Тема урока ЭКОНОМИКА И ГОСУДАРСТВО
Эпиграф
«Умное государство не мешает своим гражданам зарабатывать деньги, только наблюдает за этим, получая прибыль в виде налогов»
Дж. Фейлан, американский экономист
ЦЕЛЬУРОКА: выявить роль государства в рыночной экономике.
Задачи урока:
Охарактеризовать экономические функции государства, пути и методы государственного регулирования экономики; познакомить учащихся с различными взглядами ученых на масштабы и способы вмешательства государства в экономику; раскрыть цели и методы осуществления государством фискальной и монетарной политики; определить значение государства для эффективного функционирования рыночной системы хозяйствования
Развивающие: совершенствовать навыки актуализации знаний, умения анализировать источники, учебный текст, систематизировать полученные данные,высказывать своё мнение по проблеме;
Воспитательные:воспитывать экономическую культуру учащихся.
План урока:
Экономические функции государства
Какой инструмент регулирования экономики выбрать
Денежно-кредитная (монетарная) политика.
Бюджетно-налоговая (фискальная) политика.
Нужна ли государству помощь государства.
Основные понятия:
1.Экономическая политика
Цели государства в рыночной экономике
Цели экономической политики: текущие и перспективные
Экономические функции государства классические
Общественные блага
Внешние (побочные) эффекты рыночной экономики: - и +
Современные функции гос-ва в рыночной экономике
2. направления государственной экономической политики
Прямое и косвенное регулирование рыночного механизма
Механизмы государственного регулирования рыночной экономики
Политика монетаристов и кейнсианство
Персоналии:Д.Юм, М. Фридмен, Дж. Кейнс
Тип урока: комбинированный
Метод проведения урока: беседа, работа с текстом учебника и документов
Оборудование урока:ноутбук, проектор, учебник
Ход урока
Организационный момент
Перед началом урока класс обязательно проветривается. Включается
освещение если в классе темно.Подготавливается доска и проектор к уроку.
В начале урока идет организация класса. Класс встает, приветствуя учителя, настраиваясь на работу. Отмечаются отсутствующие на уроке.
Актуализация опорных знаний по предыдущей теме
проверим д/з.
Ответьте на вопросы:
Что такое менеджмент и каковы функции менеджмента?
Менеджмент — это деятельность по организации и координации работы предприятия. В настоящее время выделяют четыре функции менеджмента — организацию, планирование, руководство и контроль. Рассмотрим их кратко.
Организация — это распределение работ среди людей или отдельных групп и координация их деятельности. Другими словами, это определение структуры предприятия, выделение отдельных подразделений, отделов или цехов и распределение работников по этим подразделениям в соответствии с их квалификацией.
Планирование — это постановка целей и определение путей достижения этих целей. Планирование осуществляется непрерывно. Различают краткосрочное и долгосрочное планирование. Долгосрочное планирование часто называют стратегическим, потому что оно определяет цели и задачи фирмы на длительную перспективу. Им занимаются высшие менеджеры, которые имеют полную картину деятельности предприятия. На основе долгосрочных планов разрабатываются текущие (краткосрочные) — на один-два года и оперативные планы (на квартал, месяц, декаду), в составлении и реализации которых принимают участие менеджеры всех уровней.
Руководство — это создание условий и желания у людей для совместной работы по достижению целей компании. Хорошее руководство означает создание у работников заинтересованности в их труде, положительную оценку труда лучших работников и обеспечение их карьерного роста. Иногда эту функцию менеджмента называют мотивацией, потому что стимулы или мотивы к труду могут быть самые различные — высокая зарплата, хорошие условия труда, возможности продвижения по службе, близость к дому и пр.
Контроль — это проверка деятельности фирмы на пути к ее цели и корректировка отклонений от поставленных целей. Прежде всего менеджеры всех уровней осуществляют контроль за четким выполнением их указаний по широкому кругу проблем — качество продукции, рациональное использование материальных и денежных ресурсов. Таковы основные функции менеджмента.
Что такое маркетинг и каковы его основные принципы?
Маркетинг — это деятельность, направленная на формирование и удовлетворение потребностей человека посредством обмена. Главная цель маркетинга — приспособить производство к требованиям рынка во имя лучшего удовлетворения потребностей и получения прибыли.
Обычно выделяют три основных принципа маркетинга: изучение рынка, проникновение на рынок и разработка стратегии сбыта, воздействие на рынок.
Изучение рынка— отправная точка любых маркетинговых действий. Каждый предприниматель, прежде чем производить какой-то товар, должен выяснить, нужен ли этот товар потребителю, есть ли он вообще на рынке, по какой цене продается, сколько конкурентов его производят и насколько они сильны. Только собрав необходимую информацию и проанализировав ее, можно принять решение о производстве того или иного продукта.
Переход к новой теме .Изучение новой темы
Итак, мы переходим к новой теме. «Экономика и государство».
(слайд 2 – эпиграф урока)
Мы не раз говорили о том, что государство и экономика связаны между собой. (слайд 3 – цель урока, слайд 4 – план урока)
Сегодня мы рассмотрим роль государства в рыночной экономике. Для этого нам необходимо, т.е. задачи:
Расширить представления о государстве как одном из основных регуляторов экономической жизни общества;
Охарактеризовать экономические цели, функции государства, пути и методы государственного регулирования экономики;
познакомиться с различными взглядами ученых на масштабы и способы вмешательства государства в экономику;
И решим нужно ли государству регулировать экономику?
1. Экономические функции государства
Обсуждение вопросов, поставленных в начале параграфа.
(Организация беседы)(слайд 7 вопросы)
Зачем государство вмешивается в рыночные отношения?
Кто должен оплачивать работу библиотек, светофоров и маяков?
Почему государство в рыночной экономике называют попечителем общественного интереса?
2. Учитель обобщает и вводит новые понятия, организует работу с учебником:(слайд 8- экономическая политика)
Экономическая политика государства представляет собой процесс реализации его экономических функций путем разнообразных государственных мер воздействия на экономические процессы для достижения определенных целей.
Какие экономические цели у государства в рыночной экономике?
(Работа с учебником:)
Учащиеся перечисляют:
1.обеспечить экономический рост;
2.создать условия экономической свободы;
3.обеспечивать экономическую безопасность и экономическую эффективность
4.заботиться об обеспечении полной занятости;
5.оказывать помощь тем, кто не может себя полностью обеспечить, и др.
(слайд 7-экономические цели гос-ва)
3. Учитель:
Экономическая политика строится на умелом сочетании перспективных и текущих целей.
Назовите перспективные и текущие цели экономической политики государства. (Работа с учебником: стр. )
Ответы учащихся: перспективные цели российской экономической политики – это формирование социально ориентированного рыночного варианта экономики. К текущим целям можно отнести - решение проблем гос-го долга, устранение чрезмерной дифференциации доходов населения и борьбу с бедностью, снижение налогов на бизнес и др.
Учитель:
В экономической политике выделяют, финансовую, инвестиционную, аграрную, научно-техническую, внешнеэкономическую политику.
4. Какие классические экономические функции выполняет государство в современном обществе?выпишите в тетрадь
(Работа с учебником: стр. )(слайд 8 – экономические функции гос-ва)
Стабилизация экономики
Защита прав собственности
Регулирование денежного обращения
Перераспределение доходов
Регулирование взаимоотношений между работодателем и наемным работником
Контроль за внешнеэкономической деятельностью
Производство общественных благ
5. Работа с новыми понятиями: (слайд 9 -общественные блага)
Общественные блага— это товары и услуги, предоставляемые государством его гражданам на равных началах.
Такие блага не могут быть предоставлены отдельным лицам без предоставления их другим. К общественным благам относятся, например, оборона, бесплатное образование, общедоступные услуги муниципальных поликлиник, посещение библиотек, парков и др.
Вопрос: Какие еще общественные блага обеспечивает государство?
(Управление и охрана порядка, суды, МЧС, дороги, освещение улиц и др.)
6. Вмешательство государства в экономику связано с проблемой Внешние (побочные) эффекты— связанные с производством или потреблением благиздержки и выгоды для третьих лиц. Существуют отрицательные и положительные внешние эффекты. Отрицательные эффекты возникают в случае появления издержек у других лиц (напомним, не участвующих в производстве), в результате производства или потребления товара, а положительные — в случае появления у этих лиц выгоды, которая не компенсируется ими производителям товара.
(слайд 10 внешние эффекты)
Задание: Приведите примеры положительных и отрицательных внешних эффектов.
7.Учитель: С развитием общества происходит расширение, уточнение функций государства. Возникают и качественно новые функции государства, связанные со становлением постиндустриального общества.
Чтобы осмыслить содержание функций современного государства в рыночной экономике поработаем с документом
Работа с документом
Абалкин Л.И. О роли государства в экономике. Фрагмент
Нет и не может быть эффективной социально ориентированной рыночной экономики без активной регулирующей роли государства. За государством всегда сохраняются классические функции, такие, как: защита прав собственности; обеспечение свободы предпринимательства, обеспечение законности и правопорядка в хозяйственной сфере; регулирование денежного обращения, обеспечение устойчивости национальной валюты; регулирование взаимоотношений между трудом и капиталом, обеспечение экономической безопасности страны и т.д. Ни одна из этих функций не исчезает и не утрачивает своей роли.
С развитием общества происходят развитие, обогащение, уточнение функций государства. Данный процесс идет по следующим направлениям: последовательный переход от прямых к косвенным методам регулирования экономики; резкое усиление социальных функций государства, его роли в регулировании социальных процессов, начиная с установления минимальных ставок оплаты труда, определение прожиточного минимума, уменьшение неоправданной дифференциации доходов населения, обеспечение стабильности в обществе.
В последнее время возникли и качественно новые функции государства: принятие на себя государством обязательств в области образования, формирование и поддержка фундаментальной науки, решение экологических вопросов.
О каких же задачах государства идет речь на этапе становления рыночной экономики? Это, прежде всего, формирование новой системы отношений собственности, становление малого предпринимательства, формирование основных элементов рыночной экономики, включая финансовый и фондовый рынки, институты регулирования рынка труда и занятости, инфраструктуру рыночной экономики в целом.
Вопросы к документу
о каких новых функциях государства в экономике вы узнали из статьи по сравнению с приведенными в учебнике?
Опираясь на текст, охарактеризуйте основные направления развития и обогащения функций современного государства. Свойственны ли эти тенденции российскому государству? Проиллюстрируйте примерами
(Работа с документом Абалкин Л.И. « О роли государства в экономике». Фрагмент)
Учитель обобщает:
- современное государство является необходимой частью любой хозяйственной системы;
- экономическая политика государства направлена на реализацию его экономических целей, функций и задач.
2. Какой инструмент регулирования экономики выбрать
1.Обсуждение вопроса:
На что направлена экономическая политика государства?
В чем проявляются ограниченные возможности и негативные последствия рыночной саморегуляции экономики?
Может ли рыночная экономика эффективно функционировать без помощи государства?
Учитель обобщает: Для реализации экономической политики государству необходимо выбрать и использовать определенные инструменты.
2.В государственной политике можно выделить два главных направления регулирования экономики: стабилизационное и структурное
Составьте схему главных направлений государства в экономической политике
(Работа с учебником стр. )занесите в тетрадь
Схема
Направлениярегулирования государства в экономической политике

Стабилизационное Структурное
бюджетно-налоговая (фискальная) | государственная поддержка особо важных для развития всего хозяйства страны отраслей |
кредитно-денежная (монетарная) политика | производство общественных благ |
| приватизация |
| содействие конкуренции и ограничение монополий и др. |
(слайд 11 – направления гос. экономической политики)
3.Учитель: воздействие государства на рыночный механизм осуществляется путем прямого и косвенного регулирования.
Составьте схему путей воздействия государства на рыночный механизм
(Работа с учебником стр. )занесите в тетрадь
Схема
пути воздействия государства на рыночный механизм

Прямое регулирование Косвенное регулирование
Использование преимущественно административных методов | использование экономическихметодов |
Законодательная деятельность | Фискальный метод |
Расширение госзаказов | Монетарная политика |
Развитие госсектора в экономике | |
(слайд 12 методы воздействия гос-ва на рынок)
Задание: приведите примеры прямого и косвенного методов воздействия?
После обсуждения в схеме появляются дополнения
Примеры административных методов:
Выдача лицензий на деятельность;
Контроль над ценами и качеством продукции;
Госфинансирование секторов экономики, отраслей
Дотации
Льготные кредиты
Налоговые льготы
Примеры косвенных форм:
4.Учитель: Схематично механизмы государственного регулирования рыночной экономики можно представить следующим образом:

Или (слайд 13 )Учащиеся переносят схему в тетрадь.
Учитель: В спорах ученых-экономистов о способах и масштабах вмешательства государства в экономику можно выделить два взгляда, отражающих различные направления в экономической теории, — монетаризм и кейнсианство.
Учащиеся знакомятся с сущностью 2 взглядов.(работа с учебником стр.83)
(слайд 14-15)
Позиция монетаристов (Д. Юм, М. Фридмен): как можно больше освободить экономику от опеки государства, сократить налоги и государственные расходы, давая возможность рыночному механизму самому обеспечивать устойчивую экономическую систему.
Представители кейнсианского направления, связанного с именем английского экономиста Дж. Кейнса (1883—1946), считают, что один только рыночный механизм не в состоянии решать многообразные проблемы в экономике. Кейнс пришел к выводу о том, что капиталистическую экономику необходимо регулировать.
Он выявил те параметры экономической системы, которые должны стать объектом такого регулирования, и выдвинул способы этого регулирования, основанные на теории, которую изложил в работе "Общая теория занятости, процента и денег".
Кейнс пришел к выводу, что только активная финансовая политика государства, стимулирующая спрос, способна справиться с массовой безработицей. Для удовлетворения современных экономических потребностей общества, считают его последователи, необходимы и неизбежны правительственные меры.
Учитель: Какую позицию выбрали бы вы?
Ответы учащихся.
Закрепление изученного материала
для закрепления пройденного материала вопросы в форме тестов (слайд 16-18)
Подведение итогов урока
Учитель благодарит класс за работу, выставляются оценки
Домашнее задание (слайд 19)§ 8