Тема: «У Рождественской елки. Традиции празднования. Связь времен»
Цель: формирование исторического самосознания учащихся путем повышения уровня их знаний о христианской истории, православных обрядов и традиций русского народа; развитие культурно-ценностной ориентации личности.
Задачи:
- Познакомить учащихся с событиями, лежащими в основе праздника Рождества Христова; обычаях, традициях и обрядах, сопутствовавших этому празднику в разные эпохи в разных странах.
- Формировать культурно-нравственные ценности личности (уважение к себе и другим, познавательный интерес, сотрудничество).
- Развивать коммуникативные умения учащихся (умение слушать и слышать, формулировать высказывание, анализировать информацию и давать ответ на вопрос).
- Способствовать сплочению коллектива учащихся при помощи создания атмосферы сотрудничества, доверия, уважения.
-
1 часть
Ведущая:
Волхвы пришли. Младенец крепко спал.
Звезда светила ярко с небосвода,
Холодный ветер снег в сугроб сгребал.
Шуршал песок, костер трещал у входа.
Дым шел свечой. Огонь вился
Крючком,
И тени становились то короче,
То вдруг длинней. Никто не знал кругом,
Что жизни счет начнется с этой ночи.
И. Бродский «Рождество»
Сегодня наша встреча посвящена празднованию Рождества. Это праздник ожидания чуда: более двух тысяч лет назад в иудейскм городе Вифлееме родился Младенец Иисус. В этот замечательный праздник происходит невероятное переплетение христианских и народных традиций –ожидание в Сочельник появления первой звезды на небе, елка, подарки, ряженье…Сегодня в нашем зале зажигает огни наша Рождественская елка. Около нее мы вспомним старые традиции, древние обычаи, поиграем.
2 часть
На экране появляется изображение иконы Рождества Христова. Ведущая зажигает свечу.
Сейчас вы узнаете главную тайну этого праздника. Историю, которая произошла более двух тысяч лет назад.
В одной из частей Библии, называемой Новый Завет, рассказывается о том, что у благочестивых родителей Иоакима и Анны росла дочь Мария. Родители дали обет посвятить дочь Богую. Мария воспитывалась в храме с 3 до 15 лет. После совершеннолетия, покинув храм, она обручилась с Иосифом из Назарета, пожилым вдовцом, ибо на его посохе в знак избранности выросли лилии.
Марии явился Ангел и возвестил о том, что она родит Сына Всевышнего. В те дни, когда Мария ждала рождения Сына, в Иудее шла перепись населения. Каждый должен был пройти ее в своем родном городе, поэтому Иосиф и Мария отправились в Вифлеем, родной город Иосифа. Дорога была долгой и изнурительной. В Вифлееме для ночлега они нашли только пещеру или вертеп (ведущая обращает внимание участников на экран), куда пастухи загоняли скот в ненастье. Там и родился младенец. Мария спеленала его и положила в ясли – кормушку для волов и ослов.
Как сказано в Евангелии, с рождением Иисуса Христа, на небе зажглась огромная звезда. Она сияла так ярко, что волхвы и пастухи последовали за ней и отправились поклониться родившемуся Богу. Над пещерой звезда остановилась.
Ведущая обращает внимание на изображение вертепа в наши дни.
Учащиеся задают вопросы.
Ведущая. Рождество стало великим событием для человечества. Мы ведем летоисчисление от этого дня. Мы живем в 2011 году от Рождества Христова.
Принято ли в вашей семье отмечать Рождество?
Ответы учащихся.
Ведущая. Мудрецы восточные принесли спасителю дары: золото – как царю, ладан – как Богу, смирну (погребальное миро) как человеку смертному и бессмертному.
А какие подарки принято дарить у вас в семье?
Ответы.
Ведущая. Рождество называют «матерью праздников». По церковному календарю Рождество открывает цикл праздников. С него начинается период Святок. По древнему верованию, в дни Святок (с 8 по 19 января) новорожденный Бог путешествует по земле и рассылает щедрые дары, о чем попросишь в молитве, то и получишь, исполнятся самые заветные мечты. Святки или святые вечера – время отдыха, игр, гуляний. В наше время в эти дни у всех учащихся – каникулы, а у работающих – дни отдыха.
На Руси первый раз Рождество отмечалось в 988 г. Именно в этот праздник наблюдается сочетание языческих и христианских обрядов. Они тесно переплетаются и создают своеобразие русской культуры.
Готовились к празднику основательно. За несколько дней до Рождества все работы прекращались. Считалось, что иначе весь год пройдет в тяжелых трудах, без отдыха.
В наше время предпраздничные хлопоты часто остаются на последний день. Это и приготовление большого количества еды, и покупка новой одежды, часто после работы, вечером. Поэтому когда наступает время праздника, вместо радости и ощущения счастья люди испытывают усталость и сожаление.
Как вы думаете, разумно ли поступали наши предки, когда прекращали хлопоты за несколько дней до праздника?
Ответы учащихся.
Ведущая. Возможно ли в наше время такое распределение времени?
Ответы.
Ведущая. Почему? (пояснение).
Действительно, готовиться к празднику начинали заранее. Сама подготовка, а в ней участвовала вся семья, создавала замечательное настроение. В позапрошлом веке наши предки репетировали «живые картинки» на евангельские сюжеты, готовили костюмы, из блестящей бумаги клеили елочные украшения, красили в «серебро» и «золото» орехи на елку. Вифлеемскую звезду делали из деревянных рамок, в которые вставляли стекло. На дно внутрь ставилась зажженная свеча. Зимней ночью звезду было видно издалека.
Как в вашей семье встречают Рождество?
Ответы.
Ведущая. Как можно сделать так, чтобы праздник прошел радостно, весело? Чем вы можете помочь своим близким: маме, папе?
Ответы учащихся.
Ведущая. Но готовились к празднику не только внешне, но и внутренне. Так, за 6 недель до Рождества начинался строгий пост. Пост – это воздержание от мясной, молочной пищи, употребления алкоголя. За время поста организм очищается от вредных веществ. Люди старались избавиться от вредных привычек, не думать ни о ком плохо, не совершать плохих поступков. То есть во время поста очищался организм, мысли, чувства, поведение человека. Укреплялась сила воли самоуважение. Человек понимал, что он сам хозяин своей жизни, что он стал сильнее, и добрее, и лучше. Но эта работа над собой очень трудна, поэтому люди посещали церковь и просили у Бога помощи. В наши дни многие люди по-разным причинам также соблюдают пост.
Люди с достатком считали своей обязанностью в эти дни помогать бедным, устраивали у себя больницы и раздавали милостыню.
Как вы думаете, нужно ли нам помогать другим людям и как вы можете это сделать?
Ответы учащихся.
Ведущая. День перед Рождеством называется Сочельник. До первой звезды пищу не вкушали, а вечером ели пшеничную кашу с медом (сочиво), пили взвар из чернослива. В Сочельник было принято вспоминать умерших родственников, то доброе, что они сделали в жизни. Память – это то, что соединяет поколения людей, передает опыт предков к потомкам, будущему поколению.
В сам праздник Рождества люди радовались рождению новой жизни – жизни Спасителя, и тому, что для души человека теперь нет смерти, а есть жизнь вечная. Поэтому это светлый, добрый праздник, праздник мира.
На экране появляется изображение Рождественской ели.
Ведущая. С глубокой древности у всех народов символом мира было дерево. Еще в Древней Греции накануне наступления нового года дома украшали зелеными веточками, считая, что это принесет здоовье и счастье в будущем году. Елку впервые стали украшать в Германии в 16 в. Первые игрушки (снежинки, звезды, фигурки животных) делали из соломы. Она символизировала будущий богатый урожай.
В России впервые праздничные елки по случаю нового 1700 г. были украшены в Москве по приказу Петра Первого.
Игрушки на елке – тоже неспроста. Например, вешать на елку яблоки и мандарины – такова давняя традиция: напоминание природе о том, что она должна позаботиться о людях и осыпать их спелыми плодами.
Трудно сегодня представить елку без гирлянд из маленьких лампочек. Эта традиция также пришла к нам из далекого прошлого. Древние люди испытывали страх – вдруг зимой солнце исчезнет навсегда и воцарятся стужа и мрак? Чтобы помочь солнцу, ему светили в ночи.
В Рождество вечнозеленая ель – символ вечной жизни, украшена белыми и синими шарами, в отличие от новогодней.
Учащиеся рассматривают изображение на экране, задают вопросы.
Ведущая. По традиции, у рождественской елки и дети, и взрослые, поют любимую всеми песню «В лесу родилась елочка».
Звучит запись с песней.
Ведущая. Как вы думаете, ребята, сколько лет этой песенке?
Ответы учащихся.
Ведущая. Этой песне более ста лет. Сочинила ее Раиса Адамовна Кудашева, учительница. Родилась она в конце 19 в., с детства писала стихи, но оставалась практически неизвестной. И только после Великой Отечественной войны, будучи пожилой женщиной, была принята в Союз писателей.
Сейчас я предлагаю вам под нашей Рождественской елочкой загадать желание.
Участники, встав в круг, закрыв глаза и взявшись за руки, загадывают желание.
Ведущая. И уверяю вас, что если очень-очень сильно захотеть, и, конечно, постараться, то оно непременно сбудется!
Непременным участником Рождества и нового года является Дед Мороз. У него несколько иностранных братьев: английский и американский Санта-Клаус, итальянский Баббо Натале, колумбийский Пэппа Паскуале. Кто же такой Дед Мороз?
В 3 в.н.э. в Малой Азии на берегу Средиземного моря в г.Патаре в одной богатой семье родился сын Николай. Он был совсем молодым, когда его назначили епископом. Епископ Николай получил от своих родителей большое наследство и стал помогать всем бедным и обездоленным, но больше всего детям. Он был очень известен своими добрыми делами.
В 1822 г. Клемент Кларк Мур написал поэму «Приход святого Николая», в которой рассказывается о встрече одного мальчика со св. Николаем накануне Рождества. С этих пор ни одно Рождество не обходится без Деда Мороза, который приносит детям подарки.
Очень любят дети не только получать подарки, но и дарить. Особо ценные для нас подарки те, которые сделаны своими руками, потому что в них вложена искренность, любовь. Дети из детского сада приготовили для вас рождественские подарки. На них нарисовано все то, чего они желают вам в новом году: светлого неба, яркого солнца, зеленой травы, подарков под елочкой, - всего того, что является символами счастливой, радостной жизни.
Ведущая приглашает ребенка и вместе ним вручает подарки.
Ведущая. Рождество – время подведения итогов, время поразмышлять о прошлом и подумать о будущем. Нам с вами тоже пора подвести итог.
3 часть
Рефлексия в круге.
Ведушая предлагает обсудить:
- Понравилось ли вам у Рождественской елочки?
- Была ли тема Рождества интересна для вас?
- Что нового вы узнали сегодня?
- Что пригодится вам в жизни?
В заключение ведущая благодарит всех участников, поздравляет с Рождеством и желает:
Пусть всегда на ваших лицах
Радость солнышком искрится
За труды и за терпенье
Вы достойны поощренья!
Ведушая угощает участников конфетами, уходит.