СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематический контроль «Особенности организации познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тематический контроль проводится с целью:

изучить условия, созданные в ДОУ для организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников;

изучить представления педагогов и родителей о познавательно-исследовательской деятельности дошкольников и особенностях ее организации;

проанализировать навыки познавательно-исследовательской деятельности детей;

определить место познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в планах воспитательно-образовательной работы педагогов;

определить перспективы работы по повышению эффективности организации познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников.

Просмотр содержимого документа
«Тематический контроль «Особенности организации познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников»»

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №24 «Колосок» г. Назарово Красноярского края

Юридический адрес: 662200, Красноярский край, г. Назарово, ул. Карла Маркса, д.22а, тел. (39155) 5-62-36, e-mail: [email protected]



ПРИКАЗ


от «06» февраля 2016 г. № __- о

О проведении тематического контроля


С целью выяснения состояния работы по организации познавательно-исследовательской деятельности в образовательном процессе в МБДОУ «Детский сад №24 «Колосок»


приказываю:

  1. Создать комиссию для проведения тематической проверки в составе:

Алькова Т.А. - председатель комиссии, заведующий;

Финочко С.В. – член комиссии, старший воспитатель;

Цветцих Н.В. – член комиссии, воспитатель;

Гончарова Т.А. – член комиссии, воспитатель.

  1. Провести тематический контроль по теме: «Особенности организации познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников» с 20 февраля по 10 марта 2017 года по следующим направлениям:

  • изучить условия, созданные в ДОУ для организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников;

  • изучить представления педагогов и родителей о познавательно-исследовательской деятельности дошкольников и особенностях ее организации;

  • проанализировать навыки познавательно-исследовательской деятельности детей;

  • определить место познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в планах воспитательно-образовательной работы педагогов;

  • определить перспективы работы по повышению эффективности организации познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников.

  1. Утвердить план проведения тематического контроля (Приложение № 1).

  2. Контроль выполнения данного приказа возложить на старшего воспитателя Финочко С.В.


Заведующий МБДОУ

«Детский сад №24 «Колосок» __________ Т.А. Алькова



С приказом ознакомлены:

Ст. воспитатель ___________ С.В. Финочко

Воспитатель ___________ Н.В. Цветцих

Учитель-логопед ___________ Т.А. Гончарова












Приложение № 1

к приказу № ___-0 от 06.02.2017г.

заведующий ДОУ _______ Т.А. Алькова


План проведения тематического контроля по теме:

«Особенности организации познавательно-исследовательской деятельности

у дошкольников»

с 20 февраля по 10 марта 2017 года

Цель: проанализировать особенности организации познавательно-исследовательской деятельности с дошкольниками в МБДОУ «Детский сад №24 «Колосок»

Основные задачи:

  • изучить условия, созданные в ДОУ для организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников;

  • изучить представления педагогов и родителей о познавательно-исследовательской деятельности дошкольников и особенностях ее организации;

  • определить место познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в планах воспитательно-образовательной работы педагогов;

  • определить перспективы работы по повышению эффективности организации познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников.


Вопросы контроля

Методы контроля

Рабочие материалы

Сроки

Кто проводит

Оценка профессионального мастерства воспитателей.

Анализ проведения открытых занятий.

Карта анализа НОД

20.02.17-10.03.17

комиссия

Анкетирование воспитателей.




Анкета «Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»

20.02.17-22.02.17

старший воспитатель

Анализ диагностических карт самооценки профессионального мастерства педагогов

Диагностическая карта самооценки профессионального мастерства педагогов


20.02.17-22.02.17

старший воспитатель

Создание РППС в групповом помещении

Анализ предметно-развивающей среды в группах.

Карта анализа условий для организации познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности детей

28.02.17

комиссия

Планирование работы

Анализ календарных планов педагогов.

Протокол проверки плана воспитательно-образовательной работы

27.02.17-03.03.17

старший воспитатель

Взаимодействие с родителями по данной проблеме

Анализ календарных планов.

Протокол проверки плана воспитательно-образовательной работы

27.02.17-03.03.17

Старший воспитатель

Анализ наглядной информации для родителей в раздевальных комнатах.

Карта анализа наглядной информации для родителей

28.02.17

комиссия

Анкетирование родителей.

Анкета «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольника»

01.03.17-10.03.17

старший воспитатель



АНКЕТА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»


  1. Что вы понимаете под познавательно-исследовательской деятельностью дошкольника (выберите один вариант)?

развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации,

формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и творческой активности,

развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира, умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.

  1. Какие виды деятельности вы отнесете к познавательно-исследовательской?

 экспериментирование,  коллекционирование,

проектирование,  обсуждение проблемных ситуаций,

наблюдение, целевые прогулки,

познавательные занятия,  посещение музеев, библиотек,

свой вариант_________________________________________________________________

  1. В чем вы видите основной путь развития исследовательской активности ребенка

(выберите один вариант):

Теоретический – изучение информации об экспериментах, исследованиях, проектах и их обсуждение,

Практический – организация с ребенком собственных исследований, конструктивная деятельность и общение,

Технологический – изучение этапов исследовательского процесса, их обсуждение,

Ситуативный–изучение предметов и явлений, заинтересовавших ребенка случайно, ситуативно,

Результирующий – подготовка детьми совместно с взрослыми докладов, презентаций об опытах, экспериментах, исследованиях, проектах.

  1. С какими правилами для взрослых, воспитывающих в детях исследовательские умения вы согласны (выберите наиболее близкие вам три варианта):

Поощрять любопытство и любознательность,

Предоставлять возможность действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними,

Формировать мотивацию, связанную с внутренним желанием узнавать что-то новое,

Помогать своим участием в исследовательской деятельности ребенка,

Побуждать доводить начатое дело до конца, высоко оценивать волевые усилия к этому у ребенка,

Беседовать об этапах исследования: намерениях, целях, процессе, результате,

Поощрять за результаты познавательно-исследовательской деятельности.

  1. Какие особенности вы учитываете при создании центра экспериментирования в групповом помещении (выберите наиболее близкие вам три варианта):

Максимальна простота приборов,

Отчетливая видимость изучаемого явления, процесса,

Возможность повторного/многократного показа,

Возможность работать как в малой группе, так и всем коллективом,

Безопасность используемых материалов и приборов,

Другое_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

  1. В каких направлениях организована ваша работа с родителями в рамках познавательно-исследовательской деятельности дошкольников?

 тематические родительские собрания,

 консультации по теме,

 создание картотеки опытов для домашнего экспериментирования,

 подборка материалов исследовательской направленности,

 свой вариант_______________________________________________________________________

  1. Какая методическая помощь и поддержка вам необходима для повышения эффективности организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников? (ответьте на обратное стороне анкетного листа)



Анкета для родителей

«Познавательно-исследовательская деятельность дошкольника»

Уважаемые родители! Просим вас принять участие в опросе в рамках изучения организации познавательно-исследовательской деятельности детей в детском саду!

Данная анкета является анонимной (ФИО указывать не нужно), результаты будут использованы в обобщенном виде для аналитического отчета.

Именно ваши искренние ответы помогут нам получить достоверный результат!


  1. Что вы понимаете под познавательно-исследовательской деятельностью дошкольника (выберите три варианта наиболее близкие вам)?

 развитие познавательных интересов детей, их познавательной мотивации,

 формирование познавательных действий: ставить цель, найти информацию, провести опыт, обобщить результат,

развитие воображения и творческой активности,

 развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности,

 формирование способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира, умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.


  1. Какие виды деятельности вы считаете познавательно-исследовательской?

 экспериментирование,  коллекционирование,

 проектирование,  обсуждение проблемных ситуаций,

 наблюдение,  целевые прогулки,

 познавательные занятия,  посещение музеев, библиотек,

 свой вариант_______________________________________________________________________


  1. Присутствуют ли в вашем домашнем фонде дидактические игры?


ДА НЕТ


  1. Проводите ли вы с ребенком домашние эксперименты?


ДА НЕТ ИНОГДА


  1. Смотрите ли вы совместно с ребенком ТВ-передачи и Интернет-ролики исследовательской и экспериментальной направленности?


ДА НЕТ ИНОГДА


  1. Участвуете ли вы в семейных проектах, предлагаемых педагогами нашего ДОУ?


ДА НЕТ УЧАСТВОВАТЬ В ПРОЕКТАХ НЕ ПРЕДЛАГАЛИ



  1. С какими правилами для взрослых, воспитывающих в детях исследовательские умения вы согласны (выберите наиболее близкие вам три варианта):

 Поощрять любопытство и любознательность,

 Предоставлять возможность действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними,

 Формировать мотивацию, связанную с внутренним желанием узнавать что-то новое,

 Помогать своим участием в исследовательской деятельности ребенка,

 Побуждать доводить начатое дело до конца, высоко оценивать волевые усилия к этому у ребенка,

 Беседовать об этапах исследования: намерениях, целях, процессе, результате,

 Поощрять за результаты познавательно-исследовательской деятельности.


  1. Удовлетворены ли вы качеством образовательных услуг, оказываемых в детском саду?


ДА НЕТ ЧАСТИЧНО


Если ЧАСТИЧНО или НЕТ, укажите причину_____________________________________________

_____________________________________________________________________________________


Благодарим Вас за участие в опросе!


Диагностическая карта самооценки профессионального мастерства педагогов

в организации познавательно-исследовательской деятельности детей


ФИО педагога:

Перечень профессиональных знаний и умений

Самооценка

Знание программного материала по развитию познавательно-исследовательской деятельности (в соответствии с программой, реализуемой ДОУ)


Знание терминологии познавательно-исследовательской деятельности


Знание этапов исследования


Знание методов и приемов познавательно-исследовательской деятельности


Умение грамотно формулировать проблему, выдвигать гипотезу, задавать вопросы


Умение решать проблемные педагогические ситуации


Умение осуществлять познавательно-исследовательскую деятельность с помощью исследований разных типов (опытов, экспериментов, коллекционирования, «классификации», путешествия по карте, реке времени, ментальной карты и пр.)


Умение целесообразно организовать развивающую предметно-пространственную среду


Умение грамотно проектировать познавательную деятельность в календарном плане


Взаимодействие с родителями детей по проведению познавательно-исследовательской деятельности



Критерии самооценки:

0 – Не знаю, не владею, не умею,

1 – Знаю, умею, владею частично/удовлетворительно,

2 – Знаю, умею, владею отлично.







Карта анализа условий для организации познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности детей

Дата______________

Воспитатели _______________________________________________________________

Группа_________________________________________________

Критерий анализа

Оценка

Центр экспериментирования

Оформление уголка экспериментирования (эстетика, поддержание порядка)


Материалы и оборудование для развития познавательной активности и экспериментирования

Материалы для ознакомления с их свойствами (сыпучие, твердые, жидкие и пр.).


Оборудование для экспериментов по представленной теме (воронки, тазики, емкости и пр.).


Приборы (микроскоп, лупа, весы, часы и т.д.).


Растения в соответствии с возрастными рекомендациями, оборудования для труда на природе и в уголке.


Наличие познавательной литературы, наглядного материала для накопления познавательного опыта: реальные объекты, предметы, материалы, муляжи, иллюстрации, рисунки, аудио-, видеокассеты, коллекции, макеты, гербарии и пр.


Наличие в группе материалов способствующих овладению детьми моделирующей способностью: условные символы, модели различного вида по темам и разным направлениям (календари наблюдений в природе, протоколы опытов, алгоритмы познавательной деятельности, опытов и экспериментов и пр.), изобразительные средства.


Безопасность

Соответствие оборудования, пособий и материалов гиги­еническим требованиям и правилам техники безопасности


Соответствие материала и пособий возрастным особенно­стям детей и требованиям программы


Рекомендовано:
















Критерии оценки:

0 – не требуются по возрасту;

1 – не имеется;

2 – имеются, но сделаны замечания и даны рекомендации;

3 – имеются и соответствует всем требованиям.



Карта анализа условий для организации познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности детей

Сводная таблица

Критерий анализа

Ладушки

Ромашка

Солнышко

Дюймовочка

Звездочка

Ягодка

Мальвина

Центр экспериментирования








Оформление уголка экспериментирования (эстетика, поддержание порядка)








Материалы и оборудование для развития познавательной

активности и экспериментирования












Материалы для ознакомления с их свойствами (сыпучие, твердые, жидкие и пр.).








Оборудование для экспериментов по представленной теме (воронки, тазики, емкости и пр.).








Приборы (микроскоп, лупа, весы, часы и т.д.).








Растения в соответствии с возрастными рекомендациями, оборудования для труда на природе и в уголке.








Наличие познавательной литературы, наглядного материала для накопления познавательного опыта: реальные объекты, предметы, материалы, муляжи, иллюстрации, рисунки, аудио-, видеокассеты, коллекции, макеты, гербарии и пр.








Наличие в группе материалов способствующих овладению детьми моделирующей способностью: условные символы, модели различного вида по темам и разным направлениям (календари наблюдений в природе, протоколы опытов, алгоритмы познавательной деятельности, опытов и экспериментов и пр.), изобразительные средства.








Безопасность








Соответствие оборудования, пособий и материалов гиги­еническим требованиям и правилам техники безопасности








Соответствие материала и пособий возрастным особенно­стям детей и требованиям программы










Критерии оценки:

0 – не требуются по возрасту;

1 – не имеется;

2 – имеются, но сделаны замечания и даны рекомендации;

3 – имеются и соответствует всем требованиям.

Протокол проверки календарного по организации познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности детей

Группа: _______________________________________

Воспитатели: ___________________________________________________


Условные обозначения:

( 2 ) планируется в полном объеме;

( 1 ) планируется, но требует доработки;

( 0 ) не планируется.


Направления работы

Оценка

Примечания

1. Планирование НОД



Познавательная НОД



2. Планирование образовательной деятельности в режимных моментах



2.1. Совместная исследовательская деятельность

(опыты, эксперименты)



2.2. Планирование и организация игр с природными материалами (песком, водой, глиной)



2.3. Использование сюжетных игр-путешествий познавательной направленности



2.4. Совместная деятельность взрослого с детьми по преобразованию рукотворного мира (художественно-продуктивная деятельность)



2.5. Содержание опытов и экспериментов соответствует темам и данной возрастной группе.



2.6. Индивидуальные и подгрупповые формы работы с детьми



2.7. Дидактические игры



2.8. Досуг, развлечения



3. Прогулка



Планирование экспериментальной работы на прогулках



4. Самостоятельная деятельность детей



Наблюдается системность в проведении опытно-экспериментальной деятельности.



Рекомендовано:

















Ознакомлена: __________/ ________________________ «____» _____________ 20____ г.

Ознакомлена: __________/ ________________________ «____» _____________ 20____ г.



Карта проверки наглядной информации для родителей по проблеме "Детское экспериментирование"

Дата_____________________________

Воспитатели ________________________________________________________________

Группа______________________________________

Условные обозначения:

( в ) на высоком уровне;

( с ) на среднем уровне;

( н ) на низком уровне.




Критерии анализа

Оценка

Замечания

Содержание материала

Конкретность информации



Доступность предлагаемого материала



Краткость изложения




Эстетичность оформления




Педагогическая целесообразность



Форма подачи материала

Папки-передвижки




Стенды




Ширмы




Информационные письма, памятки



Выставки продуктов детской деятельности



Востребованность предлагаемого материала родителями



Рекомендовано:













Ознакомлена: __________/ ________________________ «____» _____________ 20____ г.

Ознакомлена: __________/ ________________________ «____» _____________ 20____ г.



Карта проверки наглядной информации для родителей по проблеме "Детское экспериментирование"

Сводная таблица

Условные обозначения:

( в ) на высоком уровне;

( с ) на среднем уровне;

( н ) на низком уровне.


Критерии анализа

Оценка

Ромаш

ка

Ладуш

ки

Солнышко

Дюймовочка

Звездоч

ка

Ягодка

Мальвина

Содержание материала








Конкретность информации








Доступность предлагаемого материала








Краткость изложения








Эстетичность оформления








Педагогическая целесообразность








Форма подачи материала








Папки-передвижки








Стенды








Ширмы








Информационные письма, памятки








Выставки продуктов детской деятельности








Востребованность предлагаемого материала родителями



























Карта анализа занятия с элементами познавательно-исследовательской деятельности

Дата_________________________________________

Воспитатель________________________________________________________________________

Группа_________________________________________

Проверяющий ______________________________________________________________________

Условные обозначения оценки:

( в ) на высоком уровне;

( с ) на среднем уровне;

( н ) на низком уровне.



Критерий анализа

Оценка

Действия воспитателя

Предварительная подготовка:

Мотивирует к деятельности


Приготавливает необходимое оборудование


Организует детей


Руководство:

Формулирует вопросы


Учит ли детей рассуждать


Учит ли сравнивать факты


Формулирует перед детьми задачи четко и доходчиво (что хотим узнать?)


Оценивает деятельность детей


Подводить итоги опытной деятельности, формулирует выводы


Действия детей

Отношение к экспериментальной деятельности:

Познавательное отношение устойчиво.


Дети проявляют инициативу и творчество в решении про­блемных задач


Целеполагание:

Самостоятельно видят проблему.


Активно высказывают предположения.


Выдвигают гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами


Планирование:

Самостоятельно планируют предстоящую деятельность.


Осознанно выбирают предметы и материа­лы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначениями


Реализация:

Действуют планомерно.


Помнят о цели работы на протяжении всей деятельности.


В диалоге со взрослым поясняют ход деятельности.


Доводят дело до конца


Рефлексия:

Устно формулируют, достигнут или нет результат, замечают неполное соответствие полученного ре­зультата гипотезе.


Способны устанавливать разнообразные временные, последовательные причин­ные связи.


Делают выводы


Выводы по просмотру НОД:






Рекомендации:





















Ознакомлена: __________/ ________________________ «____» _____________ 20____ г.



























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!