СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: «Синонимы и лексический повтор как средство связи. Устранение неоправданного лексического повтора»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель обучения (когнитивная): формирование навыка использования синонимов в речи.  Цель (личностного развития): способствовать развитию навыка использовать синонимы, формировать умение работать со словарем синонимов  Ожидаемые результаты:  А:ученик знает определение синонимов;  В:ученик умеет подбирать синонимы, видоизменять материал  С:ученик находит их в тексте, умеет устранять повтор в речи, определяет взаимосвязь между синонимами и стилем речи, демонстрирует правильное выполнение выбора синонимов. 

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: «Синонимы и лексический повтор как средство связи. Устранение неоправданного лексического повтора»»

Тема урока: «Синонимы и лексический повтор как средство связи. Устранение неоправданного лексического повтора» 
Цель обучения (когнитивная): формирование навыка использования синонимов в речи. 
Цель (личностного развития): способствовать развитию навыка использовать синонимы, формировать умение работать со словарем синонимов 
Ожидаемые результаты: 
А:ученик знает определение синонимов; 
В:ученик умеет подбирать синонимы, видоизменять материал 
С:ученик находит их в тексте, умеет устранять повтор в речи, определяет взаимосвязь между синонимами и стилем речи, демонстрирует правильное выполнение выбора синонимов. 

ХОД УРОКА

1.Орг.момент

2.Актуализация

1.Проверка дом.зад Упр.--------------
2.Лексическая пятиминутка (по лексическому значению учащиеся должны определить слова и записать их. 
1.Раздел лингвистики, изучающей лексику (лексикология). 
2.Слова, имеющие одно лексическое значение (однозначные)
3.Слова, имеющие несколько лексических значений (многозначные). 
4.Слова одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы). 
5.Слова с противоположным лексическим значением (антонимы). 

6.Слова одной и той же части речи, часто однокоренные, похожие по звучанию, но различные по лексическому значению (паронимы)

7.Слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться оттенками лексического значения и употреблением в речи (синонимы)
Новая тема

3.Слово учителя. Сегодня мы познакомимся с новым явлением лексики и для ваших наблюдений предлагается отрывок из сказки Д.Мамина-Сибиряка. 
Карточка 1 задание 1 
Лесная сказка 
Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается заяц… 
- Эй, ты, косой глаз, ты и волка не боишься? 
- И волка не боюсь, и лисицы и медведя – никого не боюсь! 
Это уж выходило совсем забавно. Хихикнули молодые зайчата, засмеялись добрые старушки зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы. 

1. Назовите глаголы движения, характеризующие зайцев в лесу. Чем интересны эти глаголы? (Собрались, сбежались, приплелись.) 

2. Как отреагировали зайцы на хвастовство главного героя? (Хихикнули, засмеялись, улыбнулись.) 
Итак, об одном и том же можно сказать разными словами, которые по смыслу близки, но различаются оттенками значения. Как называются эти слова? Ответ найдете в ребусе. 

4. Работа с учебником. Чтение теории Стр. 123 Учебник Т.Н.Андрияновой

Учащиеся читают правило № 1 1.Лексический повтор в тексте используется как средство связи предложений, а также как изобразительное средство, усиливающее образное впечатление от предмета, явления.

Упр. № 285 устно

Чтение правила № 2 стр.123

СЛЕДУЕТ ЗАПОМНИТЬ!

В качестве средств связи предложений в тексте используются:

- лексический повтор: Мы долго обсуждали прочитанную книгу. В этой книге было то, чего мы ждали.

- местоимения: Андрей уже издали видел дом, непохожий на другие.

Он был сложен из красивых тонких кирпичей в два этажа.

- однокоренные слова: В этой книге было то, чего мы ждали. И наши ожидания оказались не напрасными.

- синонимы: В лесу мы видели лося. Сохатый шел вдоль опушки и никого не боялся.

- антонимы: Один был высокого роста, другой – роста низкого.

- описательный оборот: Петр – человек с клетчатым зонтиком.


5. Выполнение упр.287 (в группах) ( 1-1гр., 2-2гр, 3-3гр. 4-4гр.) Используйте правило №2

1 предложение –лексический повтор;

2предложение- талантливый, даровитый, более способный, опытный –синонимы;

3 предложение – друзья –недруги , много - мало –антонимы;

4предложение –Шоссе - стремительная река жизни –описательный оборот;

5предложение- снегири – красногрудые красавцы- описательный оборот.

Чтение Правило №3

6. 3. ПРЕДЛЖЕНИЕ. Из мелколесья на поляну вышел огромный однорогий лось. Зверь постоял секунду, чутко прислушиваясь, и зашагал дальше.

В данном тексте слова лось и зверь обозначают одно и то же. В других текстах словом зверь может быть назван и медведь, и волк, и кабан, и рысь – любое животное. Здесь слова лось и зверьтекстовые, или контекстуальные, синонимы. Они и являются связующими словами в данных предложениях.

Самостоятельная работа. Упр. 289 (распечатать) Обращаться к правилу №2

Выступление групп.

Выступление независимых экспертов.

7.Этап рефлексии

  • Сначала мы рассуждали так…

  • Потом мы столкнулись с проблемой…

  • Затем мы наблюдали (сравнивали, делали)…

  • Мы увидели (поняли)…Значит…

  • Теперь мы будем…

8. Дом.зад. Выуч.правила, упр. 290 (распечатать), отвечать на вопросы стр.125.




Упр. 290

Прочитайте. Удалось ли ученику точно и выразительно описать свою собаку? Устраните неоправданные повторы, подобрав текстовые синонимы.

Мое любимое животное –собака. Собаки бывают разных пород. Я люблю собак породы колли. У моей собаки шерстка желтоватая, мордочка удлиненная, с виду похожа на морковину, хвост длинный, похожий на метлу, глазки голубые. Она очень любит ходить гулять. Спит она на коврике в просторном коридоре. Когда мы обедали, ей очень понравился куриный бульон. Вот так мы живем все дружно и весело.

Какие еще недостатки есть в сочинении ученика? Исправьте недочеты в построении текста и напишите свой вариант сочинения .




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!