Тема урока: С. Михалков. Будь человеком! Р. Гамзатов. Берегите друзей. Э. Мошковская «Я маму мою обидел».
Цель урока: познакомить с поэтами С. Михалковым, Р. Гамзатовым,
Э. Мошковской. Сформировать читательский кругозор. Развивать аналитические умения. Воспитывать нравственные качества.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка дом задания
Сообщение темы и цели урока.
- Нам предстоит познакомиться с произведениями С. Михалкова «Будь человеком!» и Р. Гамзатова «Берегите друзей», Э. Мошковской «Я маму мою обидел».
III. Мотивация учебной деятельности.
Писатели пишут разные произведения: приключенческие, забавные, смешные, иногда грустные, юмористические. Но нередко они поднимают очень важные вопросы, над которыми мы задумываемся. К таким произведениям относятся стихотворения С. Михалкова «Будь человеком!» и Р. Гамзатова «Берегите друзей», Э. Мошковской «Я маму мою обидел».
Актуализация опорных знаний.
С творчеством С. Михалкова вы хорошо знакомы.
«Кто на лавочке сидел, кто на улицу глядел...». Кто не знает эти строки из знаменитого стихотворения «А что у вас?», а также и другие его произведения - «Мой щенок», «Котята», «Песенка друзей», «Фома», «Про мимозу», «Где очки?» и с полсотни еще. А любимый герой — дядя Степа? Кажется, что эти стихи были всегда, и невозможно представить себе детство без веселых, озорных, но в то же время очень серьезных стихотворений любимого детского писателя.
Поэт Р. Гамзатов не писал специально для детей, но многие его произведения посвящены теме дружбы, совести, долга.
V. Усвоение новых знаний и способов действий.
1. С. Михалков (1913-2009).
Идет по Москве волшебник Создателя сказок и гимна,
Весенним солнечным утром, Что в душах звучал призывно...
Высокий и несгорбленный,
Как все волшебники, мудрый. А кто-то промолвит тихо:
- Да это же дядя Степа...
Идет, а ему навстречу -
Прохожих добрые лица... Он родом, как мы, из детства,
Улыбкой, журчащей речью Куда нам от детства деться...
Встречает его столица... Для всех дорогой собеседник,
Недаром ведь он - волшебник!
Поэта и баснописца, (В. Дуликов)
Сатир и баснописца,
2. Расул Гамзатович Гамзатов родился 8 сентября 1923 в селе Цада (Дагестан), в семье поэта Гамзата Цадасы. Свое первое стихотворение он написал в 11 лет. А первый сборник стихов поэта «Пламенная любовь и жгучая ненависть» вышел в 1943 году, незадолго до поступления Гамзатова в Литературный институт. Писал Расул Гамзатов на родном аварском языке, однако большинство произведений поэта было переведено на русский. Расул Гамзатов оставил своим читателям богатое творческое наследие - 25 книг на русском и аварском языках.
Дагестан... - прекрасная горная страна, воспетая многими поэтами, писателями и художниками. Ее незабываемые пейзажи, своеобразный быт, замечательные ковры, ювелирные, керамические и другие изделия мастеров, говорящих на десятке различных наречий, всегда воспринимались с восхищением и удивлением всеми, кто хотя бы немного знакомился е этой страной. Это красивейшая республика. Кто был во многих странах и городах, в том числе и в Дагестане, согласится, что Дагестан - это прекрасное место. Горы, озеро... Дагестан богат памятниками истории и культуры. Под охраной находится более 8 тысяч памятников. Дружба и верность дружбе в Дагестане очень высоко ценятся.
3. Чтение и анализ стихотворения.
а). Чтение стихотворений учителем или учащимися.
Беседа.
- Что представляет собой муравейник?
(Муравейник представляет собой многоэтажный дом с квартирами, детскими комнатами, кладовками. Муравьи поддерживают идеальную чистоту в своих домах. Каждый вход-выход охраняется муравьями-солдатами (бойцами). Сверху на муравейнике покрытие, которое состоит из иголок и веточек. Это позволяет защитить жилище от непогоды. В кладовке хранится пища для муравьев: гусеницы, зерна. О маленьких муравьях заботятся муравьи-няньки. Муравьи - полезные насекомые. Они приносят огромную пользу: уничтожают вредных насекомых. И там, где есть муравейники, лес всегда здоровый и красивый.)
- Какие чувства вы испытали, читая это стихотворение?
(В начале стихотворения любовались описанием жизни муравьев, их трудолюбием. Потом возмущались действиями жестокого эгоиста.)
- Подберите к муравьям определения (полезные, трудолюбивые, заботливые, умные).
- Какая проблема поднята в произведении?
(Проблема экологической катастрофы. От жестоких людей гибнут животные, птицы, насекомые; вырубаются леса, исчезает рыба в реках и озерах.)
- Выполнение заданий учебника.
4. Чтение и анализ стихотворения «Берегите друзей».
- Чтение стихотворения учителем.
- Почему поэт так назвал свое стихотворение?
- Стихотворение очень личностное. Почему? (Все, о чем пишет поэт, он пережил сам. Об этом свидетельствует местоимение «я»: «Люди, я прошу вас... Скольких в жизни я друзей оставил... Как я каялся...»)
- Какие чувства вызывает чтение этого стихотвотрение?
1. О творчестве Э. Мошковской (1926-1981).
Эмма Эфраимовна Мошковская родилась в Москве. Семья была очень дружной, трудолюбивой. Девочку окружала атмосфера любви, сердечности, взаимопонимания. В 1960 году Эмма Мошковская решилась отправить несколько своих стихотворений на суд редакции детского журнала «Мурзилка». К ее удивлению, они были не только напечатаны, но даже получили высокую оценку Маршака и Чуковского, которые прочили начинающему автору большое будущее. Помимо «Мурзилки», Эмма Мошковская сотрудничала с журналами «Пионер» и «Вожатый», а 1962 год стал для нее поворотным поэтесса выпустила свой первый сборник стихов для детей «Дядя Шар». Она быстро стала очень востребованным автором - за год издательства выпускали по две-три ее книги. Помимо стихов Эмма Мошковская пробовала свои силы как прозаик, драматург, переводчик. Став членом Союза писателей, приняла решение закончить музыкальную карьеру, полностью посвятив себя литературе. В 70-е годы Эмма Мошковская пополнила свою творческую копилку несколькими сценариями для мультипликационных фильмов, а также двумя грампластинками с записями стихов. Ее новые книги по-прежнему пользовались большим успехом у юных читателей . За прошедшие годы интерес к творчеству поэтессы нисколько не ослаб: книги активно переиздаются, ее стихи, сказки, рассказы продолжают переводиться на разные языки мира.
Чтение и анализ стихотворения Э. Мошковской «Я маму мою обидел».
а) Чтение стихотворения (чтение учителем, чтение подготовленным учащимся).
б) Беседа по личным впечатлениям.
Что вы испытали, слушая это стихотворение?
Были ли и в вашей жизни такие моменты?
О чем больше всего сожалеет мальчик?
Закрепление знаний и способов действий.
Что общего в позициях авторов (неравнодушие к проблемам жизни, мудрость и понимание важности поднятых тем).
Какие чувства испытывали во время чтения?
Что нужно делать, чтобы сберечь друзей?
Подобрать пословицы к содержанию стихотворения.
Рефлексия.
Дерево чувств. На большом листе - изображение дерева. Прикрепить листочек, соответствующий настроению (зеленый - спокойный; оранжевый - радостный; синий - грустный; фиолетовый - тревожный).
Домашнее задание.
Выразительное чтение стихотворений «Будь человеком!» и Р. Гамзатова «Берегите друзей», Э. Мошковской «Я маму мою обидел».
Расскажи о своих друзьях.
2