СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык и литература. Литература» 250101.01 «Мастер по лесному хозяйству»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тематическое планирование общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.01  «Русский язык и литература. Литература» предназначена для изучения литературы в ГАПОУ РХ «Аграрный техникум», реализующем образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования с учетом технического профиля  при подготовке при подготовке квалифицированных рабочих по профессии 250101.01 «Мастер по лесному хозяйству»  

Просмотр содержимого документа
«Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык и литература. Литература» 250101.01 «Мастер по лесному хозяйству»»

Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык и литература. Литература»

250101.01 «Мастер по лесному хозяйству»


Наименование разделов и тем

п/п

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа студентов

Объем часов

Примечание


1

2

3

4

5


Раздел 1.


Введение

2

 


Тема1.1.

Характеристика русской литературы 1-й половины XIX века.

1


Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы. Специфика литературы как вида искусства.

2



2

Взаимодействие русской и западноевропейской литературы в XIX веке. Самобытность русской литературы (с обобщением ранее изученного материала).


РАЗДЕЛ 2.


Развитие русской литературы и культуры в первой половине Х1Х века

14




Тема 2.1.

А.С. Пушкин. Жизнь и творчество.

3

Сведения из биографии. Этапы творчества. Основные темы и мотивы лирики А.С. Пушкина.

3



4


Философское начало в ранней лирике. Соотнесение вольнолюбивых настроений с мироощущением самого поэта, с его призванием. Философское осмысление личной свободы. Тема поэта и поэзии. Лирика любви и дружбы.


5

Поэма «Медный всадник». Конфликт личности и государства в поэме. Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие реализма в творчестве Пушкина.


6

Практическая работа 1. Чтение и анализ стихов, ответы на вопросы, ответы на вопросы.

1




Самостоятельная работа студентов.

Стихи (по выбору наизусть) поэтов пушкинской поры:

К.Батюшкова, Е.Баратынского и др.

3








Тема 2.2

М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество.


7

Сведения из биографии. Этапы творчества. Основные мотивы лирики. Поэтический мир М. Ю. Лермонтова. Мотивы одиночества.

2



8

Утверждение героического типа личности. Любовь к Родине, народу, природе. Интимная лирика. Поэт и общество.



9

Практическая работа 2. Чтение докладов, составление планов, конспектов, тезисов, ответы на вопросы, чтение и анализ стихов.

2



10

Практическая работа 3. Чтение и анализ поэмы «Демон», составление планов, конспектов, тезисов, ответы на вопросы.



Самостоятельная работа студентов. Поэма М.Ю. Лермонтова «Демон». Лирика поэта. Стихи по выбору наизусть

3



Тема 2.3

Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество.

11


Сведения из биографии. «Петербургские повести» («Невский проспект», «Нос» и др.). Композиция. Сюжет. Герои. Идейный замысел.

2



12

Мотивы личного и социального разочарования. Приемы комического в повести. Авторская позиция. Значение творчества Н.В. Гоголя в русской литературе.


13

Практическая работа 4. Чтение докладов, составление планов, тезисов, ответить на вопросы.

2



14

Практическая работа 5. Чтение и анализ повестей, составление планов, конспектов, тезисов, ответы на вопросы.



16

Контрольная работа.

Подготовка к сочинению по произведениям А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя (по выбору).

2



17




Самостоятельная работа студентов. Повести Н.В. Гоголя «Портрет». , «Записки сумасшедшего». Чтение и анализ повестей


2



Раздел 3.


Поэзия второй половины Х1Х века

14



Тема 3.1

Ф.И.Тютчев. Жизнь и творчество.



18

Выражение тончайших движений человеческой души в поэзии Тютчева. Одушевленный мир природы. Философские раздумья о тайнах мировоззрения и человеческого бытия. Эмоциональная напряженность, музыкальность и психологизм лирики поэта. «Тени сизые сместились», «Природа-сфинкс», «Цицерон», «Умом Россию не понять» и др.

1



19

Практическая работа 6. Чтение докладов, составление планов, конспектов, тезисов, ответы на вопросы, чтение и анализ стихов.

2



20

Практическая работа 7. Чтение стихотворений, анализ. Выбор стихотворений.



Самостоятельная работа студентов.

Стихи Ф.И.Тютчева по выбору наизусть, анализ стихотворения.

3



Тема 3.2

А.А. Фет. Жизнь и творчество.

21


А.А. Фет - последовательный сторонник теории «чистого» искусства. Природа и человек в природе - главный предмет изображения в лирике поэта. Музыкальность, изящество стиля, пластичность образов как средство передачи тончащих движений человеческой души. «Музе», «Шепот, робкое дыханье…», «На заре ты ее не буди» и др.


1



22

Практическая работа 8. Чтение докладов, составление планов, конспектов, тезисов, ответы на вопросы, чтение и анализ стихов.

2



23

Практическая работа 9. Чтение стихотворений, анализ. Выбор стихотворений.



Самостоятельная работа студентов.

Стихи А.А.Фета по выбору наизусть, анализ стихотворения.

3



Тема 3.3

Творчество А.К.Толстого.



24

Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы лирики. Особенности поэтического стиля. «Против течения», «Средь шумного бала…» и др.

1



25

Практическая работа 10. Чтение докладов, составление конспектов, ответы на вопросы, чтение и анализ произведений.

2



26

Практическая работа 11. Чтение стихотворений, анализ.




Самостоятельная работа студентов.

Стихи А.К.Толстого по выбору наизусть, анализ стихотворения.

3



Тема 3.4

Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество.

27



Очерк жизни и творчества Н.А.Некрасова. Некрасов о поэте и поэзии. Народ в лирике Некрасова. Новаторское изображение крестьянской жизни. Стихотворения «Пророк», «Памяти Добролюбова».

2



28






Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Жанр и композиция поэмы-эпопеи. Осмысление Н.А. Некрасовым судеб пореформенного крестьянства-главная проблема поэмы. Крестьяне-правдоискатели и борцы. Проблема счастья в поэме. Образы «народных заступников» в поэме. Сатирическое изображение помещиков. Поэма Н.А. Некрасова - энциклопедия народной жизни середины XIX века.


29

Практическая работа 12. Чтение докладов, составление планов, конспектов, тезисов, ответы на вопросы, чтение и анализ стихов.

3



30

Практическая работа 13. Чтение поэмы«Кому на Руси жить хорошо». Образы в поэме, конспектирование и анализ.


31

Практическая работа 14. Чтение поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Образы в поэме, конспектирование и анализ.



Самостоятельная работа студентов. Поэма «Мороз, Красный нос». Анализ произведения

Стихи по выбору наизусть.

4



Раздел 4.


Особенности развития русской литературы во второй половине Х1Х века

67



Тема 4.1

Русская литература второй половины Х1Х века.


32


Русская литературно-критическая и философская мысль. Отражение в литературе и критике основных этапов общественного движения 60-90-х годов XIX века. Литературно - критическая деятельность либералов – западников и либералов – славянофилов, издаваемые ими журналы.


1




33

Практическая работа 15. Чтение докладов, изучение статей.

1



Тема 4.2

А.Н. Островский. Жизнь и творчество.

34


Жизнь и творчество Островского, его литературно-театральная деятельность. Тематика пьес.


2



35


«Гроза». Творческая история пьесы, смысл названия, конфликт, основные образы. Обличение самодурства, невежества и грубой силы. Конфликт Катерины с «темным царством».


36

Практическая работа 18. Чтение фрагментов драмы, составление планов, конспектов, тезисов, ответить на вопросы, анализ произведения, характеристика героев.

3



37

Практическая работа 19. Проблема человеческого достоинства в пьесе, борьба личности за право свободно жить и любить. «Гроза» в русской критике 60-х годов. Гуманизм пьесы.


38

Практическая работа 20. Чтение отрывков произведений, конспектирование. Образы главных героев.


39

Контрольная работа.

Подготовка к сочинению по пьесе «Гроза»:

1). Дикой и Кабаниха в драме А.Н. Островского «Гроза».

2). Катерина – « луч света в темном царстве» и др.

2



40



Самостоятельная работа студентов.

Чтение пьес: «Свои люди – сочтемся», «Бесприданница», «Снегурочка»(доклады, презентации).

4









Тема 4.3

И.А. Гончаров. Жизнь и творчество.


41



Очерк жизни и творчества И.А. Гончарова. Роман «Обломов». Полнота и сложность характера Обломова. Штольц как антипод Обломова. Роль в романе взаимоотношений Обломова и Ольги Ильинской.

2



42

Роман «Обломов» в русской критике. Художественное мастерство Гончарова - реалиста. Роман «Обломов» и современность.


43

Практическая работа 21. Чтение докладов, составление конспектов и тезисов, ответы на вопросы.



4






44

Практическая работа 22. Чтение фрагментов романа, ответы на вопросы, анализ произведения.


45

Практическая работа 23. Чтение фрагментов романа, ответы на вопросы, анализ произведения, характеристика героев.


46

Практическая работа 24. Чтение фрагментов романа, ответы на вопросы, анализ произведения, характеристика героев.



Самостоятельная работа студентов.

Чтение романов «Обрыв», «Обыкновенная история» (анализ, сообщения).

5



Тема 4.4 И.С.Тургенев. Жизнь и творчество.



47

Очерк жизни и творчества И.С.Тургенева. Роман «Отцы и дети». Смысл названия романа. Нравственная проблематика романа и ее общечеловеческое значение.

2



48

Образ Базарова в системе действующих лиц. Внутренний конфликт главного героя. Авторская позиция. Идейно-эстетическая полемика вокруг романа (А.И. Герцен, М.А. Антонович, Д.И. Писарев и др.). Художественное своеобразие романа


49

Практическая работа 25. Чтение докладов, составление конспектов и тезисов, ответы на вопросы.

4



50

Практическая работа 26. Чтение докладов, составление конспектов и тезисов, ответы на вопросы.


51

Практическая работа 27. Чтение фрагментов романа, ответы на вопросы.


52

Практическая работа 28. Анализ произведения, характеристика героев, составление конспектов.


53

Контрольная работа.

Подготовка к сочинению по роману «Отцы и дети»:

1). Образ «нового» человека в романе «Отцы и дети».

2). Борьба «отцов» и «детей» в романе И.Тургенева.

3). Любовь и дружба в жизни Е.Базарова и др.

2



54



Самостоятельная работа студентов.

Чтение произведений «Ася», «Вешние воды», «Рудин», «Накануне», «Стихотворение в прозе» (анализ, сообщения).

5



Тема 4.5

Н.Г. Чернышевский. Жизнь и творчество.



55



Краткий очерк жизни и творчества Н. Г. Чернышевского. Эстетические взгляды Чернышевского и их отражение в романе «Что делать?». Нравственные и идеологические проблемы в романе. «Женский вопрос» в романе. Образы «новых людей». Образ «особенного человека» Рахметова. Противопоставление «новых людей» старому миру. Роль снов Веры Павловны в романе. Смысл финала романа

1




56

Практическая работа 29 Чтение фрагментов романа, ответы на вопросы, анализ произведения.

2



57

Практическая работа 30 Чтение фрагментов романа, характеристика героев произведения, составление конспектов.


Тема 4.6

Н.С. Лесков. Жизнь и творчество.

58

Сведения из биографии. Повесть «Очарованный странник». Особенности сюжета повести. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя). Концепция народного характера.

2



59

Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести. Особенности повествовательной манеры Н.С. Лескова.


60

Практическая работа 31. Чтение докладов, составление конспектов, тезисов, ответы на вопросы


3




61

Практическая работа 32. Чтение фрагментов повести, ответы на вопросы, анализ произведения, характеристика героев.


62

Практическая работа 33. Чтение фрагментов повести, ответы на вопросы, анализ произведения, характеристика героев.



Тема 4.7

М.Е.Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество.

63

Очерк жизни и творчества. «История одного города» (обзор). Основные темы произведения.



2




64

Проблема совести и нравственного возрождения человека. Объекты сатиры и сатирические приемы. Гипербола и гротеск как способы изображения действительности. Своеобразие писательской манеры.


65

Практическая работа 34. Чтение докладов, составление конспектов, тезисов, ответы на вопросы, анализ произведения по плану, характеристика героев.

3



66

Практическая работа 35. Чтение докладов, составление конспектов, тезисов, ответы на вопросы, анализ произведения по плану, характеристика героев.


67

Практическая работа 36. Чтение фрагментов повести, ответы на вопросы, анализ произведения, характеристика героев.



Самостоятельная работа студентов.

Изучение новых литературоведческих терминов, чтение сказок, романа «Господа Головлевы».

4






Тема 4.8

Ф.М. Достоевский. Жизнь и творчество.

68


Жизненный и творческий путь писателя. Своеобразие христианского гуманизма Достоевского. Жанровое своеобразие его произведений. Философская и духовная проблематика романов.

4




69

Роман «Преступление и наказание». Философская и идейно - нравственная проблематика. Петербург Достоевского как символ равнодушного отношения к человеку.


70

Теория Раскольникова. Социальные и философские корни теории Раскольникова. Трагические противоречия в характере Раскольникова.


69

«Правда» Раскольникова и «правда» Сони. Своеобразие художественного воплощения авторской позиции. Критическая полемика вокруг романа.


71

Практическая работа 37. Чтение докладов, составление конспектов, тезисов, чтение фрагментов, ответы на вопросы, анализ произведения по плану, характеристика героев.

5



72

Практическая работа 38. Чтение докладов, составление конспектов, тезисов, чтение фрагментов, ответы на вопросы, анализ произведения по плану, характеристика героев.


73

Практическая работа 39. Чтение фрагментов повести, ответы на вопросы, анализ произведения, характеристика героев.


74

Практическая работа 40. Чтение фрагментов повести, ответы на вопросы, анализ произведения, характеристика героев.


75

Практическая работа 41. Характеристика главных героев. Составление планов.


76

Контрольная работа.

Подготовка к сочинению по роману «Преступление и наказание»:

1). «Я царь, я раб, я червь, я бог…» (Г.Державин).

2). В чем был прав и в чем заблуждался Раскольников.

3). Уроки Мармеладова.

4). Правда Сони и правда Раскольникова и др.

2



77



Самостоятельная работа студентов.

Чтение романов «Преступление и наказание», «Идиот» (доклады, рефераты).

6



Тема 4.9

Л.Н. Толстой. Жизнь и творчество.


78


Этапы жизни и творчества. Духовные искания в годы юности. Начало творческой деятельности.

5



79

«Севастопольские рассказы» - суровая правда изображения войны. Общественная, политическая и педагогическая деятельность Л.Н. Толстого.


80

Роман «Война и мир» - роман-эпопея. Своеобразие композиции. Творческая история романа.



81

«Мысль народная» в романе. Народ и личность - одна из главных проблем в романе. Патриотизм и героизм русского народа в войне 1812 года Партизанская война в романе. Противопоставление Кутузова и Наполеона.


82

Женские образы в романе. Картины природы в романе. Мастерство Толстого-художника.





83

Практическая работа 42. Чтение докладов, составление планов, конспектов, тезисов, ответы на вопросы

5



84

Практическая работа 43. Чтение фрагментов «Севастопольских рассказов», составление планов, конспектов, тезисов, ответы на вопросы, чтение и анализ эпизодов.


85

Практическая работа 44. Чтение эпизодов произведения «Война и мир», составление планов, конспектов, тезисов, ответы на вопросы. анализ эпизодов, характеристика героев,


86

Практическая работа 45. Чтение и анализ эпизодов, характеристика героев, анализ авторской позиции. Поиск смысла жизни А. Болконским и П. Безуховым.


87

Практическая работа 46. Чтение и анализ эпизодов, характеристика характеристика женских образов автором, анализ авторской позиции.


88

Контрольная работа.

Подготовка к сочинению по роману «Война и мир»:

1). «К великому подвигу и к великому счастью» (Пьер Безухов).

2). Путь жизненных исканий Андрея Болконского.

3). Женские образы в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».

4). Картины природы и их роль в романе «Война и мир» и др.

2



89



Самостоятельная работа студентов.

Чтение повести «Севастопольские рассказы», романа «Война и мир» (презентации, рефераты).

6



Тема 4.10

А.П. Чехов. Жизнь и творчество.

90



Очерк жизни и творчества. Своеобразие воспроизведения русской действительности в произведениях А.П. Чехова. «Ионыч». Тема омертвления и гибели человеческой души. Нравственный выбор героя в рассказе. «Мелочи жизни» в изображении А.П. Чехова.

3



91

Пьеса «Вишневый сад».История создания, жанр пьесы. Причины человеческой недееспособности - основная проблема пьесы.


92

Тема прошлого, настоящего и будущего в пьесе. Автор и его герои. Своеобразие чеховского стиля.


93

Практическая работа 47. Чтение докладов, составление планов, конспектов, тезисов, ответы на вопрос, чтение и анализ эпизодов пьесы, характеристика действующих лиц пьесы.

4



94

Практическая работа 48. Чтение и анализ эпизодов пьесы «Ионыч», характеристика героев, анализ авторской позиции.


96

Практическая работа 49. Чтение и анализ эпизодов пьесы «Вишнёвый сад», характеристика героев, анализ авторской позиции


97

Практическая работа 50. Составление конспектов, ответы на вопросы. Чтение и анализ эпизодов пьесы , характеристика героев, анализ авторской позиции.


98

Контрольная работа.

Подготовка к сочинению по пьесе «Вишневый сад»:

1). «Недотепы» в пьесе «Вишневый сад».

2). «Нежная душа» или «хищный зверь».

3). Проблема будущего в комедии «Вишневый сад» и др.

1




Самостоятельная работа студентов.

Чтение, анализ пьесы «Вишневый сад», рассказов «Ионыч», « Палата № 6», «Человек в футляре» (сообщения).

4



Раздел 5.


Особенности развития литературы и других видов искусства в начале ХХ века

19



Тема 5.1

Литература рубежа веков.

И.А. Бунин. Жизнь и творчество.




99

Общая характеристика культурно-исторического процесса рубежа XIX и XX веков и его отражение в литературе. Неповторимость развития русской культуры. Традиции русской классической литературы X1Х века и их развитие в литературе ХХ века. Общечеловеческие проблемы начала XX века в прозе и поэзии. Очерк жизни и творчества. Проза Бунина: «Антоновские яблоки», «Господин из Сан-Франциско», рассказы из сборника «Темные аллеи». Лирико-философское решение «мужицкой» темы. Мотивы очищающего влияния родной природы. Обличение фальши современной цивилизации, бессмысленной погони за богатством. Лирика: «Крещенская ночь», «Песня», «Ночь», «Одиночество» и др. Тонкость передачи чувств и настроений лирического героя, экономность и выразительность художественных средств.

1



100

Практическая работа 51. Чтение и анализ рассказов из сборника «Темные аллеи»», ответы на вопросы, характеристика героев, анализ авторской позиции.

2



101

Практическая работа 52. Чтение и анализ стихов, анализ произведений.



Самостоятельная работа студентов.

Чтение 1-2 рассказов из цикла « Темные аллеи» (анализ).

3



Тема 5.2

А.И.Куприн. Жизнь и творчество.

102

Очерк жизни и творчества. Традиции русской литературы. «Гранатовый браслет» или «Олеся». «Гранатовый браслет» - романтическая концепция любви. Смысл споров о сильной бескорыстной любви. Трагическая история любви «маленького человека» Желткова как своеобразный ответ на эти споры. «Олеся». Люди цивилизации и люди природы.

1



103

Практическая работа 53. Чтение и анализ эпизодов повести, ответы на вопросы, характеристика героев, анализ авторской позиции романтической концепции любви.

2



104

Практическая работа 54. Чтение и анализ эпизодов повести, ответы на вопросы, характеристика героев.



Самостоятельная работа студентов.

Чтение повестей «Гранатовый браслет», «Олеся», «Суламифь» (доклады).

3



Тема 5.3

М.Горький. Жизнь и творчество.


105


Очерк жизни и творчества. Раннее творчество А.М.Горького: рассказы «Челкаш», «Коновалов», «Страсти-мордасти», «Старуха Изергиль». Горький-драматург. Пьеса «На дне». Изображение правды жизни в пьесе и ее философский смысл.

1




106

Практическая работа 55. Чтение и анализ рассказов, ответы на вопросы, характеристика героев.

1



107

Споры о человеке в пьесе. «Три правды» в пьесе и их трагическое столкновение (Бубнов, Сатин, Лука). Жертвы грязного мира.

1



108


Практическая работа 56.Чтение и анализ эпизодов пьесы, ответы на вопросы, характеристика героев, анализ авторской позиции.

1



109

Контрольная работа.

Подготовка к сочинению по пьесе «На дне»:

1). Образ босяков в раннем творчестве М.Горького.

2). Люди «дна» : характеры и судьбы.

3). Лука и Сатин в пьесе М.Горького «На дне» и др.



1





Самостоятельная работа студентов.

Чтение пьес А.М.Горького, анализ, доклады.

3



Тема 5.4 

«Серебряный век» как своеобразный «русский ренессанс».


110

Обзор русской поэзии конца XIX – начала XX в. «Серебряный век» как своеобразный «русский ренессанс». Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм.

1



111

. Практическая работа 57 Чтение докладов, составление планов, конспектов, тезисов, ответы на вопросы, чтение и анализ стихов

1




Самостоятельная работа студентов.

Написание рефератов по творчеству поэтов «серебряного века».

2



Тема 5.5

Символизм. Творчество В.Я. Брюсова.

112

Символизм. Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Сведения из биографии. Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны». Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике Брюсова.

1




113

Практическая работа 58. Чтение докладов, составление планов, конспектов, тезисов, ответы на вопросы, чтение и анализ стихов

1



Тема 5.6

Акмеизм.

Творчество

Н.С. Гумилева.



114

Акмеизм. Истоки акмеизма. Своеобразие романтического героя Гумилева: мужественное начало, стремление к «битве огневой», поиски «жизни обновленной». Лирический подтекст, призыв к подвигу, к полному самоотречению во имя идеала (сборник «Путь конквистадоров», «Романтические цветы», цикл «Капитаны»). Раздумья поэта о собственном мироотречении, о смысле жизни и духовных ценностей человека в сборнике стихов «Огненный столп».

1




115

Практическая работа 59. Чтение докладов, составление планов, конспектов, тезисов, ответы на вопросы, чтение и анализ стихов

1



Тема 5.7

Футуризм. Творчество И. Северянина.



116

Футуризм. Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер «нового искусства». И. Северянин. Сведения из биографии. Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин…»), «Двусмысленная слава» (возможен выбор трех других стихотворений). Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, оригинальность его словотворчества.

1



 


117

Практическая работа 60. Чтение докладов, составление планов, конспектов, тезисов, ответы на вопросы, чтение и анализ стихов.

1




Раздел 6.


Особенности развития литературы 20-Х ГОДОВ

13

 


Тема 6.1

Литература 20-х годов.






118

Характеристика литературного процесса 20-х годов. Политика ЦК РКП(б) в области художественной литературы в 20-е годы. Тема России и революции в творчестве поэтов разных поколений и мировоззрений. «Крестьянская» русская поэзия 20-х годов. Разнообразие идейно-художественных позиций советских писателей в освещении темы революции и гражданской войны («Железный поток» А. Серафимовича, «Бронепоезд 14-69» С. Иванова и др.). Поиски нового героя эпохи («Чапаев» Фурманова, «Цемент» Ф. Гладкова», «Аэлита» А. Толстого и др.). Интеллигенция и революция в литературе 20- х годов («Города и годы» К. Федина, «Хождение по мукам» А. Толстого и др.). Объекты сатирического изображения в прозе 20-х годов (творчество М. Зощенко, И. Ильфа и Е. Петрова, М. Булгакова, А. Аверченко и др.). Становление жанра романа- антиутопии в 20-е годы - свидетельство нарастающей тревоги за будущее («Мы» Е. Замятина, «Чевенгур» А. Платонова).

1




119

Практическая работа 61. Чтение докладов, составление планов, конспектов, тезисов, ответы на вопросы.

1



Тема 6.2

А.А. Блок. Жизнь и творчество.


120

Очерк жизни и творчества. Тема Родины в лирике Блока. Боль и тревога за судьбу России («Россия», «Коршун» и др.). Стремление проникнуть в природу социальных противоречий старого мира («Незнакомка», «Фабрика» и др.) Надежда на обновление России («О доблестях, о подвигах, о славе...», «Скифы», цикл стихов «На поле Куликовом»). Поэма «Двенадцать». Сюжет поэмы и ее герои. Философская проблематика и символика поэмы. Своеобразие поэтики А.А. Блока.

1





121

Практическая работа 62. Чтение докладов, составление планов, конспектов, тезисов, ответы на вопросы, чтение и анализ стихов

2



122

Практическая работа 63. Чтение отрывков из поэмы «Двенадцать», составление планов, конспектов, тезисов, ответы на вопросы, чтение и анализ стихов




Самостоятельная работа студентов.

Чтение поэмы «Соловьиный сад», лирики ( стихи по выбору наизусть).

3



Тема 6.3

В. В. Маяковский. Жизнь и творчество.


123

Очерк жизни и творчества. Особенности ранней лирики. Тема несоответствия мечты и действительности; несовершенство в стихотворениях «Нате!», «Вам!». Характер и личность автора в стихах о любви. Сатира Маяковского. Борьба поэта с «перерожденчеством», бюрократизмом (пьеса «Клоп», «О дряни», «Прозаседавшиеся»). Пьеса «Баня». Переплетение реального и фантастического в сатире Маяковского. Тема поэта и поэзии. Стихотворение «Разговор с фининспектором о поэзии». «Во весь голос». Новаторство Маяковского. Общественное и литературное значение поэзии Маяковского.

1



124

Практическая работа 64. Чтение докладов, составление планов, конспектов, тезисов, ответы на вопросы, чтение и анализ стихов.

2



125

Практическая работа 65. Чтение докладов, составление планов, конспектов, тезисов, ответы на вопросы, Пьесы. Чтение и анализ..



Самостоятельная работа студентов.

Чтение лирики, поэм, стихи по выбору наизусть.

3



Тема 6.4

С.А. Есенин. Жизнь и творчество. Тема любви к природе и Родине в лирике поэта.


126

Очерк жизни и творчества. Лирика. Стихотворения «Русь», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Письмо к матери», «Пушкину». Развитие темы родины, поэтизации природы и русской деревни как выражение любви к России. Тема отчаяния и безнадежности в лирике Есенина. Стремление преодолеть эти настроения (поэма «Черный человек»). Поэма «Пугачев». Тема мятежа. «Анна Снегина» - поэма о судьбе человека и Родины. Из цикла «Персидские мотивы». Поэтическое мастерство Есенина.

1



127

Практическая работа 66. Чтение докладов, составление планов, конспектов, тезисов, ответы на вопросы, чтение и анализ стихов.

2



128

Практическая работа 67. Чтение докладов, составление планов, конспектов, тезисов, ответы на вопросы, чтение отрывков из поэм.


129

Контрольная работа. Подготовка к сочинению по творчеству поэтов 20-х годов: А.Блока, В.Маяковского, С.Есенина (по выбору).

2


130




Самостоятельная работа студентов.

Чтение лирики, поэмы «Анна Снегина», стихи по выбору наизусть.

3



Раздел 7.


ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРА 30-40-Х ГОДОВ

20



Тема 7.1

Литература 30-х- начала 40-х годов. (Обзор).



131

Общая характеристика эпохи 30-х годов и ее отражение в литературе. Отражение индустриализации и коллективизации. Создание нового героя; проблема взаимоотношений личности и общества в произведениях М. Шолохова, А. Макаренко, Н. Островского, Ю. Крымова, А. Корнейчука и др. Трагедия послереволюционного поколения в 30-е годы и его надежды в произведениях тех лет и в «возвращенной» литературе (М. Булгаков, А. Платонов и др.). Трагические судьбы писателей и поэтов в 30-х - начале 40-х годов. Судьба народа в поэзии А. Ахматовой, М. Цветаевой, О. Мандельштама и др. Развитие сатиры в 30-е годы в творчестве В. Маяковского, М. Зощенко, И. Ильфа и Е. Петрова. Тема исторического прошлого России в творчестве А. Толстого, О. Форш, В. Шишкова и др.

1



132

Практическая работа 68. Чтение докладов, составление планов, конспектов, тезисов, ответы на вопросы, чтение стихов.

1




Самостоятельная работа.

Работа с опорным конспектом, текстами, учебником. Найти определение жанров лирики (стихи-песни, песни-марши, стихи-беседы, интимная лирика, поэма).

2



Тема 7.2

М.И. Цветаева. Жизнь и творчество.



133

Начало творческого пути. Художественное своеобразие творчества Цветаевой. Тема России, революции. Любовная лирика Цветаевой, ее художественное своеобразие драматический психологизм, сочетание любовного романа с саркастической нотой обличения мещанской повседневности, уродливых отношений, смещающих истинные человеческие ценности («Лебединый стан»). Жизнь и творчество периода эмиграции. Возвращение на Родину; последние годы жизни.

1



134

Практическая работа 69. Чтение докладов, составление планов, конспектов, тезисов, ответы на вопросы, чтение и анализ стихов.

1




Самостоятельная работа студентов.

Чтение лирики, стихи по выбору наизусть, рефераты.

2



Тема 7.3

О.Э. Мандельштам. Жизнь и творчество.


135

Противостояние поэта «веку-волкодаву». Поиски духовных опор в искусстве и природе. Петербургские мотивы в поэзии. Теория поэтического слова О. Мандельштама. «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…», «Петербургские строфы», «Концерт на вокзале», «Рим».

1



136

Практическая работа 70. Чтение докладов, составление планов, конспектов, тезисов, ответы на вопросы, чтение и анализ стихов.

1




Самостоятельная работа студентов.

Чтение лирики, стихи по выбору наизусть, рефераты.

2



Тема 7.4

А.П. Платонов. Жизнь и творчество.


137







Трудная судьба А. Платонова, его творческий путь и художественное новаторство. Тема крестьянства в произведениях А. Платонова. «Сокровенный человек». Рассказы «Усомнившийся Макар», «Впрок». Сомнения автора и его героев, их тревога за гуманистические ценности революции. Повесть «Котлован». Проблема общечеловеческих ценностей. Социально-философское содержание творчества А. Платонова, своеобразие художественных средств. Связь творчества Платонова с традициями русской сатиры.

1



138

Практическая работа 71. Чтение докладов, составление планов, конспектов, тезисов, ответы на вопросы, чтение и анализ фрагментов произведений.

1



Тема 7.5

М.А. Булгаков. Жизнь и творчество.



139



Личность писателя, новизна тематики и направленность его творчества. Трагическая судьба произведений Булгакова. Роман «Мастер и Маргарита». Глубина философской проблематики. Система образов в романе. Своеобразие композиции произведения.

2



140

Проблема любви и жизни. Тема подвига, самопожертвования и предательства. Христианские мотивы в романе. Высокий гуманистический пафос в произведении.


141

Практическая работа 72. Чтение докладов, составление планов, конспектов, тезисов, ответы на вопросы,

3



142

Практическая работа 73. Чтение и анализ фрагментов романа, ответить на вопросы, характеристика героев.


143

Практическая работа 74. Чтение и анализ фрагментов романа, ответить на вопросы, характеристика героев «ершалаимских глав».



Самостоятельная работа студентов.

Роман «Белая гвардия» (чтение, анализ, доклады).

4



Тема 7.6 М.А.Шолохов. Жизнь и творчество.

144





Жизнь и творчество. «Донские рассказы». Трагический пафос «Донских рассказов». Роман - эпопея «Тихий Дон». Судьба человека на крутых исторических переломах - основная тема творчества М.А. Шолохова «Тихий Дон» - эпическое самопознание истории и народа, трагедия Григория Мелехова, ее смысл и значение.

1







145

Практическая работа 75. Чтение докладов, составление планов, конспектов. Чтение фрагментов романа «Тихий Дон».

2



146

Практическая работа 76. Чтение и анализ фрагментов романа, ответить на вопросы, характеристика героев.


147

Проблема гуманизма в романе. Женские судьбы. Общественное значение творчества М.А. Шолохова.

1



148

Практическая работа 77. Чтение и анализ фрагментов романа, ответить на вопросы, характеристика женских образов автором.

1




149

Контрольная работа.

Подготовка к сочинению по роману «Тихий Дон»:

1).Трагедия жизни Григория Мелехова.

2). Любовь в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон».

3). Женские образы в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон».

4). Тема гражданской войны в романе А. Шолохова «Тихий Дон».

2



150



Самостоятельная работа студентов.

Чтение романа «Поднятая целина», анализ, устные сообщения.

3



Раздел 8.


Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет

14




Тема 8.1

Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет.



151


Деятели литературы и искусства на защите Отечества. Лирический герой в стихах поэтов-фронтовиков: О. Берггольц, К. Симонов, А. Твардовский, А. Сурков, М. Исаковский, М. Алигер, Ю. Друнина, М. Джалиль и др. Публицистика военных лет: М. Шолохов, И. Эренбург, А. Толстой.

2




152

Реалистическое и романтическое изображение войны в прозе: рассказы Л. Соболева, В. Кожевникова, К. Паустовского, М. Шолохова и др. Повести и романы Б. Горбатова, А. Бека, А. Фадеева. Пьесы: «Русские люди» К. Симонова, «Фронт» А. Корнейчука и др.


153

Практическая работа 78. Чтение докладов, составление планов, конспектов, тезисов, ответы на вопросы. Чтение стихов о войне. Анализ произведений поэтов-фронтовиков..

2



154

Практическая работа 79. Чтение и анализ фрагментов прозы, изображение войны писателями-фронтовиками


155

Произведения первых послевоенных лет. Проблемы человеческого бытия, добра и зла, эгоизма и жизненного подвига, противоборства созидающих и разрушающих сил в произведениях Э. Казакевича, В.Некрасова, А.Бека, В.Ажаева и др.

1



156

Практическое занятие 80. Чтение докладов, составление планов, конспектов, тезисов, ответы на вопросы

2



157

Практическое занятие 81. Чтение докладов, составление планов, конспектов, тезисов, ответы на вопросы. Чтение произведений.


Тема 8.2

А.А. Ахматова.

Жизнь и творчество.


158

Жизнь и творчество. Ранняя лирика Ахматовой - лирика любви, раскрывающая глубину и яркость переживаний поэта, его радость, скорбь и тревогу. Личная и общественная темы в стихах революционных и первых послереволюционных лет: «Петроград, 1919», сборники «Подорожник» и др. Тема любви к родной земле, Родине, России («Четки», «Белая стая», «Подорожник»). Пушкинские темы в творчестве поэтессы. Тема любви к Родине и гражданского мужества в лирике военных лет: «Клятва», «Мужество», «Победителям» и др.Поэма «Реквием». Исторический масштаб и значение происходивших событий в годы террора. Своеобразие лирики Ахматовой.

1



159

Практическая работа 82. Чтение докладов, составление планов, конспектов, тезисов, ответы на вопросы, чтение и анализ стихов.

1




Самостоятельная работа студентов.

Чтение «Вечер», «Четки», «Подорожник», «Бег времени», стихи по выбору наизусть, анализ, доклады.

1




Тема 8.3

Б.Л. Пастернак. Жизнь и творчество.


160

Жизненный путь Пастернака и его творчество. Основные направления философской мысли Пастернака, их отражение в творчестве писателя. «Про эти стихи», «Любить иных - тяжелый крест...», «Никто не будет в доме...», «Сосны», «Иней», «Июль», «Снег идет». Поэмы «Девятьсот пятый год» и «Лейтенант Шмидт», стихотворение «Свеча горела на столе». Тема пути - ведущая в поэзии Пастернака («Стихи из романа»). Роман «Доктор Живаго». Судьба русской интеллигенции в эпоху революции.

1



161

Практическая работа 83. Чтение докладов, составление планов, конспектов, тезисов, ответы на вопросы, чтение и анализ стихов, фрагментов романа.

1




Самостоятельная работа студентов.

Чтение лирики, романа «Доктор Живаго»; стихи по выбору наизусть, рефераты.

1



Тема 8.4

А.Т. Твардовский. Жизнь и творчество.


162

Тема войны и памяти в лирике Твардовского. Утверждение нравственных ценностей. Лирика «Я убит подо Ржевом...», «В тот день, когда кончилась война», «Я знаю, никакой моей вины...», «Памяти матери» и др. Стихотворения по выбору преподавателя.

2



163

Поэмы «Дом у дороги», «По праву памяти».Лирический герой поэмы, его жизненная позиция. Художественное своеобразие творчества А. Твардовского.




164

Практическая работа 84. Чтение докладов, составление планов, конспектов, тезисов, ответы на вопросы, чтение и анализ стихов

1





Самостоятельная работа студентов.

Стихи по выбору наизусть, рефераты.

2



Раздел 9.


Особенности развития литературы 1950-1980-Х ГОДОВ

23



Тема 9.1

Литература 50–80-х годов


165

Смерть И.В.Сталина. XX съезд партии. Изменения в общественной и культурной жизни страны. Новые тенденции в литературе. Тематика и проблематика, традиции и новаторство в произведениях писателей и поэтов. «Деревенская проза». Изображение жизни крестьянства, глубина и цельность духовного мира человека, кровно связанного с землей. Новый образ русской деревни и крестьянской души. Городская проза: Юрий Трифонов.

1



166

Практическая работа 85. Чтение докладов, составление планов, конспектов, тезисов, ответы на вопросы, чтение и анализ стихов

1



Тема 9.2

Поэзия 60-х годов

.


167

Поиски нового поэтического языка, формы, жанра в поэзии Б.Ахмадуллиной, Р.Рождественского, А.Вознесенского, Е.Евтушенко, Б.Окуджавы и др. Развитие традиций русской классики в поэзии Н.Федорова,, Н.Рубцова, С.Наровчатова, Д.Самойлова, Л.Мартынова, Е.Винокурова, Н.Старшинова, Ю.Друниной, Б.Слуцкого, С.Орлова, И.Бродского, Р.Гамзатова и др.

1



168

Практическая работа 86. Чтение докладов, составление планов, конспектов, тезисов, ответы на вопросы, чтение и анализ стихов

1



Тема 9.3

А.И.Солженицын Жизнь и творчество.



169

Очерк жизни и творчества. Новый подход к изображению прошлого в книгах А. Солженицына. Проблема ответственности поколений, причины зарождения тоталитарной системы, размышления писателя о возможных путях развития человечества в повести «Один день Ивана Денисовича».

2



170


Тема репрессий. Мастерство А.И. Солженицына – психолога: глубина характера, историко – философское обобщение в творчестве писателя.





Самостоятельная работа студентов.

Рефераты.

2



171

Практическая работа 87. Чтение докладов, составление планов, конспектов, тезисов, ответы на вопросы.

2




172

Практическая работа 88.. Чтение докладов, составление планов, конспектов, тезисов, ответы на вопросы.


Тема 9.4

В. Т. Шаламов. Жизнь и творчество.


173

«Колымские рассказы». Художественное своеобразие прозы Шаламова: отсутствие деклараций, простота, ясность. «Лагерная тема» в произведениях В.Шаламова

1



174

Практическая работа 89.. Чтение докладов, составление планов, конспектов, тезисов, ответы на вопросы.

1



Тема 9.5

Новое осмысление военной темы в литературе 50-90-х годов.

175

Героико-трагедийные мотивы в литературе о войне; художественная правда о сражающемся народе, о человеке на войне, о трудной победе.

1




176

Практическая работа 90.. Чтение докладов, составление планов, конспектов, тезисов, ответы на вопросы.

1




177

Гуманистический пафос литературы, поиск подлинных нравственных ценностей. А.А.Бек «Волоколамское шоссе», Н.А.Некрасов «В окопах Сталинграда», В.В.Быков «Сотников», В.Л.Кондратьев «Сашка», Ю.В.Бондарев «Горячий снег», К.Д.Воробьев «Убиты под Москвой», В.С.Гроссман «Жизнь и судьба», В.П.Астафьев «Пастух и пастушка» и др.


1



178

Практическая работа 91. Чтение докладов, составление планов, конспектов, тезисов, ответы на вопросы.

1



179

Контрольная работа.

Подготовка к сочинению по произведениям о Великой Отечественной войне.

2



180


Тема 9.6

В.М.Шукшин. Жизнь и творчество. Рассказы.








181

В.М.Шукшин. Рассказы «Одни», «Чудик», «Миль пардон, мадам», «Срезал». Колоритность и яркость шукшинских героев – «чудиков». Народ и «публика» как два нравственно - общественных полюса в прозе Шукшина.

Сочетание внешней занимательности сюжета и глубины психологического анализа в рассказах писателя. Тема города и деревни, точность бытописания в шукшинской прозе.

1



182

Практическая работа 92. Чтение докладов, составление планов, конспектов, тезисов, ответы на вопросы. Чтение фрагментов рассказов.

1




Самостоятельная работа студентов.

Чтение рассказа «Выбираю деревню на жительство», повести «До третьих

петухов», сообщения.

2



Тема 9.7

В.Г.Распутин. Жизнь и творчество.

183

Очерк жизни и творчества. Повесть «Прощание с Матерой». Проблематика повести и ее связь с традицией классической русской прозы.

1




184

Практическая работа 71. Чтение докладов, составление планов, конспектов, тезисов, ответы на вопросы, чтение и анализ стихов.

1



Тема 9.8

Драматургия А.В. Вампилова.


185

Жанровое многообразие пьес Вампилова. Полифонизм характеров героев. Трагикомедии о «потерянном поколении». Зилов («Утиная охота») как герой своего времени.

2



186

Новаторство драматургии Вампилова. Художественные особенности и идейное своеобразие пьесы «Старший сын».




Самостоятельная работа студентов.

Рефераты.

2




187

Практическая работа 72. Чтение докладов, составление планов, конспектов, тезисов, ответы на вопросы.

1



Раздел 10.


Зарубежная литература

4



Тема 10.1

Э.Хемингуэй. Жизнь и творчество.

188



Очерк жизни и творчества писателя. Проблематика повести «Старик и море». Раздумья писателя о человеке и его жизненном пути. Роль художественной детали и реалистической символики в повести.

1




189

Практическая работа 73. Чтение докладов, составление планов, конспектов, тезисов, ответы на вопросы.

2



190

Практическая работа 74. Чтение отрывков произведений, составление планов, конспектов, тезисов, ответы на вопросы.


Раздел 11.


Русское литературное зарубежье 1920-1990-х годов

2



Тема 11.1

Русское литературное зарубежье 1920-1990-х годов.

191


Первая волна эмиграции русских писателей. Характерные черты литературы русского зарубежья 1920—1930-х годов. Творчество И.Шмелева, Б. Зайцева, В.Набокова, Г. Газданова, Б. Поплавского. Вторая волна эмиграции русских писателей. Осмысление опыта сталинских репрессий и Великой Отечественной войны в литературе. Творчество Б. Ширяева, Д.Кленовского, И. Елагина. Третья волна эмиграции. Возникновение диссидентского движения в СССР. Творчество И.Бродского, А. Синявского, Г. Владимова.


1




Самостоятельная работа студентов.

Рефераты.

1



192

Практическая работа 75. Чтение докладов, составление планов, конспектов, тезисов, ответы на вопросы. Чтение стихотворений и отрывков из произведений.

1



Раздел 12.


Особенности развития литературы конца 1980-2000-х годов

9



Тема 12.1

Литература последних десятилетий. Постмодернизм (обзор).

193

Обзор произведений, опубликованных в последние годы в журналах и отдельными изданиями. Споры о путях развития культуры. Позиция современных журналов.

1




Практическая работа 77. Чтение докладов, составление планов, конспектов, тезисов, ответы на вопросы.

1



Тема 12.2

Хакасская поэзия.

194

Тема Родины, природы, любви в хакасской поэзии.

1





Самостоятельная работа студентов.

Рефераты.

1




195

Практическая работа 78. Чтение докладов, составление планов, конспектов, тезисов, ответы на вопросы. Чтение стихотворений.

2



196

Практическая работа 79. Чтение произведений, составление планов, конспектов, тезисов, ответы на вопросы.



197

Контрольная работа:

итоговое сочинение.

2



198



199

Дифференцированный зачет.

2



200









Всего:

200

 


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач;

25