СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: "Письмо"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

7. Цели урока:

1. На основе творческих заданий познакомить учащихся с жанром письма, его видами, раскрыть значение письма как средства общения людей на расстоянии.

2. Изучить алгоритм написания письма и правила заполнения конверта.

3. Привить интерес к эпистолярным жанрам, воспитывать сознательное отношение к русскому языку как основному средству общения.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: "Письмо"»

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме" Письмо"

/по УМК для 5 класса образовательных учреждений Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др.

М.: «Просвещение» 2015/

1. Предмет: русский язык

2. Класс: 5

3. Учитель: Гибизова Вера Ивановна

4. Тема урока: Письмо

5. Место урока в системе уроков по теме «Развитие речи»: урок №5

6. Тип урока:  урок - практикум.

7. Цели урока:

1. На основе творческих заданий познакомить учащихся с жанром письма, его видами, раскрыть значение письма как средства общения людей на расстоянии.

2. Изучить алгоритм написания письма и правила заполнения конверта.

3. Привить интерес к эпистолярным жанрам, воспитывать сознательное отношение к русскому языку как основному средству общения.

8. Планируемые образовательные результаты:

Предметные: учащиеся научатся писать письма, соблюдая правила эпистолярного стиля; понимать роль писем в жизни человека.

Метапредметные: умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами.

Личностные: формирование устойчивого интереса к творческой деятельности, проявление креативных способностей.

Развиваемые УУД:

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

Регулятивные: осознавать свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции;

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования жанра письма.

9. Методы, приёмы обучения: метод проблемного обучения, репродуктивный метод, продуктивный метод

10. Формы работы на уроке: фронтальная работа, индивидуальная работа, творческая работа

11. Образовательные ресурсы: презентация, УМК для 5 класса образовательных учреждений Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др., М.: «Просвещение» 2015

12. Оборудование, наглядность: мультимедийный проектор, ноутбук

13. Предварительная подготовка: сообщение уч-ся

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя


Деятельность учащихся

Формируемые способы деятельности

Личностные

Регулятивные

Коммуникатив-ные

Познавательные

I. Организа-ционный момент.


Приветствие, эмоциональный настрой на работу.

- Здравствуйте, ребята! - «Здравствуйте!» Какое удивительное слово, особенное. Когда мы произносим его, мы не только приветствуем друг друга, но и желаем здоровья. Здоровья всем и удачи!

Слушают учителя, размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.


Положительно относятся к учению, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Планируют в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия, операции


Слушают учителя

Осознают познавательную задачу.


II. Актуали-зация прежних знаний.

Начнём урок. Запишите число, классная работа.

Повторим изученные орфограммы. 1) Выборочный диктант. Задание: распределить словосочетания по орфограммам. Честное признание, опасный переход, известить письмом, грустная мелодия, дорогой подарок, лестные слова, здравствовать, соединить провода, поседеть от горя, местные обычаи, посветить фарой.

2) Расставить и объяснить знаки препинания.

Свет мой зеркальце скажи, да всю правду доложи. Ах ты мерзкое стекло это врёшь ты мне назло. Ты царица всех милее, всех румяней и белее.

- Какие предложения вы записали? – Что такое обращение?


- В каких случаях и как царица обращается к зеркальцу? Как характеризуют царицу эти разные обращения: свет мой зеркальце и мерзкое стекло?

Обучающие записывают число, классная работа



Два ученика у доски. Один ученик записывает с/с с непроизносимой согласной, другой – с проверяемой безударной гласной в корне слова, учащиеся класса: 1 вариант - с непроизносимой согласной; 2 – с проверяемой безударной гласной.




Обучающие записывают предложения, расставляют знаки препинания, отвечают на вопросы учителя.

- Предложения с обращениями.

- Обращение – это слово (или сочетание слов), называющего того, к кому обращаются с речью.






Повторение ранее изученного
































Контролируют правильность ответов ученика






Взаимодействуют с учителем во время работы











Слушают и отвечают на вопросы, высказывают и обосновывают свою точку зрения.





Выполнение практических упражнений.

Обучающие самостоятельно выполняют задание с последующей проверкой, формируют навыки орфографической зоркости.






Осуществляют для решения учебных задач логические операции.

III. Формулиро-вание темы и целей урока.


Мотивация деятельности в игровой форме. - Отгадайте загадки. Будьте внимательны и постарайтесь догадаться о чём сегодня пойдёт разговор на уроке.

Заклеили клеем прочно
И ко мне прислали срочно.
Я его не пожалею:
Получу и вмиг расклею.

Ответ: Письмо


Без крыльев,
А летит, 
Без языка, 
А говорит.

Ответ: Письмо


Без ног приходит,
Без языка рассказывает.

Ответ: Письмо


Куда мне угодно,
Туда полечу, 
Там и заговорю.

Ответ: Письмо

Какая же тема нашего урока? Сформулируйте тему и цели нашего урока.






Обучающиеся отгадывают загадки, аргументируют ответ, отмечают , что ответ на все загадки «Письмо»









Тема урока: Письмо. (записывают в тетрадь) Познакомиться с историей письма, научиться писать письма .




















Осознание ценности изучаемого материала и практической его важности.





Адекватное понимание информации устного сообщения










Самостоятельное формулирование темы урока, учебных задач и цели урока.






Учащиеся рассуждают, дают ответы














Отвечают на вопросы





Поиск и выделение информации, подведение под понятие, доказательства.









Осознают свои возможности в учении, развивают кругозор.


IV. Актуализация знаний обучающихся по теме урока.

- Ребята! А что такое письмо? Лана уточнит нам значение этого слова, она работала дома со словарём.

- Часто вы получаете письма? - Когда ваша семья получила последнее письмо? - Кому оно было адресовано? - Какое это было письмо? О чём в нём говорилось? - У кого в семье хранятся письма, которые были написаны давно?

Слово учителя. Мы живем среди людей, и главную прелесть челове-ческого общения составляет возмож-ность устного и письменного общения. В общении мы обмениваемся информацией, мыс-лями, чувствами, эмоциями. Часто люди оказываются далеко друг от друга, и на помощь приходит письмо. До середины 20 века письмо было основным средством общения людей на расстоянии.

На уроке вы позна-комитесь с историей возникновения писем, их разно-видностями, научи-тесь правильно писать письма .

Ученица даёт толкование слова «письмо».



Обучающиеся отвечают на вопросы.



Отмечают, что у многих в семье хранятся письма с фронта.


Слушают учителя

Имеют мотивацию к учебной деятельности















Адекватное понимание информации устного сообщения










Обучающиеся рассуждают, дают ответы









Выделение информации, умение делать выводы

V. Работа с учебником.

1.Прочитайте материал учебника для самостоятельных наблюдений стр.101.


- Какие бывают письма?

В зависимости от цели общения выделяют различные виды писем.

- Кому мы пишем письма?

- С какой целью пишем письма?

2. Слово учителя сопровождается презентацией.

Письмо возникло ещё задолго до появления письменности. Не было телефона, телеграфа, но была потребность сказать что-то, передать тому, кто находился далеко. В древности для письма использовали рисунки, иероглифы, узелки. На чём только не писали письма! Берестяные грамоты – письма на коре берёзы, памят-ники письменности Древней Руси XI в.

Написать интересное письмо – настоящее искусство.

Алгоритм написания письма.

  1. Приветствие или обращение.

  2. Вступление – вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес.

  3. Основная часть – изложение информации, интересующей адресата.

  4. Заключение – выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания

  5. Подпись. Дата.

3. Упр. №222 – Прочитайте отрывок из письма героя рассказа О. Берггольц «Лучший друг» - Как начинается и заканчивается письмо?


- О чём в нём говориться?

- Найдите два обращения. Какими знаками препинания они выделены?


4. Практическая работа.

Оформление конверта.

Адрес адресата пишется в правой нижней части почтового отправления, а адрес отправителя - в левой верхней части. Адрес пишется четко и без исправлений, в нем не должно быть знаков, не относящихся к адресу, и сокращенных названий. Чётко записывается индекс почтового отделения.


Обучающиеся самостоятельно читают материал для самостоятельных наблюдений стр. 101

Отвечают на вопросы, записывают в тетрадь.









Слушают учителя,

Выполняют словарную работу:

Адресат, адресант, почтальон, письмо, телеграмма, бандероль.










Обучающиеся знакомятся с алгоритмом написания письма.











Обучающиеся читают отрывок из письма, отвечают на вопросы учителя.

Письмо начинается с обращения и заканчивается подписью и датой.

- В нём говорится о северном сиянии.


- Обращение выделяется восклицательным знаком или запятой.


По образцу оформляют конверт































Адекватно понимают информацию



























Оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.











Умеют слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания




































Формируют навыки орфографической зоркости, развивают кругозор.



































Осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза; стараются писать аккуратно и красиво.

VI. Физминутка



Физминутку проводит ученик.

Раз - подняться, подтянуться
Два - согнуться, разогнуться
Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре - ноги шире.
Пять - руками помахать
Шесть - за стол тихонько сесть.

Обучающиеся выполняют несложные физические упражнения.





VI. Закрепление изученного.

Упр. №223.


Обучающиеся читают письмо, анализируют написанное, отвечают на вопросы, делают выводы .




Формулируют свои мысли, высказывают свою точку зрения и обосновывают её.

Выполняют учебно- познавательные действия в устной форме.

VII. Рефлексия

  • Какой теме был посвящён урок?

  • Что вы узнали нового?

  • Чему научились на уроке?

  • Что вам запомнилось больше всего?

  • Оцените свою работу на уроке.








Оценивают свою работу на уроке.

Способность к самооценке, понимание значения знаний для человека.


Оценивают работу на уроке.



Формулируют свои мысли, высказывают свою точку зрения и обосновывают её.



VIII. Домашнее задание.

Упр. №225 р/р


Обучающиеся читают задание к упражнению, определяют задачи.





Заключительное слово учителя. Время летит стремительно. Старое уступает дорогу новому, передовому.
И все-таки, несмотря ни на что, почта еще очень долго будет выполнять свои задачи. Каждому человеку приятно получить конверт с запечатанным в нем письмом от родных, друзей, радостно держать в руках бумажный листок, который, кажется, еще хранит тепло близкого человека, узнать знакомый почерк. С помощью писем люди как бы встречаются друг с другом, делятся радостями и горестями. 
Так давайте же писать друг другу письма! И тогда, получив, его адресат улыбнется, а каждая улыбка- это лучик нашего солнца. Чем больше улыбок, тем светлее становится на нашей Земле!









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!