Дата: 3.04.2017 год
Предмет: математика
Класс: 6 урок №160
Сабақ тақырыбы/Тема урока: «Линейная функция и её график. Свойства линейной функции».
Сабақ мақсаты/цели урока:
Білімділік/образовательные: Ввести определение линейной функции. Научить строить график линейной функции. Познакомить учащихся со свойствами линейных
функций.
Дамытушылық/развивающие: Учить обобщению, систематизации знаний, делать выводы, сравнивать, анализировать.
Тәрбиелік/воспитательные: Воспитывать аккуратность, наблюдательность, самостоятельность.
Сабақ барысы:/ Ход урока:
1.Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Садитесь.
2. Постановка цели и мотивация.
Девизом к сегодняшнему уроку будут слова древнегреческого математика Фалеса:
- Что есть больше всего на свете? – Пространство.
- Что быстрее всего? – Ум.
- Что мудрее всего? – Время.
- Что приятнее всего? – Достичь желаемого.
Хочется, чтобы каждый из вас на сегодняшнем уроке достиг желаемого результата.
3. Актуализация опорных знаний.
Как называется переменная х, и переменная у?
Сколько координат имеет точка на координатной плоскости?
Постройте на координатной плоскости точки: А(2;-3), В(-4;0), С(-2;5), Т(1;4). В каких четвертях лежат эти точки?
Чтобы провести прямую, сколько точек нужно знать?
4. Изучение нового материала.
а) Понятие функции первоначально возникло из решения задач. Давайте и мы решим несколько задач.
Задача 1. Мама купила несколько конфет (d) по 5 рублей за конфету и одну шоколадку за 65 рублей. Сколько она заплатила за всю покупку (n)?
От чего зависит стоимость всей покупки?
Составьте выражение.
Задача 2. На шоссе расположены пункты А и В, удаленные друг от друга на 20 км. Мотоциклист выехал из пункта В в направлении, противоположном А, со скоростью 50км/ч.
На каком расстоянии S(км) от пункта А будет мотоциклист через t часов?
От чего зависит S от А до места нахождения мотоциклиста, если его скорость постоянная?
б) В обеих задачах была зависимость одной величины от другой. Такую зависимость называют функцией. В общем виде её можно записать так: у=кх+b, где к и b некоторые числа, х – независимая переменная, у – зависимая переменная. Такая зависимость называется линейной функцией. Независимая переменная называется аргументом, зависимая – значением функции. Функцию обозначают у или f(x).
Примеры записи линейной функции: (назвать значения к и b, зависимую и независимую переменные)
У=2х-1; у=0,5х+3; f(x)=х-0,3; f(x)=-2,5х.
в) Вопрос учащимся: Как вы думаете, какие значения можно брать для значений аргумента? Предполагаемый ответ (положительные, отрицательные и нуль) .
А какие при этом будут получаться значения функции? Ответ аналогичный.
Вывод: Значит, значения аргумента, и значения функции могут принимать любые значения.
Все значения аргумента функции, при которых она имеет смысл, называют областью определения функции и обозначают D(y). Все значения функции называют областью значений функции и обозначают Е(у). Так как значения аргумента и значения функции для линейной зависимости могут быть любыми числами, то и D(y) и E(y) любые числа.
Сегодня на уроке мы установим, какой вид имеет график линейной функции, и научимся его строить.
Построим график линейной функции y = 2x – 1. Для этого составим таблицу значений функции с шагом 1 при -3 ≤ x ≤ 3.
(ученики заполняют таблицу самостоятельно, а затем проверяют результаты вычислений).
x
|
-3
|
-2
|
-1
|
0
|
1
|
2
|
3
|
y
|
-7
|
-5
|
-3
|
-1
|
1
|
3
|
5
|
Отметим в координатной плоскости точки, координаты которых указаны в таблице.
Чтобы построить график функции, надо найти координаты точек этой функции, отметить их в координатной плоскости и провести через них линию, которая является данной функции.
Соединим точки линией и получим отрезок. Работа по графику: свойства линейной функции.
Вывод: (учащиеся делают сами) были даны разные линейные функции, но в каждом примере её графиком является прямая, поэтому для построения графика линейной функции можно найти координаты двух точек. Графиком функции является прямая.
Линейной функцией называется функция вида y=kx+b, заданная на множестве всех действительных чисел. Здесь k – угловой коэффициент (действительное число), b – свободный член (действительное число), x – независимая переменная.
В уравнении функции y=kx+b коэффициент k отвечает за наклон графика функции:
- если k>0 , то график наклонен вправо;
- если k<0 , то график наклонен влево.
Коэффициент b отвечает за сдвиг графика вдоль оси OY:
- если b>0 , то график функции y=kx+b получается из графика функции y=kx сдвигом на b единиц вверх вдоль оси OY;
- если b<0 , то график функции y=kx+b получается из графика функции y=kx сдвигом на b единиц вниз вдоль оси OY.
Графики линейных функций, заданных формулами вида y=kx+b, пересекаются, если коэффициенты при x различны, и параллельны, если коэффициенты при x одинаковы.
Взаимное расположение графиков функции
5. Первичное закрепление нового материала.
- Найдите точку пересечения графика функции y=13x+1 с осью OX.
- Найдите точку пересечения графика функции y=5x+10 с осью OY.
- График функции y=kx+b проходит через точки A(–4;3) и B(4;9). Найдите значения k и b.
- Найдите точку пересечения графиков функций y=5x−3 и y=3x+1.
- При каком значений аргумента функция y=23x будет равна -4?
6. Физкультминутка.
Что ж, пора немного отдохнуть. Приглашаю всех на разминку.
Сядьте ровно. Покажите мне руками маленькую окружность. А теперь представьте, что наша окружность раздувается, становится все больше и больше. Показываем, вот какая получилась окружность. А теперь поднимаем эту окружность над собой и держим над головой. Представим, что подул ветер и наша окружность наклоняется сначала влево, потом вправо. А теперь представим, что окружность превратилась в воздушный шарик и отпускаем ее. Молодцы!
7. Работа с учебником.
№ 1327, №1328(устно), №1330, №1331, №1333(5,6) решение у доски с комментарием.
7. Подведение итогов. Домашнее задание. Рефлексия.
П.8.4, Решить № 1332, №1333(1-4)
- Какой формулой задается линейная функция?
- Что является графиком линейной функции?
- Перечислите, какие свойства линейной функции мы рассмотрели на уроке?
- Что нужно знать, чтобы построить график линейной функции?
- Как определить, не выполняя построения, проходит ли заданная прямая через заданную точку?
Прежде, чем мы окончим урок, я хочу узнать, что же изменилось или сохранилось в вашем настроении в течение урока. И поэтому попрошу вас ответить на вопросы:
- Я научился…
- Было трудно…
- Сегодня я узнал…
- У меня получилось…
- Теперь я могу…
Спасибо за урок до свиданье!