План-конспект урока
Тема и номер урока в теме
Раздел: Водная оболочка Земли. Тема урока: «Озера».
Базовый учебник: Летягин А.А. под редакцией Дронова В.П. «География» (начальный курс). Учебник. 5 класс. «Вентана-Граф», 2016г.
Цель урока: сформировать представлений об озерах, их видах.
Обучающие:
- формирование у учащихся знаний об озерах.
Развивающие:
- развитие умений работать с географической картой - определять местонахождение крупнейших озер мира;
- развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе, дополнительным материалом;
Воспитательные:
- воспитание ответственного отношения человека к природе и правил поведения в природе.
ХОД УРОКА
I.Организационный момент.
Приветствие учащихся, определение их готовности к работе.
II. Определение темы урока
На прошлом уроке мы изучили тему воды суши из раздела «Водная оболочка Земли» и прежде чем начать новую тему я предлагаю вам просмотреть видеофрагмент
Просмотр видеофрагмента «озера» http://video.yandex.ru/users/lidnikmor/view/42/#
Ребята, как вы думаете, с каким элементом гидросферы нам предстоит познакомиться на уроке? Ответы учащихся
II.Актуализация полученных знаний и создание мотивационной установки.
Назовите известные вам озера. На физической карте полушарий (с. 8-9 атласа) найдите крупнейшие озера на каждом из материков.
Назовите их и покажите на интерактивной карте. Ответы учащихся
Как вы считаете, на всех ли материках есть озера? Ответы учащихся
Просмотрите видеофрагмент и сделайте вывод.
Просмотр видеофрагмента «Озеро Восток» http://www.youtube.com/watch?v=XgpVmHlyQFw
Ответы учащихся
Просмотрите слайд –фильм «Голубые очи планеты»
Что иллюстрирует этот видеоряд
На какие вопросы вы хотели бы получить ответы? Сформулируйте цель работы на уроке Ответы учащихся
Просмотрите содержание §18 (с. 103-104). Определите основные задачи урока. Ответы учащихся.
III. Изучение нового материала
На интерактивной доске представлены фотографии моря, реки, озера
Посмотрите на фотографии разных объектов гидросферы.
Найдите в них общее. Выделите существенные признаки, отличающие озеро от моря или реки. Ответы учащихся
.
Ребята сформулируйте определение понятия «озеро» Ответы учащихся
Сравните составленное определение с представленным в учебнике. Сделайте вывод. Ответы учащихся
Прочитайте текст задание №1 в рабочей тетради (с. 52). Для его выполнения найдите в пункте «Что такое озеро (с. 103-104учебника) информацию о содержании солей в различных типах озер. Ответы учащихся
Посмотрите на физическую карту мира на интерактивной доске. Определите, каким цветом на карте показаны соленые озера, а каким - пресные?
Найдите в тексте примеры разных типов озер. Покажите озера на карте.
Ответы учащихся.
Как вы думаете, в чем причина того, что озера имеют разную соленость?
Ответы учащихся.
Подумайте, как образуются озера. Посмотрите фотографии на интерактивной доске и сделайте вывод. Ответы учащихся
(на интерактивной доске представлены фотографии озер, различных по происхождению озерных котловин: тектонические - Танганьика, Байкал; ледниково - тектонические – Великие озера; вулканические - Малый Семячик.
Физкультминутка
А сейчас физкультминутка,
наклонились, ну-ка, ну-ка
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
(наклоны вперед и назад)
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
А теперь вздохнули дружно. Нам урок продолжить нужно. Подравнялись, тихо сели И на доску посмотрели.
Познакомьтесь с красотами Байкала и Великих озер. Посмотрите следующие видеофрагменты.
Просмотр видеофрагментов озеро Байкал и Великих северо - американских озер http://www.youtube.com/watch?v=EvDjuXCsNWI
1.Достигли ли мы цели своего исследования?
2. Какие источники информации использовали?
3. Назовите результаты работы на уроке?
IV. Этап закрепления.
Проверка знаний
Блиц-опрос. Используя физическую карту полушарий (с. 8-9 атласа), закончите предложения.
Самое большое по площади озеро мира – Ответы учащихся.
Самое глубокое озеро мира - Ответы учащихся.
Самое большое по площади озеро Европы – Ответы учащихся.
Второе по глубине озеро мира - Ответы учащихся.
Проверка умений
Узнай географический объект по контуру.
Определите озеро по контуру, по происхождению его название, местонахождение.
На интерактивной доске представлены контуры озер
Применение полученных знаний.
Решите кроссворд «Озера мира»
На интерактивной доске представлен кроссворд.
V. Рефлексивный этап урока
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я понял, что …
Теперь я могу…
У меня получилось…
Я смог…
Я попробую…
Меня удивило…
Мне захотелось…
Я выполнял задания…
Меня удивило …
VI. Объяснение домашнего задания.
§ 18 и ответьте на вопросы № 1, 2 на стр. 108.
Составьте фотоколлаж «Озера мира», используя интернет-ресурсы и дополнительную литературу.