СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ТЕМА УРОКА «ОПЛОДОТВОРЕНИЕ. ЭМБРИОГЕНЕЗ»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по биологии в 10 классе "Оплодотворение. Эмбриогенез" 

Просмотр содержимого документа
«ТЕМА УРОКА «ОПЛОДОТВОРЕНИЕ. ЭМБРИОГЕНЕЗ»»

ТЕМА УРОКА «ОПЛОДОТВОРЕНИЕ. ЭМБРИОГЕНЕЗ»

Цель: формирование у учащихся знаний об оплодотворение и об онтогенезе, как о сложных процессах индивидуального развития каждой особи органического мира.

Задачи:

  • расширять знания учащихся о процессе оплодотворения, сформировать у школьников убеждение в том, что процесс зародышевого развития осуществляется поэтапно и закономерно;

  • развивать логическое мышление, внимание, умение анализировать, желание самостоятельно разбираться в проблемных ситуациях урока;

  • воспитывать интерес к самопознанию, формировать экологическую культуру учащихся и чувство ответственности за свое здоровье.

Тип урока: усвоение и первичного закрепления новых знаний.

Форма организации учебной деятельности: комбинированный урок.

Методы: эвристическая беседа, постановка проблемы, рассказ, самостоятельная работа с учебником, просмотр фрагментов учебного фильма, сообщения учащихся, работа в парах.

Оборудование: списки биологических терминов (на каждый стол); “Зародышевое развитие хордовых на примере ланцетника”, раздаточный материал “Стадии эмбриогенеза” по количеству пар, индивидуальные карточки с заданиями, таблицы «Характеристика зародышевых листков», лист самооценки.

План урока

  1. Организационный момент (2 минуты)

  2. Проверка знаний (7минут)

  3. Изучение нового материала (20минут)

  4. Физкультминутка (4минуты)

  5. Закрепление изученного материала (6минут)

  6. Домашнее задание (2минуты)

  7. Рефлексия (4 минуты)



























Ход урока

  1. Организационный момент

Учитель: «Вначале урока хочу рассказать вам одну притчу "Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: "Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: "Скажет живая – я ее сделаю мертвой, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: "Все в твоих руках”. Ребята, все в ваших руках, желаю вам на сегодняшнем уроке интересных открытий и хорошего настроения.


2. Проверка знаний

1) Индивидуальные карточки-задания разного уровня сложности.

По индивидуальным заданиям работают четыре человека.

Карточка № 1

Установите соответствие между особенностями гамет рептилий и их типом. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

ОСОБЕННОСТИ ТИП ГАМЕТ

А) подвижная гамета 1) Сперматозоид

Б) размер относительно небольшой 2) яйцеклетка

В) содержит большой запас питательных веществ

Г) имеет большой размер

Д) неподвижная гамета

Е) имеет жгутик

ОТВЕТ:

А

Б

В

Г

Д

Е








Карточка № 2

Расположите в правильном порядке процессы, происходящие при митозе. В ответ запишите соответствующую последовательность цифр.

    1. Спирализация хромосом, состоящих из двух хроматид

    2. Образование двух дочерних клеток

    3. Образование ядер, раскручивание хромосом

    4. Расхождение хроматид к противоположным полюсам клетки

    5. Образование веретена деления

    6. Расположение хромосом на экваторе клетки







ОТВЕТ:

  1. Карточка №3

  2. Вставьте в текст пропущенные слова.

  3. Мейозом называется __________ _________ клеток, при котором

  4. происходит __________ числа хромосом. При этом из _________ клетки образуется _____________ клетка. Мейоз состоит из __________ последовательных делений, причем _________________ ДНК предшествует только ___________ делению.

  5. В мейоз вступают хромосомы, состоящие из двух сестринских ____________.

  6. Карточка № 4

  7. Выберите правильные утверждения.

  8. а) половое размножение осуществляется с помощью одной специализированной клетки;

  9. б) в зиготе в два раза больше хромосом, чем в гамете;

  10. в) гаметы у высших животных образуются в половых железах;

  11. г) из неоплодотворенной яйцеклетки не может развиться новый организм;

  12. д) голосеменные – высшие споровые растения;

  13. е) в результате мейоза количество хромосом удваивается;

  14. ж) яйцеклетка, в отличие от сперматозоида, содержит запас питательных

  15. веществ.

  16. 2) “Биологическая эстафета” (работаем с терминами)

  17. Остальные учащиеся работают с биологическими терминами. Проверка знания терминов осуществляется в форме биологической эстафеты. На столах листы с терминами. Первый учащийся выбирает любой термин и дает его определение, а затем называет следующий и адресует его какому-либо однокласснику. Каждый учащийся должен дать определение. Такая работа осуществляется на всех уроках темы, начиная с разных учащихся. Список терминов прилагается

  18. 3) Монологический ответ у доски по домашнему заданию с заполнением заранее подготовленных схем гаметогенеза.

  19. На доске нарисованы заранее схемы Оогенеза и Сперматогенеза без подписей.

  20. Одному учащемуся предлагается озаглавить каждую из схем, подписать фазы гаметогенеза

  21. Изучение нового материала

  22. 1)Учитель: «Прежде, чем начать изучать новую тему, ребята, я вам предлагаю посмотреть два видеосюжета и ответить на вопрос. Что там было изображено?»

  23. Ответ: «Оплодотворение и развитие зародыша»

  24. Учитель: «Как будет звучать тема нашего урока?»

  25. Ответ: «Оплодотворение. Эмбриональное развитие»

  26. Учитель «Правильно. Запишите тему в тетрадь»

  27. 2) Далее идет рассказ учителя об оплодотворении. Его значение. Формы оплодотворения. Онтогенез. Этапы эмбриогенеза, их характеристика. (просмотр слайдов презентации).

  28. Рассказ учителя

  29. Оплодотворение - процесс слияния двух половых клеток – мужской и женской с образованием зиготы.

  30. Далее учитель рассказывает об основных этапах оплодотворения.

  1. Осеменение.

  2. Проникновение сперматозоида в яйцеклетку.

  3. Слияние гаплоидных ядер.

  4. Активация зиготы к дальнейшему развитию.

  1. Этапы учащиеся записывают в тетрадь, равно как и виды оплодотворения (наружное и внутреннее). Вспоминаем у кого внутреннее оплодотворение (у животных, обитающих на суше), а у кого наружное (водные формы).

  2. Процесс индивидуального развития организма называется онтогенезом. Он начинается с момента оплодотворения и заканчивается смертью организма. Онтогенез состоит из двух периодов – эмбрионального и постэмбрионального. Эмбриональный начинается с момента оплодотворения и заканчивается выходом из зародышевых оболочек (рождение или выход из яйца), постэмбриональный - с рождения до смерти.

  3. Рассматривание стадий развития зародыша по слайду сопровождается рассказом учителя.

  4. 3) Выступление учащегося с сообщением о влияние факторов окружающей среды на эмбриональный период развития. (Учащиеся, слушая сообщения, делают соответствующие записи в тетради)

  5. 4. Физкультминутка – зарядка для глаз.

  6. 5. Закрепление изученного материала

  7. 1) Самостоятельная работа в парах по учебнику. Заполнение таблицы «Характеристика зародышевых листков»

    1. Зародышевые листки

    1. Стадии закладки

    1. Образование тканей и органов

    1. Эктодерма

    1. Бластула

    1. Энтодерма

    1. гаструла

    1. Мезодерма

    1. нейрула

  8. 2) Ребята получают конверт с рисунками этапов зародышевого развития организмов. Если пара расположила рисунки в правильной последовательности, то из букв, наклеенных на рисунках, сложится термин по изучаемой теме. (эмбрион)

  9. 3) Расположите в правильном порядке стадии развития ланцетника, начиная с зиготы. В ответ запишите соответствующую последовательность цифр.

  10. 1) дробление 2) гаструла 3)гисто- и органогенез 4) зигота 5) нейрула 6) бластула

  11. Ответ:

  12. 6.Домашнее задание § § , приготовить сообщение по желанию о методе ЭКО (Дети из пробирки)

  13. 7.Рефлексия.

  14. Учащиеся отвечают на вопросы: 1) Достигнута ли цель урока? 2) Что нового они узнали на уроке?

  15. Заполняют лист самооценки.

  16. Перед тем как уйти с урока, учитель предлагает взять с собой одну из картинок, приклеенных на доске. Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем. Мясорубка – информацию переработаю. Корзина – всё выброшу.

  17. ЛИСТ САМООЦЕНКИ УЧАЩЕГОСЯ _______________________________________

  18. (Фамилия, имя)

  1. На уроке я работал активно / пассивно

  2. Своей работой на уроке я доволен / не доволен

  3. Урок для меня показался коротким / длинным

  4. За урок я устал / не устал

  5. Мое настроение стало лучше / хуже

  6. Материал урока мне был понятен / не понятен

  1. полезен / бесполезен

  2. Вопрос учителя: “Какие клетки образуются в результате гаметогенеза?”

  3. Ответ: “Половые клетки – гаметы с гаплоидным набором хромосом”.

  4. Учитель: “Но мы знаем, что любая клетка тела живого организма, кроме половых, имеет диплоидный набор хромосом. Как же он восстанавливается? С этим процессом мы уже знакомы и поговорим о нем после просмотра видеосюжетов”.

  5. Вопрос учителя: “О каком процессе шла речь в этих фрагментах?

  6. Ответ: “Это процесс оплодотворения”.

  7. Дети записывают в тетради тему урока: "Оплодотворение и зародышевое развитие организма".

  8. Вопрос учителя: “Что же такое оплодотворение?”

  9. Ответ: “Оплодотворение - процесс слияния двух половых клеток – мужской и женской с образованием зиготы”

  10. На доске под схемами гаметогенеза изображаем процесс оплодотворения.

  11. Далее учитель рассказывает об основных этапах оплодотворения.

  1. Осеменение.

  2. Проникновение сперматозоида в яйцеклетку.

  3. Слияние гаплоидных ядер.

  4. Активация зиготы к дальнейшему развитию.

  1. Этапы учащиеся записывают в тетрадь, равно как и виды оплодотворения (наружное и внутреннее). Вспоминаем у кого внутреннее оплодотворение (у животных, обитающих на суше), а у кого наружное (водные формы).

  2. Вопрос учителя: “Как же происходит оплодотворение у цветковых растений?”

  3. Ответ: “Мужские половые клетки – спермии - образуются в пыльцевых зернах и попадают на рыльце пестика цветка в результате опыления, затем прорастают и попадают в зародышевый мешок, где и происходит оплодотворение.

  4. Вопрос учителя: “Почему оплодотворение у цветковых растений называется двойным?”

  5. Ответ: “Потому что два спермия проникают в зародышевый мешок и сливаются с двумя клетками – яйцеклеткой и центральной клеткой.

  6. Каким же образом из одной диплоидной клетки - зиготы образуется целый многоклеточный организм?

  7. Рассказ учителя.

  8. Процесс индивидуального развития организма называется онтогенезом. Он начинается с момента оплодотворения и заканчивается смертью организма. Онтогенез состоит из двух периодов – эмбрионального и постэмбрионального. Эмбриональный начинается с момента оплодотворения и заканчивается выходом из зародышевых оболочек (рождение или выход из яйца), постэмбриональный - с рождения до смерти.

  9. Рассматривание стадий развития зародыша по таблице сопровождается рассказом учителя. Одновременно на доске делается таблица, которую учащиеся заполняют самостоятельно с использованием учебника.

  10. Этапы эмбриогенеза

    1. Этап

    1. Что происходит?

    1. Дробление

    1. Клетки делятся митозом, но не растут. Образуется однослойный пузырек с полостью внутри – бластула.

    1. Гаструляция

    1. Происходит втягивание клеток вовнутрь и формирование

    2. двухслойного зародышевого мешка – гаструлы. Путем миграции клеток формируется третий зародышевый слой - мезодерма

    1. Органогенез

    1. Из трех зародышевых листков формируются все системы органов будущего организма.

    2. Эктодерма –

    3. Энтодерма –

    4. Мезодерма –

  11. За неделю дл урока учащимся даны опережающие задания подготовить сообщения о влиянии окружающей среды на развитие зародыша. Слушаем сообщения учащихся.

  12. Делаем вывод по уроку:

  13. Эмбриогенез протекает в несколько этапов, являющихся общими для всех хордовых, и может нарушаться при изменении условий среды. Незначительные изменения на начальных этапах влекут за собой многочисленные изменения структуры и функций организма на более поздних этапах. Алкоголь и никотин, попадая в зародыш из крови матери, вызывают снижение жизнеспособности эмбриона и могут привести к рождению ребенка с различными заболеваниями и уродствами.

  14. Учитель: “Зародышевое развитие заканчивается рождением или выходом из зародышевых оболочек. С этого момента начинается постэмбриональный период развития организма. Об этом мы поговорим на следующем уроке.

  15. Домашнее задание: § 20, с. 85 § 21

  16. Учитель оценивает работу учащихся.

  17. Для закрепления полученных знаний учащиеся делятся на группы по четыре человека и получают конверт с рисунками этапов зародышевого развития организмов. Если группа расположила рисунки в правильной последовательности, то из букв, наклеенных на рисунках, сложится термин по изучаемой теме.

  18. ЛИСТ САМООЦЕНКИ УЧАЩЕГОСЯ _______________________________________

  19. (Фамилия, имя)

  1. На уроке я работал активно / пассивно

  2. Своей работой на уроке я доволен / не доволен

  3. Урок для меня показался коротким / длинным

  4. За урок я устал / не устал

  5. Мое настроение стало лучше / хуже

  6. Материал урока мне был понятен / не понятен

  1. полезен / бесполезен

  2. интересен / скучен

  3. Установите соответствие между особенностями гамет рептилий и их типом. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

  4. ОСОБЕННОСТИ ТИП ГАМЕТ

  5. А) подвижная гамета 1) Сперматозоид

  6. Б) размер относительно небольшой 2) яйцеклетка

  7. В) содержит большой запас питательных веществ

  8. Г) имеет большой размер

  9. Д) неподвижная гамета

  10. Е) имеет жгутик

  11. ОТВЕТ:

    1. А

    1. Б

    1. В

    1. Г

    1. Д

    1. Е

  12. Расположите в правильном порядке процессы, происходящие при митозе. В ответ запишите соответствующую последовательность цифр.

    1. Спирализация хромосом, состоящих из двух хроматид

    2. Образование двух дочерних клеток

    3. Образование ядер, раскручивание хромосом

    4. Расхождение хроматид к противоположным полюсам клетки

    5. Образование веретена деления

    6. Расположение хромосом на экваторе клетки

  13. ОТВЕТ:

  14. Расположите в правильном порядке стадии развития ланцетника, начиная с зиготы. В ответ запишите соответствующую последовательность цифр.

  15. 1) дробление 2) гаструла 3)гисто- и органогенез 4) зигота 5) нейрула 6) бластула

  16. ОТВЕТ: