СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: Знакомство с жанром предания

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Форма: урок – открытие,ФГОС

 Тип урока:проблемно – эвристический

Тема: Знакомство с жанром предания

Цель;

познакомить с жанром предания

Задачи

Образовательные:

углублять знания учащихся о многообразии жанров устного народного творчества;

определить своеобразие жанра предания;

найти общие черты сказки и предания и их отличия;

Просмотр содержимого документа
«Тема: Знакомство с жанром предания»



Форма: урок – открытие,ФГОС

Тип урока: проблемно – эвристический

Тема: Знакомство с жанром предания

Цель;

познакомить с жанром предания

Задачи

Образовательные:

углублять знания учащихся о многообразии жанров устного народного творчества;

определить своеобразие жанра предания;

найти общие черты сказки и предания и их отличия;

Развивающие:

способствовать развитию логического мышления;

учиться выдвигать гипотезу, сопоставлять, анализировать, делать выводы

совершенствовать монологическую речь учащихся;

развивать внимание, сообразительность и коммуникативные способности работы в группе;

Воспитательные:

воспитывать чувство любви и уважения к родному языку

создать условия для формирования любви к родной природе, бережного к ней отношения

воспитывать внимательное отношение к слову, любовь к родному языку, родине

Планируемые результаты учебного занятия

Предметные:

определять характерные особенности народной и литературной сказки;

анализировать незнакомый жанр, находить в нём черты, роднящие его со сказкой и отличающие от него:

различать сказку и предание

Метапредметные

регулятивные: участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать своё ; определять цели и задачи урока;

коммуникативные: обсуждать в рабочей группе информацию; слушать товарища и обосновывать своё мнение; выражать свои мысли и идеи;

познавательные: составлять таблицу; объяснять значения новых слов; работать с художественным текстом; задавать вопросы к нему, создавать собственный текст;

личностные: осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию; устанавливать связь между целью деятельности и её результатом, оценивать собственный вклад в работу группы;

формирование УУД:

познавательные: продолжить формирования умения работать с таблицей, использовать её для структурирования информации; находить черты сходства и отличия, анализировать текст художественного произведения, объяснять значения новых слов;

коммуникативные: продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе, умения слушать товарища и обосновывать своё мнение, а также умения выражать свои мысли и идеи;

регулятивные: продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выдвигать гипотезу; продолжить формирования умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать своё; продолжить формирование умения определять характерные черты определённого литературного жанра, формирование умения работать в диалоге с учителем, совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки, продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки .

личностные: создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению; осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию; устанавливать связь между деятельностью и её результатом, оценивать свой вклад в работу группы.

1.Приветствие учащихся и гостей

Актуализация знаний

Дорогие ребята, сегодня я снова пригашаю вас в гости к сказке, а значит, нам предстоит пройти испытание: отгадайте , из какой сказки взяты эти строчки ( викторина по сказкам; отвечают представители каждой группы)

Молодцы. Можем продолжить работу. Судя по тому, как легко вы прошли испытание, вы любите сказки. Зачем люди читают сказки? Почему раньше сказки рассказывали не только детям, но и взрослым?( учили, воспитывали, передавали знания).А какие бывают сказки?( народные и литературные)

Каковы общие черты сказок? ( занимательный сюжет, волшебные события и герои, числа и др.)

Работа с таблицей. Заполняем таблицу, в которой указываем характерные для сказок черты.

- Сейчас я прочитаю вам интересную историю, а вы, пользуясь таблицей , отметьте общие черты со сказкой у этой истории, если они будут.

Чтение повествования, проверка общих черт. Вывод:

- У этого произведения есть черты, характерные для сказки

Работа в группе

А теперь каждая из групп выполнит своё задание.

1гр. выписать старинные ( устаревшие) слова и объяснить их значение.

2гр. записать слова, характеризующие героев , объяснить, почему они получили у вас такую оценку

3гр. записать вопросы, которые возникли после прочтения истории.

4 гр. допишите окончание истории по законам сказки

Ответы групп, оценивание ответов

Физкультминутка

- А теперь прочитайте выразительно окончание истории ( текст даётся учителем)

Чтение окончания предания.

- Чем этот финал отличается от финала сказки?( несчастливый)

- Какой вывод мы можем сделать? Это не сказка .Можем ли назвать этот жанр? С ним и предстоит сегодня познакомиться.

- Запишите его название в таблицу: предание.

- Попробуйте объяснить значение этого слова с помощью морфемного состава. Каково значение приставки пре? ( пере) Подберите однокоренные слова: данный, передать, переданный.

Кому переданный? Как переданный? Зачем переданный?

- Какое явление действительности объясняет предание о берёзе? ( почему стала символом России, почему ствол белый?) Каким главным качеством обладала Берёзка? Что нас в ней восхищает?

Верность.

Подберите синонимы к этому слову : стойкость, надёжность, преданность. Какова главная мысль предания, его идея? Чему научило?

- Надо быть верным любимым ( Берёзка) , родине ( женихи девушек)

- А вы знаете происхождение этого слова? Оно произошло от древнерусского «Вера», т.е. истина. Значит, такое большое значение придавали этому качеству люди с древности.

- Итак, это предание рассказало нам о необходимости быть верным ,о том, почему берёза стала символом нашей родины. А есть и другие .Прочитайте предложенные каждой группе предания и ответьте, о чём повествуют они? Что объясняют? Отвечать будет другая группа

1гр. Об основании Санкт - Петербурга

2гр. О происхождении названия Охта

3гр. О Волге и Каме и особенностях впадения Камы в Волгу

4гр. О недопустимости корыстолюбия и появлении черепахи

Итак , давайте повторим полученные знания. Что сближает предание со сказкой? Что отличает? О чём может рассказать предание?

- Мы многое уже можем сказать о новом жанре, ведь отметили его черты, роднящие со сказкой, и нашли отличия.

- Попробуйте самостоятельно дать определение жанра предания, Предание - это ……..рассказ о …… , который

А теперь проверим себя по словарю :

Чтение словарной статьи ( слайд)

Итак, мы познакомились с новым жанром - преданием. Дома подготовьте выразительное чтение или пересказ какого – либо предания , нарисуйте иллюстрации к нему , а может быть, кто – нибудь из вас попробует сам сочинить его?

Сегодня у нас был не совсем обычный урок. Каковы ваши впечатления? На доске нарисовано дерево берёза, оденьте его « листвой», написав на листочках свои впечатления от него, используя слова оценки( « хорошо», « плохо» , « интересно», « здорово» , « трудно», «необычно») .

Спасибо всем за работу .Удачи и новых открытий!