СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематическая беседа : "Земля отцов - Донская степь"

Нажмите, чтобы узнать подробности

          Тематическая беседа :  «Земля отцов – Донская степь».

 

Цель: создать благоприятные условия для успешной работы по данной теме.

 

Задачи:

 

систематизировать знания учащихся о земле предков, ее животном и растительном мире, ролью человека;

 

 развивать умение добывать знания из окружающей действительности, наблюдать, рассуждать, делать выводы, сравнивать, обобщать, находить общие и отличительные признаки растений, способность видеть и понимать окружающий мир;

 

 воспитывать бережное отношение к природе, значимость растений и животных для человека и нашей планеты.

 

Просмотр содержимого документа
«Тематическая беседа : "Земля отцов - Донская степь"»


Тематическая беседа : «Земля отцов – Донская степь».


Цель: создать благоприятные условия для успешной работы по данной теме.


Задачи:


систематизировать знания учащихся о земле предков, ее животном и растительном мире, ролью человека;


развивать умение добывать знания из окружающей действительности, наблюдать, рассуждать, делать выводы, сравнивать, обобщать, находить общие и отличительные признаки растений, способность видеть и понимать окружающий мир;


воспитывать бережное отношение к природе, значимость растений и животных для человека и нашей планеты.


Ход мероприятия.


1.Организационный момент.

- Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие. В пути мы узнаем много интересного. Определить тему мероприятия попробуйте сами после прослушивания стихотворения.


Люблю тебя мой край степной,

За широту земли

За то, что ты передо мной

Дороги расстелил.

За все сады и тополя

Что снились много лет.

За то, что черная земля

Рожает белый хлеб.


2. Постановка учебной задачи.


- Так о чем пойдет сегодня речь?


- Ребята, каждый из вас любит свой дом, свою улицу, свой поселок. Слагаясь воедино, эти любимые места составляют Ростовскую область. которая является частью нашей великой страны. Гостеприимная Донская земля – это наша малая Родина И сегодня мы с вами ближе познакомимся с растениями, животными области. Выясним к какой природной зоне относится наша область. А поможет нам в этом дополнительный материал и карта, которые находятся у вас на партах.

Справочный материал


Ростовская область – субъект Российской Федерации на юге Европейской части России, входит в состав Южного федерального округа. Граничит на востоке с Волгоградской областью, на севере- с Воронежской, на юге – с Краснодарским и Ставропольским краями, республикой Калмыкией, на западе – с Украиной.


3. Формирование новых знаний.


Предлагаю работать по следующему плану:

а). климат;

б). природная зона;

в). занятия населения;

г). растительный мир;

д). животный мир.


- Сегодня вы разделитесь на группы и будете научными работниками. Каждая группа будет проводить свои исследования. Итак, 1 группа – географы, 2 группа – биологи, 3 группа – зоологи, 4 группа – экологи.

Знакомо вам это слово? Кто такие экологи? Чем они занимаются?


4. Работа с картой.


Почему на карте вся территория закрашена разными цветами? Почему на Земле разные природные зоны? От чего это зависит?

(От климата. Климат зависит от распределения тепла на земле, растительность и животный мир зависят от климата. В северных районах солнечные лучи падают наклонно. Они скользят по поверхности Земли и слабо ее нагревают. Чем южнее, тем более прямее падают солнечные лучи на Землю, тем сильнее они нагревают земную поверхность).


Постарайтесь найти информацию о климате степей

(В зоне степей жарко, т.к. солнечные лучи падают прямее и земля получает больше тепла. Зона степей расположена в умеренном поясе. Южнее зоны лесов тепла еще больше, но осадков выпадает меньше. Из-за недостатка влаги деревьям здесь труднее расти. Леса все чаще чередуются с безлесыми участками, а затем и вовсе исчезают. Так постепенно лесная зона сменяется зоной степей. В степной зоне лето продолжительное, засушливое. В июле +22-+25 градусов, жара может достигать до 40 градусов. Погода сухая, солнечная. Часто дуют сухие горячие ветры суховеи. Иногда суховеи переходят пыльные бури. Дожди имеют ливневый характер. Быстро проходит ливень, и большая часть воды, не успевая напоить почву, потоками стекает в низины и испаряется. Зима короткая и теплая, но бывают холода до -20-30 градусов. Весной степь оживает, покрывается ковром тюльпанов и ирисов.

5. Релаксация с музыкальным сопровождением.


Закройте глаза и представьте такую картину: куда ни посмотришь – кругом безбрежные просторы, тебя обдувает горячим ветром, нещадно палит солнце, и нет ни одного деревца, только травы качаются вокруг. Вот такая зона степей.


6. Итак, начинаем работу в группах Каждая группа получает карточки-помогайки с вопросами, по которым вы будете строить ответы.

Географы, пользуясь картой и дополнительной литературой постараются определить место нахождения зоны степей.

Ботаники, расскажут нам о растительном мире степей.

Зоологи подготовят рассказ о животных.

Экологи – об охране зоны степей или экологических проблемах.


Группы работают.


Начинаем характеризовать зону степей.


Слово предоставляется географам


.О чем рассказала карта? Покажите где находятся Донские степи.

Тепла в степях больше, чем в зоне лесов, но осадков выпадает меньше.

.Лето долгое, засушливое. В июле +22-+25 градусов, жара может достигать до 40 градусов. Погода сухая, солнечная. Часто дуют сухие горячие ветры суховеи. Иногда суховеи переходят пыльные бури. Дожди имеют ливневый характер. Быстро проходит ливень, и большая часть воды, не успевая напоить почву, потоками стекает в низины и испаряется. Зима короткая и теплая, но бывают холода до -20-30 градусов, снега мало. Из-за того, что в зоне степей мало влаги – не растут деревья.


А теперь послушаем биологов.


Какие же растения встречаются на Дону?


Донская степь – это царство трав. Здесь можно встретить полынь, ковыль, типчак, чабрец, шалфей лекарственный, чистотел, тысячелистник, подорожник, ромашка лекарственная, пастушья сумка, мать - мачеха, зверобой, крапива, конский щавель, клевер луговой, лопух и другие. К концу лета степь почти выгорает.. Тогда можно увидеть перекати-поле. Осенью их стебель ломается у самого основания, и ветер гонит легкие, почти прозрачные шары по ровному пространству степей. Так перекати-поле переносит свои семена на дальние расстояния. Красива степь весной, когда сойдет снег. В это время зеленая степь покрыта разноцветными огоньками тюльпанов, ирисов, гиацинтов. И как хочется нарвать как можно больше цветов и принести домой. Кто из вас сделает также? Можно рвать много цветов? Почему?


Призыв


СОХРАНИМ РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР ДОНСКОЙ ЗЕМЛИ


7. Динамическая пауза.


А теперь пришло время зоологам рассказать о животных степи.


Основными представителями животного мира донской степи являются грызуны: суслики, тушканчики, хомяки, полевки.

В степной траве прямо на земле устраивают гнезда перепела, жаворонки, журавли Много в степи и пресмыкающихся. Ящерицы охотятся на насекомых, а змеи – на грызунов. С давних пор люди распахивали степи и охотились на степных животных. Поэтому многие виды животных, обитающих в степях, стали очень редкими или совсем исчезли. Не встретишь больше в степи дикую лошадь Пржевальского. Дрофа и журавль-красавка вынуждены переселяться , так как во время полевых работ их гнезда часто разрушаются.

А как вы думаете, нужно ли охранять животных степи?

Чтобы сохранить редких животных, люди запрещают охоту на них. Создают питомники, где выращивают дроф, сайгаков, куланов.


8. Работа по иллюстрации.


Чем занимаются люди в степи?


Основное занятие людей в степи – растеневодство.

Здесь получают богатые урожаи пшеницы, кукурузы, ячменя, проса, подсолнечника.


Степные травы – хороший корм для домашних животных. Поэтому люди занимаются животноводством. Они разводят коров, овец, лошадей. Плановый выпас не вредит степи. Однако часто бывает, что на землях, отведенных под пастбища, вся растительность вытоптана копытами животных. Это случается потому, что стада не всегда вовремя перегоняют с одного пастбища на другое. В связи с этим в зоне степи возникают экологические проблемы. Об этом нам расскажут экологи.


Чтобы сберечь природу степей надо ограничить распашку земель, выпас скота, бороться с браконьерством, создавать заповедники.


9. Подведение итогов.

В какой зоне мы с вами живем?


Стихотворение


Бесконечная Россия

Словно вечность на земле

Едешь, едешь, едешь, едешь,

Дни и версты нипочем!

Степь широко на просторе

Поперек и вдоль летит,

Словно огненное море

Зноем пышет и палит.


Небеса, как купол медный,

Раскалились. Степь гола;

Кое-где пред хатой бедной

Сохнет бедная ветла

Шагом, с важностью спокойной

Тащут тяжести волы.


Пыль метет метелью знойной,

Вьюгой огненной золы.

Степи голые, немые,

Все же вам и песнь, и честь!

Все вы – матушка Россия,

Какова она ни есть!


10.Просмотр видео записи с видом степи.


Призыв


Давайте беречь наши степи, наш Донской край. Беречь не только для нас, а для будущих поколений.


11. Прослушивание гимна.


И закончить мероприятие мне бы хотелось Гимном Ростовской области.

Звучит гимн.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!