Организационно-поисковый
Рефлексивно-
коррегирующий
|
Выставляется картина «Дом»
Выставляется картина «Семья»
- Что это?
- Какой последний звук вы услышали в этом слове?
- В этом доме живет семья. Прислушайтесь, какой звук есть в середине этого слова?
- Сегодня мы с вами будем изучать звуки [м-мь].
III. Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам.
1. – С помощью чего мы произносим звуки [м], [мь]?
- Струя воздуха свободно выходит изо рта или встречает преграду?
- При произнесении звуков [м], [мь] губы сомкнуты, на пути воздушной струи стоит преграда, воздушная струя как бы разрывает губы.
- Звуки ,при произнесении которых встречаются преграды во рту называются согласными.
Выставляется картинки
Дети в этой семье очень любят отгадывать загадки. Давайте и мы с ними поиграем:
Маленькие зверьки,
Серенькие шубки,
Длинные хвосты,
Черненькие глазки.
Остренькие зубки. Кто это?
Бьют его рукой и палкой-
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут.
- «Мышь» - как звучит звук [м]?
- «Мяч» - как звучит звук [мь]?
Вывод: Звуки [м], [мь] согласные, могут быть твердыми и мягкими.
Звуковой анализ слов «мышь», «мяч» (белые кружки выставляются на доску с закрашиванием первых кружков в синий цвет).
Игровая ситуация «Фокус».
- Посмотрите на эти схемы слов. Мы с вами узнали, что согласные могут произноситься твердо и мягко. А на нашей схеме этого не видно.
Как бы нам показать, что звук [м] в первом случае звучит твердо, а во втором мягко, словно солнышко растопило еготвердость?
- Я закрашу желтым фломастером синий кружок во втором слове, как будто на него попал лучик солнца.
- Теперь мы можем, отличит схемы слов «мышь» и «мяч»? Как? Почему?
Развитие фонематического слуха.
- Сейчас мы поиграем в игру «Кто внимательный?». Поднимите синий кружок, если услышите в слове звук [м], зеленый- если в слове есть звук [мь]: мяч, мышь, малина, домик, муха, медведь, машина, дом, семья, дым.
Произношение звуков в слогах. Развитие речеслухового внимания.
- Эта малышка только учится говорить. Сейчас она произносит слоги, давайте повторим их вместе с ней: ма-мо-му, ам-им-ом, ми-мя-ме.
Произношение звуков в словах, развитие фонематических процессов.
- Придумайте членам этой семьи имена со звуками [м], [мь].
- Как они ласково называют свою маму? Мамочка, мамулечка, мамуленька, любимая, милая)
- (имя девочки, придуманное детьми) учится говорить слова, но пропускает звуки. Поможем ей: .алина, .уха, .едведь, ды., .ашина, до..
Физкультминутка. «Моя семья»
Знакомство с буквой.
- Ребята, а вы любите своих мам?
- Вы хотите научиться писать это слово?
- Посмотрите, этой буквой обозначаются звуки [м], [мь].
- Я раскрою секрет нашего языка: в русском языке твердые и мягкие звуки обозначаются одной буквой.
- Без этой буквы слово «мама» не написать.
Взялись за руки друзья.
И сказали: «Ты да я – это мы!»
А между тем
Получилась буква М.( показ буквы)
И/у « На что похожа буква»
- Выложите букву из счетных палочек.
- Найдите букву, которой обозначаются звуки [м],
[мь]. Закрасьте ее.
С какими звуками сегодня познакомились?
- Что еще нового узнали на занятии?
- Что было трудным для вас на занятии?
- Спасибо всем за работу.
|
Отвечают на вопросы
Работают с зеркалами
Отгадывают загадки
Мышь
Мяч
Звучит твёрдо
Звучит мягко
Синяя бусина на глазах детей превращается в зелёную.
мягкие согласные зеленым цветом, а твердые оставлять синими. Красным цветом, как раньше обозначается гласный звук.
Работают с кружками зелёного и синего цвета
Проговаривание хором, подгруппами, индивидуально
Дети придумывают имена деду, бабушке, маме, папе, дочке, сыну.
Дети называют слова, на доску выставляются картинки.
Дети определяют место звуков [м], [мь] в словах, обозначают место звуков в звуковых домиках.
Отвечают на вопросы
Называют сходство с преметами
Выкладывают букву из счётных палочек.
Закрашивают букву
Отвечают на вопросы
|