Тема урока: «Линейная функция и ее график»
Предварительная подготовка к уроку: учащиеся должны знать следующие темы: «.Линейная функция и ее график», «Прямая пропорциональность», «Взаимное расположение графиков линейных функций», влaдeть навыками построения графиков линейных функций.
Цели урока: 1) образовательная: выработка у учащихся умения обобщать изученный материал, анализировать, сопоставлять и делать выводы;
2) воспитательная: повышение интереса к изучаемой теме, познавательного интереса к предмету; воспитание аккуратности при выполнении работы;
3) развивающая: развитие умения применять ранее полученные знания.
Оборудование: написанные на доске примеры для устной и самостоятельной работы, листы с заданиями (без решений), учебники.
Тип урока: урок применения и совершенствования знаний.
Ход урока
I.Мотивация к учебной деятельности
Я рада видеть вас всегда,
И встрече с вами рада.
Терпенье, труд и доброта.
Сегодня всем нам надо!
Здравствуйте, дети!
На доске записаны формулы: х+у =1, у= -х+5, у=3, у =х(х-6),у=5:2х, у=2х-7.
подчеркните линейные функции, назовите в них коэффициент.
б)запишите две линейные функции, с к=3, к=-3
Что является графиком каждой из функций?
2. у=2х+1; у= -3х+4;у=2х-7;у=х+4; у=-3х; у=х;
у=4-3х; у=0,5+2х.
Назовите функции графики которых: а)параллельны,
б)пересекаются
- Какой формулой задается график линейной функции? (у = кx + в) - Что обозначает х в данной формуле? (Это независuмая переменная)
- Что такое k иЬ? (Некоторые числа, причем k - угловой коэффициент. )
- Дайте определение линейной функции. (Линейной функцией называется функция, которую можно задать формулой вида у =kx + в, где х - независuмая переменная, k и в - некоторые числа.)
- Что является графиком линейной функции? (Прямая.)
- Сколько необходимо координат для построения графика линейной функции? (Две координаты.)
- Что такое прямая пропорциональность? (Прямой пропорциональностью называется функция, которую можно задать формулой вида у = кх, где х - независимая переменная, k - не равное нулю число.)
2. Заполните пустые графы таблицы, если известна функция у=3х-2
Ответ
х | -3 | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | 3 |
у | -11 | -8 | -5 | -2 | 1 | 4 | 7 |
3. Не строя графика, найдите координаты точек, через которые проходит график линейной функции у = -2х + 5, если известны абсциссы 3 и-2.-
Решение: если х = 3, то у = -2*3 + 5 = -1. Значит, координаты точки с абсциссой 3 - (3; -1).
Если х = -2, то у = -2 * (-2) + 5 = 9. Значит, координаты точки с абсциссой -2 - (-2; 9).
Ответы: (3; -1), (-2; 9).
4. Запишите уравнение линейной функции, которая принимает одно и то же значение при любом х. Ответ аргументируйте.
Ответ: у=0*х+в у=в. Линейная функция, которая задается формулой у == в, принимает одно и то же значение при любом х.
Игра "Молчанка"
. Линейная функция задана формулой У = --О,3х + 7. Найдите:
1) Значение у, если х = -2; 3; 1.
Решение:
Если х=-2, то у == -0,3.(-2)+7 == 7,6.
Если х= 3, то у == -0,3.3+ 7 == 6,1.
Если х= 1,то у==-0,3.1+7==6,7.
Ответы: 7,6; 6,1; 6,7.
2) Значение х, при котором у = -9,8; 0.
Решение:
Если у = -9,8, то -9,8 == -0,3х + 7. Решим полученное уравнение:
-0,3х+ 7 == -9,8; -0,3х == -9,8-7; -0,3х== -16,8; х = 56.
Если у = 0, то 0= -0,3х+ 7. Решим полученное уравнение:
-0,3х+ 7 = 0; --О,3х = -7; х = 23
Ответ: 56; 23
Учащиеся меняются тетрадями и проверяют решения, при этом делают пометки: что верно и что неверно.
Физкульт.минутка .
Машем весело руками, как березы ветками
Топнем дружненько ногами, как медведи лапами.
Это чтоли лес шумит, или дружный класс шалит!
Тише дети отдохните, сядьте ровно и пишите!
Быстрый счёт
а) у=3х, б)у=х в) у=-4х г) у=5-6х, д) у=-0,5х е) у=2х,ж) у= 1+4х , з)у=-х (в каких координатных четвертях расположены графики данных функций)ее
Ответ:а) 1и3 б)1и3 в)2и4 г)2и4 д)2и4 е)1и2 ж)1и2 з)2и4
Кто быстрее?
№1 Постройте график функции: у = -х + 5.
Решение: составим таблицу значений:
Построим график функции
Решаем с комментированием, в тетрадях.
№2. Проходит ли график функции у = 2х + 4 через точки А (1; 6), В (-5; 7)?
Решение:
Если А (1; 6), то х = 1, а у = 6. Подставим одно из значений в формулу линейной функции.
Если х = 1, то у = 2 . 1 + 4 = 6. Значит, точка А (1; 6) принадлежит графику функции у = 2х + 4.
Если В (-5; 7), то х = -5, а у = 7. Подставим одно из значений в формулу линейной функции.
Если х = -5, то у = 2 . (-5) + 4 = -6.Значит, точка В (-5; 7) не принадлежит графику функции у = 2х + 4.
Следовательно, график функции у = 2х + 4 проходит через точку А (1; 6).
Ответ: А (1; 6).
№3. Не выполняя построения графика функции у = 2,5х - 3, найдите координаты точек пересечения с осями координат.
Решение:
Если график функции пересекает ось ординат, то абсцисса равна 0,
Если х = 0, то у = 2,5 * 0-3 = -3. Следовательно, график функции пересекает ось ординат в точке (0; -3).
Если график функции пересекает ось абсцисс, то ордината равна 0.
Если у = 0, то 0 = 2,5х - 3.
Решим получившееся уравнение: 2,5х - 3= 0; 2,5х = 3; х = 1,2.Следовательно, график функции пересекает ось абсцисс в точке (1,2; 0).
Ответ: (0; -3), (1,2; 0).
№4. Определите графически, пересекаются ли графики функций у=-2х+4 и у = х-5.
Решение: составим таблицy значений для первого графика у = -2х + 4.
Составим таблицу значений для второго графика: у = х - 5.
Построим графики функций на одной координатной плоскости:
Графики пересекаются, точка пересечения имеет координаты (3; -2). Ответ: (3; -2).
Угадайте мои мысли.(Математический диктант)
1. Заполните пропуски в тексте правил.
1) Расположение графика функции у = kx в координатной плоскости зависит от... (коэффициента k).
2) График функции у = kx проходит через точку... ((1; k)).
3) При... (k О) график прямой пропорциональности расположен в... (первой) и третьей координатных четвертях.
4) При... (k О) график прямой пропорциональности расположен во второй и... (четвертой) координатных четвертях.
Найди ошибку
1) Графики двух линейных функций, заданных формулами вида у == kx +в, пересекаются, если они имеют одинаковые формулы (если коэффициенты при х различны).
2) Графики двух линейных функций, заданных формулами вида у == kx +в, параллельны, если коэффициенты при х различны (если коэффициенты при х одинаковы)
3) Графики двух линейных функций, заданных формулами вида у == kx +в, совпадают, если коэффициенты при х одинаковы (если они имеют одинаковые формулы)
Ответ: Графики двух линейных функций, , заданных, формулами вида у == kx +в, пересекаются, если коэффициенты при х различны, параллельны, если коэффициенты при х одинаковы и совпадают если они имеют одинаковые формулы.
Рефлексия .Дана функция у=3+0,4х. Задайте формулой такую линейную функцию, график которой:
1)Параллелен графику данной функции.
Решение: Графики двух линейных функций, , заданных, формулами вида у == kx +в, параллельны, если коэффициенты при х одинаковы. Следовательно, в вариантах должен сохраняться угловой коэффициент ,равный 0,4. Это могут быть такие линейные функции: у=5+0,4х, у=0,4х-1,2, т. е. те, в которых к=0,4, а в- любое число.
Ответ: линейные функции вида у=кх+в, где к=0,4, а в- любое число.
2)Пересекает графику данной функции.
Решение: Графики двух линейных функций, заданных, формулами вида у == kx +в, пересекаются, если коэффициенты при х различны. Это могут быть такие линейные функции: у=7+0,5х, у=х-2, т. е. те, в которых к не равен 0,4, а в- любое число.
Ответ: линейные функции вида у=кх+в, где к не равно 0,4, а в- любое число
Подведение итога урока
Подводит учитель: проверили знания, умения и навыки по теме «линейная функция» и рассмотрели примеры использования линейной зависимости величин в практике. Д/з № 75, №779а,в)
Урок окончен.