МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением
«Раифское специальное профессиональное училище №1 закрытого типа»
Тема выступления: «Методы производственного обучения»
Мастер п/о: Галиуллин А.Т.
2015 год.
Методы производственного обучения
Методы производственного обучения – способы совместной взаимосвязанной деятельности мастера и учащихся, при помощи которых достигается прочное овладение учащимися профессиональными компетенциями, формируется их мировоззрение, развиваются творческие способности.
Классификация методов производственного обучения:
1. Перцептивные, т.е. определяемые характером источника информации. К ним относятся: словесные методы (рассказ, объяснение, беседа, лекция, инструктаж, самостоятельная работа учащихся с литературой письменное инструктирование); наглядно-демонстрационные (демонстрация наглядных пособий, показ трудовых операций и приемов).
2. Метод упражнения – многократные целенаправленные повторения учащимися определенных действий в целях их сознательного совершенствования. Содержание упражнений имеет две стороны – производственную (что будут делать учащиеся, какие учебно-производственные задания выполнять) и учебную (какие приемы, операции, способы труда по профессии они будут отрабатывать).
3. Методы развития самостоятельности и активности учащихся (самостоятельные наблюдения, учебно-производственные экскурсии, решение производственно-технических задач, лабораторно-практические работы, выполнение домашних заданий).
4. Методы проверки знаний, умений и навыков (устный и письменный опрос, выполнение и анализ проверочных практических заданий, квалификационных пробных работ).
Примерная классификация и структура типов уроков производственного обучения и методы обучения
Примерные типы уроков, их структура | Методы обучения |
Урок изучения трудовых приемов и операций 1.Вводный инструктаж. Цель урока. План урока. 2.Показ выполнения приема или операции в целом. 3.Демонстрация по элементам приема или операции. 4.Текущий инструктаж. 5.Самостоятельное выполнение упражнений, заданий учащимися. 6.Проверка правильного выполнения технологических приемов и операций. 7.Подведение итогов, уточнение ошибок, неточностей, причины их появления, предупреждение, их устранение. 8.Домашнее задание. 9.Уборка рабочего места. | Объяснение, беседа (информационный) Изложение, рассказ, применение комплексных средств обучения Объяснительно-иллюстративный Беседа, изложение Беседа, объяснение, воспроизведение знаний, умений (репродуктивный, частично-поисковый) Беседа, объяснение (репродуктивный) |
Урок изучения трудовых процессов и комплексов операций 1.Вводный инструктаж. Цель урока. План урока. 2.Показ выполнения приема и операций. 3.Демонстрация поэтапного выполнения приемов и операций. 4.Показ выполнения приемов и операций в комплексе. 5.Текущий инструктаж. 6.Самостоятельное выполнение учащимися трудовых приемов и операций. 7.Подведение итогов, уточнение ошибок, неточностей, причины их появления, предупреждение, их устранение. 8.Домашнее задание. 9.Уборка рабочего места. | Объяснение, беседа (информационный) Изложение, рассказ, объяснение, применение комплексных средств обучения Информационный: объяснительно-иллюстративный Беседа, объяснение, воспроизведение знаний, умений (репродуктивный, частично-поисковый) Беседа, объяснение (репродуктивный) |
Урок проверки практических знаний, умений и навыков 1.Вводный инструктаж. Цель урока. План урока. 2.Воспроизведение и показ выполнения трудовых процессов 3.Самостоятельное выполнение учащимися операций, приемов комплекса трудовых действий | Объяснение, беседа (информационный) Изложение, применение комплексных средств обучения (информационный: объяснительно-иллюстративный) Объяснение и самостоятельная работа, показ с применением комплексных средств обучения (частично-поисковый, проблемный или исследовательский) |
Виды учебно-производственной деятельности учащихся, контролируемые мастером п/о
№ п/п | Наименование того, что контролируется | Основные эталоны, показатели | Способы диагностики |
1. | Качество выполнения производственных, учебно-производственных работ. | Выполнение техпроцесса, установленных требований к качеству работы (продукции). | Пробные, проверочные и другие контрольные работы. |
2. | Производительность труда. | Установленные нормы времени (выработки). | Пробные, проверочные и другие контрольные работы. |
3. | Применение профессиональных знаний в учебно-производственной деятельности. | Уровни усвоения профессиональных знаний и применение их на практике. | Специальные тестовые задания теоретического и практического характера. Лабораторно-практические работы, зачеты |
4. | Владение приемами и способами выполнения учебно-производственных работ, включая контроль процесса результатов труда. | Уровни усвоения и способов выполнения работ (репродуктивный, продуктивный, творческий). | Специальные тестовые задания теоретического и практического характера. Демонстрация (показ) приемов и способов выполнения работы, зачет |
5. | Организация труда и рабочего места. | Правила, нормативы и требования к организации труда и рабочего места. | Специальные тестовые задания, наблюдения. |
6. | Соблюдение правил и норм безопасности труда, производственной санитарии и гигиены экологических требований. | Правила и нормы безопасности труда, производственной санитарии и гигиены, экологические требования применительно к профессии. | Специальные тестовые задания, наблюдения, зачет, смотр. |
У каждого вида и способа контроля есть свои достоинства и недостатки. Комплексное применение видов и способов контроля с учетом специфических целей урока, с учетом оценивания профессиональных знаний, умений делает контроль гибким, действенным, стимулирующим. При подготовке к уроку производственного обучения мастер составляет перечень видов учебно-производственных работ учащихся в соответствии с темой урока.
При подборе учебно-производственных работ следует руководствоваться выработанными практикой требованиями: соответствие изделий (работ) учебным задачам, т.е. при изготовлении (выполнении) учащиеся должны осваивать приемы, предусмотренные учебной программой; изготовление учащимися изделий (выполнение работ), имеющих производственную ценность, что повышает интерес учащихся к обучению и дает экономический эффект; соблюдение дидактических принципов перехода от простого к сложному, от легкого к трудному; соответствие работ физическим возможностям учащихся и уровню их технических знаний и навыков на определенной стадии обучения; учет психологических особенностей учащихся, в частности неустойчивости их внимания при однообразной работе в течение длительного времени и, наоборот, интереса к обработке разнообразных изделий; соответствие объема работ, предусмотренных перечнем, количеству часов, отведенных на изучение темы (за вычетом времени на инструктаж и упражнения).
Основными общими показателями качества усвоения учащимися знаний, умений, навыков по производственному обучению являются:
● правильность приемов работы и рациональность организации труда и рабочего места;
● соблюдение техпроцесса, технических требований и других качественных показателей учебно-производственных работ;
● выполнение установленных количественных показателей (норм времени, выработки);
● степень самостоятельности и качества выполнения задания.
Активные методы производственного обучения
Активность в производительном труде – это способность учащегося по внешним признакам работы машины, агрегата представить внутренний процесс и на основе анализа этих признаков принять целесообразное решение по его регулированию; это рационализация усвоенных способов деятельности, производственная смекалка, способность умело действовать в изменившихся условиях.
К активным методам относятся:
1. Деловые (производственные) игры. Типичные производственные ситуации и виды заданий для проведения игр:
► определение (диагностика) дефектов обработки (сборки, работы машины, наладки, регулировки и т.д.) по их описанию, проявлению, характеристикам работы машины, агрегата, аппарата;
► определение характера деятельности рабочего в условиях различных отклонений технологического процесса от нормы, заданных словесно, письменно или показаниями приборов на тренажере (имитаторе);
► обсуждение плана действий и распределение ролей рабочих в бригаде при получении определенного задания;
► определение дефектов в работе машины, агрегата, прибора, аппарата и т.п.;
► определение путей повышения качества и производительности труда рабочего при различных вариантах последовательности работы, использования инструментов, приспособлений, приборов и т.п.
2. Поисковая беседа (эвристическая), в ходе которой практикуется решение производственно-технических задач:
► расчеты режимов обработки, наладки, регулировки;
► нахождение необходимых данных в таблицах, справочниках, диаграммах;
► определение режимов и параметров выполнения учебно-производственных работ с использованием кинематических схем машин и механизмов;
► разработка монтажных схем на основе принципиальных и т.п.
3. Задания творческого характера:
► конструирование приспособлений и другой оснастки, повышающей качество и производительность труда;
► самостоятельная разработка технологических процессов обработки, сборки, наладки;
► выбор наиболее рационального технологического процесса выполнения учебно-производственных работ из нескольких предложенных мастером или самостоятельно разработанных учащимися;
► разработка предложений по экономии времени, материалов, энергии и т.п.
4. Поисковая (продуктивная) деятельность учащихся:
► активное участие учащихся в разборе особенностей новых трудовых приемов;
► выполнение заданий по карте, раскрывающей только последовательность выполнения приемов без подробных инструктивных указаний;
► самостоятельное определение технологической последовательности и режимов выполнения задания;
► самостоятельная работа на тренажерах в различных режимах и ситуациях.
Список использованной литературы
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.
2. Скакун В.А. Организация и методика профессионального обучения. Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2007.
3.Сластенин В.А., Исаев И.Ф. Педагогика. М.: АКАДЕМА, 2003.
4.Харламов И.Ф. Педагогика. – М., 2004.
5.Организация и методика производственного обучения 2004г.