СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема Внешняя политика Российской Федерации в 90-е гг. XX – начале XXI в.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПЛАН

1. Приоритеты внешней политики России.

1.1. Изменение геополитической ситуации в мире и место России в ней. Факторы ослабления позиции России на международной арене.

1.2. Концепция и основные задачи внешней политики России: Интеграция в мировой рынок и гармонизация политического курса с политикой ведущих мировых держав. – Восстановление статуса России как влиятельной в мире державы. – Проблема глобализации. – Задачи по развитию отношений со странами ближнего зарубежья.

1.3. Основные направления внешней политики РФ: Сближение с ведущими странами Запада, прежде всего с США. – Развитие отношений со странами Европы и державами Азиатско-Тихоокеанского региона. – Связи со странами ближнего зарубежья.

1.4. Новые акценты во внешней политике РФ.

2. Россия и страны Запада.

2.1. Политические и военные отношения с США: Россия и США в 1991–1999 гг. – Новый этап в развитии российско-американских отношений.

2.2. Российская дипломатия и НАТО.

2.3. Россия и Совет Европы.

2.4. Участие РФ в урегулировании региональных конфликтов.

2.5. Экономическое сотрудничество с зарубежными странами.

3. Россия и страны Азии.

3.1. Восточное направление во внешней политике России.

3.2. Россия и Китай.

3.3. Российско-японские отношения.

4. Россия и ближнее зарубежье.

4.1. Трудности на пути сотрудничества.

4.2. Пути и формы интеграции: Экономический союз. – Концепция «разноскоростной интеграции». – Расширение военной интеграции. – Политическая интеграция в рамках СНГ.

4.3. Политика РФ в отношении соотечественников за рубежом.

5. Выводы.

Просмотр содержимого документа
«Тема Внешняя политика Российской Федерации в 90-е гг. XX – начале XXI в.»

Тема 81 Внешняя политика Российской Федерации в 90-е гг. XX – начале XXI в.

ПЛАН

1. Приоритеты внешней политики России.

1.1. Изменение геополитической ситуации в мире и место России в ней. Факторы ослабления позиции России на международной арене.

1.2. Концепция и основные задачи внешней политики России: Интеграция в мировой рынок и гармонизация политического курса с политикой ведущих мировых держав. – Восстановление статуса России как влиятельной в мире державы. – Проблема глобализации. – Задачи по развитию отношений со странами ближнего зарубежья.

1.3. Основные направления внешней политики РФ: Сближение с ведущими странами Запада, прежде всего с США. – Развитие отношений со странами Европы и державами Азиатско-Тихоокеанского региона. – Связи со странами ближнего зарубежья.

1.4. Новые акценты во внешней политике РФ.

2. Россия и страны Запада.

2.1. Политические и военные отношения с США: Россия и США в 1991–1999 гг. – Новый этап в развитии российско-американских отношений.

2.2. Российская дипломатия и НАТО.

2.3. Россия и Совет Европы.

2.4. Участие РФ в урегулировании региональных конфликтов.

2.5. Экономическое сотрудничество с зарубежными странами.

3. Россия и страны Азии.

3.1. Восточное направление во внешней политике России.

3.2. Россия и Китай.

3.3. Российско-японские отношения.

4. Россия и ближнее зарубежье.

4.1. Трудности на пути сотрудничества.

4.2. Пути и формы интеграции: Экономический союз. – Концепция «разноскоростной интеграции». – Расширение военной интеграции. – Политическая интеграция в рамках СНГ.

4.3. Политика РФ в отношении соотечественников за рубежом.

5. Выводы.


1. Приоритеты внешней политики России

1.1. Изменение геополитической ситуации в мире и место России в ней. Факторы ослабления позиции России на международной арене. После распада Советского Союза и прекращения «холодной войны» Российская Федерация оказалась в новой международной ситуации.

Снизилась роль центрального противостояния, но одновременно возросла угроза региональных конфликтов, распространения оружия массового поражения и ракетных технологий. Социалистический лагерь распался, бывшие союзники тяготели к Западу, включая некоторые страны, ранее входившие в состав СССР. Вблизи азиатских границ СНГ образовался пояс нестабильных государств, в ряде бывших регионов СССР завязались вооруженные конфликты.

Резко снизилась внешнеполитическая активность России, сократилась военная мощь нашей страны. При этом Россия сохранила право на статус великой державы, выступив правопреемницей СССР, ставпостоянным членом Совета Безопасности ООН и, главное, оставив за собой контроль за советским ядерным оружием.

1.2. Концепция и основные задачи внешней политики России. Главной задачей России на международной арене является обеспечение внешнеполитических условий для модернизации страны. Этой цели подчинены все остальные задачи.

• Руководство страны поставило перед собой задачу интеграции в мировой рынок и гармонизации политического курса с политикой ведущих мировых держав.

• В качестве важной задачи осознавалась также необходимость восстановления статуса России как влиятельной в мире державы. В 1996 г. в качестве официальной была провозглашена линия на создание многополярного мира, подтвержденная в Военной доктрине и Концепции внешней политики России (июль 2001 г.).

• К концу XX столетия Россия столкнулась с проблемой глобализации, которая характеризуется образованием единого пространства мирового рынка, мировой финансовой системы, мировой сети коммуникаций и услуг.

В нашей стране в общественном мнении и среди специалистов существуют разные подходы к этой проблеме. Сторонники включения России в процесс глобализации считают участие в нем объективно необходимым, чтобы не оказаться в аутсайдерах мировой цивилизации. Противники глобализации отстаивают курс на противостояние США и их союзникам. Они отмечают опасность для России оказаться в разряде периферийных стран (прежде всего в роли сырьевого придатка, могильника для отходов вредных производств и т. д.), учитывая, что к 2001 г. доля России в мировом ВВП составляла всего лишь 1,6 % (доля США – 19 %, Европейского союза – 16 %, Китая – 10 %, Японии – 7 % и т. д.). Как на фактор риска указывается на низкую степень экономической безопасности страны, что проявляется в росте импорта продовольствия; жесткой привязке рубля к доллару и т. д. Для России тенденция глобализации оборачивается также своеобразной вестернизацией повседневной жизни и культуры.

В 2001 г. Совет по внешней и оборонной политике РФ принял рекомендации по «встраиванию России в процесс глобализации», что предполагает максимальный уровень сотрудничества с развитыми странами: через членство в «большой восьмерке», вступление в ВТО, интеграцию с Евросоюзом, сохранение контактов с НАТО.

•  Задачи по развитию отношений со странами ближнего зарубежья. Связи со странами СНГ – основной сферой стратегических интересов России – сохраняют первостепенное значение как в политико-экономической, так и в военной сферах.

В последние годы в качестве приоритетной стала восприниматься задача всесторонней защиты прав и интересов российских граждан и соотечественников за рубежом.

1.3. В соответствии с задачами развивались основные направления внешней политики РФ.

• Важнейшим направлением с начала 90-х гг. стало сближение с ведущими странами Запада, прежде всего США.

• Одновременно, преследуя цели предотвратить создание однополярного мира, где гегемоном выступают США и их ближайшие союзники, Россия развивает отношения как со странами Европы, так и с державами Азиатско-Тихоокеанского региона.

• Объективно жизненно важным направлением внешней политики России остаются ее связи со странами ближнего зарубежья.

На разных этапах российское руководство ставило разные акценты в своей внешнеполитической деятельности.

1.4. Новые акценты во внешней политике РФ. С приходом к власти президента В. В. Путина внешняя политика России приобрела новые акценты – более выраженную направленность на защиту общенациональных интересов. При этом российские дипломаты исправляют ошибки прошлого, пытаясь восстановить отношения с традиционными партнерами России. Среди конкретных внешнеполитических целей выделяются следующие: ориентация на установление стратегического партнерства с США и Европой; развитие отношений с ведущими азиатскими державами (в первую очередь Индией и Китаем). В. В. Путин стал первым российским лидером, посетившим Северную Корею и Кубу, а также Малайзию.


2. Россия и страны Запада

2. 1. Политические и военные отношения с США.

•  Россия и США в 1991–1999 гг. В первой половине 90-х гг. XX в. предпочтение во внешней политике отдавалось связям с западными странами, в первую очередь США.

В совместной декларации двух стран (Кэмп-Дэвид, США, 1992 г.) было зафиксировано окончание «холодной войны» и сделано заявление, что Россия и США больше не рассматривают друг друга в качестве потенциальных противников. Россия присоединилась также к Конвенции о запрещении химического оружия. В январе 1993 г. между Россией и США был заключен новый договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2). Согласно Договору, к 2003 г. должно быть достигнуто соглашение о сокращении к 31 декабря 2007 г. ядерного потенциала двух стран на 2/з по сравнению с уровнем, определенным Договором СНВ-1 (для сравнения: в 1990 г. США располагали 10 563 боеголовками, а СССР – 10 271).

•  Новый этап в развитии российско-американских отношений начался после избрания Президентом России В. В. Путина, который продолжил российско-американский политический диалог с новым президентом США Дж. Бушем-младшим. Несмотря на ратификацию обеими сторонами договора СНВ-2, процесс сокращения ядерного потенциала сопровождается рядом трудностей, связанных с позицией США.

Реальный процесс двустороннего сближения начался после трагических событий 11 сентября 2001 г. в США, когда Россия поддержала усилия американцев по борьбе с мировым терроризмом, в частности кампанию по свержению талибов в Афганистане. Однако российская сторона не разделяет позицию США по выделению так называемой «оси зла» (Иран, Ирак, Северная Корея) – стран, которые по подозрению в причастности к терроризму должны быть, по мнению США, подвергнуты массированным бомбардировкам. В этой связи Россия не поддержала боевую операцию США по свержению режима Саддама Хусейна в Ираке весной 2003 г.

Основные проблемы связаны с тем, что после избрания президентом Дж. Буша-младшего США усилили курс на установление единоличного глобального лидерства. Отсюда их активность на мировой арене. Еще в 90-е гг. США начали вовлечение в сферу своего влияния бывших советских республик, в конце 90-х гг. осуществили прямое вмешательство в югославский конфликт. Зоной стратегических интересов США было объявлено соседнее с Россией Закавказье. У мирового сообщества также вызывает опасения новая ядерная доктрина США. В 2002 г. США в одностороннем порядке вышли из договора 1972 г. по противоракетной обороне (ПРО).

В России существует стереотип восприятия США если не как враждебной, то и не как дружественной страны, которая не может рассматриваться в качестве союзника России. Высказывается большая озабоченность фактами ущемления национальных интересов нашего государства со стороны США, их пренебрежительным отношением к позиции России на мировой арене. Некоторые политики считают, что целью американской политики в отношении РФ является ослабление российской государственности. Такое состояние двусторонних отношений иногда трактуется как «холодный мир».

В этих условиях Россия, сохраняя стремление к сотрудничеству и взаимопониманию с США на основе приверженности «демократии и экономическим свободам», в последние годы твердо и последовательно отстаивает свои позиции с целью обеспечить учет ее интересов мировым сообществом.

2.2. Российская дипломатия и НАТО. С ослаблением позиций РФ в странах Центральной и Восточной Европы и процессом «расширения НАТО на Восток» российское руководство столкнулось с новой проблемой, которая реанимирует ситуацию, аналогичную периоду «холодной войны». Поэтому фактор НАТО во многом определяет характер усилий России по созданию новой системы национальной обороны.

К лету 1994 г. совместную с НАТО программу «Партнерство во имя мира» (без предоставления статуса полноправного члена) подписали более 20 стран, включая членов СНГ. В июне 1994 г. к ней присоединилась Россия. При этом уже с конца 1994 г. НАТО взяло курс на полную интеграцию ряда стран, в том числе прибалтийских, что вызывает беспокойство России.

В мае 1997 г. в результате серьезных дипломатических усилий был подписан «Основополагающий акт Россия – НАТО», на основе которого создан постоянный совместный совет «НАТО – Россия». Массированное применение вооруженных сил НАТО в Центральной Европе, бомбардировки Косовского края и Сербии в период обострения ситуации в Югославии в 1999 г. рассматривались российской стороной как нарушение международного права.

В современной ситуации руководство НАТО не исключает обсуждения с российской стороной модели отношений «19+1», т. е. более тесного участия России в НАТО.

2.3. Россия и Совет Европы. 14 января 1992 г. расширенное Бюро Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) приняло решение о передаче России ранее имевшегося у СССР статуса «специально приглашенного». В 1994 г. заявление России о вступлении в СЕ было заморожено на два года из-за событий в Чеченской Республике. 25 января 1996 г. Россия была принята в Совет Европы. Вступив в СЕ, Россия обязалась подписать и ратифицировать важные европейские соглашения, включая Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, на которой базируется европейская правозащитная система.

С 1999 г. в отношениях между Советом Европы и РФ одной из основных остается «чеченская проблема», а также проблема статуса граждан Калиниградской области.

2.4. Сотрудничество с ведущими державами мира развивается и в ходе участия РФ в урегулировании региональных конфликтов. Россия приняла участие в урегулировании в 1996 г. балканского кризиса. Здесь ее роль была весьма заметной не только в подготовке примирения участников конфликта, но и в оказании экономической и гуманитарной помощи Сербии и Черногории. В 1999 г. наша страна сыграла существенную роль в частичном урегулировании косовского конфликта. Весной 2004 г. Россия вновь оказала гуманитарную помощь жертвам эскалации антисербских беспорядков в Косово.

Россия настаивает на мирном урегулировании ближневосточного конфликта. При этом, кроме традиционных связей с арабским миром, российская сторона учитывает тот факт, что свыше 1 млн граждан Израиля – выходцы из России и других бывших республик СНГ.

2.5. Экономическое сотрудничество с зарубежными странами.

Западное направление как источник новых технологий и инвестиций, сбыта традиционных товаров оказалось главным во внешнеэкономической стратегии России. На Западную Европу приходилось 73 % нашей задолженности и 80 % полученной извне помощи. Кроме того, 40 % российской внешней торговли падает на Европейский Союз – главного партнера по модернизации страны.

В 1994 г. году было принято решение о расширении «семерки» ведущих западных стран за счет России (при этом речь пока идет лишь об участии ее в выработке политических, но не экономических решений). Россия стала полноправным членом Международного валютного фонда (МВФ), обсуждается вопрос о ее вступлении во Всемирную торговую организацию (ВТО).


3. Россия и страны Азии

Еще одним стратегически важным направлением внешнеполитического курса Российской Федерации является дальневосточный и тихоокеанский регионы.

3.1. Восточное направление выступает на современном этапе важнейшим резервом наращивания внешнеэкономической деятельности РФ, хотя в целом восточное направление российской внешней политики остается пока второстепенным. Здесь Россия сохранила прямой выход на мировой рынок, и здесь сосредоточены ее основные, во многом не освоенные экспортные ресурсы. Поэтому особое значение приобретает зона Азиатско-Тихоокеанского региона. Существуют серьезные перспективы для развития традиционного сотрудничества с Индией, Вьетнамом, Кореей. Определенные сдвиги наметились в торговых отношениях с Японией, Южной Кореей, странами АСЕАН (в том числе на рынке вооружений). В одного из основных торговых партнеров России в этом регионе превратился Китай.

3.2. Россия и Китай отвергли политику взаимного противостояния, их экономические и иные отношения стали более тесными. Москва и Пекин выступают против любых проявлений политического силового диктата и утверждения однополюсного мира. Наблюдается совпадение позиций двух стран по вопросам об агрессии НАТО на Балканах, об одностороннем выходе США из договора по ПРО, военной операции США против Ирака.

Китай – третий по значению торговый партнер России, однако в общем товарообороте РФ доля КНР составляла до 1999 г. лишь 5 %. В настоящее время Россия участвует в сооружении в соседней стране ряда крупных промышленных объектов. Развивается сотрудничество в военно-технической области. Подписано соглашение (2001) о сооружении нефтепровода «Россия – Китай» протяженностью 2400 км, на условиях раздела продукции реализуются нефтегазовые проекты на шельфе Сахалина.

3.3. Российско-японские отношения, имеющие особую важность для положения в регионе, отставали в своем развитии от уровня отношений Москвы со странами ЕС и США, но развивались все 90-е гг.

Летом 1997 г. руководство Японии фактически объявило о «концепции новой дипломатии» в отношении России, в основу которой легли принципы «доверия, взаимной выгоды и долгосрочной перспективы». Отныне Токио отделяет проблему «северных территорий» (Южных Курил) от всего комплекса вопросов двусторонних отношений. Конкретными шагами в реализации нового курса сталинеформальные встречи высших руководителей двух стран. Создана совместная Российско-японская комиссия по экономическому сотрудничеству, а также форум, в рамках которого будут вестись переговоры по подписанию Мирного договора между двумя странами, который так и не был заключен со времен Второй мировой войны.


4. Россия и ближнее зарубежье

Важнейшим регионом, на который распространяются стратегические интересы России, являются бывшие республики СССР, в первую очередь страны СНГ.

4.1. Трудности на пути сотрудничества. В отношениях со странами ближнего зарубежья российская дипломатия с самого начала столкнулась со многими трудностями: экономическая дезинтеграция, проблема формирования национальных армий и раздела собственности СССР, создания границ. Не без проблем происходил вывод российских войск из Прибалтики, Грузии, Молдовы, Таджикистана, Армении. В отношениях с Украиной остается дискуссионной проблема статуса Севастополя и условий раздела Черноморского флота, частично оговоренная в российско-украинском договоре от 31 мая 1997 г.

Ситуация в области взаимоотношений с бывшими республиками СССР усугублялась также тем, что в первой половине 90-х гг. (министр иностранных дел А. В. Козырев) приоритет во внешнеполитической доктрине отдавался странам Запада, а не ближнего зарубежья. Лишь с приходом в 1995 г. в МИД нового министра иностранных дел Е. М. Примакова наметились видимые изменения во внешнеполитических ориентирах.

4.2. Пути и формы интеграции.

• В долговременной перспективе с учетом российских стратегических интересов экономический союз России и стран ближнего зарубежья оказывается более выгоден, чем сепаратизм. В 1993 г. был принят Устав СНГ (который подписали лишь 7 стран). Затем перед государствами СНГ встала задача этапного формирования рынка товаров, услуг, капитала, труда. С этой целью был заключен ряд соглашений: Договор о создании экономического союза (1993), соглашение о формировании Межнационального экономического комитета стран СНГ (1994), Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной сферах (1996).

• Во второй половине 1990-х гг. возникла концепция «разноскоростной интеграции». Сформировались три уровня интеграционных отношений: в рамках Союзного государства России и Белоруссии, в рамках Таможенного союза и созданного в 2000 г. на его основе Евразийского экономического сообщества пяти стран (Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан) и в рамках зоны свободной торговли, объединяющей все 12 стран СНГ.

• Большое значение для укрепления национальной обороны и безопасности придается членами СНГ расширению военной интеграции, что было зафиксировано Договором о коллективной безопасности 1992 г. На его основе между Россией и Казахстаном достигнута договоренность о формировании единого оборонного пространства (1993) и создании объединенной группировки ВС РФ и Республики Казахстан (1995). Договоры о военном сотрудничестве Россия имеет также с Киргизией и Грузией. Ряд стран, в частности Киргизия, Таджикистан, усилили интеграцию с США в связи с проведением американцами с конца 2001 г. антитеррористической операции в Афганистане. В этой ситуации для России сохраняется опасность вытеснения ее из постсоветской Азии.

В последние годы сохранялись напряженные отношения России с Грузией, которая явно избрала проамериканскую ориентацию в своей внешней политике.

•  Политическая интеграция в рамках СНГ развивается крайне медленно, что в принципе соответствует объективным тенденциям. СНГ так и не стал прочным стабильным союзом. В рамках концепции «разноскоростной интеграции» наибольших результатов на этом пути добились Россия и Белоруссия.

В апреле 1997 г. был подписан договор об образовании Сообщества Белоруссии и России (преобразованного в 1998 г. в Союз).

В обеих странах прошла дискуссия по Уставу Союза. В декабре 1999 г. в Москве президентами двух республик был подписан договор о Союзном образовании России и Белоруссии, в рамках которого в будущем должны появиться союзный парламент, правительство, Суд, Высший Совет. В будущем должна стать общей денежная единица – российский рубль.

В апреле 2004 г. Россия, Украина, Белоруссия и Казахстан подписали соглашение о создании единого экономического пространства.

4.3. Политика РФ в отношении соотечественников за рубежом. После распада СССР одной из проблем российской дипломатии стало положение русскоязычного населения в бывших советских республиках. В 90-е гг. широкое распространение получила вынужденная миграция, появилась проблема беженцев и вынужденных переселенцев. Процесс реэмиграции русских с территории бывшего СССР стал повсеместным (исключение составляют Украина и Белоруссия). Особенно остро вопрос о положении русскоязычного населения стоит в отношениях России со странами Прибалтики, в последнее время и Туркмении. Президент В. В. Путин провозгласил защиту прав соотечественников основным приоритетом российской внешней политики в СНГ и Прибалтике. В 2001 г. была утверждена «Концепция поддержки Российской Федерацией соотечественников за рубежом на современном этапе», предусматривающая юридическую, гуманитарную и иную помощь соотечественникам. В 2003 г. в МИД РФ появилась должность замминистра по связям с соотечественниками за рубежом.


5. Выводы

1. После 1991 г. Российская Федерация получила международное признание как преемница СССР во внешней политике. РФ подтвердила преемственность в отношении соглашений и договоренностей по контролю над вооружениями, решению глобальных международных проблем, общеевропейскому процессу.

2. Новое качество российско-американских отношений является на сегодня движущей силой перемен на международной арене.

3. На пути интеграции стран СНГ остается немало проблем. Многие заключенные соглашения и союзы нередко превращаются в чисто декоративные структуры. Разные экономические возможности, социально-политические системы, национальные интересы создают немалые препятствия на пути провозглашенного Содружества независимых республик. Перед Россией стоит задача подтверждения роли лидера в рамках Содружества Независимых Государств. Для этого предстоит добиваться реального интеграционного процесса по всем областям – политической, экономической, военной.

4. Обострившееся в современных условиях противоборство между ведущими торгово-промышленными центрами вытесняет Россию из всемирного разделения труда, сужает ее и без того ограниченные возможности на пути создания открытой экономики, интеграции в мировое хозяйство. Переориентация на Запад не привела к совершенствованию торгово-экономических отношений. Россия продолжает оставаться страной высокого инвестиционного риска.

5. Внешнеполитические позиции России также подвергаются нажиму и ограничению, но у нашей страны есть желание и возможности для того, чтобы отстаивать достойное место в международном сообществе.


Вопросы и задания

1. Как менялись приоритеты внешней политики Российской Федерации на протяжении 90-х – начале 2000-х гг.?

2. Как Россия строит свои отношения с блоком НАТО? С какими проблемами ей приходится сталкиваться на этом пути?

3. Что вы понимаете под выражениями «биполярный» и «многополярный» мир?

4. Как изменилось ваше представление о США после окончания «холодной войны»? С чем это связано?

5. Чем объясняется сложная ситуация с положением русскоязычного населения в республиках Прибалтики? Какова позиция российского правительства по ее разрешению?


Литература

Внешняя политика современной России. Сб. статей. М., 2000.

Коэн С. Провал крестового похода США и трагедия посткоммунистической России. М., 2001.

Национальные истории в советских и постсоветских государствах. М., 1999.

Россия и США после «холодной войны». М., 1999.

Уткин А. И. Мировой порядок XXI века. М., 1998.

Тема 82 Социокультурные изменения в российском обществе на рубеже XX–XXI вв

ПЛАН

1. Новые факторы социокультурной ситуации в России.

2. Повседневная жизнь современного человека.

3. Поиски нового мироощущения.

3.1. Новые ценности и идеалы.

3.2. Черты личности современного человека: Распространение ценностей индивидуализма. – Понимание личной ответственности за свою судьбу. – Стремление человека воспользоваться свободой. – Появление негативных черт.

3.3. Духовная жизнь общества: Роль религии и церкви. – Возрождение интереса к прошлому. – Формирование молодежных организаций.

4. Наука и образование в современном обществе.

4.1. Дискуссия о кризисе науки и культуры: «Утечка умов».

4.2. Задачи возрождения российской науки: Изменение направлений исследований.

4.3. Изменения в области образования.

5. Художественная культура.

5.1. Достижения классической культуры.

5.2. Поиск новых форм отображения действительности в театре, кинематографе, живописи, архитектуре.

5.3. Культура народов России.

5.4. Массовая культура: Приобретение масскультурой национального характера. – Молодежная субкультура.


1. Новые факторы социокультурной ситуации в россии

Процесс трансформации, который переживает Россия с начала 1990-х гг., затронул культурную жизнь во всем ее объеме и многогранности. Изменились общественные ориентиры, духовные ценности, предлагаемые обществом человеку.

Открытость общества привела к более интенсивным этнокультурным контактам как внешним, так и внутренним. В Россию хлынули произведения массовой культуры западного производства: от телесериалов и кинофильмов до серийных детективов и «женских» романов, предлагавших свои образцы поведения и нормы морали.

Информационная революция, дошедшая до нашей страны, обеспечила возможность получения информации почти сразу после ее возникновения для миллионов пользователей Интернета, десятков миллионов читателей периодических изданий и телезрителей.

Одновременно ушла в прошлое система общественной опеки и контроля, исчезли пионерская организация, многомиллионный комсомол, парторг-воспитатель, по своему пытавшиеся ориентировать поступки людей. Человек обрел свободу выбора, но в результате оказался один на один с огромным информационным полем, насыщенным противоречивыми мнениями, различными образчиками нравственности. Это нередко дезориентирует человека, приводит его в состояние растерянности, ведет к маргинализации значительной части общества.


2. Повседневная жизнь современного человека

Повседневная жизнь россиян подверглась значительным изменениям. Исчезло понятие дефицита, магазины и рынки наполнились множеством ранее недоступных бытовых товаров. Российский человек окунулся в мир, где хозяйство и наука объединились, чтобы облегчить жизнь людей, сделать ее более комфортной. Изменилось понятие качества жизни. Резко выросли потребности людей, став более многообразными и дифференцированными. Важно, что они не сводятся к материальным благам, включают свободу выбора, характер социального обслуживания, состояние окружающей среды и т. д. В повседневность вошли такие новые понятия, как дизайн одежды, квартиры, экология жилища, здоровый образ жизни и др.

Вместе с тем российские граждане столкнулись с новыми для посткоммунистического общества проблемами – безработица, рост социального неравенства, – что негативно влияет на стабильность общественных настроений.


3. Поиски нового мироощущения

3.1. Новые ценности и идеалы. Раньше, в советские времена, общественное мнение с осуждением относилось к таким желаниям, как: «удачно устроить свою жизнь», обрести «тихое семейное счастье», считать идеалом «самих себя», тем более – к подражанию заграничной моде (ношению «модных техасских штанов», «крикливого галстука», «длинных волос»). Сегодня в сфере общественной этики произошли изменения.

В обществе существует мнение, что с разрушением советской системы, коммунистической морали нравственность в России пришла в упадок. Нет больше сдерживающих факторов, молодежь мечтает о карьере бандитов и проституток.

Современное общество предлагает новые идеалы в различных формах. С одной стороны, высочайшей ценностью объявляется свобода выбора, личный успех, возможность реализовать свой потенциал и проявить деловые качества. С другой – образцом для подражания становится жажда наживы любой ценой. Современное общество имеет своих кумиров среди политиков, актеров, звезд эстрады и телевидения, спортсменов и пр., но процесс создания положительных, идеальных образов затруднен.

3.2. Результатом осмысления окружающего мира, воздействия общества и социокультурной ситуации стали противоречивые черты личности современного человека.

• В новых условиях человек все больше идентифицирует себя не с классом или партией, а со своим локальным миром – семьей, друзьями, коллегами по работе, происходит распространение ценностей индивидуализма , что находит свое отражение, например, в популярных циклах программ TV – «Моя семья», «Я сама», «О, счастливчик»; в названиях журналов «Мой уютный дом», «Мой сад», «Наш ребенок», «Карьера», «Лица» и т. д.

• Важным положительным элементом нового мироощущения стало понимание личной ответственности человека за свою судьбу. Современная молодежь уже не связывает напрямую достижения собственного благополучия, успешной карьеры с усилиями государства. После временного спада в обществе вновь возросла потребность в образовании, напрямую связанная с характером экономических реформ.

• На фоне начавшейся индивидуализации общественного сознания наблюдается стремление человека воспользоваться свободой в условиях рынка. Исчезла жесткая привязанность человека к тому или иному конкретному виду деятельности, появилась возможность выбора между работой по найму и собственным бизнесом, хотя с ростом независимости человек принимает на себя все больше ответственности.

• В то же время новая ситуация обусловливает появление некоторых негативных черт в образе жизни, морали, этике поведения.

В результате трансформации современного общества была разрушена государственная идеология, исчезла официальная мораль. В условиях появившегося вакуума в молодежной нравственной культуре лакуну стали заполнять элементы массовой культуры низкого уровня, «уличная мораль», нормативы криминального мира. Некоторые восприняли идею свободы как свободу произвола. Часть молодежи, реализуя объективную потребность в организации, в поисках идейной и этической системы попала под влияние радикальных и ультранационалистических группировок.

Своеобразной формой удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей в условиях относительной слабости влияния традиционных церквей стало увлечение молодежи различными оккультными науками, нетрадиционными религиями, сектантством (неоязычество, неохристианство, неоориентализм, сатанизм).

3.3. Духовная жизнь общества. В России крепнут новые факторы формирования полноценной морали.

•  Роль религии и церкви в духовной жизни общества. Все большее значение в общественной жизни начинает играть религия и церковь. Поворот к религии отражает переходное состояние общества, ведущего поиски новых мировоззренческих основ. Теперь она вновь существует в одном ряду с искусством, литературой, философией и т. д.

Важным элементом духовной модернизации России является религиозная терпимость (конфессиональный плюрализм). В 1997 г. был принят закон о свободе совести и религиозных объединениях.

• В поисках духовных ориентиров общество, как это всегда бывает в переломные эпохи, обратилось к прошлому. Это нашло свое отражение не только в изучении истории и культуры отечества, но и в большой популярности исторических романов и историко-публицистических телепередач. Возвращается творческое наследие российской эмиграции (писателей, историков, философов, художников).

• Различные партии и политические группы пытаются создавать молодежные организации, которые могли бы стать распространителями полноценной этики среди нового поколения граждан России. Однако «Соколы Жириновского» или новый комсомол левых вызывают лишь политический активизм части молодых людей, не обеспечивая утверждения моральных норм. В то же время возникновение новых организаций, подобных молодежному объединению движения «Отечество – Вся Россия», молодежному движению «Идущие вместе», стремящихся стать массовыми, свидетельствует об объективной тенденции в обществе и внушает оптимизм.


4. Наука и образование в современном обществе

4.1. В начале 1990-х гг. много говорилось о кризисе науки и культуры, духовности в целом.

• Следствием финансовых трудностей на этапе реформ, падения престижа ученого в нашей стране стал массовый отток научных специалистов, преподавателей и людей искусства за рубеж – «утечка умов». Это имеет тяжелые последствия для различных направлений как фундаментальной, так и отраслевой науки, российской высшей школы.

4.2. Задачи возрождения российской науки. Несмотря на все трудности, повышается наукоемкость не только производства, но и всей жизни общества. Удалось в основном сохранить отечественные наукограды (Новосибирск, Дубна, Протвино, Королев и т. д.), а также вузовские кафедры, где продолжаются фундаментальные исследования в области наукоемких технологий.

• В условиях новой мировой обстановки изменяются сами направления исследований. Ядром нового постиндустриального способа производства являются три базовых направления – микроэлектроника, информатика и биотехнология. Приоритетными становятся сфера изучения человека, его жизнедеятельности и здоровья, экология, глобальные проблемы современности.

В то же время полноценное восстановление потенциала российской науки требует несопоставимо больших вложений, которые пока невозможны в условиях современного состояния российской экономики.

4.3. Изменения в области образования. В области образования в числе новых тенденций следует назвать развитие, наряду с системой государственного, частного и муниципального образования. Начиная с 1999 г. увеличиваются бюджетные расходы на образование, ведется разработка проекта его реформирования и модернизации. В соответствии с Проектом Национальной доктрины образования в Российской Федерации (1999) приоритетными направлениями избраны применение новых технологий обучения, гуманитаризация и информатизация системы среднего и высшего образования. Реализуется эксперимент по переходу на выпускной единый государственный экзамен (ЕГЭ), который должен завершиться к 2005 г. В области высшей школы развивается система дистантного образования с помощью средств мультимедиа.


5. Художественная культура

Характерной чертой современного этапа развития художественной жизни России является культурный плюрализм, сочетание классической культуры в духе реализма с элементами массовой (по преимуществу западной) культуры, постмодернизма, андеграунда.

5.1. Благодаря информационным технологиям (телевидение, видео, Интернет) расширились возможности массового знакомства с достижениями высокой классической культуры, в том числе мировой. В современной отечественной культуре содержатся лучшие образцы поэзии и прозы, живописи и архитектуры, ценность которых сохраняется в любой исторической эпохе.

5.2. Вместе с тем для современного этапа развития культуры характерен поиск новых форм отображения действительности в театре, кинематографе, живописи, архитектуре. Одну из новых тенденций в театральном искусстве развивает наследие известного драматурга А. В. Эфроса в постановках таких мастеров, как П. Фоменко, A. Васильев, Л. Додин. Другая тенденция проявляется и связана с поиском жанровой природы произведения. Ее авторы (Ю. Любимов, Р. Виктюк, а также крупнейшие режиссеры мирового театры, работавшие на российской сцене – Э. Некрошюс, Р. Стуруа, П. Штейн), высказывают собственное отношение к классике и традиции.

В литературе особую популярность приобрели произведения постмодернистов – поэтов В. Друка, Г. Иртеньева, прозаиков B. Сорокина («Голубое сало»), В. Пелевина («Чапаев и Пустота», «Generation «Р»»). Новые формы ищут Т. Толстая («Кысь»), В. Ерофеев («Русская красавица») и др.

5.3. Культура народов России. В субъектах РФ взят курс на расширение прав граждан на получение образования на родном языке, удовлетворение их национально-культурных потребностей. Расширяется подготовка преподавателей национальных языков. В республиках, автономных округах развивается народное творчество, фольклор. По закону «О национально-культурной автономии» возникли национальные общества, которые представляют этносы во взаимоотношениях с властью, в деле защиты культурных интересов.

5.4. Наиболее распространенной формой стала массовая культура, общедоступная, предназначенная для широких масс и учитывающая упрощенные вкусы и запросы. Усвоение массовой культуры происходит в форме различного рода развлекательных мероприятий (кино, телевидение, спортивные зрелища и т. д.), имеющих высокий уровень зрелищности.

Российское массовое эстрадное искусство (так называемая «попса», возникшая еще в советский период) приобрело огромный размах. Шоу – массовое зрелище – вошло в традиционные формы существования искусства, соединив шоу и эстраду, шоу и телевидение, шоу и спорт и т. д.

• Тенденцией последних лет в массовой культуре стало приобретение ею национального характера. Серийные детективы западных авторов почти вытеснены такого же уровня произведениями А. Марининой, В. Корецкого, Д. Донцовой и др. Появился российский «женский роман». Отечественные сериалы, все чаще появляющиеся на российских телеэкранах, по рейтинговым оценкам опережают зарубежные аналоги.

• В рамках массовой культуры развивается молодежная субкультура. В ней сочетаются принципы гуманизма, любви к природе, романтизм с проповедями упадка, а порой культом жестокости и насилия. Среди основных молодежных направлений современной музыкальной культуры – техно, транс, рэп. К современным направлениям молодежной субкультуры относятся также толкиенисты, роллеры, байкеры, хакеры и т. д.


Выводы

1. Современный социокультурный процесс в России происходит на фоне экономических и политических изменений в стране. Он глубоко затронул сферу духовной жизни людей. В условиях отсутствия официальной идеологии идет поиск национальной идеи, способной объединить расколотое общество. Не завершилось еще формирование принятых нравственных образцов. Предлагаемые обществом, его культурой этические нормы – противоречивы.

2. В социокультурных, экономических, политических условиях современной России происходит формирование нового мироощущения, нового типа личности, ориентированной на достижение собственными усилиями успеха, в том числе материального. Новая система ценностей включает в себя высокую оценку свободы личности и самостоятельности, индивидуализм.

3. Все большую роль в жизни россиян играют традиционные религии народов России, способствующие закреплению твердых нравственных норм.

4.  Наука и образование в нашей стране пережили в первой половине 90-х гг. значительный спад. В последние годы наметилась тенденция к их возрождению, но до полного восстановления на современном уровне еще далеко.

5. Основные направления российской художественной культуры развиваются в рамках мирового искусства. Однако проблемы переходной эпохи создают немалые трудности на пути реализации творческих планов людей, занятых в различных ее сферах.

6. Характерным явлением времени стало возрождение традиций и культуры многочисленных народов России.

7. Огромное воздействие на общество, и в первую очередь молодежь, оказывает массовая культура, мощный потенциал которой мог бы быть использован в том числе для распространения и закрепления положительных нравственных норм и ценностей.


Вопросы и задания

1. Подумайте и сконструируйте «картину мира» российского человека конца XX в.? Чем, на ваш взгляд, она отличается от картины мира советского человека?

2. Обратитесь к истории родного края. Какие памятники русской усадебной культуры сохранились здесь? Подготовьте рассказ об истории их владельцев?

3. Какие направления современного музыкального искусства вам известны? В чем их особенности?

4. Почему XX век ассоциируется с кризисом культуры? Какие элементы этого кризиса нашли свое отражение в художественной жизни современной России?

5. Составьте кроссворд на тему «Отечественные театр и кино на рубеже XX–XXI вв.».


Литература

Крамник В. В. Имидж реформ: Психология и культура перемен в России. СПб., 1995.

Новая волна: Русская культура и субкультура на рубеже 80—90-х годов. М., 1994.

Постмодернизм и культура. М., 1991.

Ровнер А. Третья культура. СПб., 1996.

Кара-Мурза А. А., Панарин А. С., Пантин И. К. Духовно-идеологическая ситуация в современной России: перспективы России // Полис. 1995. № 4.

Лавада Ю. Homo Post-Soveticus // Общественные науки и современность. 2000. № 6.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!