Тема: «Технологии социально-педагогической коррекции и реабилитации детей с ОВЗ в коррекционной школе - интернате»
Выполнил: Банников Валентин Алексеевич,
воспитатель первой квалификационной категории
2017 год
Город Куйбышев
Значительная часть детей с отклонением в развитии, несмотря на усилия, принимаемые обществом, с целью их обучения и воспитания, став взрослыми оказывается неподготовленной к интеграции в социально – экономическую жизнь.
Однако, результаты исследований и практика свидетельствуют о том, что человек, имеющий дефект развития, может при соответствующих условиях стать полноценной личностью, развиваться духовно, обеспечивать себя в материальном отношении и быть полезным обществу.
Благодаря воздействию социального окружения и специального обучения (социальной реабилитации) формируется личность, способная чувствовать и мыслить по-человечески. В процессе взаимодействия со взрослыми, получения от них все новых и новых сведений у ребенка постепенно развивается потребность к новым впечатлениям, к познанию окружающего, активной творческой и трудовой деятельности.
Социальная реабилитация :
- это процесс, направленный на восстановление способностей человека к жизни деятельности в социальной среде предполагает реабилитацию на медицинском, бытовом, ролевом, личностном уровнях, в глазах общества.
Сущность социальной реабилитации состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит.
Классификация социальных технологий по области заимствования методов :
-социально-медицинские;
-социально-психологические;
- социально-педагогические:
- социально-педагогическая профилактика
- социально-педагогическая поддержка
- психолого-педагогическая коррекция социальной ситуации защиты детства
- социальная защита детства
- социально-педагогическая реабилитация детей и подростков
Основы социально-педагогической деятельности
- Социально-педагогическая деятельность может реализовываться в виде социально-педагогической технологии - одного из сложившегося на основе предыдущего опыта или выявленного и обоснованного пути достижения определенной социально-педагогической цели (Л.В. Мардахаев). Технология вообще - это совокупность приемов, применяемая в каком-нибудь деле, мастерстве, искусстве. Необходимо отметить , что специалисты сегодня не пришли пока к единому мнению относительно технологизации социально-педагогической деятельности.
По практической направленности различают следующие виды технологий:
- Социально-экономические;
- Организационно-распорядительные,
- Медико-социальные;
- Психолого-педагогические;
- Социальные технологии.
Общие принципы и правила коррекционной работы:
1. Индивидуальный подход к каждому воспитаннику.
2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).
3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность воспитанников, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.
4. Проявление педагогического такта.
Задачи обучения и воспитания детей с ОВЗ:
- обеспечение адекватного взаимоотношения их с обществом, коллективом, осознанного выполнения социальных (и том числе и правовых) норм и правил.
- сохранение и укрепление здоровья воспитанников с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;
- создание благоприятного социально-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей воспитанников с ОВЗ;
Методы социально – педагогической коррекции и реабилитации детей с ОВЗ в коррекционной школе – интернате
- Обучение Воспитание Социальная работа
- словесные (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция) - наглядные (иллюстрация, демонстрация, работа с учебной литературой) - практические (упражнения, игры, создание проблемных ситуаций).
Методы социальной диагностики: - интервью; - мониторинг;
положительный пример; - убеждение; - приучение; - поощрение; -наказание; - внушение; - упражнение.
социологический опрос; - экспертная оценка.
Применение методов социально-педагогической реабилитации детей с ОВЗ на внеклассных занятиях
На протяжении пяти лет работаю с глухими детьми специального коррекционного класса. Каждый из воспитанников является особенным со своими проблемами:
- умственная отсталость;
- поведенческие
отклонения .
В своей работе применяю следующие технологии (методы) социально-педагогической коррекции и реабилитации детей с ОВЗ:
Наглядный метод
Практический метод
Словесный метод
Методы стимулирования познавательной активности воспитанников
Интерактивные методы (презентации, слайды)
Практический метод в процессе социально-педагогической реабилитации может быть реализован как:
Комментированные – это упражнения, служащие для активизации учебного процесса, а также осознанного выполнения заданий. Иными словами, воспитанники или педагог комментируют производимые действия, в итоге последние лучше осознаются и запоминаются .
Упражнения
Производные – это ввод в специальные упражнения, прежних упражнений. Они способствуют повторению, и таким образом, закреплению ранее организованных навыков, активизации словаря. Если не использовать производные повторения, то навык, как правило, теряется.
Специальные – это многократно повторяемые упражнения, действие которых направлено на формирование трудовых и учебных умений, навыков.
В процессе выполнения заданий по теме воспитанник активизирует свою память, словарный запас, многократное повторение позволяет лучше запомнить материал.
В процессе выполнения таких заданий педагог может проконтролировать степень освоения материала воспитанниками.
Устное и письменное слово является основой общения в процессе социально-педагогической реабилитации детей с ОВЗ словесный метод может быть реализован как:
Беседа с воспитанниками в процессе которой дети делятся имеющимися у них знаниями и опытом (может быть реализован как ответы на вопросы, отгадывание кроссвордов по теме, обсуждение поставленной проблемы).
Рассказ педагога по конкретной теме занятия.
Работа с картинными, тематическими словарями
Развитие человека сильно зависит от того, что он видит, по этой причине метод наглядности очень важен для социально-педагогической реабилитации детей, он может быть реализован через:
использование наглядных пособий, выставки работ, просмотр периодической печати, художественной литературы, телепередач .
Методы стимулирования мотивации и активности детей в реабилитационном процессе могут быть реализованы как :
Соревнование
Поощрения и наказания (метод наказания используется только в крайнем случае и требует огромного педагогического такта. В качестве наказания может быть использовано: замечание, порицание).
Интерактивные методы
Использование презентаций и фрагментов презентации по ходу занятия, подбор слайдов
Итог
- Использование данных коррекционных технологий (методов) способствует развитию у воспитанников:
-речи и мыслительной деятельности;
-расширяет словарный запас;
-улучшает восприятие и внимание;
-создаётся благоприятный психоэмоциональный климат в коллективе способствующий формированию положительных установок в сознании и поведении.
- Кроме этого происходит освоение предлагаемого материала, социальных правил и норм, налаживается общение между всеми участниками воспитательного процесса, что способствует социальной реабилитации воспитанников с ОВЗ.
Список литературы
- Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003 — 368 с.
- Практические методы обучения FB.ru: http://fb.ru/article/4133/prakticheskie-metodyi-obucheniya
- Статья на тему: «обучение детей с ОВЗ» https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2016/02/04/obuchenie-detey-s-ovz
- Основы социально-педагогической деятельности. http://bigpo.ru/potrb/Клятва+социального+педагогаb/part-2.html