УРОК 5.
Тема урока: ЖИЗНЬ ЛЮДЕЙ ПОСЛЕ ГРЕХОПАДЕНИЯ
Цели урока: показать, как изменилась жизнь людей после грехопадения, на примере библейского сюжета раскрыть ужас и трагедию убийства; рассмотреть причины первого в человеческой истории убийства; воспитывать нетерпимость к насилию; развивать умение делать логические выводы, обобщать факты.
Оборудование: репродукции картин на темы «Сотворение человека» и «Изгнание из рая»; аудиозаписи музыкальных произведений: «Реквием» А. Моцарта и «Лунная соната» Л. Бетховена.
Ход урока
Проверка выполнения домашнего задания и повторение изученного на прошлом уроке.
О чем мы с вами говорили на прошлом уроке?
Как звали первых людей на земле? Что означают их имена? (Адам - «взятый из земли», Ева - «мать всех людей».)
_ Чем человек отличается от животных? (Задание 1 к уроку.) (Он наделен разумом и свободной волей.)
_ Для чего Бог дал людям заповедь не есть плодов с древа познания добра и зла? (Чтобы они смогли послушанием выразить свою любовь к Творцу)
Как произошло грехопадение? (Проверка выполнения задания 5).
Раскаялись ли Адам и Ева в своем поступке?
Что выражено на картинах художников, рассказывающих об этих событиях? (Совершенство первых людей, их чистота, целомудрие до грехопадения, затем - тоска о потерянном рае.)
Какой урок преподает нам Библия?
Рассказ Библии о сотворении мира и человека внес в нашу речь многие устойчивые выражения. Как вы можете объяснить словосочетания «ангельская чистота», «адамовы времена», «по образу и подобию», «трудиться в поте лица», «запретный плод сладок», «змей-искуситель»?
Как изменился мир после грехопадения? (Проверка выполнения задания 6).
Объяснение нового материала.
Жизнь первых людей после изгнания из рая.
Грех и зло вошли в мир и повлияли на его природу: климат стал другим, изменились растения, появились сорняки, хищные животные. Земля не была столь плодородна, и приходилось добывать хлеб с великими трудами. Появились болезни, страдания и смерть. У Адама и Евы стали рождаться дети. При рождении их Ева терпела великие муки.
Адам и Ева стойко переносили тяготы жизни, учились делать то, чего не умели, и не роптали. Но больше всего их угнетало то, что они не могли напрямую общаться с Богом, их обращение к нему, молитва, стала несовершенной.
Первое убийство в истории.
Учитель. Библия рассказывает, что после изгнания из рая у Адама и Евы стали рождаться дети: сыновья и дочери (Быт 5: 4).
Первого сына они назвали Каином, а второго Авелем. Каин занимался земледелием, а Авель пас стада.
Однажды они приносили жертву Богу. Каин - плоды земные, а Авель животное из своего стада.
Авель был нрава доброго и кроткого, он приносил жертву от чистого сердца, с любовью и верою, и Бог принял жертву Авеля. Дым от нее вознесся к небу.
Каин же был нрава злого и жестокого, он приносил жертву только как обычай, без любви и искреннего почитания. Господь не принял его жертвы; это было видно из того, что дым от его жертвы расстилался по земле.
После этого Каин стал завидовать своему брату, вызвал Авеля в поле и там убил его.
Бог обратился к Каину, желая, чтобы он покаялся в совершенном убийстве, с вопросом: «Где брат твой Авель?»
Каин дерзко ответил: «Не знаю; разве я сторож брату моему?»
Тогда Бог сказал ему: «Что ты сделал? Кровь брата твоего вопиет (взывает) ко Мне от земли. За это ты будешь проклят и будешь скитаться по земле». (Отсюда возникло слово «неприкаянный».) И тут убийца Каин испугался: «Меня ведь могут убить другие за мое преступление». Чтобы этого не случилось, Бог отметил лицо Каина особой печатью. И Каин, мучимый совестью, с женой бежал от своих родителей в другую землю.
Нравственный урок истории с Каином и Авелем.
Священное Писание говорит о том, что жизнь человека - это дар Божий, поэтому человек не имеет права ни сам себя лишить жизни, ни отнимать ее у других. Отнятие жизни у ближнего называется убийством, а лишение самого себя жизни называется самоубийством. Это самый страшный грех. Наши прадедушки и прабабушки даже не хоронили самоубийц на общем кладбище, тем самым подчеркивая тяжесть этого поступка.
Каин совершил первое убийство в истории человечества. Его имя стало символом братоубийства.
Что послужило причиной убийства? (Вражда из-за зависти.)
Почему Бог не принял жертвы Каина? (Бог знал его помыслы. Жертва Каина была формальной, не от чистого сердца.)
Как вы думаете, мог ли Каин смягчить свой грех? Каким образом? (Задание 4.)
Учитель. Он мог бы смягчить свой грех, если бы раскаялся. Библия нам говорит, что Бог давал ему такой шанс, спрашивая его об Авеле, но Каин не только не покаялся, но даже увеличил свой грех, солгав Своему Творцу.
Вместо убитого Авеля, Бог дал Адаму и Еве сына - благочестивого Сифа, а потом и еще многих других детей. Адам и Ева долго жили на земле. Много они перенесли страданий и горя, сердечно
паскаялись в своем грехе и твердо верили в обещанного Спасителя Эта вера помогла им перенести все испытания, выпавшие на их долю.
История о Каине и Авеле получила свое отражение в живописи (во всех портретах преступников мы как бы видим Каиновы черты - «Каинову печать») и в литературе (в русских народных сказках много сюжетов, когда старший брат из зависти убивает младшего; в древнерусской литературе в повести о князьях Борисе и Глебе их убийца- брат Святополк назван Окаянным).
Закрепление изученного материала.
Проверка логического задания.
Какой урок преподносит всему человечеству история о Каине и Авеле? (Жизнь человека - дар Божий. Убийца никогда не бывает счастлив, даже при внешнем благополучии.) Вывод необходимо записывать в рабочую тетрадь, задание №10.
Какие чувства выразил русский поэт К. Фофанов в своем стихотворении «Жертвенник Авеля»? (Задание № 7 к уроку.) (Чувства удивления, горя, ужаса.)
Учащиеся прослушивают музыкальные фрагменты из «Реквиема» А. Моцарта и «Лунной сонаты» Л. Бетховена.
Домашнее задание:
Учебник, § 5; задания № 5, 6, 8, 9 к уроку в рабочей тетради.
►► В помощь учителю
K.M. Фофанов (1862-1911)
ОСИРОТЕЛЫЙ РАЙ
И снова ночь легла и звездами заткала
Лазурный небосвод. Эдем благоухал;
Ефратская волна лениво ударяла
О голубой гранит неуязвимых скал.
Горели светляки на маке темноцветном;
Чуть искрилась роса на зелени травы;
Под зонтиками пальм дремали грустно львы.
И было грустно все в молчанье неприветном.
Впервые человек под кущами Эдема
Не грезил светлым сном; он был теперь далек
От рая своего, и сумраком тревог
Полна была его мучительная дрема.
Он понял гнёт забот и ужас суеты,
Он в холоде дрожит, томится в зной истомой И в робкой тишине, смущаясь темноты,
Спешит разжечь костёр спасительной соломой, И с тайной завистью он устремляет взор Туда, где лес родной синеет, поманивая,
Где прихотлив цветов пестреющий убор И где капризен так волшебный очерк гор,
Туда, в тот ясный мир потерянного рая!
Но там, у светлых врат утраченного мира,
Стоят два стражника, и блещут их мечи,
Как две святых звезды, упавшие с эфира,
Как две тюремные свечи!
ЖЕРТВЕННИК АВЕЛЯ
Не первый год над хмурою землёю Свершала осень грустный свой обход,
И крыла дол увядшею листвою,
И тучами темнила небосвод.
Не первый раз во мгле всходили зори,
И наливались сочные плоды,
И бушевало бешеное море,
Как вольный конь, не знающий узды.
Не первый раз, свою сбирая жатву,
О тёплых днях молился человек И приносил торжественную клятву Своим полям не изменять вовек...
Но в первый раз под небом увидали Безмолвный труп, лежащий на земле.
Все смертные, в испуге и печали,
Теперь сошлись...
В завечеревшей мгле
Ещё дымилось жертвенников пламя,
Треща, огонь по сучьям пробегал,
И лёгкий дым, как призрачное знамя,
Туманною завесой трепетал.
И сиротливо жертвы догорали,
И не было жрецов у алтарей:
Один бежал и скрылся в тёмной дали,
Другой лежал недвижим, без речей.
Был странен лик усопшего; безмолвный,
Он сохранял величие и страх;
Густых кудрей разбросанные волны,
Как мягкий лён, темнели на плечах,
И на челе таинственная дума Светилася загадкою уму,
И на устах, сомкнувшихся угрюмо,
Блуждал вопрос неслышный: «почему?»
Все стали звать умершего собрата,
Но он был нем, неумолимо нем;
Он улетел от жизни без возврата...
Он улетел - куда?., зачем?..
Не встанет он на них взглянуть приветно...
Уж подходил заплаканный отец,
Брал за руки, взывал к нему,
но тщетно:
Был недвижим невнемлющий мертвец;
И мать к нему склонялася, рыдая,
Чтобы согреть хладеющую грудь...
Напрасно всё!.. Дышала ночь немая,
А сын её не мог теперь вздохнуть...
И ужас всех наполнил непонятный,
И тайный страх оледенил сердца...
Казалося, свод неба необъятный Сейчас падёт, чтоб спрятать мертвеца...
Но было всё торжественно в природе:
Спокойных звёзд лазурные огни Текли, как встарь, в алмазном хороводе,
На жертвенниках тлели головни;
Плыл ветерок по дремлющим вершинам;
Дрожала зыбь в серебряной реке,
И оглашался вздохом соловьиным Эдемский сад, темневший вдалеке...
►► Крылатые слова и выражения
Каин. Каинова печать. Имя «Каин», ставшее нарицательным Для тяжкого преступника, изверга, убийцы, употребляется и как Ранное выражение. Возникшее отсюда же словосочетание каинова печать употребляется в значении «клеймо преступления».