СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: Знакомство с басней «Свинья под Дубом». Осмеяние пороков: жадности, невежества, неблагодарности, хитрости, глупости

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Ход урока.

      I. Проверка домашнего задания 1. Артикуляционная разминка.

 2.Прослушивание  чтения наизусть басни «Волк на псарне».       II. «Свинья под Дубом». Осмеяние невежества и неблагодарности       Учитель читает басню «Свинья под Дубом».

 

Словарная работа.

        -В басне встретятся два слова, очень похожих, но по значению разных. Это слова

              невежа    и невежда   (объясняет ученик, работавший со словарем)

Анализ басни.       — Какой описывает Крылов Свинью?       Ответ: Крылов описывает Свинью без симпатии. Свинья глупая, невежественная, недалекая, ленивая, эгоистичная. Она думает только о собственном удовольствии.       — Опишите, как вы представляете себе других персонажей басни.       — В каких строчках заключена мораль басни? В каких жизненных случаях можно использовать эти строки?       Ответ: Мораль этой басни можно использовать, когда нерадивый ученик не хочет учиться, ругает школу и учебу, но не понимает, что он пользуется тем, что сделано с помощью науки.       В этой басне истинное просвещение противопоставляется невежеству. О невежестве говорит позиция Свиньи, которая не желает понять, откуда берутся желуди:

«Пусть сохнет, — говорит Свинья, — Ничуть меня то не тревожит; В нем проку мало вижу я; Хоть век его не будь, ничуть не пожалею, Лишь были б желуди: ведь я от них жирею».

      Об истинном просвещении говорят заботливые слова Ворона:

«Ведь это дереву вредит, — Ей с Дубу Ворон говорит, — Коль корни обнажишь, оно засохнуть может».

                                     Физкультминутка

       -А сейчас разминка для головы и для тела. Движения повторяйте за мной, отгадку хочу услышать сразу после разминки.

                             Стоит дуб-стародуб,

                            На том дубе-стародубе

                            Сидит птица-вереница,

                            Никто ее не понимает –

                            Ни царь, ни царица,

                            Ни красная девица.

                                         (Солнце на небе)

Продолжение анализа:

    — Вспомните, что такое аллегория.       — Какое явление жизни аллегорически описывает басня?       Ответ: Басня «Свинья под Дубом» аллегорически описывает ситуацию, в которой главное действующее лицо не понимает, где причина, а где следствие. Свинья не понимает, что желуди, которые она ест, растут на Дубе. Из-за своего невежества она начинает подрывать корни дуба, т. е. разрушать то, что дает ей пищу. Такие ситуации в жизни могут происходить очень часто. О них говорит поговорка: «Рубить сук, на котором сидишь».       Рассмотрим и обсудим с учениками иллюстрацию к басне Г. Куприянова (с. 62 учебника), спросим:       — Что бы вы изобразили, если бы сами рисовали иллюстрацию к этой басне?       Ответ: он помогает сделать «раскадровку» басни, четко уяснить, кто из персонажей выступает на сцену в той или иной ситуации. Эта работа подготовит выразительное чтение по ролям.       Итак, к этой басне можно было бы нарисовать несколько иллюстраций.       Первая: Свинья под Дубом ест желуди.       Вторая: Свинья под Дубом спит.       Третья: Свинья бездумно подрывает корни Дуба.       Четвертая: Ворон укоризненно обращается к Свинье с ветки Дуба.       Пятая: Свинья самодовольно отвечает Ворону.       Шестая: Сам Дуб возмущенно обращается к Свинье.

III. Чтение басни по ролям. Инсценирование басни.

      Домашнее задание       1. Подготовить выразительное чтение (инсценировку, чтение по ролям) басни: «Ворона и Лисица».

      2.Нарисовать иллюстрацию к одной из прочитанных басен.