СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема выступления: «Методы производственного обучения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема выступления: «Методы производственного обучения»

Просмотр содержимого документа
«Тема выступления: «Методы производственного обучения»»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением

«Раифское специальное профессиональное училище №1 закрытого типа»







Тема выступления: «Методы производственного обучения»








Мастер п/о: Галиуллин А.Т.









2015 год.



Методы производственного обучения

        Методы производственного обучения – способы совместной взаимосвязанной деятельности мастера и учащихся, при помощи которых достигается прочное овладение учащимися профессиональными компетенциями, формируется их мировоззрение, развиваются творческие способности.

Классификация методов производственного обучения:

        1. Перцептивные, т.е. определяемые характером источника информации. К ним относятся: словесные методы (рассказ, объяснение, беседа, лекция, инструктаж, самостоятельная работа учащихся с литературой письменное инструктирование); наглядно-демонстрационные (демонстрация наглядных пособий, показ трудовых операций и приемов).

        2. Метод упражнения – многократные целенаправленные повторения учащимися определенных действий в целях их сознательного совершенствования. Содержание упражнений имеет две стороны – производственную (что будут делать учащиеся, какие учебно-производственные задания выполнять) и учебную (какие приемы, операции, способы труда по профессии они будут отрабатывать).

        3. Методы развития самостоятельности и активности учащихся (самостоятельные наблюдения, учебно-производственные экскурсии, решение производственно-технических задач, лабораторно-практические работы, выполнение домашних заданий).

        4. Методы проверки знаний, умений и навыков (устный и письменный опрос, выполнение и анализ проверочных практических заданий, квалификационных пробных работ).

Примерная классификация и структура типов уроков производственного обучения и методы обучения

Примерные типы уроков, их структура

Методы обучения



Урок изучения трудовых приемов и операций

1.Вводный инструктаж. Цель урока. План урока.


2.Показ выполнения приема или операции в целом.


3.Демонстрация по элементам приема или операции.


4.Текущий инструктаж.


5.Самостоятельное выполнение упражнений, заданий учащимися.


6.Проверка правильного выполнения технологических приемов и операций.


7.Подведение итогов, уточнение ошибок, неточностей, причины их             появления, предупреждение, их устранение.


8.Домашнее задание.

9.Уборка рабочего места.



Объяснение, беседа (информационный)


Изложение, рассказ, применение комплексных средств обучения


Объяснительно-иллюстративный



Беседа, изложение 


Беседа, объяснение, воспроизведение знаний, умений (репродуктивный, частично-поисковый)




Беседа, объяснение (репродуктивный)



Урок изучения трудовых процессов и комплексов операций

1.Вводный инструктаж. Цель урока. План урока.


2.Показ выполнения приема и операций.


3.Демонстрация поэтапного выполнения приемов и операций.


4.Показ выполнения приемов и операций в комплексе.


5.Текущий инструктаж.


6.Самостоятельное выполнение учащимися трудовых приемов и операций. 


7.Подведение итогов, уточнение ошибок, неточностей, причины их появления, предупреждение, их устранение.

8.Домашнее задание.

9.Уборка рабочего места.




Объяснение, беседа 

(информационный)


Изложение, рассказ, объяснение, применение комплексных средств обучения

Информационный: объяснительно-иллюстративный


Беседа, объяснение, воспроизведение знаний, умений (репродуктивный, частично-поисковый)


Беседа, объяснение (репродуктивный)



Урок проверки практических знаний, умений и навыков

1.Вводный инструктаж. Цель урока. План урока.


2.Воспроизведение и показ 

выполнения трудовых процессов



3.Самостоятельное выполнение учащимися операций, приемов комплекса трудовых действий




Объяснение, беседа (информационный)


Изложение, применение комплексных средств обучения (информационный: объяснительно-иллюстративный)

Объяснение и самостоятельная работа, показ с применением комплексных средств обучения (частично-поисковый, проблемный или исследовательский)

Виды учебно-производственной деятельности учащихся, контролируемые мастером п/о

п/п

Наименование того, что контролируется

Основные эталоны, показатели

Способы диагностики


1.

Качество выполнения производственных, учебно-производственных работ.

Выполнение техпроцесса, установленных требований к качеству работы (продукции).

Пробные, проверочные и другие контрольные работы.


2.

Производительность труда.

Установленные нормы времени (выработки).

Пробные, проверочные и другие контрольные работы.


3.

Применение профессиональных знаний в учебно-производственной деятельности.

Уровни усвоения профессиональных знаний и применение их на практике.

Специальные тестовые задания теоретического и практического характера. Лабораторно-практические работы, зачеты


4.

Владение приемами и способами выполнения учебно-производственных работ, включая контроль процесса результатов труда.

Уровни усвоения и способов выполнения работ (репродуктивный, продуктивный, творческий).

Специальные тестовые задания теоретического и практического характера. Демонстрация (показ) приемов и способов выполнения работы, зачет


5.

Организация труда и рабочего места.

Правила, нормативы и требования к организации труда и рабочего места.

Специальные тестовые задания, наблюдения.


6.

Соблюдение правил и норм безопасности труда, производственной санитарии и гигиены экологических требований.

Правила и нормы безопасности труда, производственной санитарии и гигиены, экологические требования применительно к профессии.

Специальные тестовые задания, наблюдения, зачет, смотр.

        У каждого вида и способа контроля есть свои достоинства и недостатки. Комплексное применение видов и способов контроля с учетом специфических целей урока, с учетом оценивания профессиональных знаний, умений делает контроль гибким, действенным, стимулирующим. При подготовке к уроку производственного обучения мастер составляет перечень видов учебно-производственных работ учащихся в соответствии с темой урока.

        При подборе учебно-производственных работ следует руководствоваться выработанными практикой требованиями: соответствие изделий (работ) учебным задачам, т.е. при изготовлении (выполнении) учащиеся должны осваивать приемы, предусмотренные учебной программой; изготовление учащимися изделий (выполнение работ), имеющих производственную ценность, что повышает интерес учащихся к обучению и дает экономический эффект; соблюдение дидактических принципов перехода от простого к сложному, от легкого к трудному; соответствие работ физическим возможностям учащихся и уровню их технических знаний и навыков на определенной стадии обучения; учет психологических особенностей учащихся, в частности неустойчивости их внимания при однообразной работе в течение длительного времени и, наоборот, интереса к обработке разнообразных изделий; соответствие объема работ, предусмотренных перечнем, количеству часов, отведенных на изучение темы (за вычетом времени на инструктаж и упражнения).

                Основными общими показателями качества усвоения учащимися знаний, умений, навыков по производственному обучению являются:

        ● правильность приемов работы и рациональность организации труда и рабочего места;

        ● соблюдение техпроцесса, технических требований и других качественных показателей учебно-производственных работ;

        ● выполнение установленных количественных показателей (норм времени, выработки);

        ● степень самостоятельности и качества выполнения задания.

Активные методы  производственного обучения

        Активность в производительном труде – это способность учащегося по внешним признакам работы машины, агрегата представить внутренний процесс и на основе анализа этих признаков принять целесообразное решение по его регулированию; это рационализация усвоенных способов деятельности, производственная смекалка, способность умело действовать в изменившихся условиях.

                К активным методам  относятся:

        1. Деловые (производственные) игры. Типичные производственные ситуации и виды заданий для проведения игр:

        ► определение (диагностика) дефектов обработки (сборки, работы машины, наладки, регулировки и т.д.) по их описанию, проявлению, характеристикам работы машины, агрегата, аппарата;

        ► определение характера деятельности рабочего в условиях различных отклонений технологического процесса от нормы, заданных словесно, письменно или показаниями приборов на тренажере (имитаторе);

        ► обсуждение плана действий и распределение ролей рабочих в бригаде при получении  определенного задания;

          ► определение дефектов в работе машины, агрегата, прибора, аппарата и т.п.;

        ► определение путей повышения качества и производительности труда рабочего при различных вариантах последовательности работы, использования инструментов, приспособлений, приборов и т.п.

        2. Поисковая беседа (эвристическая), в ходе которой практикуется решение производственно-технических задач:

        ► расчеты режимов обработки, наладки, регулировки;

        ► нахождение необходимых данных в таблицах, справочниках, диаграммах;

        ► определение режимов и параметров выполнения учебно-производственных работ с использованием кинематических схем машин и механизмов;

        ► разработка монтажных схем на основе принципиальных и т.п.

        3. Задания творческого характера:

        ► конструирование приспособлений и другой оснастки, повышающей качество и производительность труда;

        ► самостоятельная разработка технологических процессов обработки, сборки, наладки;

        ► выбор наиболее рационального технологического процесса выполнения учебно-производственных работ из нескольких предложенных мастером или самостоятельно разработанных учащимися;

        ► разработка предложений по экономии времени, материалов, энергии и т.п.

        4. Поисковая (продуктивная) деятельность учащихся:

        ► активное участие учащихся в разборе особенностей новых трудовых приемов;

        ► выполнение заданий  по карте, раскрывающей только последовательность выполнения приемов без подробных инструктивных указаний;

        ► самостоятельное определение технологической последовательности и режимов выполнения задания;

        ► самостоятельная работа на тренажерах в различных режимах и ситуациях.

Список использованной литературы

  1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.

2. Скакун В.А. Организация и методика профессионального обучения. Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2007.

3.Сластенин В.А., Исаев И.Ф. Педагогика. М.: АКАДЕМА, 2003.

4.Харламов И.Ф. Педагогика. – М., 2004.

5.Организация и методика производственного обучения 2004г.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!