В своей практике преподавания химии я активно использую принцип ролевого участия школьников в учебной деятельности. Это означает, что во время урока каждый ученик играет множество ролей: учителя и ученика, консультанта и лаборанта. В результате это повышает их интерес к учебной деятельности.
Считаю, что многие функции учителя можно и нужно передавать учащимся, конечно обеспечивая постоянный контроль и необходимую помощь. Вся работа должна строиться на доверии, ибо только доверие учителя рождает у школьников чувство ответственности и требовательности к себе.
Приведу в качестве примера разработку урока, на котором, по-моему, наглядно видно творческое участие детей в организации самостоятельной учебно-познавательной и контрольно-оценочной деятельности с применением КСО.
Тема урока «Основные соединения галогенов (галогеноводороды), их свойства.
Задачи: 1.изучение состава, строения хлороводорода: ознакомление с получением и химическими свойствами соляной кислоты;
2. развитие понятий степень окисления, окислитель, восстановитель, и др.;
3. воспитание у ребят культуры поведения, общения друг с другом в процессе учебной деятельности.
1. Мотивация учебной деятельности
На доске заранее записываем тему урока. Учебные цели формулируем вместе с учащимися. Составляем план урока.
2. Актуализация опорных знаний
Учащиеся работают в парах, проверяют друг у друга необходимые для урока знания понятий (химическая связь; ковалентная полярная, ковалентная неполярная, ионная связи; степень окисления; восстановитель; окислитель; типы кристаллических решеток и т.д.), ставят отметки.
3.Восприятие и осознание нового материала
Новый материал учащиеся изучают самостоятельно.
Работая с алгоритмами, которые лежат на каждой парте.
Алгоритм
Содержание | Форма работы |
Химическая формула хлороводорода и строение молекулы \ (два ученика за одной партой): каждый работает самостоятельно, взаимное объяснение материала (отметка) качественный и количественный состав; кристаллическая решетка; электронная формула; структурная формула Физические свойства хлороводорода Агрегатное состояние; (учащиеся цвет; изучают все вопросы по маршруту растворимость в воде и т.д. или по цепочке Получение соляной кислоты Изучение прибора(см. 52 Теоретическая подготовка к проведению лабора О.С.Габриелян. Химия -9. торного опыта под руководством лаборанта Химические свойства соляной кислоты Общие с другими кислотами (см.учебник, п.19) Продолжение работы в парах Основные свойства |
4. Осмысление и запоминание нового материала
Учащиеся устно составляют коллективный рассказ по каждой части карточки-путеводителя (в любую минуту можно прервать отвечающего и предложить продолжить его мысль следующему учащемуся). Те, кто не принял участие в рассказе, дополняют его, указывают неточности, ошибки. Обсуждение химических свойств можно дополнить сообщением «Усовершенствование прибора для получения соляной кислоты» (см.: Химия в школе. 1987. № 6. С. 50).
Следующая часть урока отводится для закрепления знаний и умений. Класс делится на группы постоянного состава по четыре человека. Каждая группа получает задания для самостоятельного выполнения.
Задание 1. Проведите реакции и допишите их уравнения:
НС1 + NaOH -
(используя лакмус)
НС1 + Zn -
НС1 + CuO
НС1 + СаСОз -
НС1 + AgN03 -
Задание 2. Определите степень окисления каждого элемента: КС1, КМп04, К2Сг207. Разберите сущность окислительно-восстановительной реакции и расставьте коэффициенты:
КСЮ3 + Р - КС1 + р2о5.
Задание 3. Соляную кислоту массой 200 г (р(НС1) = 0,073) добавили к гидроксиду меди(И) массой 9,8 г. Рассчитайте массу полученной соли. Какое из исходных веществ взято в избытке?
Задание 4. С какими из перечисленных в скобках веществ может реагировать соляная кислота (СаС12, Си, Na2S04, BaS04, КОН, MgO, K2S04)? Запишите уравнения возможных реакций.
Ведущий группы распределяет задания, помогает проверить их выполнение и выставить отметки. При затруднении учащийся может посоветоваться с товарищем из другой группы, выполняющим то же задание. Если они вместе не находят ответа, то обращаются к учителю. За несколько минут до конца урока учитель выдает ведущим групп образцы ответов для проверки.
5. Подведение итогов урока.
Анализ работы класса
За урок дети получают четыре отметки: за разминку, работу с карточками-путеводителями, за коллективный рассказ и самостоятельную работу. В журнал выставляется итоговая отметка.