муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №24 «Колосок» г. Назарово Красноярского края
Юридический адрес: 662200, Красноярский край, г. Назарово, ул. Карла Маркса, д.22а, тел. (39155) 5-62-36, e-mail: [email protected]
ПРИКАЗ
от «06» февраля 2016 г. № __- о
О проведении тематического контроля
С целью выяснения состояния работы по организации познавательно-исследовательской деятельности в образовательном процессе в МБДОУ «Детский сад №24 «Колосок»
приказываю:
Создать комиссию для проведения тематической проверки в составе:
Алькова Т.А. - председатель комиссии, заведующий;
Финочко С.В. – член комиссии, старший воспитатель;
Цветцих Н.В. – член комиссии, воспитатель;
Гончарова Т.А. – член комиссии, воспитатель.
Провести тематический контроль по теме: «Особенности организации познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников» с 20 февраля по 10 марта 2017 года по следующим направлениям:
изучить условия, созданные в ДОУ для организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников;
изучить представления педагогов и родителей о познавательно-исследовательской деятельности дошкольников и особенностях ее организации;
проанализировать навыки познавательно-исследовательской деятельности детей;
определить место познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в планах воспитательно-образовательной работы педагогов;
определить перспективы работы по повышению эффективности организации познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников.
Утвердить план проведения тематического контроля (Приложение № 1).
Контроль выполнения данного приказа возложить на старшего воспитателя Финочко С.В.
Заведующий МБДОУ
«Детский сад №24 «Колосок» __________ Т.А. Алькова
С приказом ознакомлены:
Ст. воспитатель ___________ С.В. Финочко
Воспитатель ___________ Н.В. Цветцих
Учитель-логопед ___________ Т.А. Гончарова
Приложение № 1
к приказу № ___-0 от 06.02.2017г.
заведующий ДОУ _______ Т.А. Алькова
План проведения тематического контроля по теме:
«Особенности организации познавательно-исследовательской деятельности
у дошкольников»
с 20 февраля по 10 марта 2017 года
Цель: проанализировать особенности организации познавательно-исследовательской деятельности с дошкольниками в МБДОУ «Детский сад №24 «Колосок»
Основные задачи:
изучить условия, созданные в ДОУ для организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников;
изучить представления педагогов и родителей о познавательно-исследовательской деятельности дошкольников и особенностях ее организации;
определить место познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в планах воспитательно-образовательной работы педагогов;
определить перспективы работы по повышению эффективности организации познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников.
Вопросы контроля | Методы контроля | Рабочие материалы | Сроки | Кто проводит |
Оценка профессионального мастерства воспитателей. | Анализ проведения открытых занятий. | Карта анализа НОД | 20.02.17-10.03.17 | комиссия |
Анкетирование воспитателей. | Анкета «Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников» | 20.02.17-22.02.17 | старший воспитатель |
Анализ диагностических карт самооценки профессионального мастерства педагогов | Диагностическая карта самооценки профессионального мастерства педагогов | 20.02.17-22.02.17 | старший воспитатель |
Создание РППС в групповом помещении | Анализ предметно-развивающей среды в группах. | Карта анализа условий для организации познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности детей | 28.02.17 | комиссия |
Планирование работы | Анализ календарных планов педагогов. | Протокол проверки плана воспитательно-образовательной работы | 27.02.17-03.03.17 | старший воспитатель |
Взаимодействие с родителями по данной проблеме | Анализ календарных планов. | Протокол проверки плана воспитательно-образовательной работы | 27.02.17-03.03.17 | Старший воспитатель |
Анализ наглядной информации для родителей в раздевальных комнатах. | Карта анализа наглядной информации для родителей | 28.02.17 | комиссия |
Анкетирование родителей. | Анкета «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольника» | 01.03.17-10.03.17 | старший воспитатель |
АНКЕТА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
«Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»
Что вы понимаете под познавательно-исследовательской деятельностью дошкольника (выберите один вариант)?
развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации,
формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и творческой активности,
развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира, умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
Какие виды деятельности вы отнесете к познавательно-исследовательской?
экспериментирование, коллекционирование,
проектирование, обсуждение проблемных ситуаций,
наблюдение, целевые прогулки,
познавательные занятия, посещение музеев, библиотек,
свой вариант_________________________________________________________________
В чем вы видите основной путь развития исследовательской активности ребенка
(выберите один вариант):
Теоретический – изучение информации об экспериментах, исследованиях, проектах и их обсуждение,
Практический – организация с ребенком собственных исследований, конструктивная деятельность и общение,
Технологический – изучение этапов исследовательского процесса, их обсуждение,
Ситуативный–изучение предметов и явлений, заинтересовавших ребенка случайно, ситуативно,
Результирующий – подготовка детьми совместно с взрослыми докладов, презентаций об опытах, экспериментах, исследованиях, проектах.
С какими правилами для взрослых, воспитывающих в детях исследовательские умения вы согласны (выберите наиболее близкие вам три варианта):
Поощрять любопытство и любознательность,
Предоставлять возможность действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними,
Формировать мотивацию, связанную с внутренним желанием узнавать что-то новое,
Помогать своим участием в исследовательской деятельности ребенка,
Побуждать доводить начатое дело до конца, высоко оценивать волевые усилия к этому у ребенка,
Беседовать об этапах исследования: намерениях, целях, процессе, результате,
Поощрять за результаты познавательно-исследовательской деятельности.
Какие особенности вы учитываете при создании центра экспериментирования в групповом помещении (выберите наиболее близкие вам три варианта):
Максимальна простота приборов,
Отчетливая видимость изучаемого явления, процесса,
Возможность повторного/многократного показа,
Возможность работать как в малой группе, так и всем коллективом,
Безопасность используемых материалов и приборов,
Другое_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
В каких направлениях организована ваша работа с родителями в рамках познавательно-исследовательской деятельности дошкольников?
тематические родительские собрания,
консультации по теме,
создание картотеки опытов для домашнего экспериментирования,
подборка материалов исследовательской направленности,
свой вариант_______________________________________________________________________
Какая методическая помощь и поддержка вам необходима для повышения эффективности организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников? (ответьте на обратное стороне анкетного листа)
Анкета для родителей
«Познавательно-исследовательская деятельность дошкольника»
Уважаемые родители! Просим вас принять участие в опросе в рамках изучения организации познавательно-исследовательской деятельности детей в детском саду!
Данная анкета является анонимной (ФИО указывать не нужно), результаты будут использованы в обобщенном виде для аналитического отчета.
Именно ваши искренние ответы помогут нам получить достоверный результат!
Что вы понимаете под познавательно-исследовательской деятельностью дошкольника (выберите три варианта наиболее близкие вам)?
развитие познавательных интересов детей, их познавательной мотивации,
формирование познавательных действий: ставить цель, найти информацию, провести опыт, обобщить результат,
развитие воображения и творческой активности,
развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности,
формирование способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира, умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
Какие виды деятельности вы считаете познавательно-исследовательской?
экспериментирование, коллекционирование,
проектирование, обсуждение проблемных ситуаций,
наблюдение, целевые прогулки,
познавательные занятия, посещение музеев, библиотек,
свой вариант_______________________________________________________________________
Присутствуют ли в вашем домашнем фонде дидактические игры?
ДА НЕТ
Проводите ли вы с ребенком домашние эксперименты?
ДА НЕТ ИНОГДА
Смотрите ли вы совместно с ребенком ТВ-передачи и Интернет-ролики исследовательской и экспериментальной направленности?
ДА НЕТ ИНОГДА
Участвуете ли вы в семейных проектах, предлагаемых педагогами нашего ДОУ?
ДА НЕТ УЧАСТВОВАТЬ В ПРОЕКТАХ НЕ ПРЕДЛАГАЛИ
С какими правилами для взрослых, воспитывающих в детях исследовательские умения вы согласны (выберите наиболее близкие вам три варианта):
Поощрять любопытство и любознательность,
Предоставлять возможность действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними,
Формировать мотивацию, связанную с внутренним желанием узнавать что-то новое,
Помогать своим участием в исследовательской деятельности ребенка,
Побуждать доводить начатое дело до конца, высоко оценивать волевые усилия к этому у ребенка,
Беседовать об этапах исследования: намерениях, целях, процессе, результате,
Поощрять за результаты познавательно-исследовательской деятельности.
Удовлетворены ли вы качеством образовательных услуг, оказываемых в детском саду?
ДА НЕТ ЧАСТИЧНО
Если ЧАСТИЧНО или НЕТ, укажите причину_____________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Благодарим Вас за участие в опросе!
Диагностическая карта самооценки профессионального мастерства педагогов в организации познавательно-исследовательской деятельности детей |
ФИО педагога: |
Перечень профессиональных знаний и умений | Самооценка |
Знание программного материала по развитию познавательно-исследовательской деятельности (в соответствии с программой, реализуемой ДОУ) | |
Знание терминологии познавательно-исследовательской деятельности | |
Знание этапов исследования | |
Знание методов и приемов познавательно-исследовательской деятельности | |
Умение грамотно формулировать проблему, выдвигать гипотезу, задавать вопросы | |
Умение решать проблемные педагогические ситуации | |
Умение осуществлять познавательно-исследовательскую деятельность с помощью исследований разных типов (опытов, экспериментов, коллекционирования, «классификации», путешествия по карте, реке времени, ментальной карты и пр.) | |
Умение целесообразно организовать развивающую предметно-пространственную среду | |
Умение грамотно проектировать познавательную деятельность в календарном плане | |
Взаимодействие с родителями детей по проведению познавательно-исследовательской деятельности | |
Критерии самооценки:
0 – Не знаю, не владею, не умею,
1 – Знаю, умею, владею частично/удовлетворительно,
2 – Знаю, умею, владею отлично.
Карта анализа условий для организации познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности детей
Дата______________
Воспитатели _______________________________________________________________
Группа_________________________________________________
Критерий анализа | Оценка |
Центр экспериментирования |
Оформление уголка экспериментирования (эстетика, поддержание порядка) | |
Материалы и оборудование для развития познавательной активности и экспериментирования |
Материалы для ознакомления с их свойствами (сыпучие, твердые, жидкие и пр.). | |
Оборудование для экспериментов по представленной теме (воронки, тазики, емкости и пр.). | |
Приборы (микроскоп, лупа, весы, часы и т.д.). | |
Растения в соответствии с возрастными рекомендациями, оборудования для труда на природе и в уголке. | |
Наличие познавательной литературы, наглядного материала для накопления познавательного опыта: реальные объекты, предметы, материалы, муляжи, иллюстрации, рисунки, аудио-, видеокассеты, коллекции, макеты, гербарии и пр. | |
Наличие в группе материалов способствующих овладению детьми моделирующей способностью: условные символы, модели различного вида по темам и разным направлениям (календари наблюдений в природе, протоколы опытов, алгоритмы познавательной деятельности, опытов и экспериментов и пр.), изобразительные средства. | |
Безопасность |
Соответствие оборудования, пособий и материалов гигиеническим требованиям и правилам техники безопасности | |
Соответствие материала и пособий возрастным особенностям детей и требованиям программы | |
Рекомендовано: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Критерии оценки:
0 – не требуются по возрасту;
1 – не имеется;
2 – имеются, но сделаны замечания и даны рекомендации;
3 – имеются и соответствует всем требованиям.
Карта анализа условий для организации познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности детей
Сводная таблица
Критерий анализа | Ладушки | Ромашка | Солнышко | Дюймовочка | Звездочка | Ягодка | Мальвина |
Центр экспериментирования | | | | | | | |
Оформление уголка экспериментирования (эстетика, поддержание порядка) | | | | | | | |
Материалы и оборудование для развития познавательной активности и экспериментирования | |
| |
| | | |
Материалы для ознакомления с их свойствами (сыпучие, твердые, жидкие и пр.). | | | | | | | |
Оборудование для экспериментов по представленной теме (воронки, тазики, емкости и пр.). | | | | | | | |
Приборы (микроскоп, лупа, весы, часы и т.д.). | | | | | | | |
Растения в соответствии с возрастными рекомендациями, оборудования для труда на природе и в уголке. | | | | | | | |
Наличие познавательной литературы, наглядного материала для накопления познавательного опыта: реальные объекты, предметы, материалы, муляжи, иллюстрации, рисунки, аудио-, видеокассеты, коллекции, макеты, гербарии и пр. | | | | | | | |
Наличие в группе материалов способствующих овладению детьми моделирующей способностью: условные символы, модели различного вида по темам и разным направлениям (календари наблюдений в природе, протоколы опытов, алгоритмы познавательной деятельности, опытов и экспериментов и пр.), изобразительные средства. | | | | | | | |
Безопасность | | | | | | | |
Соответствие оборудования, пособий и материалов гигиеническим требованиям и правилам техники безопасности | | | | | | | |
Соответствие материала и пособий возрастным особенностям детей и требованиям программы | | | | | | | |
Критерии оценки:
0 – не требуются по возрасту;
1 – не имеется;
2 – имеются, но сделаны замечания и даны рекомендации;
3 – имеются и соответствует всем требованиям.
Протокол проверки календарного по организации познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности детей
Группа: _______________________________________
Воспитатели: ___________________________________________________
Условные обозначения:
( 2 ) планируется в полном объеме;
( 1 ) планируется, но требует доработки;
( 0 ) не планируется.
Направления работы | Оценка | Примечания |
1. Планирование НОД | | |
Познавательная НОД | | |
2. Планирование образовательной деятельности в режимных моментах | | |
2.1. Совместная исследовательская деятельность (опыты, эксперименты) | | |
2.2. Планирование и организация игр с природными материалами (песком, водой, глиной) | | |
2.3. Использование сюжетных игр-путешествий познавательной направленности | | |
2.4. Совместная деятельность взрослого с детьми по преобразованию рукотворного мира (художественно-продуктивная деятельность) | | |
2.5. Содержание опытов и экспериментов соответствует темам и данной возрастной группе. | | |
2.6. Индивидуальные и подгрупповые формы работы с детьми | | |
2.7. Дидактические игры | | |
2.8. Досуг, развлечения | | |
3. Прогулка | | |
Планирование экспериментальной работы на прогулках | | |
4. Самостоятельная деятельность детей | | |
Наблюдается системность в проведении опытно-экспериментальной деятельности. | | |
Рекомендовано: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ознакомлена: __________/ ________________________ «____» _____________ 20____ г.
Ознакомлена: __________/ ________________________ «____» _____________ 20____ г.
Карта проверки наглядной информации для родителей по проблеме "Детское экспериментирование"
Дата_____________________________
Воспитатели ________________________________________________________________
Группа______________________________________
Условные обозначения:
( в ) на высоком уровне;
( с ) на среднем уровне;
( н ) на низком уровне.
Критерии анализа | Оценка | Замечания |
Содержание материала |
Конкретность информации | | |
Доступность предлагаемого материала | | |
Краткость изложения | | |
Эстетичность оформления | | |
Педагогическая целесообразность | | |
Форма подачи материала |
Папки-передвижки | | |
Стенды | | |
Ширмы | | |
Информационные письма, памятки | | |
Выставки продуктов детской деятельности | | |
Востребованность предлагаемого материала родителями | | |
Рекомендовано: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ознакомлена: __________/ ________________________ «____» _____________ 20____ г.
Ознакомлена: __________/ ________________________ «____» _____________ 20____ г.
Карта проверки наглядной информации для родителей по проблеме "Детское экспериментирование"
Сводная таблица
Условные обозначения:
( в ) на высоком уровне;
( с ) на среднем уровне;
( н ) на низком уровне.
Критерии анализа | Оценка |
Ромаш ка | Ладуш ки | Солнышко | Дюймовочка | Звездоч ка | Ягодка | Мальвина |
Содержание материала | | | | | | | |
Конкретность информации | | | | | | | |
Доступность предлагаемого материала | | | | | | | |
Краткость изложения | | | | | | | |
Эстетичность оформления | | | | | | | |
Педагогическая целесообразность | | | | | | | |
Форма подачи материала | | | | | | | |
Папки-передвижки | | | | | | | |
Стенды | | | | | | | |
Ширмы | | | | | | | |
Информационные письма, памятки | | | | | | | |
Выставки продуктов детской деятельности | | | | | | | |
Востребованность предлагаемого материала родителями | | | | | | | |
Карта анализа занятия с элементами познавательно-исследовательской деятельности
Дата_________________________________________
Воспитатель________________________________________________________________________
Группа_________________________________________
Проверяющий ______________________________________________________________________
Условные обозначения оценки:
( в ) на высоком уровне;
( с ) на среднем уровне;
( н ) на низком уровне.
Критерий анализа | Оценка |
Действия воспитателя |
Предварительная подготовка: |
Мотивирует к деятельности | |
Приготавливает необходимое оборудование | |
Организует детей | |
Руководство: |
Формулирует вопросы | |
Учит ли детей рассуждать | |
Учит ли сравнивать факты | |
Формулирует перед детьми задачи четко и доходчиво (что хотим узнать?) | |
Оценивает деятельность детей | |
Подводить итоги опытной деятельности, формулирует выводы | |
Действия детей |
Отношение к экспериментальной деятельности: |
Познавательное отношение устойчиво. | |
Дети проявляют инициативу и творчество в решении проблемных задач | |
Целеполагание: |
Самостоятельно видят проблему. | |
Активно высказывают предположения. | |
Выдвигают гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами | |
Планирование: |
Самостоятельно планируют предстоящую деятельность. | |
Осознанно выбирают предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначениями | |
Реализация: |
Действуют планомерно. | |
Помнят о цели работы на протяжении всей деятельности. | |
В диалоге со взрослым поясняют ход деятельности. | |
Доводят дело до конца | |
Рефлексия: |
Устно формулируют, достигнут или нет результат, замечают неполное соответствие полученного результата гипотезе. | |
Способны устанавливать разнообразные временные, последовательные причинные связи. | |
Делают выводы | |
Выводы по просмотру НОД: |
|
|
|
|
|
Рекомендации: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ознакомлена: __________/ ________________________ «____» _____________ 20____ г.