СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема «Технологии социально-педагогической коррекции и реабилитации детей с ОВЗ в коррекционной школе - интернате»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка была представлена мной на РМО.

Просмотр содержимого документа
«Тема «Технологии социально-педагогической коррекции и реабилитации детей с ОВЗ в коррекционной школе - интернате»»

Тема: «Технологии социально-педагогической коррекции и реабилитации детей с ОВЗ в коррекционной школе - интернате» Выполнил: Банников Валентин Алексеевич, воспитатель первой квалификационной категории 2017 год  Город Куйбышев

Тема: «Технологии социально-педагогической коррекции и реабилитации детей с ОВЗ в коррекционной школе - интернате»

Выполнил: Банников Валентин Алексеевич,

воспитатель первой квалификационной категории

2017 год

Город Куйбышев

 Значительная часть детей с отклонением в развитии, несмотря на усилия, принимаемые обществом, с целью их обучения и воспитания, став взрослыми оказывается неподготовленной к интеграции в социально – экономическую жизнь.  Однако, результаты исследований и практика свидетельствуют о том, что человек, имеющий дефект развития, может при соответствующих условиях стать полноценной личностью, развиваться духовно, обеспечивать себя в материальном отношении и быть полезным обществу.  Благодаря воздействию социального окружения и специального обучения (социальной реабилитации) формируется личность, способная чувствовать и мыслить по-человечески. В процессе взаимодействия со взрослыми, получения от них все новых и новых сведений у ребенка постепенно развивается потребность к новым впечатлениям, к познанию окружающего, активной творческой и трудовой деятельности.

Значительная часть детей с отклонением в развитии, несмотря на усилия, принимаемые обществом, с целью их обучения и воспитания, став взрослыми оказывается неподготовленной к интеграции в социально – экономическую жизнь.

Однако, результаты исследований и практика свидетельствуют о том, что человек, имеющий дефект развития, может при соответствующих условиях стать полноценной личностью, развиваться духовно, обеспечивать себя в материальном отношении и быть полезным обществу.

Благодаря воздействию социального окружения и специального обучения (социальной реабилитации) формируется личность, способная чувствовать и мыслить по-человечески. В процессе взаимодействия со взрослыми, получения от них все новых и новых сведений у ребенка постепенно развивается потребность к новым впечатлениям, к познанию окружающего, активной творческой и трудовой деятельности.

 Социальная реабилитация : - это процесс, направленный на восстановление способностей человека к жизни деятельности в социальной среде предполагает реабилитацию на медицинском, бытовом, ролевом, личностном уровнях, в глазах общества.  Сущность социальной реабилитации состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит.

Социальная реабилитация :

- это процесс, направленный на восстановление способностей человека к жизни деятельности в социальной среде предполагает реабилитацию на медицинском, бытовом, ролевом, личностном уровнях, в глазах общества. 

Сущность социальной реабилитации состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит.

  Классификация социальных технологий по области заимствования методов :    -социально-медицинские; -социально-психологические; - социально-педагогические: социально-педагогическая профилактика социально-педагогическая поддержка психолого-педагогическая коррекция социальной ситуации защиты детства социальная защита детства социально-педагогическая реабилитация детей и подростков

Классификация социальных технологий по области заимствования методов :

-социально-медицинские;

-социально-психологические;

- социально-педагогические:

  • социально-педагогическая профилактика
  • социально-педагогическая поддержка
  • психолого-педагогическая коррекция социальной ситуации защиты детства
  • социальная защита детства
  • социально-педагогическая реабилитация детей и подростков
Основы социально-педагогической деятельности Социально-педагогическая деятельность может реализовываться в виде социально-педагогической технологии - одного из сложившегося на основе предыдущего опыта или выявленного и обоснованного пути достижения определенной социально-педагогической цели (Л.В. Мардахаев). Технология вообще - это совокупность приемов, применяемая в каком-нибудь деле, мастерстве, искусстве. Необходимо  отметить , что специалисты сегодня не пришли пока к единому мнению относительно технологизации социально-педагогической деятельности.

Основы социально-педагогической деятельности

  • Социально-педагогическая деятельность может реализовываться в виде социально-педагогической технологии - одного из сложившегося на основе предыдущего опыта или выявленного и обоснованного пути достижения определенной социально-педагогической цели (Л.В. Мардахаев). Технология вообще - это совокупность приемов, применяемая в каком-нибудь деле, мастерстве, искусстве. Необходимо  отметить , что специалисты сегодня не пришли пока к единому мнению относительно технологизации социально-педагогической деятельности.
По практической направленности различают следующие виды технологий: Социально-экономические; Организационно-распорядительные, Медико-социальные; Психолого-педагогические;  Социальные технологии.  

По практической направленности различают следующие виды технологий:

  • Социально-экономические;
  • Организационно-распорядительные,
  • Медико-социальные;
  • Психолого-педагогические;
  • Социальные технологии.  
Общие принципы и правила коррекционной работы:   1. Индивидуальный подход к каждому воспитаннику.  2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).   3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность воспитанников, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.   4. Проявление педагогического такта.

Общие принципы и правила коррекционной работы: 

1. Индивидуальный подход к каждому воспитаннику.

2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности). 

3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность воспитанников, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки. 

4. Проявление педагогического такта.

Задачи обучения и воспитания детей с ОВЗ: обеспечение адекватного взаимоотношения их с обществом, коллективом, осознанного выполнения социальных (и том числе и правовых) норм и правил. сохранение и укрепление здоровья воспитанников  с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса; создание благоприятного социально-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей воспитанников с ОВЗ;

Задачи обучения и воспитания детей с ОВЗ:

  • обеспечение адекватного взаимоотношения их с обществом, коллективом, осознанного выполнения социальных (и том числе и правовых) норм и правил.
  • сохранение и укрепление здоровья воспитанников с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;
  • создание благоприятного социально-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей воспитанников с ОВЗ;
Методы социально – педагогической коррекции и реабилитации детей с ОВЗ в коррекционной школе – интернате Обучение Воспитание Социальная работа - словесные (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция)  - наглядные (иллюстрация, демонстрация, работа с учебной литературой)  - практические (упражнения, игры, создание проблемных ситуаций). Методы социальной диагностики:  - интервью;  - мониторинг; положительный пример;  - убеждение;  - приучение;  - поощрение; -наказание;  - внушение;  - упражнение. социологический опрос;  - экспертная оценка.

Методы социально – педагогической коррекции и реабилитации детей с ОВЗ в коррекционной школе – интернате

  • Обучение Воспитание Социальная работа

- словесные (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция) - наглядные (иллюстрация, демонстрация, работа с учебной литературой) - практические (упражнения, игры, создание проблемных ситуаций).

Методы социальной диагностики: - интервью; - мониторинг;

положительный пример; - убеждение; - приучение; - поощрение; -наказание; - внушение; - упражнение.

социологический опрос; - экспертная оценка.

Применение методов социально-педагогической реабилитации детей с ОВЗ на внеклассных занятиях

Применение методов социально-педагогической реабилитации детей с ОВЗ на внеклассных занятиях

На протяжении пяти лет работаю с глухими детьми специального коррекционного класса. Каждый из воспитанников является особенным со своими проблемами: - умственная отсталость; - поведенческие отклонения .

На протяжении пяти лет работаю с глухими детьми специального коррекционного класса. Каждый из воспитанников является особенным со своими проблемами:

- умственная отсталость;

- поведенческие

отклонения .

В своей работе применяю следующие технологии (методы) социально-педагогической коррекции и реабилитации детей с ОВЗ:   Наглядный метод Практический метод Словесный метод Методы стимулирования познавательной активности воспитанников Интерактивные методы (презентации, слайды)

В своей работе применяю следующие технологии (методы) социально-педагогической коррекции и реабилитации детей с ОВЗ:

Наглядный метод

Практический метод

Словесный метод

Методы стимулирования познавательной активности воспитанников

Интерактивные методы (презентации, слайды)

Практический метод в процессе социально-педагогической реабилитации  может быть реализован как: Комментированные – это упражнения, служащие для активизации учебного процесса, а также осознанного выполнения заданий. Иными словами, воспитанники или педагог комментируют производимые действия, в итоге последние лучше осознаются и запоминаются . Упражнения Производные – это ввод в специальные упражнения, прежних упражнений. Они способствуют повторению, и таким образом, закреплению ранее организованных навыков, активизации словаря. Если не использовать производные повторения, то навык, как правило, теряется. Специальные – это многократно повторяемые упражнения, действие которых направлено на формирование трудовых и учебных умений, навыков.

Практический метод в процессе социально-педагогической реабилитации может быть реализован как:

Комментированные – это упражнения, служащие для активизации учебного процесса, а также осознанного выполнения заданий. Иными словами, воспитанники или педагог комментируют производимые действия, в итоге последние лучше осознаются и запоминаются .

Упражнения

Производные – это ввод в специальные упражнения, прежних упражнений. Они способствуют повторению, и таким образом, закреплению ранее организованных навыков, активизации словаря. Если не использовать производные повторения, то навык, как правило, теряется.

Специальные – это многократно повторяемые упражнения, действие которых направлено на формирование трудовых и учебных умений, навыков.

В процессе выполнения заданий по теме воспитанник активизирует свою память, словарный запас, многократное повторение позволяет лучше запомнить материал. В процессе выполнения таких заданий педагог может проконтролировать степень освоения материала воспитанниками.

В процессе выполнения заданий по теме воспитанник активизирует свою память, словарный запас, многократное повторение позволяет лучше запомнить материал.

В процессе выполнения таких заданий педагог может проконтролировать степень освоения материала воспитанниками.

Устное и письменное слово является основой общения в процессе социально-педагогической реабилитации детей с ОВЗ словесный метод может быть реализован как: Беседа с воспитанниками в процессе которой дети делятся имеющимися у них знаниями и опытом (может быть реализован как ответы на вопросы, отгадывание кроссвордов по теме, обсуждение поставленной проблемы). Рассказ педагога по конкретной теме занятия. Работа с картинными, тематическими словарями

Устное и письменное слово является основой общения в процессе социально-педагогической реабилитации детей с ОВЗ словесный метод может быть реализован как:

Беседа с воспитанниками в процессе которой дети делятся имеющимися у них знаниями и опытом (может быть реализован как ответы на вопросы, отгадывание кроссвордов по теме, обсуждение поставленной проблемы).

Рассказ педагога по конкретной теме занятия.

Работа с картинными, тематическими словарями

Развитие человека сильно зависит от того, что он видит, по этой причине метод наглядности очень важен для социально-педагогической реабилитации детей, он может быть реализован через: использование наглядных пособий, выставки работ, просмотр периодической печати, художественной литературы, телепередач .

Развитие человека сильно зависит от того, что он видит, по этой причине метод наглядности очень важен для социально-педагогической реабилитации детей, он может быть реализован через:

использование наглядных пособий, выставки работ, просмотр периодической печати, художественной литературы, телепередач .

Методы стимулирования мотивации и активности детей в реабилитационном процессе могут быть реализованы как : Соревнование Поощрения и наказания (метод наказания используется только в крайнем случае и требует огромного педагогического такта. В качестве наказания может быть использовано: замечание, порицание).

Методы стимулирования мотивации и активности детей в реабилитационном процессе могут быть реализованы как :

Соревнование

Поощрения и наказания (метод наказания используется только в крайнем случае и требует огромного педагогического такта. В качестве наказания может быть использовано: замечание, порицание).

Интерактивные методы Использование презентаций и фрагментов презентации по ходу занятия, подбор слайдов

Интерактивные методы

Использование презентаций и фрагментов презентации по ходу занятия, подбор слайдов

Итог Использование данных коррекционных технологий (методов) способствует развитию у воспитанников: -речи и мыслительной деятельности; -расширяет словарный запас; -улучшает восприятие и внимание; -создаётся благоприятный психоэмоциональный климат в коллективе способствующий формированию положительных установок в сознании и поведении.  Кроме этого происходит освоение предлагаемого материала, социальных правил и норм, налаживается общение между всеми участниками воспитательного процесса, что способствует социальной реабилитации воспитанников с ОВЗ.

Итог

  • Использование данных коррекционных технологий (методов) способствует развитию у воспитанников:

-речи и мыслительной деятельности;

-расширяет словарный запас;

-улучшает восприятие и внимание;

-создаётся благоприятный психоэмоциональный климат в коллективе способствующий формированию положительных установок в сознании и поведении.

  • Кроме этого происходит освоение предлагаемого материала, социальных правил и норм, налаживается общение между всеми участниками воспитательного процесса, что способствует социальной реабилитации воспитанников с ОВЗ.
Список литературы Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003 — 368 с. Практические методы обучения FB.ru:  http://fb.ru/article/4133/prakticheskie-metodyi-obucheniya Статья на тему: «обучение детей с ОВЗ» https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2016/02/04/obuchenie-detey-s-ovz Основы социально-педагогической деятельности. http://bigpo.ru/potrb/Клятва+социального+педагогаb/part-2.html

Список литературы

  • Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003 — 368 с.
  • Практические методы обучения FB.ru:  http://fb.ru/article/4133/prakticheskie-metodyi-obucheniya
  • Статья на тему: «обучение детей с ОВЗ» https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2016/02/04/obuchenie-detey-s-ovz
  • Основы социально-педагогической деятельности. http://bigpo.ru/potrb/Клятва+социального+педагогаb/part-2.html