы-горошины журналиста, писателя Павла Николаевича Гусева, которые были напечатаны в литературно – художественном журнале « Детская роман – газета». Как вы считаете, какие ещё задачи, согласно цитате Пирогова, стоят перед вами? ( Читать, размышлять, извлекать.) После прочтения вы заполните таблицу « Аргументы», в которой напишите, соответствует ли данное произведение теме сегодняшнего урока, попробуете отгадать название и приведёте аргументы, которые заставят проявить интерес к рассказу. И начинать свой ответ, как вы уже знаете и умеете, можно вот с таких слов: «Мы считаем… Мы думаем… Нам кажется, что…Мы предположили…» « Мастера» - рассказ «Бушлат и шинель» (Приложение 1- рассказ, таблица, карточка с лексическим значением слов) «Творцы» - рассказ «Полковое знамя» (Приложение 2 -рассказ, таблица, карточка с лексическим значением слов) «Умельцы» - рассказ «Медаль» (Приложение 3- рассказ, таблица, карточка с лексическим значением слов) «Профессионалы» - рассказ « Кирзовые сапоги» (Приложение 4- рассказ, таблица, карточка с лексическим значением слов) Взаимные вопросы при помощи кубика Блума. Отчёт учащихся о работе в группах по плану, данному в таблице. Вопросы к группе, выполнявшей работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. - Оцените работу ваших товарищей в группе с помощью рисунка «Волшебное дерево». - Заполните карту урока до конца. Представьте, что вы молодой журналист, и вам нужно взять интервью у ребят нашего класса. Придумайте, вопрос, который поможет понять не только, о чём говорилось, но и выяснить личное ребят отношение к главной теме урока. Составление синквейна (примерно) Журналы Интересные, познавательные Заставляют (помогают) думать, размышлять Об истории России - Родины. Как вы знаете, нам предстоит важная и интересная работа над проектом « Имена известных людей в названиях улиц Домодедово». В какой форме вы могли бы представить отчёт о проделанной работе? ( Издать свой журнал) Задание в группах – придумать обложку для будущего журнала. А в заключение, хочу сказать: «Помните, то, что вы собой представляете, определяется тем, что вы читаете». Читайте – лучшее, становитесь лучше ради себя, своей семьи, ради своей Родины. | Познавательные УУД 1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. 2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. 3. Ориентироваться на развороте журнала 4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. 5. Представлять информацию в виде схемы Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 2. Проговаривать последовательность действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника. 4. Учиться работать по предложенному учителем плану. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать речь других. 2. Выразительно читать и пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. |