СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: Жизненный цикл клетки. Деление клетки: Митоз.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема   урока:  Жизненный цикл  клетки. Деление клетки: Митоз.

Цели  урока:

1.Образовательные:

-  Формирование знаний о механизмах клеточного деления (митозе) и его биологической роли;

-  Раскрытие  особенностей протекания каждой фазы митоза;

-  Рассмотреть механизмы, обеспечивающие генетическую идентичность дочерних клеток;

2. Развивающие:

- Развивать умения анализировать, обобщать, делать выводы, сравнивать;

- развивать наблюдательность, речь учащихся;

3. Воспитательные:

- прививать навыки коммуникативного общения;

-  совершенствовать навыки работы с микроскопом и лабораторным оборудованием;

Тип урока: изучение нового материала, первичное закрепление знаний и способов  деятельности.

Форма работы: индивидуальная, в парах – лабораторная работа.

Оборудование: микроскоп, готовый микропрепарат «Митоз в корешке лука», таблица «Митоз», модель молекулы ДНК, таблица «ДНК»

Методы обучения:

1.Словесные: рассказ, объяснение, беседа.

2. Наглядные: мультимедийная презентациЯ.

                                        Ход урока.

  1. Организационный момент (приветствие, постановка цели и задач урока, запись на доске даты).

Добрый день, ребята!

Сегодня мы с Вами  продолжаем изучение эукариотической клетки и познакомимся с  важным процессом  деления клетки – митоз. ( слайд №1).  Но для изучения новой темы нам необходимо вспомнить материал предыдущих уроков.

2.Проверка знаний:

1.Какие нуклеиновые кислоты Вы знаете? Охарактеризуйте строение ДНК.

2.Что такое хромосомы, хроматиды, диплоидный и гаплоидный набор?

3.Что такое транскрипция? Объясните редупликацию ДНК.

3. Изучение нового материала:

Размножение – важнейшая функция живых организмов, которая обеспечивает сохранение видов в ряду поколений. К размножению способны практически все без исключения живые организмы – от бактерий до млекопитающих. Молекулярная сущность этого процесса выражается в уникальной способности ДНК к самоудвоению молекул. В связи с дифференцировкой, т.е. с разделением на разные типы, клетки многоклеточного организма имеют неодинаковую продолжительность жизни. Нервные клетки перестают делиться еще во время внутриутробного развития. Однажды возникнув, больше не делятся клетки, образующие поперечно – полосатые мышечные ткани у животных и запасающие ткани у растений. Ежедневно погибает около 70 млрд. клеток кишечного эпителия и 2 млрд. эритроцитов. Продолжительность жизни клеток  кишечного эпителия 1 -2 дня. Важный признак жизни клеток – ее деление. При делении из одной клетки возникают две или несколько одинаковых клеток. Этот процесс характерен для всех организмов – одноклеточных и многоклеточных. Рост многоклеточного организма, регенерация, размножение всех клеточных форм жизни происходит благодаря делению клеток.  Клетка в своей жизни проходит разные  состояния: фазу роста, фазу подготовки к делению и деление.

Учитель предлагает учащимся записать в тетрадях определение: ( слайд №2).

Промежуток времени от момента возникновения клетки в результате  деления до его  гибели или до следующего деления представляет собой жизненный цикл клетки. Продолжительность жизненного цикла у разных клеток очень сильно различается ( у амебы – 36 часов, а бактерии могут делиться каждые 20 минут). Из рисунка видно, что после завершения митоза клетка может приступить к подготовке к новому делению, вступив  в интерфазу. В течении этого периода в клетке усиленно образуются РНК и белки, повышается активность ферментов, участвующих в биосинтезе ДНК. Две спирали старой молекулы  ДНК расходятся, и каждая становится матрицей для воспроизведения новых цепей ДНК. Каждая из двух дочерних молекул обязательно включает одну старую полинуклеотидную цепь и одну новую.  В процессе синтеза ДНК принимает участие целая группа ферментов, из которых важнейший – ДНК – полимераза. Удвоение молекул ДНК происходит с удивительной точностью: новая молекула идентична старой. Следовательно, после завершения редупликации ДНК хромосомный набор клетки становится 2п4с;

Митоз (от греческого митоз – нить) – непрямое деление клетки, наиболее распространенный способ воспроизведения клеток, обеспечивающий тождественное распределение материала между дочерними клетками, преемственность хромосом в ряду клеточных поколений. Является самым распространенным способом деления клеток. Он обеспечивает равномерную передачу наследственной информации материнской клетки двум дочерним. Именно благодаря этому виду клеточного  деления образуются практически все клетки многоклеточного организма.

Митотический цикл – совокупность последовательных и взаимосвязанных процессов в период подготовки клетки к делению, а также на протяжении всего митоза.  ( Слайд №3) .Процесс подготовки к делению – интерфаза, имеет 3 периода: п – число хромосом; с – количество ДНК; ( Слайд №4)

Пресинтетический период (интервал) 2п2с –

1.Образование рибосом

2.Синтез р-РНК, и-РНК,т-РНК;

3.Синтез АТФ;

4.Деление митохондрий

5.Синтез ферментов;

6.Рост клетки;

Синтетический период( эс фаза) – 2п4с

1.Удвоение (редупликация ДНК)

2.Синтез белков – гистонов;

3.Сборка второй хроматиды;

Постсинтетический период 2п4с

1.Синтез белка;

2Синтез АТФ;

3.Синтез РНК;

4.Удвоение массы цитоплазмы;

Далее учитель предлагает записать в тетрадях определение митоза.

Митоз, или непрямое деление – основной способ деления эукариотических клеток.

Митоз – деление соматических клеток с диплоидным набором хромосом, в результате которого образуются две дочерние клетки с таким же набором хромосом. Митоз представляет собой непрерывный  процесс, и состоит из  интерфазы (подготовительная стадия) и 4 фаз ( слайд № 5). В митозе выделяют  профазу, метафазу, анафазу и телофазу.

Затем учитель предлагает учащимся посмотреть слайд фазы митоза, рассказывая:

В профазе  ( Слайд №  6 ) хромосомы скручиваются,  спирализуются, становятся видимыми: две центриоли расходятся к полюсам клетки: формируются веретено деления, исчезает ядрышко, ядерная оболочка.

В следующей фазе  - метафазе ( Слайд № 7  )  каждая хромосома состоит из двух сестринских хроматид, соединенных в центромерных участках: хромосомы выстраиваются в экваториальной плоскости клетки: нити веретена деления прикрепляются к каждой хромосоме в области центромера.

В анафазе  ( Слайд № 8 ) хроматиды, удвоенные в интерфазе, становится самостоятельными хромосомами и расходятся к полюсам клетки.

В телофазе ( Слайд №  9 )  хромосомы, собравшиеся у полюсов клетки раскручиваются, деспирализуются, формируется ядерная  мембрана, образуется ядро, происходит деление цитоплазмы; Затем учитель знакомит учащихся  со способами митоза  ( цитокенез и кариокенез ) (слайд № 10).

Органоиды распределяются между двумя клетками; две клетки отделяются друг от друга. ( Показ видеофрагмента фаз митоза на электронных фотографиях – дополнительный материал), ( слайд № 11,12,13).

4. Выполнение лабораторной работы – рассмотрение микропрепарата «Митоз в корешке лука» ( слайд № 14).

Биологическое значение митоза (слайд №  15, 16, 17,18,19).

5.Закрепление изученного материала ( тестовый контроль знаний)

1. В какую фазу митоза образуются 2 дочерние клетки:

А) анафазу;

Б) профазу;

В) телофазу;

2. Закончите предложение: в результате митоза образуются

А) 2 клетки;

Б) 4 клетки;

В) 8 клеток;

3. В какую фазу митоза хромосомы спирализуются

А) анафазу;

Б) метафазу;

В) профазу;

4. Закончите предложение: период между двумя делениями клетки

называется

А) интерфазой;

Б) метафазой;

В) профазой;

5. Закончите предложение: в результате митоза образуются дочерние клетки с набором  хромосом

А) вдвое большим, чем в материнской;

Б) вдвое меньшим, чем в материнской;

В) равным материнской клетке;

6. В какую фазу митоза хромосомы располагаются в плоскости экватора

А) анафазу;

Б) метафазу;

В) профазу;

7. В какую фазу удваиваются  хромосомы

А) интерфазу;

Б) метафазу;

В) профазу;

8. Закончите предложение: процесс деления клеточного ядра, в результате которого образуются 2 дочерние ядра с таким же набором хромосом, как и в материнской клетке называется

А) мейозом;

Б) митозом;

В) оплодотворением;

9. В какую фазу митоза хроматиды расходятся к полюсам клетки

А) анафазу;

Б) метафазу;

 В) телофазу;

10. Закончите предложение : значение митоза состоит в том, что в его ходе

А) спирализуются хромосомы;

Б) делятся центриоли;

В) хромосомы равномерно распределяются между дочерними клетками;

6. Итог урока. Оценки за урок.

7. Домашнее задание: стр. 167 -173, Ответить на вопросы на стр. 173 учебник  В.Б.Захарова, С.Г.Мамонтова, Н.И.Сонина  Общая биология 10 -11 кл. М: «Дрофа» 2001 г.