Предмет: Литература
Тема: Бородинская битва .Осуждение жестокости войны в романе
Цель урока: показать историческое значение Бородинской битвы, ее стратегическое значение в ходе Отечественной войны 1812года.
Задачи: 1) образовательные: проследить изображение войны в романе, исходя из взглядов Толстого на историю.
2) развивающие: научить сравнивать взгляды писателей и историков, делать выводы,выяснить отношение героев романа к данному событию.
3) воспитательные: воспитывать учащихся на ярких примерах героизма русской армии, приобщать к историческим и материальным источникам, свидетельствующим о храбрости русского воина, готовности стоять насмерть, защищая Родину, вызвать у учеников неприятие войны как противоестественного состояния для человека.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: интегрированный
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Обеспечение: роман Л.Н.Толстого «Война и мир»; выставка исторической и критической литературы по теме.
Наглядные пособия: карта, схема, показывающие ход сражения; роман Л.Н. Толстого « Война и мир» (3й том); иллюстрации к роману “Война и мир художника К. И. Рудакова; фрагменты из фильма «Война и мир» С. Бондарчука; портреты исторических деятелей и героев Отечественной войны 1812 года. Цитаты из романа, оформленные на отдельных листах: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды», «Цель войны – убийство».
Применяемые технологии:
1. проблемного обучения;
2. информационно-коммуникационная
3. технология сотрудничества;
4. технология рефлексии;
5. критического мышления.
План урока:
1. Организационный момент (1мин.)
2. Постановка темы, цели, задач урока (5 мин)
3. Знакомство с новым материалом.(30 мин.)
4. Самостоятельная работа (работа в группах)( 3 мин)
5. Подведение итогов урока. Вывод .(3 мин.)
6. Рефлексия. (2 мин)
7. Домашнее задание.(1 мин.)
Ход урока
I. Организационный момент ( 1 мин)
Приветствие. Доклад старосты о присутствующих. Проверка готовности к уроку.
II. Сообщение темы урока, цели, задач урока.(5 мин.)(Слайд 1)
1.Преподаватель истории предлагает вниманию обучающихся таблицу, над которой они будут работать в течение урока.(Приложение1) (Слайд 2)
2. Вопросы для фронтальной беседы (повторение пройденного) (преподаватель истории): (Слайд 3)
Каковы были причины войны 1812года?
Какой характер носила война для воюющих сторон?
Каковы были планы сторон накануне войны?
Почему война 1812 года являлась для России Отечественной войной?
В чем проявился народный характер войны?
III. Знакомство с новым материалом. (лекция с элементами беседы)(30 мин.)
Преподаватель истории.
Имея численное преимущество, Наполеон стремился в генеральном сражении разгромить русскую армию, вступить в Москву, диктовать России условия мира. Кутузов не был склонен искать исход войны в одном генеральном сражении, он понимал, что генеральное сражение не определяет окончательной победы. Стратегический план Кутузова был направлен на накопление крупных сил (резервов), истощение врага и окончательный его разгром в ходе контрнаступления. Кутузов так говорил об этом: « Когда дело идет о славе выигранных только баталий, но вся цель- устремление на истребление французской армии…я взял намерение …отступить…» (из донесения)
Наполеон говорил: « Победа под Бородином, если и удастся ее достигнуть, будет лишь временной победой, а не окончательным поражением противника».
Значение Бородинской битвы.
Вопросы обучающимся: (Слайд 4)
Почему Бородино навечно осталось в памяти народной?
Как вы объясните слова Наполеона: « Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали славу быть непобедимыми. Из 50 сражений, мною данных, в битве под Москвою выказано наиболее доблести и одержан наименьший успех».
В чем проявился патриотизм русских воинов?
Сообщение обучающегося. (Слайд 5)
В Бородинской битве русская армия обескровила французов и нанесла им невосполнимые потери: было убито 58 тыс. чел. (43%) всего состава участвовавших в сражении, в том числе 47 генералов, русские войска потеряли 38 тыс. чел. (30%), в том числе 23 генерала, сохраняя высокую стойкость и волю к победе.
Наполеон не достиг своих целей – разгрома русской армии - и впервые не смог одержать победу в крупном генеральном сражении. По словам А. Крмлева, при Бородине « французская армия расшиблась о русскую». Оценивая Бородино, Кутузов писал в донесении императору: « Сей день пребудет вечным памятником мужества и отличной храбрости российских воинов, где пехота, кавалерия и артиллерия дрались отчаянно. Желание всякого было умереть на месте и не уступить неприятелю. Французская армия под предводительством самого Наполеона, будучи в превосходнейших силах, не превозмогла твердость духа российского солдата, жертвовавшего с бодростью жизнею за свое отечество».
В приказе по армии Кутузов писал: «Объявить мою совершенную благодарность всем вообще войскам, находившимся в последнем сражении».
Сообщение обучающегося.
ИЗ ДОНЕСЕНИЯ М. И. КУТУЗОВА АЛЕКСАНДРУ I О СРАЖЕНИИ ПРИ БОРОДИНО
от 27 августа (8 сентября) 1812 г.
...Наполеон, видя неудачу всех своих предприятий и все покушения его на левый наш фланг уничтоженными, обратил все свое внимание на центр наш, противу коего, собрав большие силы во множестве колонн пехоты и кавалерии, атаковал Курганскую батарею; битва была наикровопролитнейшая, несколько колонн неприятельских были жертвою столь дерзкого предприятия, но невзирая на сие, умножив силы свои, овладел он батареею, с коей однако ж генерал-лейтенант Раевской успел свести несколько орудий...
...Правый и левый фланги нашей армии сохраняли прежнюю позицию; войска, в центре находящиеся под командою генерала от инфантерии Милорадовича, заняли высоту, близ кургана лежащую, где, поставив сильные батареи, открыли ужасный огонь на неприятеля. Жестокая канонада с обеих сторон продолжалась до глубокой ночи. Артиллерия наша, нанося ужасный вред неприятелю цельными выстрелами своими, принудила неприятельские батареи замолчать, после чего вся неприятельская пехота и кавалерия отступила. Генерал-адъютант Васильчиков с 12-ю пехотною дивизиею до темноты ночи был сам со стрелками и действовал с особенным благоразумием и храбростию.
Таким образом, войска наши, удержав почти все свои места, оставались на оных.
Я, заметя большую убыль и расстройство в баталионах после столь кровопролитного сражения и превосходства сил неприятеля, для соединения армии оттянул войска на высоту, близ Можайска лежащую.
По вернейшим известиям, к нам дошедшим, и по показанию пленных неприятель потерял убитыми ранеными 42 генерала, множество штаб- и обер-
офицеров и за 40 тыс. рядовых; с нашей стороны потеря состоит до 25 тыс. человек, в числе коих 13 генералов убитых и раненых.
Сей день пребудет вечным памятником мужества и отличной храбрости российских воинов, где вся пехота, кавалерия и артиллерия дрались отчаянно. Желание всякого было умереть на месте и не уступить неприятелю. Французская армия под предводительством самого Наполеона, будучи в превосходнейших силах, не превозмогла твердость духа российского солдата, жертвовавшего с бодростию жизнию за свое отечество.
Постановка проблемы урока.
Преподаватель литературы: На уроке мы должны с вами выяснить, почему, по мнению Л. Н. Толстого, в романе «Война и мир» Бородинское сражение является композиционным центром романа?(Слайд 6)
Взгляд Толстого на Бородинское сражение.
Преподаватель литературы. На предыдущих занятиях мы говорили, что Лев Толстой был не удовлетворен тем, как историки дают объяснения причин наполеоновских войн. Не согласен был великий писатель и со взглядами ученых историков на цели, подготовку и ход Бородинского сражения. Он писал: « Разногласие мое в описании исторических событий с рассказами историков… Оно не случайное, а неизбежное. Историк имеет дело до результатов события, художник- до самого факта события. Художник, из своей ли опытности или по письмам, запискам и рассказам, выводит свое представление о совершившемся событии, и весьма часто оно оказывается противоположным выводу историка…. Для историка главный источник есть донесения частных начальников и главнокомандующего… Художник отворачивается от них, находя в них необходимую ложь.
Итак, задача художника и историка совершенно различна и разногласие с историком в описании событий и лиц в моей книге – не должно поражать читателя».
О целях, подготовке Бородинского сражения читаем в 19-й главе 2-й части 3-го тома.
« Для чего было дано Бородинское сражение? Ни для французов, ни для русских оно не имело ни малейшего смысла…» ( чтение отрывков из главы).
Толстой отмечает, что «…Кутузов и Наполеон поступили непроизвольно и бессмысленно. А историки под совершившиеся факты уже потом подвели хитросплетенные доказательства предвидения и гениальности полководцев».В тексте учащиеся находят строки и записывают в таблицу: « Русские не отыскали лучшей позиции… но и никогда до 25 августа 1812 года не думали о том, чтобы сражение могло произойти на этом месте…». «Бородинское сражение произошло совсем не так, как, стремясь скрыть ошибки наших военачальников, и вследствие того умаляя славу русского войска и народа, описывают его. Бородинское сражение не произошло на избранной позиции… а принято было русскими на открытой, почти не укрепленной местности с вдвое слабшими силами против французов, т.е. в таких условиях, в которых…немыслимо было драться…».
Бородинское сражение у Л.Н. Толстого изображается как «народное сражение». Автор дает панораму сражения и сверху, и со стороны, и главное, - изнутри. Читатель видит сражение глазами его участников.
Преподаватель предлагает студентам ответить на вопросы: (работа в группах)
Какой увидел битву Пьер Безухов, человек сугубо штатский, не разбирающийся в военном деле? (XXXI. XXXII главы 2-й части 3-го тома)?
Какой видится битва Андрею Болконскому, опытному военному, участнику многих сражений? (XXXVI. XXXVII главы 2-й части 3-го тома.)
Как относятся к битве простые солдаты, как они воюют?( XXII XXXVI XXXII главы)?
Что пишет Л.Н. Толстой о Кутузове и Наполеоне? Какую роль отводит писатель полководцам? Прочитайте отрывки из глав XXVII XXVIII XXXV: (Слайд 7)
«…. Во время сражения Наполеон находился так далеко от него, что ( как это и оказалось впоследствии) ход сражения ему не мог быть известен и ни одно распоряжение его во время сражения не могло быть исполнено». « Наполеону казалось только, что все дело происходило по воле его».
Кутузов «…не делал никаких распоряжений, а только соглашался или не соглашался на то, что предлагали ему». «Кутузов был в Горках, в центре позиции русского войска».
- Каков же результат сражения?
Студенты читают отрывки из 39-й главы 2-й части 3-го тома: «Несколько десятков тысяч человек лежало мертвыми в разных положениях и мундирах…»
Особое внимание при чтении 39-й главы следует обратить на спор Л.Н. Толстого с историками («Некоторые историки говорят, что…»).
Вывод:
Да, Л.Н. Толстой был не согласен с историками по вопросам целей, подготовки, хода сражения. Но вот в чем они были едины, так это во взглядах на итоги и следствия Бородинского сражения.
«Нравственная сила французской, атакующей армии была истощена … победа нравственная была одержана русскими под Бородиным»; «Прямым следствием Бородинского сражения было…» (глава 39, часть 2. том 3, заключительные строки).(слайд 8)
IV. Самостоятельная работа (работа в группах). Чтение таблицы, составленной в течение урока (Приложение 2.) (3 мин.)
| Исторические материалы о Бородинском сражении | Л.Н. Толстой о Бородинском сражении в романе «Война и мир» |
1. Цели,преследуемые русской армии | Обескровить противника, добиться изменения соотношения сил, не допустить к Москве | «…не имело ни малейшего смысла…» |
2. Подготовка к сражению | Сражение тщательно планировалось, выбиралось место, строились укрепления. | «Русские не отыскивали лучшей позиции…»; «…сражение…принято было русскими на открытой, почти не укрепленной местности |
3. Соотношение сил накануне сражения | 120 тыс. человек, 624 орудия у Кутузова. 135 тыс. человек, 587 орудий у Наполеона. | 5/6, т.е. 100 тыс. у русских и 120 тыс. у французов. |
4. Ход сражения | Наполеон и Кутузов руководили в сражении своими армиями | Ход сражения не был управляем ни со стороны Наполеона, ни со стороны Кутузова |
5. Итоги сражения, следствие. | Русские потеряли 38 тыс. человек (30%), французы-58тыс.человек (43%). Кутузов: «Французская армия не превозмогла твердость духа российского солдата…» Наполеон: «Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали славу быть непобедимыми» | «Нравственная сила французской армии была истощена… победа нравственная была одержана русскими» |
V. Подведение итогов урока преподавателем литературы. (3 мин.)
Толстовское описание Бородинской битвы позволяет нам воссоздать целостную картину конкретного исторического события и, несмотря на разногласия Л.Н.Толстого с учеными и военачальниками, лучше понять историю России, проникнуться чувством благодарности к « богатырям русским», защищавшим Родину в 1812г. Читая роман «Война и мир», убеждаешься в правоте великого писателя- гуманиста, заявившегося, что «…вопрос, не решенный дипломатами, еще меньше решается порохом и кровью», «…война есть сумасшествие, или ежели люди делают это сумасшествие, то они совсем не разумные создания».
Л.Н.Толстой: «Прямым следствием Бородинского сражения было беспричинное бегство Наполеона из Москвы, возвращение по старой смоленской дороге, погибель пятисоттысячного нашествия и погибель наполеоновской Франции, на которую в первый раз под Бородиным была наложена рука сильнейшего духом противника».Слайд 9)
Преподаватель литературы: Какой же вывод можно сделать по проблеме "Бородинское сражение как композиционный центр романа"?
Вывод урока:
В романе проявился личностный подход к роли исторического деятеля, объяснимый мировоззренческими взглядами писателя, убежденностью в том, что победа заключена в духе народа; движущей силой истории, по мнению Толстого, всегда является народ. На Бородинском поле была одержана нравственная победа над врагом. Герои романа приходят к пониманию истины жизни; только тогда человек находит своё место в жизни, когда становится частицей народа, обретает единение с ним.
VI. Рефлексия. (2 мин) (Слайд 10)
Почему Бородинское сражение можно назвать кульминацией всего действия романа «Война и мир»?
Какой смысл вкладывает Толстой в слова о нравственной победе русского войска?
Оценки за урок.
VII. Домашнее задание:(1 мин.) (Слайд 11)
1. Прочитать том IV
2. Проверочная работа (письменно) по эпизоду «Бородинское сражение»
т. 3 ч.1 гл. 2
- Почему Бородинское сражение можно назвать кульминацией всего действия романа «Война и мир»?
- Почему Толстой показал значительную часть событий Бородинского боя в восприятии Пьера?
-Что «новое» открылось Пьеру Безухову, князю Андрею Болконскому и Наташе Ростовой накануне и во время Бородинского сражения?
- Какое значение имели для Пьера слова солдата: «Всем народом навалиться хотят...»?
- Как раскрываются характеры исторических лиц и главных героев романа в описании Бородинского боя?
- С какой целью Толстой сравнивает Наполеона с игроком?
- В чем видит автор сигу и мудрость Кутузова?
- Какой смысл вкладывает Толстой в слова о нравственной победе русского войска?
Приложение 1.
| Исторические материалы о Бородинском сражении | Л.Н. Толстой о Бородинском сражении в романе «Война и мир» |
1. Цели,преследуемые русской армии | | |
2. Подготовка к сражению | | |
3. Соотношение сил накануне сражения | | |
4. Ход сражения | | |
5. Итоги сражения, следствие. | | |
Приложение 2.
| Исторические материалы о Бородинском сражении | Л.Н. Толстой о Бородинском сражении в романе «Война и мир» |
1. Цели,преследуемые русской армии | Обескровить противника, добиться изменения соотношения сил, не допустить к Москве | «…не имело ни малейшего смысла…» |
2. Подготовка к сражению | Сражение тщательно планировалось, выбиралось место, строились укрепления. | «Русские не отыскивали лучшей позиции…»; «…сражение…принято было русскими на открытой, почти не укрепленной местности |
3. Соотношение сил накануне сражения | 120 тыс. человек, 624 орудия у Кутузова. 135 тыс. человек, 587 орудий у Наполеона. | 5/6, т.е. 100 тыс. у русских и 120 тыс. у французов. |
4. Ход сражения | Наполеон и Кутузов руководили в сражении своими армиями | Ход сражения не был управляем ни со стороны Наполеона, ни со стороны Кутузова |
5. Итоги сражения, следствие. | Русские потеряли 38 тыс. человек (30%), французы-58тыс.человек (43%). Кутузов: «Французская армия не превозмогла твердость духа российского солдата…» Наполеон: «Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали славу быть непобедимыми» | «Нравственная сила французской армии была истощена… победа нравственная была одержана русскими» |