Наименование разделов и тем | № п/п | Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа студентов | Объем часов | Примечание | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Раздел 1. | | Введение | 2 | | |
Тема1.1. Характеристика русской литературы 1-й половины XIX века. | 1 | Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы. Специфика литературы как вида искусства. | 2 | | |
2 | Взаимодействие русской и западноевропейской литературы в XIX веке. Самобытность русской литературы (с обобщением ранее изученного материала). | |
РАЗДЕЛ 2. | | Развитие русской литературы и культуры в первой половине Х1Х века | 14 | | |
Тема 2.1. А.С. Пушкин. Жизнь и творчество. | 3 | Сведения из биографии. Этапы творчества. Основные темы и мотивы лирики А.С. Пушкина. | 3 | | |
4 | Философское начало в ранней лирике. Соотнесение вольнолюбивых настроений с мироощущением самого поэта, с его призванием. Философское осмысление личной свободы. Тема поэта и поэзии. Лирика любви и дружбы. | |
5 | Поэма «Медный всадник». Конфликт личности и государства в поэме. Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие реализма в творчестве Пушкина. | |
6 | Практическая работа 1. Чтение и анализ стихов, ответы на вопросы, ответы на вопросы. | 1 | | |
| Самостоятельная работа студентов. Стихи (по выбору наизусть) поэтов пушкинской поры: К.Батюшкова, Е.Баратынского и др. | 3 | | |
Тема 2.2 М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. | 7 | Сведения из биографии. Этапы творчества. Основные мотивы лирики. Поэтический мир М. Ю. Лермонтова. Мотивы одиночества. | 2 | | |
8 | Утверждение героического типа личности. Любовь к Родине, народу, природе. Интимная лирика. Поэт и общество. | |
9 | Практическая работа 2. Чтение докладов, составление планов, конспектов, тезисов, ответы на вопросы, чтение и анализ стихов. | 2 | | |
10 | Практическая работа 3. Чтение и анализ поэмы «Демон», составление планов, конспектов, тезисов, ответы на вопросы. | |
| Самостоятельная работа студентов. Поэма М.Ю. Лермонтова «Демон». Лирика поэта. Стихи по выбору наизусть | 3 | | |
Тема 2.3 Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество. | 11 | Сведения из биографии. «Петербургские повести» («Невский проспект», «Нос» и др.). Композиция. Сюжет. Герои. Идейный замысел. | 2 | | |
12 | Мотивы личного и социального разочарования. Приемы комического в повести. Авторская позиция. Значение творчества Н.В. Гоголя в русской литературе. | |
13 | Практическая работа 4. Чтение докладов, составление планов, тезисов, ответить на вопросы. | 2 | | |
14 | Практическая работа 5. Чтение и анализ повестей, составление планов, конспектов, тезисов, ответы на вопросы. | |
| 16 | Контрольная работа. Подготовка к сочинению по произведениям А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя (по выбору). | 2 | | |
17 | |
| | Самостоятельная работа студентов. Повести Н.В. Гоголя «Портрет». , «Записки сумасшедшего». Чтение и анализ повестей | 2 | | |
Раздел 3. | | Поэзия второй половины Х1Х века | 14 | | |
Тема 3.1 Ф.И.Тютчев. Жизнь и творчество. | 18 | Выражение тончайших движений человеческой души в поэзии Тютчева. Одушевленный мир природы. Философские раздумья о тайнах мировоззрения и человеческого бытия. Эмоциональная напряженность, музыкальность и психологизм лирики поэта. «Тени сизые сместились», «Природа-сфинкс», «Цицерон», «Умом Россию не понять» и др. | 1 | | |
19 | Практическая работа 6. Чтение докладов, составление планов, конспектов, тезисов, ответы на вопросы, чтение и анализ стихов. | 2 | | |
20 | Практическая работа 7. Чтение стихотворений, анализ. Выбор стихотворений. | |
| Самостоятельная работа студентов. Стихи Ф.И.Тютчева по выбору наизусть, анализ стихотворения. | 3 | | |
Тема 3.2 А.А. Фет. Жизнь и творчество. | 21 | А.А. Фет - последовательный сторонник теории «чистого» искусства. Природа и человек в природе - главный предмет изображения в лирике поэта. Музыкальность, изящество стиля, пластичность образов как средство передачи тончащих движений человеческой души. «Музе», «Шепот, робкое дыханье…», «На заре ты ее не буди» и др. | 1 | | |
22 | Практическая работа 8. Чтение докладов, составление планов, конспектов, тезисов, ответы на вопросы, чтение и анализ стихов. | 2 | | |
23 | Практическая работа 9. Чтение стихотворений, анализ. Выбор стихотворений. | |
| Самостоятельная работа студентов. Стихи А.А.Фета по выбору наизусть, анализ стихотворения. | 3 | | |
Тема 3.3 Творчество А.К.Толстого. | 24 | Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы лирики. Особенности поэтического стиля. «Против течения», «Средь шумного бала…» и др. | 1 | | |
25 | Практическая работа 10. Чтение докладов, составление конспектов, ответы на вопросы, чтение и анализ произведений. | 2 | | |
26 | Практическая работа 11. Чтение стихотворений, анализ. | |
| | Самостоятельная работа студентов. Стихи А.К.Толстого по выбору наизусть, анализ стихотворения. | 3 | | |
Тема 3.4 Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество. | 27 | Очерк жизни и творчества Н.А.Некрасова. Некрасов о поэте и поэзии. Народ в лирике Некрасова. Новаторское изображение крестьянской жизни. Стихотворения «Пророк», «Памяти Добролюбова». | 2 | | |
28 | Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Жанр и композиция поэмы-эпопеи. Осмысление Н.А. Некрасовым судеб пореформенного крестьянства-главная проблема поэмы. Крестьяне-правдоискатели и борцы. Проблема счастья в поэме. Образы «народных заступников» в поэме. Сатирическое изображение помещиков. Поэма Н.А. Некрасова - энциклопедия народной жизни середины XIX века. | |
29 | Практическая работа 12. Чтение докладов, составление планов, конспектов, тезисов, ответы на вопросы, чтение и анализ стихов. | 3 | | |
30 | Практическая работа 13. Чтение поэмы«Кому на Руси жить хорошо». Образы в поэме, конспектирование и анализ. | |
31 | Практическая работа 14. Чтение поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Образы в поэме, конспектирование и анализ. | |
| Самостоятельная работа студентов. Поэма «Мороз, Красный нос». Анализ произведения Стихи по выбору наизусть. | 4 | | |
Раздел 4. | | Особенности развития русской литературы во второй половине Х1Х века | 67 | | |
Тема 4.1 Русская литература второй половины Х1Х века. | 32 | Русская литературно-критическая и философская мысль. Отражение в литературе и критике основных этапов общественного движения 60-90-х годов XIX века. Литературно - критическая деятельность либералов – западников и либералов – славянофилов, издаваемые ими журналы. | 1 | | |
33 | Практическая работа 15. Чтение докладов, изучение статей. | 1 | | |
Тема 4.2 А.Н. Островский. Жизнь и творчество. | 34 | Жизнь и творчество Островского, его литературно-театральная деятельность. Тематика пьес. | 2 | | |
35 | «Гроза». Творческая история пьесы, смысл названия, конфликт, основные образы. Обличение самодурства, невежества и грубой силы. Конфликт Катерины с «темным царством». | |
36 | Практическая работа 18. Чтение фрагментов драмы, составление планов, конспектов, тезисов, ответить на вопросы, анализ произведения, характеристика героев. | 3 | | |
37 | Практическая работа 19. Проблема человеческого достоинства в пьесе, борьба личности за право свободно жить и любить. «Гроза» в русской критике 60-х годов. Гуманизм пьесы. | |
38 | Практическая работа 20. Чтение отрывков произведений, конспектирование. Образы главных героев. | |
39 | Контрольная работа. Подготовка к сочинению по пьесе «Гроза»: 1). Дикой и Кабаниха в драме А.Н. Островского «Гроза». 2). Катерина – « луч света в темном царстве» и др. | 2 | | |
40 | |
| Самостоятельная работа студентов. Чтение пьес: «Свои люди – сочтемся», «Бесприданница», «Снегурочка»(доклады, презентации). | 4 | | |
Тема 4.3 И.А. Гончаров. Жизнь и творчество. | 41 | Очерк жизни и творчества И.А. Гончарова. Роман «Обломов». Полнота и сложность характера Обломова. Штольц как антипод Обломова. Роль в романе взаимоотношений Обломова и Ольги Ильинской. | 2 | | |
42 | Роман «Обломов» в русской критике. Художественное мастерство Гончарова - реалиста. Роман «Обломов» и современность. | |
43 | Практическая работа 21. Чтение докладов, составление конспектов и тезисов, ответы на вопросы. | 4 | | |
44 | Практическая работа 22. Чтение фрагментов романа, ответы на вопросы, анализ произведения. | |
45 | Практическая работа 23. Чтение фрагментов романа, ответы на вопросы, анализ произведения, характеристика героев. | |
46 | Практическая работа 24. Чтение фрагментов романа, ответы на вопросы, анализ произведения, характеристика героев. | |
| Самостоятельная работа студентов. Чтение романов «Обрыв», «Обыкновенная история» (анализ, сообщения). | 5 | | |
Тема 4.4 И.С.Тургенев. Жизнь и творчество. | 47 | Очерк жизни и творчества И.С.Тургенева. Роман «Отцы и дети». Смысл названия романа. Нравственная проблематика романа и ее общечеловеческое значение. | 2 | | |
48 | Образ Базарова в системе действующих лиц. Внутренний конфликт главного героя. Авторская позиция. Идейно-эстетическая полемика вокруг романа (А.И. Герцен, М.А. Антонович, Д.И. Писарев и др.). Художественное своеобразие романа | |
49 | Практическая работа 25. Чтение докладов, составление конспектов и тезисов, ответы на вопросы. | 4 | | |
50 | Практическая работа 26. Чтение докладов, составление конспектов и тезисов, ответы на вопросы. | |
51 | Практическая работа 27. Чтение фрагментов романа, ответы на вопросы. | |
52 | Практическая работа 28. Анализ произведения, характеристика героев, составление конспектов. | |
53 | Контрольная работа. Подготовка к сочинению по роману «Отцы и дети»: 1). Образ «нового» человека в романе «Отцы и дети». 2). Борьба «отцов» и «детей» в романе И.Тургенева. 3). Любовь и дружба в жизни Е.Базарова и др. | 2 | | |
54 | |
| Самостоятельная работа студентов. Чтение произведений «Ася», «Вешние воды», «Рудин», «Накануне», «Стихотворение в прозе» (анализ, сообщения). | 5 | | |
Тема 4.5 Н.Г. Чернышевский. Жизнь и творчество. | 55 | Краткий очерк жизни и творчества Н. Г. Чернышевского. Эстетические взгляды Чернышевского и их отражение в романе «Что делать?». Нравственные и идеологические проблемы в романе. «Женский вопрос» в романе. Образы «новых людей». Образ «особенного человека» Рахметова. Противопоставление «новых людей» старому миру. Роль снов Веры Павловны в романе. Смысл финала романа | 1 | | |
56 | Практическая работа 29 Чтение фрагментов романа, ответы на вопросы, анализ произведения. | 2 | | |
57 | Практическая работа 30 Чтение фрагментов романа, характеристика героев произведения, составление конспектов. | |
Тема 4.6 Н.С. Лесков. Жизнь и творчество. | 58 | Сведения из биографии. Повесть «Очарованный странник». Особенности сюжета повести. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя). Концепция народного характера. | 2 | | |
59 | Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести. Особенности повествовательной манеры Н.С. Лескова. | |
60 | Практическая работа 31. Чтение докладов, составление конспектов, тезисов, ответы на вопросы | 3 | | |
61 | Практическая работа 32. Чтение фрагментов повести, ответы на вопросы, анализ произведения, характеристика героев. | |
62 | Практическая работа 33. Чтение фрагментов повести, ответы на вопросы, анализ произведения, характеристика героев. | |
Тема 4.7 М.Е.Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. | 63 | Очерк жизни и творчества. «История одного города» (обзор). Основные темы произведения. | 2 | | |
64 | Проблема совести и нравственного возрождения человека. Объекты сатиры и сатирические приемы. Гипербола и гротеск как способы изображения действительности. Своеобразие писательской манеры. | |
65 | Практическая работа 34. Чтение докладов, составление конспектов, тезисов, ответы на вопросы, анализ произведения по плану, характеристика героев. | 3 | | |
66 | Практическая работа 35. Чтение докладов, составление конспектов, тезисов, ответы на вопросы, анализ произведения по плану, характеристика героев. | |
67 | Практическая работа 36. Чтение фрагментов повести, ответы на вопросы, анализ произведения, характеристика героев. | |
| Самостоятельная работа студентов. Изучение новых литературоведческих терминов, чтение сказок, романа «Господа Головлевы». | 4 | | |
Тема 4.8 Ф.М. Достоевский. Жизнь и творчество. | 68 | Жизненный и творческий путь писателя. Своеобразие христианского гуманизма Достоевского. Жанровое своеобразие его произведений. Философская и духовная проблематика романов. | 4 | | |
69 | Роман «Преступление и наказание». Философская и идейно - нравственная проблематика. Петербург Достоевского как символ равнодушного отношения к человеку. | |
70 | Теория Раскольникова. Социальные и философские корни теории Раскольникова. Трагические противоречия в характере Раскольникова. | |
69 | «Правда» Раскольникова и «правда» Сони. Своеобразие художественного воплощения авторской позиции. Критическая полемика вокруг романа. | |
71 | Практическая работа 37. Чтение докладов, составление конспектов, тезисов, чтение фрагментов, ответы на вопросы, анализ произведения по плану, характеристика героев. | 5 | | |
72 | Практическая работа 38. Чтение докладов, составление конспектов, тезисов, чтение фрагментов, ответы на вопросы, анализ произведения по плану, характеристика героев. | |
73 | Практическая работа 39. Чтение фрагментов повести, ответы на вопросы, анализ произведения, характеристика героев. | |
74 | Практическая работа 40. Чтение фрагментов повести, ответы на вопросы, анализ произведения, характеристика героев. | |
75 | Практическая работа 41. Характеристика главных героев. Составление планов. | |
76 | Контрольная работа. Подготовка к сочинению по роману «Преступление и наказание»: 1). «Я царь, я раб, я червь, я бог…» (Г.Державин). 2). В чем был прав и в чем заблуждался Раскольников. 3). Уроки Мармеладова. 4). Правда Сони и правда Раскольникова и др. | 2 | | |
77 | |
| Самостоятельная работа студентов. Чтение романов «Преступление и наказание», «Идиот» (доклады, рефераты). | 6 | | |
Тема 4.9 Л.Н. Толстой. Жизнь и творчество. | 78 | Этапы жизни и творчества. Духовные искания в годы юности. Начало творческой деятельности. | 5 | | |
79 | «Севастопольские рассказы» - суровая правда изображения войны. Общественная, политическая и педагогическая деятельность Л.Н. Толстого. | |
80 | Роман «Война и мир» - роман-эпопея. Своеобразие композиции. Творческая история романа. | |
| 81 | «Мысль народная» в романе. Народ и личность - одна из главных проблем в романе. Патриотизм и героизм русского народа в войне 1812 года Партизанская война в романе. Противопоставление Кутузова и Наполеона. | |
82 | Женские образы в романе. Картины природы в романе. Мастерство Толстого-художника. | | |
| 83 | Практическая работа 42. Чтение докладов, составление планов, конспектов, тезисов, ответы на вопросы | 5 | | |
84 | Практическая работа 43. Чтение фрагментов «Севастопольских рассказов», составление планов, конспектов, тезисов, ответы на вопросы, чтение и анализ эпизодов. | |
85 | Практическая работа 44. Чтение эпизодов произведения «Война и мир», составление планов, конспектов, тезисов, ответы на вопросы. анализ эпизодов, характеристика героев, | |
86 | Практическая работа 45. Чтение и анализ эпизодов, характеристика героев, анализ авторской позиции. Поиск смысла жизни А. Болконским и П. Безуховым. | |
87 | Практическая работа 46. Чтение и анализ эпизодов, характеристика характеристика женских образов автором, анализ авторской позиции. | |
88 | Контрольная работа. Подготовка к сочинению по роману «Война и мир»: 1). «К великому подвигу и к великому счастью» (Пьер Безухов). 2). Путь жизненных исканий Андрея Болконского. 3). Женские образы в романе Л.Н.Толстого «Война и мир». 4). Картины природы и их роль в романе «Война и мир» и др. | 2 | | |
89 | |
| Самостоятельная работа студентов. Чтение повести «Севастопольские рассказы», романа «Война и мир» (презентации, рефераты). | 6 | | |
Тема 4.10 А.П. Чехов. Жизнь и творчество. | 90 | Очерк жизни и творчества. Своеобразие воспроизведения русской действительности в произведениях А.П. Чехова. «Ионыч». Тема омертвления и гибели человеческой души. Нравственный выбор героя в рассказе. «Мелочи жизни» в изображении А.П. Чехова. | 3 | | |
91 | Пьеса «Вишневый сад».История создания, жанр пьесы. Причины человеческой недееспособности - основная проблема пьесы. | |
92 | Тема прошлого, настоящего и будущего в пьесе. Автор и его герои. Своеобразие чеховского стиля. | |
93 | Практическая работа 47. Чтение докладов, составление планов, конспектов, тезисов, ответы на вопрос, чтение и анализ эпизодов пьесы, характеристика действующих лиц пьесы. | 4 | | |
94 | Практическая работа 48. Чтение и анализ эпизодов пьесы «Ионыч», характеристика героев, анализ авторской позиции. | |
96 | Практическая работа 49. Чтение и анализ эпизодов пьесы «Вишнёвый сад», характеристика героев, анализ авторской позиции | |
97 | Практическая работа 50. Составление конспектов, ответы на вопросы. Чтение и анализ эпизодов пьесы , характеристика героев, анализ авторской позиции. | |
98 | Контрольная работа. Подготовка к сочинению по пьесе «Вишневый сад»: 1). «Недотепы» в пьесе «Вишневый сад». 2). «Нежная душа» или «хищный зверь». 3). Проблема будущего в комедии «Вишневый сад» и др. | 1 | | |
| Самостоятельная работа студентов. Чтение, анализ пьесы «Вишневый сад», рассказов «Ионыч», « Палата № 6», «Человек в футляре» (сообщения). | 4 | | |
Раздел 5. | | Особенности развития литературы и других видов искусства в начале ХХ века | 19 | | |
Тема 5.1 Литература рубежа веков. И.А. Бунин. Жизнь и творчество. | 99 | Общая характеристика культурно-исторического процесса рубежа XIX и XX веков и его отражение в литературе. Неповторимость развития русской культуры. Традиции русской классической литературы X1Х века и их развитие в литературе ХХ века. Общечеловеческие проблемы начала XX века в прозе и поэзии. Очерк жизни и творчества. Проза Бунина: «Антоновские яблоки», «Господин из Сан-Франциско», рассказы из сборника «Темные аллеи». Лирико-философское решение «мужицкой» темы. Мотивы очищающего влияния родной природы. Обличение фальши современной цивилизации, бессмысленной погони за богатством. Лирика: «Крещенская ночь», «Песня», «Ночь», «Одиночество» и др. Тонкость передачи чувств и настроений лирического героя, экономность и выразительность художественных средств. | 1 | | |
100 | Практическая работа 51. Чтение и анализ рассказов из сборника «Темные аллеи»», ответы на вопросы, характеристика героев, анализ авторской позиции. | 2 | | |
101 | Практическая работа 52. Чтение и анализ стихов, анализ произведений. | |
| Самостоятельная работа студентов. Чтение 1-2 рассказов из цикла « Темные аллеи» (анализ). | 3 | | |
Тема 5.2 А.И.Куприн. Жизнь и творчество. | 102 | Очерк жизни и творчества. Традиции русской литературы. «Гранатовый браслет» или «Олеся». «Гранатовый браслет» - романтическая концепция любви. Смысл споров о сильной бескорыстной любви. Трагическая история любви «маленького человека» Желткова как своеобразный ответ на эти споры. «Олеся». Люди цивилизации и люди природы. | 1 | | |
103 | Практическая работа 53. Чтение и анализ эпизодов повести, ответы на вопросы, характеристика героев, анализ авторской позиции романтической концепции любви. | 2 | | |
104 | Практическая работа 54. Чтение и анализ эпизодов повести, ответы на вопросы, характеристика героев. | |
| Самостоятельная работа студентов. Чтение повестей «Гранатовый браслет», «Олеся», «Суламифь» (доклады). | 3 | | |
Тема 5.3 М.Горький. Жизнь и творчество. | 105 | Очерк жизни и творчества. Раннее творчество А.М.Горького: рассказы «Челкаш», «Коновалов», «Страсти-мордасти», «Старуха Изергиль». Горький-драматург. Пьеса «На дне». Изображение правды жизни в пьесе и ее философский смысл. | 1 | | |
106 | Практическая работа 55. Чтение и анализ рассказов, ответы на вопросы, характеристика героев. | 1 | | |
107 | Споры о человеке в пьесе. «Три правды» в пьесе и их трагическое столкновение (Бубнов, Сатин, Лука). Жертвы грязного мира. | 1 | | |
108 | Практическая работа 56.Чтение и анализ эпизодов пьесы, ответы на вопросы, характеристика героев, анализ авторской позиции. | 1 | | |
109 | Контрольная работа. Подготовка к сочинению по пьесе «На дне»: 1). Образ босяков в раннем творчестве М.Горького. 2). Люди «дна» : характеры и судьбы. 3). Лука и Сатин в пьесе М.Горького «На дне» и др. | 1 | | |
| | Самостоятельная работа студентов. Чтение пьес А.М.Горького, анализ, доклады. | 3 | | |
Тема 5.4 «Серебряный век» как своеобразный «русский ренессанс». | 110 | Обзор русской поэзии конца XIX – начала XX в. «Серебряный век» как своеобразный «русский ренессанс». Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. | 1 | | |
111 | . Практическая работа 57 Чтение докладов, составление планов, конспектов, тезисов, ответы на вопросы, чтение и анализ стихов | 1 | | |
| Самостоятельная работа студентов. Написание рефератов по творчеству поэтов «серебряного века». | 2 | | |
Тема 5.5 Символизм. Творчество В.Я. Брюсова. | 112 | Символизм. Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Сведения из биографии. Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны». Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике Брюсова. | 1 | | |
| 113 | Практическая работа 58. Чтение докладов, составление планов, конспектов, тезисов, ответы на вопросы, чтение и анализ стихов | 1 | | |
Тема 5.6 Акмеизм. Творчество Н.С. Гумилева. | 114 | Акмеизм. Истоки акмеизма. Своеобразие романтического героя Гумилева: мужественное начало, стремление к «битве огневой», поиски «жизни обновленной». Лирический подтекст, призыв к подвигу, к полному самоотречению во имя идеала (сборник «Путь конквистадоров», «Романтические цветы», цикл «Капитаны»). Раздумья поэта о собственном мироотречении, о смысле жизни и духовных ценностей человека в сборнике стихов «Огненный столп». | 1 | | |
| 115 | Практическая работа 59. Чтение докладов, составление планов, конспектов, тезисов, ответы на вопросы, чтение и анализ стихов | 1 | | |
Тема 5.7 Футуризм. Творчество И. Северянина. | 116 | Футуризм. Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер «нового искусства». И. Северянин. Сведения из биографии. Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин…»), «Двусмысленная слава» (возможен выбор трех других стихотворений). Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, оригинальность его словотворчества. | 1 | | | |
| 117 | Практическая работа 60. Чтение докладов, составление планов, конспектов, тезисов, ответы на вопросы, чтение и анализ стихов. | 1 | | | |
Раздел 6. | | Особенности развития литературы 20-Х ГОДОВ | 13 | | |
Тема 6.1 Литература 20-х годов. | 118 | Характеристика литературного процесса 20-х годов. Политика ЦК РКП(б) в области художественной литературы в 20-е годы. Тема России и революции в творчестве поэтов разных поколений и мировоззрений. «Крестьянская» русская поэзия 20-х годов. Разнообразие идейно-художественных позиций советских писателей в освещении темы революции и гражданской войны («Железный поток» А. Серафимовича, «Бронепоезд 14-69» С. Иванова и др.). Поиски нового героя эпохи («Чапаев» Фурманова, «Цемент» Ф. Гладкова», «Аэлита» А. Толстого и др.). Интеллигенция и революция в литературе 20- х годов («Города и годы» К. Федина, «Хождение по мукам» А. Толстого и др.). Объекты сатирического изображения в прозе 20-х годов (творчество М. Зощенко, И. Ильфа и Е. Петрова, М. Булгакова, А. Аверченко и др.). Становление жанра романа- антиутопии в 20-е годы - свидетельство нарастающей тревоги за будущее («Мы» Е. Замятина, «Чевенгур» А. Платонова). | 1 | | |
| 119 | Практическая работа 61. Чтение докладов, составление планов, конспектов, тезисов, ответы на вопросы. | 1 | | |
Тема 6.2 А.А. Блок. Жизнь и творчество. | 120 | Очерк жизни и творчества. Тема Родины в лирике Блока. Боль и тревога за судьбу России («Россия», «Коршун» и др.). Стремление проникнуть в природу социальных противоречий старого мира («Незнакомка», «Фабрика» и др.) Надежда на обновление России («О доблестях, о подвигах, о славе...», «Скифы», цикл стихов «На поле Куликовом»). Поэма «Двенадцать». Сюжет поэмы и ее герои. Философская проблематика и символика поэмы. Своеобразие поэтики А.А. Блока. | 1 | | |
| 121 | Практическая работа 62. Чтение докладов, составление планов, конспектов, тезисов, ответы на вопросы, чтение и анализ стихов | 2 | | |
122 | Практическая работа 63. Чтение отрывков из поэмы «Двенадцать», составление планов, конспектов, тезисов, ответы на вопросы, чтение и анализ стихов | |
| | Самостоятельная работа студентов. Чтение поэмы «Соловьиный сад», лирики ( стихи по выбору наизусть). | 3 | | |
Тема 6.3 В. В. Маяковский. Жизнь и творчество. | 123 | Очерк жизни и творчества. Особенности ранней лирики. Тема несоответствия мечты и действительности; несовершенство в стихотворениях «Нате!», «Вам!». Характер и личность автора в стихах о любви. Сатира Маяковского. Борьба поэта с «перерожденчеством», бюрократизмом (пьеса «Клоп», «О дряни», «Прозаседавшиеся»). Пьеса «Баня». Переплетение реального и фантастического в сатире Маяковского. Тема поэта и поэзии. Стихотворение «Разговор с фининспектором о поэзии». «Во весь голос». Новаторство Маяковского. Общественное и литературное значение поэзии Маяковского. | 1 | | |
124 | Практическая работа 64. Чтение докладов, составление планов, конспектов, тезисов, ответы на вопросы, чтение и анализ стихов. | 2 | | |
125 | Практическая работа 65. Чтение докладов, составление планов, конспектов, тезисов, ответы на вопросы, Пьесы. Чтение и анализ.. | |
| Самостоятельная работа студентов. Чтение лирики, поэм, стихи по выбору наизусть. | 3 | | |
Тема 6.4 С.А. Есенин. Жизнь и творчество. Тема любви к природе и Родине в лирике поэта. | 126 | Очерк жизни и творчества. Лирика. Стихотворения «Русь», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Письмо к матери», «Пушкину». Развитие темы родины, поэтизации природы и русской деревни как выражение любви к России. Тема отчаяния и безнадежности в лирике Есенина. Стремление преодолеть эти настроения (поэма «Черный человек»). Поэма «Пугачев». Тема мятежа. «Анна Снегина» - поэма о судьбе человека и Родины. Из цикла «Персидские мотивы». Поэтическое мастерство Есенина. | 1 | | |
127 | Практическая работа 66. Чтение докладов, составление планов, конспектов, тезисов, ответы на вопросы, чтение и анализ стихов. | 2 | | |
128 | Практическая работа 67. Чтение докладов, составление планов, конспектов, тезисов, ответы на вопросы, чтение отрывков из поэм. | |
129 | Контрольная работа. Подготовка к сочинению по творчеству поэтов 20-х годов: А.Блока, В.Маяковского, С.Есенина (по выбору). | 2 | |
130 | |
| | Самостоятельная работа студентов. Чтение лирики, поэмы «Анна Снегина», стихи по выбору наизусть. | 3 | | |
Раздел 7. | | ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРА 30-40-Х ГОДОВ | 20 | | |
Тема 7.1 Литература 30-х- начала 40-х годов. (Обзор). | 131 | Общая характеристика эпохи 30-х годов и ее отражение в литературе. Отражение индустриализации и коллективизации. Создание нового героя; проблема взаимоотношений личности и общества в произведениях М. Шолохова, А. Макаренко, Н. Островского, Ю. Крымова, А. Корнейчука и др. Трагедия послереволюционного поколения в 30-е годы и его надежды в произведениях тех лет и в «возвращенной» литературе (М. Булгаков, А. Платонов и др.). Трагические судьбы писателей и поэтов в 30-х - начале 40-х годов. Судьба народа в поэзии А. Ахматовой, М. Цветаевой, О. Мандельштама и др. Развитие сатиры в 30-е годы в творчестве В. Маяковского, М. Зощенко, И. Ильфа и Е. Петрова. Тема исторического прошлого России в творчестве А. Толстого, О. Форш, В. Шишкова и др. | 1 | | |
132 | Практическая работа 68. Чтение докладов, составление планов, конспектов, тезисов, ответы на вопросы, чтение стихов. | 1 | | |
| Самостоятельная работа. Работа с опорным конспектом, текстами, учебником. Найти определение жанров лирики (стихи-песни, песни-марши, стихи-беседы, интимная лирика, поэма). | 2 | | |
Тема 7.2 М.И. Цветаева. Жизнь и творчество. | 133 | Начало творческого пути. Художественное своеобразие творчества Цветаевой. Тема России, революции. Любовная лирика Цветаевой, ее художественное своеобразие драматический психологизм, сочетание любовного романа с саркастической нотой обличения мещанской повседневности, уродливых отношений, смещающих истинные человеческие ценности («Лебединый стан»). Жизнь и творчество периода эмиграции. Возвращение на Родину; последние годы жизни. | 1 | | |
134 | Практическая работа 69. Чтение докладов, составление планов, конспектов, тезисов, ответы на вопросы, чтение и анализ стихов. | 1 | | |
| Самостоятельная работа студентов. Чтение лирики, стихи по выбору наизусть, рефераты. | 2 | | |
Тема 7.3 О.Э. Мандельштам. Жизнь и творчество. | 135 | Противостояние поэта «веку-волкодаву». Поиски духовных опор в искусстве и природе. Петербургские мотивы в поэзии. Теория поэтического слова О. Мандельштама. «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…», «Петербургские строфы», «Концерт на вокзале», «Рим». | 1 | | |
136 | Практическая работа 70. Чтение докладов, составление планов, конспектов, тезисов, ответы на вопросы, чтение и анализ стихов. | 1 | | |
| Самостоятельная работа студентов. Чтение лирики, стихи по выбору наизусть, рефераты. | 2 | | |
Тема 7.4 А.П. Платонов. Жизнь и творчество. | 137 | Трудная судьба А. Платонова, его творческий путь и художественное новаторство. Тема крестьянства в произведениях А. Платонова. «Сокровенный человек». Рассказы «Усомнившийся Макар», «Впрок». Сомнения автора и его героев, их тревога за гуманистические ценности революции. Повесть «Котлован». Проблема общечеловеческих ценностей. Социально-философское содержание творчества А. Платонова, своеобразие художественных средств. Связь творчества Платонова с традициями русской сатиры. | 1 | | |
138 | Практическая работа 71. Чтение докладов, составление планов, конспектов, тезисов, ответы на вопросы, чтение и анализ фрагментов произведений. | 1 | | |
Тема 7.5 М.А. Булгаков. Жизнь и творчество. | 139 | Личность писателя, новизна тематики и направленность его творчества. Трагическая судьба произведений Булгакова. Роман «Мастер и Маргарита». Глубина философской проблематики. Система образов в романе. Своеобразие композиции произведения. | 2 | | |
140 | Проблема любви и жизни. Тема подвига, самопожертвования и предательства. Христианские мотивы в романе. Высокий гуманистический пафос в произведении. | |
141 | Практическая работа 72. Чтение докладов, составление планов, конспектов, тезисов, ответы на вопросы, | 3 | | |
142 | Практическая работа 73. Чтение и анализ фрагментов романа, ответить на вопросы, характеристика героев. | |
143 | Практическая работа 74. Чтение и анализ фрагментов романа, ответить на вопросы, характеристика героев «ершалаимских глав». | |
| Самостоятельная работа студентов. Роман «Белая гвардия» (чтение, анализ, доклады). | 4 | | |
Тема 7.6 М.А.Шолохов. Жизнь и творчество. | 144 | Жизнь и творчество. «Донские рассказы». Трагический пафос «Донских рассказов». Роман - эпопея «Тихий Дон». Судьба человека на крутых исторических переломах - основная тема творчества М.А. Шолохова «Тихий Дон» - эпическое самопознание истории и народа, трагедия Григория Мелехова, ее смысл и значение. | 1 | | |
145 | Практическая работа 75. Чтение докладов, составление планов, конспектов. Чтение фрагментов романа «Тихий Дон». | 2 | | |
146 | Практическая работа 76. Чтение и анализ фрагментов романа, ответить на вопросы, характеристика героев. | |
147 | Проблема гуманизма в романе. Женские судьбы. Общественное значение творчества М.А. Шолохова. | 1 | | |
148 | Практическая работа 77. Чтение и анализ фрагментов романа, ответить на вопросы, характеристика женских образов автором. | 1 | | |
149 | Контрольная работа. Подготовка к сочинению по роману «Тихий Дон»: 1).Трагедия жизни Григория Мелехова. 2). Любовь в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон». 3). Женские образы в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон». 4). Тема гражданской войны в романе А. Шолохова «Тихий Дон». | 2 | | |
150 | |
| Самостоятельная работа студентов. Чтение романа «Поднятая целина», анализ, устные сообщения. | 3 | | |
Раздел 8. | | Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет | 14 | | |
Тема 8.1 Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет. | 151 | Деятели литературы и искусства на защите Отечества. Лирический герой в стихах поэтов-фронтовиков: О. Берггольц, К. Симонов, А. Твардовский, А. Сурков, М. Исаковский, М. Алигер, Ю. Друнина, М. Джалиль и др. Публицистика военных лет: М. Шолохов, И. Эренбург, А. Толстой. | 2 | | |
152 | Реалистическое и романтическое изображение войны в прозе: рассказы Л. Соболева, В. Кожевникова, К. Паустовского, М. Шолохова и др. Повести и романы Б. Горбатова, А. Бека, А. Фадеева. Пьесы: «Русские люди» К. Симонова, «Фронт» А. Корнейчука и др. | |
153 | Практическая работа 78. Чтение докладов, составление планов, конспектов, тезисов, ответы на вопросы. Чтение стихов о войне. Анализ произведений поэтов-фронтовиков.. | 2 | | |
154 | Практическая работа 79. Чтение и анализ фрагментов прозы, изображение войны писателями-фронтовиками | |
155 | Произведения первых послевоенных лет. Проблемы человеческого бытия, добра и зла, эгоизма и жизненного подвига, противоборства созидающих и разрушающих сил в произведениях Э. Казакевича, В.Некрасова, А.Бека, В.Ажаева и др. | 1 | | |
156 | Практическое занятие 80. Чтение докладов, составление планов, конспектов, тезисов, ответы на вопросы | 2 | | |
157 | Практическое занятие 81. Чтение докладов, составление планов, конспектов, тезисов, ответы на вопросы. Чтение произведений. | |
Тема 8.2 А.А. Ахматова. Жизнь и творчество. | 158 | Жизнь и творчество. Ранняя лирика Ахматовой - лирика любви, раскрывающая глубину и яркость переживаний поэта, его радость, скорбь и тревогу. Личная и общественная темы в стихах революционных и первых послереволюционных лет: «Петроград, 1919», сборники «Подорожник» и др. Тема любви к родной земле, Родине, России («Четки», «Белая стая», «Подорожник»). Пушкинские темы в творчестве поэтессы. Тема любви к Родине и гражданского мужества в лирике военных лет: «Клятва», «Мужество», «Победителям» и др.Поэма «Реквием». Исторический масштаб и значение происходивших событий в годы террора. Своеобразие лирики Ахматовой. | 1 | | |
159 | Практическая работа 82. Чтение докладов, составление планов, конспектов, тезисов, ответы на вопросы, чтение и анализ стихов. | 1 | | |
| Самостоятельная работа студентов. Чтение «Вечер», «Четки», «Подорожник», «Бег времени», стихи по выбору наизусть, анализ, доклады. | 1 | | |
Тема 8.3 Б.Л. Пастернак. Жизнь и творчество. | 160 | Жизненный путь Пастернака и его творчество. Основные направления философской мысли Пастернака, их отражение в творчестве писателя. «Про эти стихи», «Любить иных - тяжелый крест...», «Никто не будет в доме...», «Сосны», «Иней», «Июль», «Снег идет». Поэмы «Девятьсот пятый год» и «Лейтенант Шмидт», стихотворение «Свеча горела на столе». Тема пути - ведущая в поэзии Пастернака («Стихи из романа»). Роман «Доктор Живаго». Судьба русской интеллигенции в эпоху революции. | 1 | | |
161 | Практическая работа 83. Чтение докладов, составление планов, конспектов, тезисов, ответы на вопросы, чтение и анализ стихов, фрагментов романа. | 1 | | |
| Самостоятельная работа студентов. Чтение лирики, романа «Доктор Живаго»; стихи по выбору наизусть, рефераты. | 1 | | |
Тема 8.4 А.Т. Твардовский. Жизнь и творчество. | 162 | Тема войны и памяти в лирике Твардовского. Утверждение нравственных ценностей. Лирика «Я убит подо Ржевом...», «В тот день, когда кончилась война», «Я знаю, никакой моей вины...», «Памяти матери» и др. Стихотворения по выбору преподавателя. | 2 | | |
163 | Поэмы «Дом у дороги», «По праву памяти».Лирический герой поэмы, его жизненная позиция. Художественное своеобразие творчества А. Твардовского. | | | |
164 | Практическая работа 84. Чтение докладов, составление планов, конспектов, тезисов, ответы на вопросы, чтение и анализ стихов | 1 | | |
| | Самостоятельная работа студентов. Стихи по выбору наизусть, рефераты. | 2 | | |
Раздел 9. | | Особенности развития литературы 1950-1980-Х ГОДОВ | 23 | | |
Тема 9.1 Литература 50–80-х годов | 165 | Смерть И.В.Сталина. XX съезд партии. Изменения в общественной и культурной жизни страны. Новые тенденции в литературе. Тематика и проблематика, традиции и новаторство в произведениях писателей и поэтов. «Деревенская проза». Изображение жизни крестьянства, глубина и цельность духовного мира человека, кровно связанного с землей. Новый образ русской деревни и крестьянской души. Городская проза: Юрий Трифонов. | 1 | | |
166 | Практическая работа 85. Чтение докладов, составление планов, конспектов, тезисов, ответы на вопросы, чтение и анализ стихов | 1 | | |
Тема 9.2 Поэзия 60-х годов . | 167 | Поиски нового поэтического языка, формы, жанра в поэзии Б.Ахмадуллиной, Р.Рождественского, А.Вознесенского, Е.Евтушенко, Б.Окуджавы и др. Развитие традиций русской классики в поэзии Н.Федорова,, Н.Рубцова, С.Наровчатова, Д.Самойлова, Л.Мартынова, Е.Винокурова, Н.Старшинова, Ю.Друниной, Б.Слуцкого, С.Орлова, И.Бродского, Р.Гамзатова и др. | 1 | | |
168 | Практическая работа 86. Чтение докладов, составление планов, конспектов, тезисов, ответы на вопросы, чтение и анализ стихов | 1 | | |
Тема 9.3 А.И.Солженицын Жизнь и творчество. | 169 | Очерк жизни и творчества. Новый подход к изображению прошлого в книгах А. Солженицына. Проблема ответственности поколений, причины зарождения тоталитарной системы, размышления писателя о возможных путях развития человечества в повести «Один день Ивана Денисовича». | 2 | | |
170 | Тема репрессий. Мастерство А.И. Солженицына – психолога: глубина характера, историко – философское обобщение в творчестве писателя. | | | |
| Самостоятельная работа студентов. Рефераты. | 2 | | |
171 | Практическая работа 87. Чтение докладов, составление планов, конспектов, тезисов, ответы на вопросы. | 2 | | |
| 172 | Практическая работа 88.. Чтение докладов, составление планов, конспектов, тезисов, ответы на вопросы. | |
Тема 9.4 В. Т. Шаламов. Жизнь и творчество. | 173 | «Колымские рассказы». Художественное своеобразие прозы Шаламова: отсутствие деклараций, простота, ясность. «Лагерная тема» в произведениях В.Шаламова | 1 | | |
174 | Практическая работа 89.. Чтение докладов, составление планов, конспектов, тезисов, ответы на вопросы. | 1 | | |
Тема 9.5 Новое осмысление военной темы в литературе 50-90-х годов. | 175 | Героико-трагедийные мотивы в литературе о войне; художественная правда о сражающемся народе, о человеке на войне, о трудной победе. | 1 | | |
176 | Практическая работа 90.. Чтение докладов, составление планов, конспектов, тезисов, ответы на вопросы. | 1 | | |
177 | Гуманистический пафос литературы, поиск подлинных нравственных ценностей. А.А.Бек «Волоколамское шоссе», Н.А.Некрасов «В окопах Сталинграда», В.В.Быков «Сотников», В.Л.Кондратьев «Сашка», Ю.В.Бондарев «Горячий снег», К.Д.Воробьев «Убиты под Москвой», В.С.Гроссман «Жизнь и судьба», В.П.Астафьев «Пастух и пастушка» и др. | 1 | | |
178 | Практическая работа 91. Чтение докладов, составление планов, конспектов, тезисов, ответы на вопросы. | 1 | | |
179 | Контрольная работа. Подготовка к сочинению по произведениям о Великой Отечественной войне. | 2 | | |
180 | |
Тема 9.6 В.М.Шукшин. Жизнь и творчество. Рассказы. | 181 | В.М.Шукшин. Рассказы «Одни», «Чудик», «Миль пардон, мадам», «Срезал». Колоритность и яркость шукшинских героев – «чудиков». Народ и «публика» как два нравственно - общественных полюса в прозе Шукшина. Сочетание внешней занимательности сюжета и глубины психологического анализа в рассказах писателя. Тема города и деревни, точность бытописания в шукшинской прозе. | 1 | | |
182 | Практическая работа 92. Чтение докладов, составление планов, конспектов, тезисов, ответы на вопросы. Чтение фрагментов рассказов. | 1 | | |
| Самостоятельная работа студентов. Чтение рассказа «Выбираю деревню на жительство», повести «До третьих петухов», сообщения. | 2 | | |
Тема 9.7 В.Г.Распутин. Жизнь и творчество. | 183 | Очерк жизни и творчества. Повесть «Прощание с Матерой». Проблематика повести и ее связь с традицией классической русской прозы. | 1 | | |
| 184 | Практическая работа 71. Чтение докладов, составление планов, конспектов, тезисов, ответы на вопросы, чтение и анализ стихов. | 1 | | |
Тема 9.8 Драматургия А.В. Вампилова. | 185 | Жанровое многообразие пьес Вампилова. Полифонизм характеров героев. Трагикомедии о «потерянном поколении». Зилов («Утиная охота») как герой своего времени. | 2 | | |
186 | Новаторство драматургии Вампилова. Художественные особенности и идейное своеобразие пьесы «Старший сын». | |
| | Самостоятельная работа студентов. Рефераты. | 2 | | |
| 187 | Практическая работа 72. Чтение докладов, составление планов, конспектов, тезисов, ответы на вопросы. | 1 | | |
Раздел 10. | | Зарубежная литература | 4 | | |
Тема 10.1 Э.Хемингуэй. Жизнь и творчество. | 188 | Очерк жизни и творчества писателя. Проблематика повести «Старик и море». Раздумья писателя о человеке и его жизненном пути. Роль художественной детали и реалистической символики в повести. | 1 | | |
| 189 | Практическая работа 73. Чтение докладов, составление планов, конспектов, тезисов, ответы на вопросы. | 2 | | |
190 | Практическая работа 74. Чтение отрывков произведений, составление планов, конспектов, тезисов, ответы на вопросы. | |
Раздел 11. | | Русское литературное зарубежье 1920-1990-х годов | 2 | | |
Тема 11.1 Русское литературное зарубежье 1920-1990-х годов. | 191 | Первая волна эмиграции русских писателей. Характерные черты литературы русского зарубежья 1920—1930-х годов. Творчество И.Шмелева, Б. Зайцева, В.Набокова, Г. Газданова, Б. Поплавского. Вторая волна эмиграции русских писателей. Осмысление опыта сталинских репрессий и Великой Отечественной войны в литературе. Творчество Б. Ширяева, Д.Кленовского, И. Елагина. Третья волна эмиграции. Возникновение диссидентского движения в СССР. Творчество И.Бродского, А. Синявского, Г. Владимова. | 1 | | |
| Самостоятельная работа студентов. Рефераты. | 1 | | |
192 | Практическая работа 75. Чтение докладов, составление планов, конспектов, тезисов, ответы на вопросы. Чтение стихотворений и отрывков из произведений. | 1 | | |
Раздел 12. | | Особенности развития литературы конца 1980-2000-х годов | 9 | | |
Тема 12.1 Литература последних десятилетий. Постмодернизм (обзор). | 193 | Обзор произведений, опубликованных в последние годы в журналах и отдельными изданиями. Споры о путях развития культуры. Позиция современных журналов. | 1 | | |
| Практическая работа 77. Чтение докладов, составление планов, конспектов, тезисов, ответы на вопросы. | 1 | | |
Тема 12.2 Хакасская поэзия. | 194 | Тема Родины, природы, любви в хакасской поэзии. | 1 | | |
| | Самостоятельная работа студентов. Рефераты. | 1 | | |
| 195 | Практическая работа 78. Чтение докладов, составление планов, конспектов, тезисов, ответы на вопросы. Чтение стихотворений. | 2 | | |
196 | Практическая работа 79. Чтение произведений, составление планов, конспектов, тезисов, ответы на вопросы. | |
| 197 | Контрольная работа: итоговое сочинение. | 2 | | |
198 | |
| 199 | Дифференцированный зачет. | 2 | | |
200 | |
| | | | | |
| Всего: | 200 | | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач;