Изучение нового материала | 1.Ознакомление с особенностями различных направлений «военной прозы»
Изложение информации о К. Воробьеве, повести «Убиты под Москвой»
Развитие познавательной активности обучающихся
Развитие умения анализировать и оценивать, обобщать
Развитие умения анализировать и оценивать, обобщать
Изложение информации о Б. Васильеве, романе «А зори здесь тихие…». Развитие умения анализировать и оценивать, обобщать
| Слайд 3. Тема Великой Отечественной войны – одна из самых распространенных в литературе. Слайды 4, 5, 6, 7 Литература о войне развивалась в трех направлениях: - произведения художественно-документальные, в основе которых лежит изображение исторических событий и подвигов реальных людей; - героико-эпическая проза, воспевшая подвиг народа и осмыслявшая масштабы разразившихся событий; - «окопная» литература, связанная с развитием традиций сурового изображения «негероических» сторон окопной жизни и осмыслением значения отдельной человеческой личности на войне. Вопрос: Во второй половине 50-х годов начинается подлинный расцвет литературы о войне. С чем это связано? Слайд 8. Краткое слово о К. Воробьеве. Слайды 9, 10. Повесть «Убиты под Москвой». Вопрос: На какие размышления наталкивает вас название повести? Возникновение мотива смерти как основного. Рассказ об основных событиях и героях, описываемых в произведении. Образ капитана Рюмина. Сокрытие правды от своих подчиненных. Вопрос: Прав ли он, скрывая правду от ребят, почему? Образ лейтенанта Ястребова. Вопрос: Что происходит в душе героя? Слайд 11. Вопрос: Как мог повести себя человек, верящий словам кремлевского правительства («мы будем бить врага только на его территории, огневой залп любого нашего соединения в несколько раз превосходит чужой»)? Слайд 12. Этапы становление Ястребова как сильной личности, не нуждающейся в спасительной иллюзии. Вопрос: Почему выжил герой? Каков основной смысл повести? Слайд 13. Краткие сведения о Б. Васильеве и его произведении «А зори здесь тихие…». Слайды 14 – 22. Борис Васильев задаётся вопросом: «Почему, женщина, самой природой призванная дарить жизнь, идёт на войну, чтобы убивать?» Эпилог повести раскрывает смысл названия | Слушают
Записывают схему «Военная проза», отличительные особенности каждого направления
Размышляют, отвечают на вопрос
Знакомство с краткой биографией писателя
Размышления обучающихся по поводу названия повести К. Воробьева.
Слушают, смотрят презентационный материал
Ответы-рассуждения, обоснование своей точки зрения. Чтение отрывка из повести. Анализируют внутренний мир героя. Отвечают на вопросы.
Аналитическое чтение текста.
Отвечают на вопросы
Знакомство с краткой биографией писателя
Соотнесение того, о чем мечтали героини повести, и того, для чего они идут воевать. Работа с текстом в раздаточном материале | Готовность обучающихся к дальнейшему виду деятельности Выделены особенности направлений «военной прозы» Анализируют, делают выводы Анализируют, делают выводы Анализируют, делают выводы Анализируют, делают выводы Анализируют, делают выводы |
Закрепление знаний обучающихся Первичная проверка усвоения материала | Установить, осознали ли студенты содержание новых понятий. Устранить проблемы в понимании материала. Ок Развитие умения анализировать и оценивать, обобщать | Вопросы: Как вы думаете, почему именно эти произведения мы рассмотрели на уроке? Что общего и чем отличаются произведения, которые мы рассмотрели? К какому из направлений «военной прозы» можно отнести произведения К. Воробьева и Б. Васильева? Вопрос: Чему учат произведения о войне? Слайд 23 Заключительное слово |
Сопоставление тематики произведений, типов героев, их судеб поведения.
Определение направления, к которому относятся изученные произведения
Вывод о теме Великой Отечественной войне в современной прозе. | Анализируют, делают выводы |
Рефлексия. Подведение итогов урока | Реализация рефлексивного алгоритма: я, мы, дело. | Анализ оценки деятельности на разных этапах урока | Отвечают на вопросы преподавателя, вступают в диалог, анализируют, делают выводы. | Подведены итоги урока, выставлены оценки. |