Тема урока: «Размножение и развитие животных»
( по программе «Школа России)
Цель деятельности учителя:
Познакомить обучающихся с особенностями размножения и развития животных: насекомых, рыб, птиц, млекопитающих;
Задачи:
Образовательные: - создать условия для ознакомления обучающихся с размножением и развитием животных:
насекомых, рыб, птиц, млекопитающих, земноводных, пресмыкающихся;
- расширение знаний обучающихся о многообразии животного мира.
Развивающие: - способствовать развитию навыка сравнения, сопоставления;
- формирования умения доказывать суждения, логически рассуждать, навыков наблюдения в процессе поисково-познавательной деятельности.
Воспитательные: - содействовать воспитанию любознательности, любви и бережного отношения к окружающему миру.
Планируемые результаты:
Личностные:
- включение учащихся в деятельность на личностно значимом уровне;
- осознание ответственности ученика за общее благополучие класса.
Метапредметные
Познавательные УУД
- формулировать тему урока;
- искать и выделять необходимую информацию (работа в группах с текстом и иллюстрациями учебника, наглядными пособиями);
- адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
- анализировать объекты с целью выделения существенных признаков, распознавать объекты;
- устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи;
- рассуждать, доказывать;
- самостоятельно создавать алгоритм действия при решении проблем поискового характера.
Регулятивные УУД
- целеполагание как постановка учебной задачи (подведение к теме урока);
- планирование (составление плана выполнения задания в группах);
- контроль (самопроверка задания, выполненного самостоятельно);
- коррекция (соотнесения знания, «открытого» детьми, с выводом, данным в учебнике);
- оценка (оценка работы в группах и оценка самостоятельно выполненного задания
Личностные УУД
- формирование научного мировоззрения, развитие учебной мотивации (через презентацию).
- умение проявить свой авторитет или формировать его.
Коммуникативные УУД
- слушать и вступать в диалог;
- участвовать в коллективном обсуждении проблем;
- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.
3. Предметные
-знание об особенностях размножения и развития животных: насекомых, рыб, птиц, млекопитающих, пресмыкающихся, земноводных
Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебник «Окружающий мир»,автор А.А. Плешаков, рабочая тетрадь «Окружающий мир», автор А.А. Плешаков, атлас – определитель, карточки, презентация.
Этапы урока | Деятельность учителя и учащихся | Презентация | Формируемые универсальные учебные действия |
1.Организационный. | - Ребята, обращаю ваше внимание на то, что сегодня к нам пришли гости, чтобы посмотреть на нашу работу. Давайте улыбнемся, друг другу, ведь мы с вами знаем, что улыбки располагают к приятному общению. - Сегодня наш урок хочется начать с мудрого высказывания французского философа, математика, физика Рене Декарта: Мало иметь хороший ум, главное хорошо его применять. - Как вы понимаете смысл данных слов? (Нужно добывать знания, уметь ими пользоваться, применять их на практике, на деле) - Чем мы сегодня и будем заниматься. Желаю удачи! | Запись на доске | Личностные УУД Готовность и способность к саморазвитию и мотивация к познанию нового. |
2.Этап проверки выполнения д/з. Актуализация знаний Проверка д/з. | Загадка Домашние ласкаются, а дикие кусаются. Они повсюду и везде: на суше, в небе и в воде, Лесные есть, болотные, Зовем мы их … животные - Мы продолжаем изучать животный мир! Первое, что мы должны сделать – это вспомнить всё, что мы узнали о животных на предыдущих уроках. КИМ ( Тест №18 с. 30 – 31) -самостоятельное выполнение -взаимопроверка -самооценка - Молодцы! | | Коммуникативные УУД: - умение слушать и понимать других; - умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; - умение оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные УУД - умение точно выражать свои мысли; Познавательные УУД: - умение выявлять сущность, особенности объектов; - умение на основе анализа объектов делать выводы; Познавательные УУД: Устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепочки. |
3.Подготовка учащихся к работе на основном этапе. Мотивация и целеполагание. Постановка цели и задачи урока (самоопределение к деятельности) | - Как вы думаете, а все ли вы знаете о группах животных, их представителях? - Продолжите мои слова и попробуйте догадаться о чём пойдет речь на уроке. Итак, у людей – ребенок; у лисы – (лисенок); у кошки – (котенок); у утки – (утенок)?; у бабочки - ?; у кузнечика - ? - Кем был в детстве морской конек? лягушка? змея? - Вот видите, сколько тайн преподносит нам природа! - Кто догадался, какова тема нашего урока? - Сегодня мы будем исследовать одну из таинственных, полную загадок тему. Развитие и размножение животных - Какую проблему нам нужно решить? (изучить развитие и размножение известных нам групп животных) | Слайд 1 | РегулятивныеУУД. - умение определять цель деятельности на уроке; Познавательные УУД -формулировать тему урока |
4.Этап усвоения новых знаний и способов действий Поиск пути решения. Исследовательская работа. | - Чтобы изучить данную тему, нам необходимо провести исследования. А любые исследования удобно проводить сообща. Работать будем по микрогруппам. - Как вы знаете исследованиями занимаются учёные. Вот мы сегодня и попробуем себя в роли энтомологов, ихтиологов, орнитологов, териологов, герпетологов, батрахологов. Ваш рабочий материал : учебник, атлас – определитель, ранее накопленные знания. Давайте познакомимся с заданиями учебника и спланируем работу в микрогруппах (Учебник с 100) Рассмотреть рисунки Добыть информацию из текста. Подготовить сообщение классу. Сравнить размножение и развитие разных животных. - Итак, ученые-териологи, познакомьте нас с вашими обязанностями. (Мы занимаемся проблемой развития и размножения зверей.) - Ученые-герпетологи, пожалуйста, вам слово. (Мы занимаемся проблемой развития и размножения пресмыкающихся.) -Ученые-батрахологи, пожалуйста, вам слово. (Мы занимаемся проблемой развития и размножения земноводных.) - Ученые-энтомологи, пожалуйста, вам слово. (Мы занимаемся проблемой развития и размножения насекомых.) - Ученые-орнитологи, какова ваша проблема? (Наша проблема развития и размножения птиц.) - Слово предоставляется ученым-ихтиологам. (Перед нами стоит сложная проблема развития и размножения рыб.) Исследовательская работа. - Предлагаю вам начать исследовательскую работу. Вам предлагается внимательно каждой группе рассмотреть и изучить полученные материалы и с результатами вашей работы познакомить всех присутствующих в данной аудитории. Результат работы каждой группы оформляется на листе . | На доске | Познавательные УУД: - умение извлекать информацию из иллюстраций, из текста; - умение выявлять сущность, особенности объектов; - умение на основе анализа объектов делать выводы; - умение создавать алгоритм действия при решении проблем поискового характера. Личностные УУД. - умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила; Коммуникативные УУД умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться. |
| Физминутка | | |
5. Этап первичной проверки понимания изученного | Контрольный момент. - Слово предоставляется представителям группы энтомологов. Выступление учащихся. Показ итоговой работы на листе: Размножение и развитие насекомых сопровождается подробным рассказом по проблеме урока. Проверка получения положительного результата сопровождается показом слайда. (выступление каждой группы) - Все ли пункты плана мы выполнили? (нет) - Какой пункт у нас остался?(4) | Слайды 2- 8 | Коммуникативные УУД - умение слушать и понимать других; - умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; - умение оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные УУД: - умение на основе анализа объектов делать выводы; Личностные УУД. - умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; |
6. Этап закрепления и обобщение новых знаний Обобщение и систематизация знаний. | 1.Работа в печатных тетрадях. (стр.60 № 2а,б) - Давайте сравним размножение и развитие разных животных. – Какие из животных откладывают яйца? (Насекомые, пресмыкающиеся, птицы) - Чем отличается размножение зверей от других животных? ( Звери рождают детенышей) - Сравните размножение рыб и земноводных. (Откладывают икру) 2. Обобщающая таблица (1-вариант – допущена ошибка, 2 – правильный) | Слайд 9,10 | Познавательные – УУД. - поиск и выбор необходимой информации, анализ объектов с целью выделения признаков, установление причинно – следственных связей - умение на основе анализа объектов делать выводы; |
7. Этап применения новых знаний. | Работа в печатных тетрадях. (стр.60 № 2,б) Взаимопроверка. « Подумайте, какие слова пропущены» | Слайд 11. | |
8. Рефлексия | -Дайте характеристику уроку: Я на уроке работал… Моё настроение… Материал урока… Я узнал на уроке… - Работу, какого отдела вам хотелось бы особенно отметить? | | Регулятивные Формируем начальные формы рефлексии |
9. Итог | - Назовите проблему нашего урока. Посмотрите, какой замечательный у нас получился результат (итоговые работы – контрольные листы размножения и развития, животных выполненные каждой группой). Подведем итог: - Объявляю благодарность всем вам за плодотворную работу, за то, что мы с вами умело, использовали свои знания в новой для нас ситуации, тем самым подтвердили еще раз мудрое высказывание Р. Декарта “ Мало иметь хороший ум, главное хорошо его применять”. | Слайд №12 | . РегулятивныеУУД. - умение определять успешность своего задания. - Познавательные – УУД. умение на основе анализа объектов делать выводы; |
9.Домашнее задание, инструктаж по его выполнению. | Обязательное задание для всех: работа с учебником Учебник, стр. 100 – 105, р.т. с.61 №3 Задание на выбор: 1. с.105 в.4 2. Нарисовать животное и подписать этапы его размножения и развития, или сделай фотографии о своем домашнем питомце и расскажи, как он заботится о своем потомстве. (с.62 №4) Оценка достижений -Оцените свои достижения на уроке с помощью смайликов | | |
| | | |
План – конспект урока
по программе «Школа России»
3 класс
«Размножение и развитие животных»
учителя начальных классов
МБОУ Сещинской СОШ
Перекотиной Н. А.
2015-2016 уч. год