Тема урока: «Синонимы и лексический повтор как средство связи. Устранение неоправданного лексического повтора»
Цель обучения (когнитивная): формирование навыка использования синонимов в речи.
Цель (личностного развития): способствовать развитию навыка использовать синонимы, формировать умение работать со словарем синонимов
Ожидаемые результаты:
А:ученик знает определение синонимов;
В:ученик умеет подбирать синонимы, видоизменять материал
С:ученик находит их в тексте, умеет устранять повтор в речи, определяет взаимосвязь между синонимами и стилем речи, демонстрирует правильное выполнение выбора синонимов.
ХОД УРОКА
1.Орг.момент
2.Актуализация
1.Проверка дом.зад Упр.--------------
2.Лексическая пятиминутка (по лексическому значению учащиеся должны определить слова и записать их.
1.Раздел лингвистики, изучающей лексику (лексикология).
2.Слова, имеющие одно лексическое значение (однозначные).
3.Слова, имеющие несколько лексических значений (многозначные).
4.Слова одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы).
5.Слова с противоположным лексическим значением (антонимы).
6.Слова одной и той же части речи, часто однокоренные, похожие по звучанию, но различные по лексическому значению (паронимы)
7.Слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться оттенками лексического значения и употреблением в речи (синонимы)
Новая тема
3.Слово учителя. Сегодня мы познакомимся с новым явлением лексики и для ваших наблюдений предлагается отрывок из сказки Д.Мамина-Сибиряка.
Карточка 1 задание 1
Лесная сказка
Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается заяц…
- Эй, ты, косой глаз, ты и волка не боишься?
- И волка не боюсь, и лисицы и медведя – никого не боюсь!
Это уж выходило совсем забавно. Хихикнули молодые зайчата, засмеялись добрые старушки зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы.
1. Назовите глаголы движения, характеризующие зайцев в лесу. Чем интересны эти глаголы? (Собрались, сбежались, приплелись.)
2. Как отреагировали зайцы на хвастовство главного героя? (Хихикнули, засмеялись, улыбнулись.)
Итак, об одном и том же можно сказать разными словами, которые по смыслу близки, но различаются оттенками значения. Как называются эти слова? Ответ найдете в ребусе.
4. Работа с учебником. Чтение теории Стр. 123 Учебник Т.Н.Андрияновой
Учащиеся читают правило № 1 1.Лексический повтор в тексте используется как средство связи предложений, а также как изобразительное средство, усиливающее образное впечатление от предмета, явления.
Упр. № 285 устно
Чтение правила № 2 стр.123
СЛЕДУЕТ ЗАПОМНИТЬ!
В качестве средств связи предложений в тексте используются:
- лексический повтор: Мы долго обсуждали прочитанную книгу. В этой книге было то, чего мы ждали.
- местоимения: Андрей уже издали видел дом, непохожий на другие.
Он был сложен из красивых тонких кирпичей в два этажа.
- однокоренные слова: В этой книге было то, чего мы ждали. И наши ожидания оказались не напрасными.
- синонимы: В лесу мы видели лося. Сохатый шел вдоль опушки и никого не боялся.
- антонимы: Один был высокого роста, другой – роста низкого.
- описательный оборот: Петр – человек с клетчатым зонтиком.
5. Выполнение упр.287 (в группах) ( 1-1гр., 2-2гр, 3-3гр. 4-4гр.) Используйте правило №2
1 предложение –лексический повтор;
2предложение- талантливый, даровитый, более способный, опытный –синонимы;
3 предложение – друзья –недруги , много - мало –антонимы;
4предложение –Шоссе - стремительная река жизни –описательный оборот;
5предложение- снегири – красногрудые красавцы- описательный оборот.
Чтение Правило №3
6. 3. ПРЕДЛЖЕНИЕ. Из мелколесья на поляну вышел огромный однорогий лось. Зверь постоял секунду, чутко прислушиваясь, и зашагал дальше.
В данном тексте слова лось и зверь обозначают одно и то же. В других текстах словом зверь может быть назван и медведь, и волк, и кабан, и рысь – любое животное. Здесь слова лось и зверь – текстовые, или контекстуальные, синонимы. Они и являются связующими словами в данных предложениях.
Самостоятельная работа. Упр. 289 (распечатать) Обращаться к правилу №2
Выступление групп.
Выступление независимых экспертов.
7.Этап рефлексии
Сначала мы рассуждали так…
Потом мы столкнулись с проблемой…
Затем мы наблюдали (сравнивали, делали)…
Мы увидели (поняли)…Значит…
Теперь мы будем…
8. Дом.зад. Выуч.правила, упр. 290 (распечатать), отвечать на вопросы стр.125.
Упр. 290
Прочитайте. Удалось ли ученику точно и выразительно описать свою собаку? Устраните неоправданные повторы, подобрав текстовые синонимы.
Мое любимое животное –собака. Собаки бывают разных пород. Я люблю собак породы колли. У моей собаки шерстка желтоватая, мордочка удлиненная, с виду похожа на морковину, хвост длинный, похожий на метлу, глазки голубые. Она очень любит ходить гулять. Спит она на коврике в просторном коридоре. Когда мы обедали, ей очень понравился куриный бульон. Вот так мы живем все дружно и весело.
Какие еще недостатки есть в сочинении ученика? Исправьте недочеты в построении текста и напишите свой вариант сочинения .