СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: «В. Г. Короленко «В дурном обществе. Права литературных героев»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок разработан на конкурс методических материалов по правам ребенка. В этом произведении В. Г. Короленко можно найти массу примеров, когда права детей были нарушены

Просмотр содержимого документа
«Тема: «В. Г. Короленко «В дурном обществе. Права литературных героев»»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Смирновская средняя школа»





На конкурс методических материалов

по правовому воспитанию

детей и молодёжи

«О правах ребенка - во весь голос!»



Номинация: «Методическая разработка урока»

Тема: «В. Г. Короленко «В дурном обществе.

Права литературных героев»






Разработала: Рябинина Татьяна Геннадьевна,

учитель русского языка и литературы, 89049266825, Ryabinina5@yandex.ru

607717

Нижегородская область

Шатковский район

село Смирново

улица Советская, д. 40

Тел: 8 (831) 90 48 844

E-mail: smirnovo_shool@mail.ru

Директор: Урвин В. А.

Пояснительная записка.

В рабочей программе по литературе для 5 класса, созданной на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения, а также в соответствии с рекомендациями Примерной программы (Примерные программы по учебным предметам. Основная школа. В 2-х частях, М.: «Просвещение», 2014 год); с авторской программой (Программа общеобразовательных учреждений. «Литература. 5-9 кл.»/ Под ред. В.Я. Коровиной, М: «Просвещение», 2014 год, на изучение творчества Владимира Галактионовича Короленко отводится 4 часа. На мой взгляд, подробное изучение его жизни и творчества крайне необходимо для воспитания патриотических, нравственных качеств личности ребенка. Не нужно забывать, что он был, как и его отец, кристально честным человеком. Поэтому неоднократно подвергался гонениям со стороны правительства. В одной из ссылок и была написана повесть «В дурном обществе». Нужно упомянуть, что его судьба связана и с нашим, Нижегородским краем.

Приложение №1.

Сам он был добрым, отзывчивым, внимательным к людям человеком, и поэтому герои его произведений проходят сложную школу жизни. Эти нравственные испытания помогают им встать на дорогу добра и правды. А произведение «В дурном обществе» ещё интересно и тем, что можно наглядно показать детям, как нарушались права детей, в частности, при царском режиме. Поэтому у меня возникла идея провести урок по произведению, опираясь на знание текста, умения анализировать его, и при этом повторить и обобщить сведения по истории России и соблюдению прав человека.




Цель урока: обучение анализу художественного произведения, повторение прав детей

Общеобразовательные задачи:

-обучать навыкам работы с текстом;

-повторить основные права детей и о документы, в которых они содержатся.

Развивающие задачи:

-развивать интерес к истории своего Отечества;

-развивать инициативу и творчество детей;

-совершенствовать навыки выступления перед аудиторией.

Воспитательные задачи:

-воспитывать умение работать в коллективе;

-воспитывать доброту, отзывчивость, порядочность, законопослушность.

Планируемые результаты:

  • познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний;

  • личностные УУД: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение, формирование умения анализировать ситуацию и делать моральный выбор;

  • регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

  • коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Средства обучения: учебник (Литература, 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений, в двух частях. Ч. 2 / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин – М. Просвещение, 2015), ПК, интерактивная доска.

Методы и приемы: словесные (эвристическая беседа), ИКТ, выборочное чтения, художественный пересказ, проблемного изложения, самоконтроля.

Межпредметные связи: история, обществознание, русский язык.

Тип урока: освоение новых знаний

Технологии: личностно-ориентированные, здоровьесберегающие, проблемное обучение

Ход урока:

Эпиграф: лучше иметь в груди

кусочек человеческого сердца

вместо холодного камня.

(В.Г. Короленко)

  1. Организационный момент

Учитель.

Прозвенел уже звонок.

Всех собрал он на урок.

Начинаем точно в срок,

Будет от занятий прок.

  1. Мотивация к деятельности.

Повторение литературоведческих терминов.

Задание: Закончи определение.

Пейзаж - это..

Портрет - это…

Повесть - это

Сюжет - это…

Композиция - это…

Взаимопроверка.

  1. Первичное восприятие и усвоение нового материала.

Учитель: На прошлом уроке мы с вами познакомились ещё с одним замечательным автором 19 века, одним из честнейших и благороднейших людей своего времени. Чем примечательна судьба писателя? Какие факты биографии вас заинтересовали?

Дома вы прочитали произведение В. Г Короленко «В дурном обществе». Как вы думаете, почему так названо это произведение? Какое общество, по вашему мнению, называется дурным?

«Если вы подъезжаете к местечку с востока, вам, прежде всего, бросается в глаза тюрьма, лучшее архитектурное украшение города. Самый город раскинулся внизу, над сонными, заплесневевшими прудами. Серые заборы, пустыри с кучами всякого хлама…». Кто из вас узнал место, где происходит действие? Какое впечатление оно произвело на вас? Кто живёт в этом городе? Тема нашего урока (формулируют ученики). Зная тему урока, мы можем определить цели, над достижением которых будем работать?

  1. Постановка учебной задачи:

Игра «Соотнеси описание и героя».

  1. «Роста он был высокого, крупные черты лица были грубовыразительны. Короткие, слегка рыжеватые волосы торчали врозь; низкий лоб, несколько выдававшаяся вперёд нижняя челюсть и сильная подвижность лица напоминали что-то обезьянье…». (Тыбурций)

  2. «Мальчик лет девяти, но рослый и развитый не по летам, высокий, тонкий, черноволосый…» (Валек).

  3. У этого человека «угрюмое и строгое лицо, на котором лежит суровая печать неизлечимого горя». (Пан судья).

  4. Рос он, как дикое деревцо в поле, - никто не окружал его особенной заботливостью, но и не стеснял свободы. (Вася).

  5. «Вечно сонная и вечно дравшая, с закрытыми глазами, перья для подушек…» (Няня Сони).

  6. У неё «грязное личико, обрамлённое белокурыми волосами и с голубыми глазами, несмотря на свои четыре года, она ходила ещё плохо, неуверенно ступая кривыми ножками и шатаясь, как былинка; руки её были тонки и прозрачны; головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика...». (Маруся).

  7. Она «была кругла, как пышка, и упруга, как мячик. Она так резво бегала, когда, бывало, разыграется, так звонко смеялась, на ней всегда были такие красивые платья, и в тёмные косы ей каждый день горничная вплетала алую ленту». (Соня).

Назовите главных героев произведения. Как вы думаете, чем будем заниматься на уроке?

  1. Первичное закрепление.

В повести две сюжетные линии, описывается жизнь двух семей. Работа в группах.

Задание для 1 группы: Найдите в тексте описание семьи судьи. Что вы можете сказать об их взаимоотношениях? Расскажите подробнее о старшем сыне? Почему он вынужден был бродяжничать, что заставило его?

Задание для 2 группы: Найдите в тексте описание семьи Тыбурция. В чём вы видите сходство? В чём различие?

Остановимся подробнее на семье Тыбурция.

- Где они живут?

- Что они едят?

- Посещают ли садик, школу?

- Какими игрушками они играют?

- Маруся болеет, а кто её лечит?

- В каком веке происходят описанные в повести события?

О том, как жили бедные люди в 19 веке, нам расскажут историки.




Выступление историков.

Положение детей в царской России.

Большая часть населения царской России 19 века жила в нищете. Нищета особенно ярко проявлялась в бедственном положении детей. Дети из крестьянских семей рано начинали взрослеть. Семьи, в основном, были многодетные. Все дети знали свои обязанности. С пяти лет их сажали на спину лошади, и они обрабатывали поля, пасли скот, следили за младшими в семье. В городах дети работали на производстве. Практически во всех отраслях промышленности применялся детский труд. Они работали наравне со взрослыми, по 14-18 часов в сутки, а платили за их труд намного меньше.

1 июня 1882 г. был принят закон, который устанавливал запрет на работу детей до 12 лет, для детей 12-15 лет ограничивал время работы 8 часами в день (притом не более 4 часов без перерыва) и запрещал ночную (от 9 часов вечера до 5 часов утра) и воскресную работу, а также запрещал применение детского труда во вредных производствах. Введение закона тут же вызвало противодействие со стороны промышленников. В действительности же детей продолжали эксплуатировать, и, если в крупных городах производилось инспектирование, то в глубинке детский труд и детское бесправие существовало вплоть до 1917 года, пока не был принят первый кодекс о труде, гарантировавший 8 - часовой рабочий день и запрещение использовать детей на работах до 16-ти лет.

В России даже во второй половине IXХ столетия можно было услышать рассказы о том, как купцы помимо дров, сена, дичи поставляли в Петербург и живой товар. Они собирали малолетних детей у бедняков, обремененных большими семьями, и отвозили их в столицу, где детский труд был широко востребован. 

Лавочник или хозяин мастерской оформлял ребенку вид на жительство, обеспечивал его одеждой и питанием, получая взамен право всевластно им распоряжаться.

-Как вы считаете, можно ли жить в таких условиях, а почему?

-Что нарушается?

-Что же такое право? Вспомним. Заглянем в словарь.

Выступление лингвиста. Работа с толковым словарём С. И. Ожегова.

А какие права детей были нарушены? Знаете ли вы, какие есть права у вас? А где они записаны?

Физкультминутка.

  1. Закрепление нового материала.

Учитель. Проведём сравнительный анализ.

-Где жила семья Тыбурция? Была ли у них кровать, необходимые для повседневной жизни вещи? Какие права детей были нарушены?

-В отличие от вас, Валек и Маруся не посещали детский сад, школу. В это случае какие права их были нарушены?

-Маруся была больна? Почему они не обращались в больницу? Какие права нарушались?

- А ещё какими правами вы пользуетесь, а ваши сверстники, жившие в 19 веке, на имели этой возможности?

Выступление правоведа.

Это одни из самых основных прав ребенка

1. Ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, со своими родителями, которые должны заботиться о его воспитании, обучении, развитии.

2. Ребенок имеет право на полноценный уровень жизни.

3. Ребенок имеет право на охрану здоровья и медицинское обслуживание.

4. Ребенок имеет право на образование.

5. Ребенок имеет право на отдых и развлечения, соответствующие его возрасту, право участвовать в культурных мероприятиях, заниматься творчеством и искусством.

6. Ребенок имеет имущественные права.


-А где записаны ваши права? Какие документы, международные и российские, стоят на вашей защите?

Выступление правоведа.

Права детей в Российской Федерации регулируются следующими основными законами:

  • "Конвенция о правах ребенка" (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990);

  • Конституция РФ;

  • Семейный кодекс РФ.

Ребенком в Российской Федерации признается лицо, не достигшее возраста 18 лет (совершеннолетия).

  1. Рефлексия.

Кто из героев вызвал наибольшие симпатии у вас?

Написание синквейна.

  1. Домашнее задание (разноуровневое).

- Художественный пересказ одного из эпизодов повести.

-Ответить на вопросы в учебнике.

-Письменно ответьте, как вы понимаете слова Тыбурция: «Может быть, это и хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу».

  1. Оценки за урок.

Поднимите руки и на пальцах покажите, какую оценку вы сегодня получаете, объясните, почему. Согласны ли одноклассники с вашей оценкой.














Приложение №1

«29 февраля 1892 года В.Г. Короленко прибыл в Лукоянов. То, что писатель увидел в голодающем уезде, превзошло своим драматизмом самые мрачные рассказы из услышанных им. "Сколько тут неописуемого горя, - писал в своей записной книжке В.Г. Короленко, - там трёхлетняя девочка просит зарыть её в земельку. В другом месте мать, доведённая до исступления неустанным криком голодного ребёнка, бросила его с печки. В селе Шутилове мальчик искусал от голода мать. Да ведь это капля того народного горя, которым томится каждая избушка каждый вечер, когда на полатях плачут голодные, не могущие заснуть дети, каждое утро, когда они просыпаются".

В.Г. Короленко разворачивает в Лукояновском уезде большую работу по организации помощи голодающим. При его непосредственном участии создаются народные столовые для голодающих. Первая из них была открыта 1 марта 1892 г. при доме городского головы.

Город Лукоянов В. Г. Короленко называл в шутку своей "штаб-квартирой", а хутор Белецкий - "второй резиденцией". Отсюда писатель отправлялся в пешие походы по деревням, составляя списки голодающих, занимаясь организацией народных столовых.10 марта 1892 года, будучи на хуторе Белецком, Владимир Галактионович написал письмо своей жене, Е.С. Короленко, в Нижний Новгород. В письме он сообщал: "Сегодня еду в Елфимово и Пичингуши развозить провиант. Завтра - открытие двух столовых, в четверг устраиваем третью" (Короленко В.Г. Избранные письма. Т.2.С.35). За первые десять дней работы писателя в Лукояновском уезде было открыто одиннадцать столовых. Во многих случаях, особенно в дни весенней распутицы, когда привоз хлеба для столовых задерживался, В.Г. Короленко закупал его на свои личные деньги.

В.Г. Короленко напряжённо работал всю весну 1892 г. Он побывал в Болдине, Починках, Наруксове, Васильев Майдане, Новой деревне, Бутском, Салдамановом Майдане, Печах и многих других сёлах и деревнях Лукояновского уезда. К середине мая 1892 г. в уезде было открыто уже сорок три народные столовые, а в июне и начале июля при содействии В.Г. Короленко начали работать ещё 17 столовых. Новый урожай сулил долгожданное облегчение лукояновцам. В августе с появлением нового хлеба, народные столовые были закрыты, и В.Г. Короленко выехал из Лукоянова в Работки, где находилась его семья.

Под впечатлением всего увиденного здесь В.Г. Короленко написал книгу очерков "В голодный год", в которой он нарисовал потрясающую картину голодающей деревни, вскрыл социальные причины голода. В этих очерках В.Г. Короленко отразил и свои впечатления о самом городе: "Лукоянов принадлежит к числу тех городов, многочисленных у нас на Руси, по первому взгляду на которые вы не отличите - город это или большое село, - писал он. - Раскинувшись довольно широко по склону холма, вокруг единственной церкви, занимающей середину огромной площади, он разбегается просторными, мало застроенными улицами и по окраинам переходит уже прямо в деревню, заселённую крестьянами-землепашцами..."

"Лукояновская история" надолго осталась в памяти прогрессивного писателя. О ней он неоднократно вспоминал в своих беседах с друзьями.

В.Г. Короленко продолжительное время держал связь с лукояновцами. Десятки писем отправлял он в Лукояновский уезд своим друзьям и знакомым по памятному 1892 году».

Край Наш Лукояновский: сборник.- Нижний Новгород, 2000.- С.97.