1. На основе творческих заданий познакомить учащихся с жанром письма, его видами, раскрыть значение письма как средства общения людей на расстоянии.
2. Изучить алгоритм написания письма и правила заполнения конверта.
3. Привить интерес к эпистолярным жанрам, воспитывать сознательное отношение к русскому языку как основному средству общения.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые способы деятельности |
Личностные | Регулятивные | Коммуникатив-ные | Познавательные |
I. Организа-ционный момент. | Приветствие, эмоциональный настрой на работу. - Здравствуйте, ребята! - «Здравствуйте!» Какое удивительное слово, особенное. Когда мы произносим его, мы не только приветствуем друг друга, но и желаем здоровья. Здоровья всем и удачи! | Слушают учителя, размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. | Положительно относятся к учению, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. | Планируют в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия, операции | Слушают учителя | Осознают познавательную задачу. |
II. Актуали-зация прежних знаний. | Начнём урок. Запишите число, классная работа. Повторим изученные орфограммы. 1) Выборочный диктант. Задание: распределить словосочетания по орфограммам. Честное признание, опасный переход, известить письмом, грустная мелодия, дорогой подарок, лестные слова, здравствовать, соединить провода, поседеть от горя, местные обычаи, посветить фарой. 2) Расставить и объяснить знаки препинания. Свет мой зеркальце скажи, да всю правду доложи. Ах ты мерзкое стекло это врёшь ты мне назло. Ты царица всех милее, всех румяней и белее. - Какие предложения вы записали? – Что такое обращение? - В каких случаях и как царица обращается к зеркальцу? Как характеризуют царицу эти разные обращения: свет мой зеркальце и мерзкое стекло? | Обучающие записывают число, классная работа Два ученика у доски. Один ученик записывает с/с с непроизносимой согласной, другой – с проверяемой безударной гласной в корне слова, учащиеся класса: 1 вариант - с непроизносимой согласной; 2 – с проверяемой безударной гласной. Обучающие записывают предложения, расставляют знаки препинания, отвечают на вопросы учителя. - Предложения с обращениями. - Обращение – это слово (или сочетание слов), называющего того, к кому обращаются с речью. | Повторение ранее изученного | Контролируют правильность ответов ученика | Взаимодействуют с учителем во время работы Слушают и отвечают на вопросы, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | Выполнение практических упражнений. Обучающие самостоятельно выполняют задание с последующей проверкой, формируют навыки орфографической зоркости. Осуществляют для решения учебных задач логические операции. |
III. Формулиро-вание темы и целей урока. | Мотивация деятельности в игровой форме. - Отгадайте загадки. Будьте внимательны и постарайтесь догадаться о чём сегодня пойдёт разговор на уроке. Заклеили клеем прочно И ко мне прислали срочно. Я его не пожалею: Получу и вмиг расклею. Ответ: Письмо Без крыльев, А летит, Без языка, А говорит. Ответ: Письмо Без ног приходит, Без языка рассказывает. Ответ: Письмо Куда мне угодно, Туда полечу, Там и заговорю. Ответ: Письмо Какая же тема нашего урока? Сформулируйте тему и цели нашего урока. | Обучающиеся отгадывают загадки, аргументируют ответ, отмечают , что ответ на все загадки «Письмо» Тема урока: Письмо. (записывают в тетрадь) Познакомиться с историей письма, научиться писать письма . | Осознание ценности изучаемого материала и практической его важности. | Адекватное понимание информации устного сообщения Самостоятельное формулирование темы урока, учебных задач и цели урока. | Учащиеся рассуждают, дают ответы Отвечают на вопросы | Поиск и выделение информации, подведение под понятие, доказательства. Осознают свои возможности в учении, развивают кругозор. |
IV. Актуализация знаний обучающихся по теме урока. | - Ребята! А что такое письмо? Лана уточнит нам значение этого слова, она работала дома со словарём. - Часто вы получаете письма? - Когда ваша семья получила последнее письмо? - Кому оно было адресовано? - Какое это было письмо? О чём в нём говорилось? - У кого в семье хранятся письма, которые были написаны давно? Слово учителя. Мы живем среди людей, и главную прелесть челове-ческого общения составляет возмож-ность устного и письменного общения. В общении мы обмениваемся информацией, мыс-лями, чувствами, эмоциями. Часто люди оказываются далеко друг от друга, и на помощь приходит письмо. До середины 20 века письмо было основным средством общения людей на расстоянии. На уроке вы позна-комитесь с историей возникновения писем, их разно-видностями, научи-тесь правильно писать письма . | Ученица даёт толкование слова «письмо». Обучающиеся отвечают на вопросы. Отмечают, что у многих в семье хранятся письма с фронта. Слушают учителя | Имеют мотивацию к учебной деятельности | Адекватное понимание информации устного сообщения | Обучающиеся рассуждают, дают ответы | Выделение информации, умение делать выводы |
V. Работа с учебником. | 1.Прочитайте материал учебника для самостоятельных наблюдений стр.101. - Какие бывают письма? В зависимости от цели общения выделяют различные виды писем. - Кому мы пишем письма? - С какой целью пишем письма? 2. Слово учителя сопровождается презентацией. Письмо возникло ещё задолго до появления письменности. Не было телефона, телеграфа, но была потребность сказать что-то, передать тому, кто находился далеко. В древности для письма использовали рисунки, иероглифы, узелки. На чём только не писали письма! Берестяные грамоты – письма на коре берёзы, памят-ники письменности Древней Руси XI в. Написать интересное письмо – настоящее искусство. Алгоритм написания письма. Приветствие или обращение. Вступление – вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес. Основная часть – изложение информации, интересующей адресата. Заключение – выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания Подпись. Дата. 3. Упр. №222 – Прочитайте отрывок из письма героя рассказа О. Берггольц «Лучший друг» - Как начинается и заканчивается письмо? - О чём в нём говориться? - Найдите два обращения. Какими знаками препинания они выделены? 4. Практическая работа. Оформление конверта. Адрес адресата пишется в правой нижней части почтового отправления, а адрес отправителя - в левой верхней части. Адрес пишется четко и без исправлений, в нем не должно быть знаков, не относящихся к адресу, и сокращенных названий. Чётко записывается индекс почтового отделения. | Обучающиеся самостоятельно читают материал для самостоятельных наблюдений стр. 101 Отвечают на вопросы, записывают в тетрадь. Слушают учителя, Выполняют словарную работу: Адресат, адресант, почтальон, письмо, телеграмма, бандероль. Обучающиеся знакомятся с алгоритмом написания письма. Обучающиеся читают отрывок из письма, отвечают на вопросы учителя. Письмо начинается с обращения и заканчивается подписью и датой. - В нём говорится о северном сиянии. - Обращение выделяется восклицательным знаком или запятой. По образцу оформляют конверт | | Адекватно понимают информацию Оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. | Умеют слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания | Формируют навыки орфографической зоркости, развивают кругозор. Осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза; стараются писать аккуратно и красиво. |
VI. Физминутка | | Физминутку проводит ученик. Раз - подняться, подтянуться Два - согнуться, разогнуться Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка. На четыре - ноги шире. Пять - руками помахать Шесть - за стол тихонько сесть. Обучающиеся выполняют несложные физические упражнения. | | | | |
VI. Закрепление изученного. | Упр. №223. | Обучающиеся читают письмо, анализируют написанное, отвечают на вопросы, делают выводы . | | | Формулируют свои мысли, высказывают свою точку зрения и обосновывают её. | Выполняют учебно- познавательные действия в устной форме. |
VII. Рефлексия | Какой теме был посвящён урок? Что вы узнали нового? Чему научились на уроке? Что вам запомнилось больше всего? Оцените свою работу на уроке. | Оценивают свою работу на уроке. | Способность к самооценке, понимание значения знаний для человека. | Оценивают работу на уроке. | Формулируют свои мысли, высказывают свою точку зрения и обосновывают её. | |
VIII. Домашнее задание. | Упр. №225 р/р | Обучающиеся читают задание к упражнению, определяют задачи. | | | | |
Заключительное слово учителя. Время летит стремительно. Старое уступает дорогу новому, передовому. И все-таки, несмотря ни на что, почта еще очень долго будет выполнять свои задачи. Каждому человеку приятно получить конверт с запечатанным в нем письмом от родных, друзей, радостно держать в руках бумажный листок, который, кажется, еще хранит тепло близкого человека, узнать знакомый почерк. С помощью писем люди как бы встречаются друг с другом, делятся радостями и горестями. Так давайте же писать друг другу письма! И тогда, получив, его адресат улыбнется, а каждая улыбка- это лучик нашего солнца. Чем больше улыбок, тем светлее становится на нашей Земле! |