МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1
«Рассмотрено» Руководитель МС ____________/Наконечная Л.И./ Протокол № 1 от « » 2017г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ № 1 ____________/Игнатович Е.Н./ « » 2017г. | «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ №1 ____________/Ярков Д.П./ Приказ № ______ от « » 2017г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Английский язык»
______основная, средняя______
начальная, основная, средняя
класс: ______10А__________
уровень:____базовый____
базовый, профильный
количество часов:__105__
учитель:__Танасова С.Н.___
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС, содержит описание целей обучения, характеристики учебного курса, личностных, метапредметных и предметных результатов освоения данного курса, а также подробное тематическое планирование.
Рабочей программы. Английский язык. Методическое пособие к учебникам О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой, К. М. Барановой «Английский язык. Базовый уровень». 10—11 кл. / О. В. Афанасьева, И. В. Михеева, Н. В. Языкова, Е. А. Колесникова. — М. : Дрофа, 2014. — 75, [5] с. — (Rainbow English), в соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ № 1» на 2017-2018 учебный год.
2017 – 2018 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В наши дни, в изменяющихся социально-политических и экономических условиях развития страны, происходят значительные перемены в системе отечественного образования. Они направлены на повышение качества подготовки учащихся общеобразовательных организаций, в частности в области владения иностранными языками, что, наряду с владением информационными технологиями, рассматривается как важнейший фактор формирования ключевых компетенций учащихся.
Развивающиеся международные отношения, политические, экономические и культурные связи, существующие между государствами в современном мире, предъявляют в качестве одного из условий подготовки профессионально- компетентного специалиста владение иностранными языка- ми. При этом именно английскому языку, который за последние годы приобрел статус языка международного общения и 5 прочно удерживает эти позиции, отдается во многих случаях предпочтение.
Все вышеперечисленные факторы были положены в основу реформирования школьного иноязычного образования.
Предлагаемое методическое пособие к линии учебников «Английский язык. 10—11 классы» авторов О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой, К. М. Барановой составлено с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, а также с учетом требований, изложенных в примерной программе среднего общего образования по иностранному языку. В нем определено содержание курса, реализуемое в линии учебников, предложено тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся, а также представлены рекомендации по материально-техническому обеспечению учебного предмета «Английский язык», рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности и рекомендации по работе с электронными приложениями к учебникам и формированию ИКТ- компетентности учащихся.
УМК для 10 и 11 классов серии “Rainbow English” отвечают также требованиям европейских стандартов, ориентированных в большей степени на общеевропейские компетенции владения иностранным языком1.
Предлагаемое пособие адресовано общеобразовательным организациям, в которых обучение английскому языку начинается со 2 класса, причем на изучение предмета на третьей ступени общего образования (полное общее образование на базовом уровне) отводится 3 часа в неделю.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Особенности содержания курса обусловлены спецификой развития школьников. Личностно-ориентированный и деятельностный подходы к обучению английскому языку позволяют учитывать изменения в развитии учащихся старшей школы. Это влечет за собой возможность интегрировать в процессе обучения английскому языку знания из различных предметных областей и формировать межпредметные навыки и умения. При этом в предлагаемых УМК учитываются изменения в мотивации учащихся. Школьники, обучающиеся в 10—11 классах, характеризуются значительной самостоятельностью. В УМК для 11 классов включены задания по осуществлению самостоятельного контроля и оценки своей деятельности, самостоятельного поиска информации, выведения обобщений на основе анализа языковых фактов и процессов, постановки целей и т. д. Большое внимание уделяется проблемам сопоставления языковых фактов, политкорректности речи учащихся. Особый акцент ставится на развитии личности школьника, его воспитании, желании заниматься самообразованием. Включенные в учебно-методические комплексы задания развивают универсальные учебные действия на основе владения ключевыми компетенциями. В конечном счете это должно привести к появлению у учащихся потребности пользоваться английским языком как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации.
Специфика завершающего этапа обучения английскому языку состоит в том, что на данном этапе осуществляется систематизация и обобщение языкового материала, усвоенного на предыдущих этапах, расширение продуктивной и рецептивной лексики, дальнейшее совершенствование рецептивных лексических и грамматических навыков в процессе чтения и аудирования аутентичных текстов, развитие умений рассуждения, аргументации по поводу прочитанного или прослушанного, обмена мнениями по широкому кругу обсуждаемых вопросов в пределах предлагаемых в УМК тем и ситуаций общения. Предлагаемые УМК также развивают умения учащихся делать презентации, обобщать результаты проектной деятельности, выступать с сообщениями, небольшими докладами на уроках и школьных конференциях.
Происходит дальнейшее развитие умений письменной речи, которая выступает здесь как важнейшая цель обучения. Письменные задания направлены на овладение основными типами речи: описанием, повествованием, рассуждением в виде эссе — комментарием с выражением собственного мнения, личного письма. Учащимся при выполнении заданий необходимо осуществлять поиск информации в различных источниках, включая Интернет. Большое внимание уделяется познанию культуры англоязычных стран.
Согласно базисному учебному плану, на каждую параллель старшей школы для обязательного изучения английского языка отводится 105 часов. Данная расчасовка и положена в основу распределения учебного времени для изучения каждого блока (материалы учебной ситуации, представленные в учебниках и рабочих тетрадях).
ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ
В современной школе учебный предмет «Иностранный язык» входит в образовательную область «Филология» и является средством познания языка и культуры других народов и стран, способом более глубокого осмысления родного языка, что предопределяет цель обучения английскому языку в старшей школе как одному из языков международного общения.
В соответствии с Федеральным государственным стандартом среднего общего образования изучение иностранного языка и в старшей школе направлено на дальнейшее формирование и развитие коммуникативной компетенции, понимаемой как способность личности осуществлять межкультурное общение на основе усвоения языковых и социокультурных знаний, речевых навыков и коммуникативных умений в совокупности ее составляющих — речевой, язы- ковой, социокультурной, компенсаторной и учебно- познавательной компетенции.
Речевая компетенция — готовность и способность осуществлять межкультурное общение в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме).
Языковая компетенция — готовность и способность учащихся применять языковые знания (фонетические, орфографические, лексические, грамматические) и навыки оперирования ими для выражения коммуникативного намерения в соответствии с темами, сферами и ситуациями общения, отработанными для старшей общеобразовательной школы; владение новыми по сравнению с родным языком способом формирования и формулирования мысли на родном языке.
Социокультурная компетенция — готовность и способность учащихся строить свое межкультурное общение на основе знания культуры народа страны/стран изучаемого иностранного языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы (10—11 классы); готовность и способность сопоставлять родную культуру и культуру страны/стран изучаемого языка, выделять общее и различное в культурах, объяснять эти различия представителям другой культуры, т. е. быть медиатором культур, учитывать социолингвистические факторы коммуникативной ситуации для обеспечения взаимопонимания в процессе общения.
Компенсаторная компетенция — готовность и способность учащихся выходить из затруднительного положения в процессе межкультурного общения, связанного с дефицитом языковых средств, страноведческих знаний, социокультурных норм поведения в обществе, различных сферах жизнедеятельности иноязычного социума.
Учебно-познавательная компетенция — готовность и способность учащихся осуществлять автономное изучение иностранных языков, владение универсальными учебными умениями, специальными учебными навыками, способами и приемами самостоятельного овладения языком и культурой, в том числе с использованием информационных технологий.
Образовательная, развивающая и воспитательная цели обучения английскому языку в УМК для 10 и 11 классов реализуются в процессе формирования, совершенствования и развития межкультурной коммуникативной компетенции в единстве ее составляющих.
Говоря об общеобразовательной цели обучения английскому языку, следует подчеркнуть три ее аспекта: общее, филологическое и социокультурное образование.
Общее образование в рамках УМК для 10 и 11 классов на- целено на расширение общего кругозора учащихся, знаний о мире во всем многообразии его проявлений в различных сферах жизни: политической, экономической, бытовой, этнической, мировоззренческой, художественной, культурной. Оно обеспечивается разнообразием фактологических знаний, получаемых с помощью разнообразия средств обучения, научных, научно-популярных изданий, художественной и публицистической литературы, средств массовой информации, в том числе и Интернета.
Филологическое образование нацелено на расширение и углубление знаний школьников о языке как средстве общения, его неразрывной связи и непрерывном взаимодействии с культурой, орудием и инструментом которой он является, о языковой системе, неопределенности и вместе с тем самодостаточности различных языков и культур, универсалий в языке и культуре. Филологическое образование обеспечивается:
а) сравнением родного и изучаемого языков, учетом и опорой на родной, русский язык;
б) сравнением языковых явлений внутри изучаемого языка;
в) сопоставлением явлений культуры контактируемых социумов;
г) овладением культурой межличностного общения, конвенциональными нормами вербального и невербального по- ведения в культуре страны/стран изучаемого языка.
Социокультурное образование нацелено на развитие мировосприятия школьников, национального самопознания, общепланетарного образа мышления; обучение этике дискуссионного общения и этике взаимодействия с людьми, при- держивающимися различных взглядов и принадлежащими различным вероисповеданиям. Социокультурное образование обеспечивается применением аутентичных текстов страноведческого характера, разнообразных учебных материалов по культуре страны/стран изучаемого и родного языков, фотографий, карт и т. д. Наличие раздела Social English обеспечивает знакомство учащихся с социально приемлемыми нормами общения с учетом важнейших компонентов коммуникативной ситуации, которые определяют выбор языковых средств, разговорных формул для реализации конвенциональной функции общения в зависимости от коммуникативного намерения, места, статуса и ролей участников общения, отношений между ними.
Развивающая цель обучения английскому языку состоит в развитии учащихся как личностей и как членов общества. Развитие школьника как личности предполагает:
• развитие языковых, интеллектуальных и познавательных способностей (восприятия, памяти, мышления, воображения);
• развитие умений самостоятельно добывать и интерпретировать информацию;
• развитие умений языковой и контекстуальной догадки, переноса знаний и навыков в новую ситуацию;
• развитие ценностных ориентаций, чувств и эмоций;
• развитие способности и готовности вступать в иноязычное межкультурное общение;
• развитие потребности в дальнейшем самообразовании в английском языке. Развитие старшеклассников как членов общества предполагает:
• развитие умений самореализации и социальной адаптации;
• развитие чувства достоинства и самоуважения;
• развитие национального самопознания. Решение поставленных задач обеспечивается чтением и аудированием аутентичных текстов различных функциональных стилей (художественных, научно-популярных, публицистических), обсуждением поставленных в текстах проблем, обменом мнений школьников на основе прочитанного и услышанного, решением коммуникативных задач, предполагающих аргументацию суждений по широкому кругу вопросов изучаемой тематики.
Сопоставление явлений изучаемой и родной культуры во многом способствует формированию и развитию национального сознания, гордости и уважения к своему историческому наследию, более глубокому осмыслению роли России в современном глобальном мире, что, безусловно, оказывает большое влияние на формирование поликультурной личности школьников.
Достижение школьниками основной цели обучения английскому языку способствует их воспитанию. Участвуя в диалоге культур, учащиеся развивают свою способность к общению, пониманию важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством межкультурного общения, познания, самореализации и социальной адаптации. Они вырабатывают толерантность к иным воззрениям, отличным от их собственных, становятся более терпимыми и коммуникабельными. У них появляется способность к анализу, пониманию иных ценностей и норм поведения, к выработке адекватной реакции на то, что не согласуется с их убеждениями.
Овладение английским языком, и это должно быть осознано учащимися, в конечном счете ведет к развитию более глубокого взаимопонимания между народами, к познанию их культур и на этой основе к постижению культурных ценностей и специфики своей культуры и народа, ее носителя, его самобытности и месте собственной личности в жизни социума, в результате чего воспитывается чувство сопереживания, эмпатии, толерантного отношения к проявлениям иной, «чужой» культуры.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ
В соответствии с современными требованиями к обучению иностранному языку в школе настоящий курс нацелен на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов в их единстве.
Достижение личностных результатов оценивается на качественном уровне (без отметки). Сформированность метапредметных и предметных умений оценивается в баллах по результатам текущего, тематического и итогового контроля, а также по результатам выполнения практических работ.
Личностные результаты
К личностным результатам относится формирование у школьников готовности и желания самосовершенствоваться в изучении английского языка, а также понимание того, 11 какие возможности может дать им иностранный язык для общего развития, дальнейшего образования и овладения из- бранной профессией, для самореализации в целом.
Помимо этого, ко времени окончания школы изучение иностранного языка должно позитивно повлиять на общую и речевую культуру учащихся, привить им целый ряд необходимых социальных навыков, связанных с вербальным общением, что особенно важно для межкультурной коммуникации, присущей современному открытому миру.
Изучение иностранного языка в немалой степени способствует развитию целого ряда важных личностных качеств. К ним можно отнести внимание, трудолюбие и дисциплинированность, так необходимые при изучении иностранного языка. Множество творческих заданий, используемых при обучении языку, способствуют формированию креативности, проявлению инициативы и индивидуальности. Групповая работа, широко применяемая в старшей школе, помогает проявиться чувству ответственности перед другими членами коллектива, учит работать вместе, в одной команде.
Содержательная сторона предмета предполагает обсуждение со старшеклассниками самых разнообразных тем, во время которого школьники касаются вопросов межличностных отношений, говорят о вечных ценностях, обсуждают вопросы морали и нравственности, роли человека в социуме и т. п. Подобные обсуждения способствуют развитию у школьников лучших человеческих качеств — эмпатии, толерантности, готовности рассматривать то или иное явление с разных точек зрения. С другой стороны, дискуссии вырабатывают способность отстаивать свою точку зрения и свою граждан- скую позицию. В диалоге культур школьники учатся быть патриотами своей страны и одновременно быть причастными к общечеловеческим проблемам, идентифицировать себя как представителей своей культуры, своего этноса, страны и мира в целом.
Метапредметные результаты
Предмет «Иностранный язык» вносит немалый вклад в достижение требуемых метапредметных результатов. Среди них особенно важны умение планировать свое речевое поведение, умение взаимодействовать с окружающими, выполняя различные социальные роли, развитие исследовательских учебных действий, навыка работы с информацией. В очень большой степени изучение иностранного языка способствует развитию смыслового чтения, включающего способность прогнозировать содержание текста, выделять основную мысль и главные положения, игнорировать детали, устанавливать логическую последовательность основных фактов. Кроме того, занятия по иностранному языку способствуют формированию проектных умений и осуществлению регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля и самооценки. Подводя итоги работы по каждому из разделов учебников для 10 и 11 классов, школьники учатся отвечать на такие важные вопросы, как: с какими трудностями они столкнулись и чем были вызваны эти трудности, какие лексические и грамматические явления языка требуют дальнейшей отработки, что способствует успешному усвоению материала и успешному выполнению заданий в разных видах речевой деятельности, какого рода помощь при подготовке заданий оказали им родители, учитель или друзья, какие дополнительные источники информации они привлекли для выполнения своей работы и насколько удачным был выбор источников и, наконец, самое главное — насколько довольны они своими результатами и почему.
Предметные результаты
Речевая компетенция
ВИДЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аудирование
На старшем этапе обучения происходит дальнейшее развитие умения понимать тексты для аудирования с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием и полным пониманием текста) в зависимости от коммуникативной задачи и функционального стиля текста, а также понимать содержание различных аутентичных аудио- и видеотекстов:
— понимание основного содержания аудио- и видеотекстов в рамках знакомой тематики в области личных интересов, в том числе связанной с будущей профессией;
— выборочное понимание значимой/интересующей информации из аутентичных аудио- и видеоматериалов;
— относительно полное понимание речи носителей изучаемого языка в наиболее типичных ситуациях повседневного общения.
При этом осуществляется дальнейшее совершенствование следующих умений:
— предвосхищать содержание аудиотекста по началу сообщения и выделять проблему, тему, основную мысль текста;
— выбирать главные факты, опускать второстепенные, вычленять аргументы в соответствии с поставленным вопросом/проблемой;
— обобщать содержащуюся в тексте информацию, выражать свое отношение к ней;
— выборочно понимать необходимую информацию в сообщениях прагматического характера (объявления, прогноз погоды и т. д.) с опорой на языковую догадку, контекст;
— игнорировать незнакомый языковой материал, несущественный для понимания.
Говорение
Диалогическая форма речи
Ведение всех видов диалогов и их комбинирование на основе расширенной тематики в различных ситуациях официального и неофициального общения, а также в ситуациях, связанных с выбором будущей профессии. Участие в полилогах, в том числе в форме дискуссии, с соблюдением норм речевого этикета, принятых в стране/странах изучаемого языка. Развитие умений участвовать в беседе, запрашивать информацию и обмениваться ею, высказывать и аргументировать свою точку зрения, расспрашивать собеседника, уточняя ин- тересующую информацию, брать на себя инициативу в разговоре, вносить пояснения и дополнения, выражать эмоции различного характера.
При участии в этих видах диалогов и их комбинациях школьники решают различные коммуникативные задачи для реализации информационной, регулятивной, эмоционально-оценочной и этикетной функций общения, совершенствуют культуру речи и ведения беседы в соответствии с нормами страны/стран изучаемого языка.
Монологическая форма речи
Подробное/краткое изложение прочитанного (прослушанного, увиденного); характеристика литературных персонажей и исторических личностей, описание событий, изложение фактов, высказывание своей точки зрения и ее аргументация, формулирование выводов, оценка фактов/событий современной жизни, сопоставление социокультурного портрета своей страны и стран изучаемого языка, комментирование сходств и различий.
Овладение умениями публичных выступлений, такими как сообщение, доклад, представление результатов проектно-исследовательской деятельности, ориентированной на будущую профессиональную деятельность.
Чтение
Чтение и понимание (с различной степенью точности, глубины и полноты) аутентичных текстов различных функциональных стилей: научноопулярных, публицистических, художественных, прагматических, в том числе связанных с будущей профессиональной деятельностью, с использованием различных стратегий/видов чтения:
ознакомительное чтение — с целью понимания основного содержания сообщений, обзоров, интервью, репортажей, газетных статей, публикаций научно-популярного характера, отрывков из произведений художественной литературы;
изучающее чтение — с целью полного понимания информации прагматических текстов, публикаций научно-популярного характера, отрывков из произведений художественной литературы;
просмотровое/поисковое чтение — с целью извлечения необходимой/искомой информации из текста статьи или нескольких статей из газет, журналов, интернет-сайтов, проспектов для дальнейшего использования в процессе общения или для подготовки доклада, сообщения, проектного задания.
Совершенствование и развитие сформированных на предыдущих этапах умений:
— выделять необходимые факты/сведения, отделять основную информацию от второстепенной, определять временную и причинно-следственную взаимосвязь событий, прогнозировать развитие/результат излагаемых фактов/ событий, обобщать описываемые факты/явления, делать выводы;
— определять замысел автора, оценивать важность/новизну/достоверность информации, понимать смысл текста и его проблематику, используя элементы анализа текста;
— отбирать значимую информацию в тексте/ряде текстов из различных источников, в том числе электронных, для решения задач проектно-исследовательской деятельности, при подготовке доклада, сообщения.
Письменная речь
На третьем этапе происходит овладение новыми умениями письменной речи:
— писать личные и деловые письма;
— сообщать сведения о себе в форме, принятой в стране изучаемого языка (автобиография/резюме, анкета, формуляр);
— писать вымышленные истории, сообщения, доклады;
— письменно оформлять результаты проектно-исследовательской работы. Продолжается совершенствование и развитие умений:
— описывать события/факты/явления;
— сообщать/запрашивать информацию;
— выражать собственное мнение/суждение;
— кратко передавать содержание несложного текста;
— фиксировать необходимую информацию из прочитанного/прослушанного/увиденного;
— составлять тезисы, развернутый план выступления;
— обобщать информацию, полученную из разных источников, в том числе будущей профессиональной деятельности.
Перевод
Развитие умений письменного перевода с английского языка на русский текстов различных стилей, в том числе связанных с будущей профессиональной деятельностью.
Языковая компетенция
ЯЗЫКОВЫЕ ЗНАНИЯ И НАВЫКИ ОПЕРИРОВАНИЯ ИМИ
Фонетическая сторона речи
Продолжается работа над адекватным с точки зрения принципа аппроксимации произношением. Обращается внимание на смысловое деление фразы на синтагмы, соблюдение ударений в словах и фразах, соблюдение правильной интонации в различных типах предложений.
Лексическая сторона речи
10 класс
1. Новые словообразовательные средства:
• звукоподражание (bark, howl, hiss, neigh, roar, quack);
• сокращение (doc, exam, prof, BBC, TV, BFF);
• перенос ударения (import — to import, export — to export, present — to present);
• словосложение по моделям: Adjective+Participle II (blue-eyed, old-fashioned) Noun+Participle II (hard-written, weather-beaten) Adverb+Participle II (well-paid, poorly-dressed) Adjective+Participle I (easy-going, smart-looking) Noun+Participle I (progress-making, heart-breaking) Adverb+Participle I (well-meaning, fast-developing)
• деривация с помощью суффикса -ern (northern, western, etc.);
• словосложение с использованием количественных, порядковых числительных (five-year-old, twelve-inch, fifty-dollar, twenty-minute, five-kilo, first-rate, third-floor, second-hand).
2. Фразовые глаголы: to beat down; to beat off; to beat out; to beat up; to sing in; to sign out; to sign off; to sign on; to sign up; to cut down; to cut off; to cut out; to cut up; to set down; to set off/out; to set aside; to set about.
3. Синонимы. Различия в их семантике и употреблении: ill — sick; handsome — pretty — beautiful; trip — journey — travel — voyage; recently — lately.
4. Сложные для употребления лексические единицы:
• группа прилагательных, имеющих исключительно предикативное использование (alight, asleep, afire) и устойчивые словосочетания с ними;
• прилагательные comfortable/convenient, глаголы attend/ visit, существительные accident/incident, landscape/scenery/view, служебные слова as/like;
• различия в семантике и употреблении лексики в американском и британском вариантах английского языка: to be sick — испытывать тошноту (брит.) to be sick — болеть (амер.)
• политкорректные слова-заместители: an invalid — a person with disability; an old man/woman — a man/woman advanced in years; old people — senior citizens; pensioners — retired people; a Negro — an Afro-American; an Indian — a Native American; an actress — an actor; a fireman — a firefighter, etc.
5. Лексика, управляемая предлогами: to divide into some parts, at sb’s request, etc., а также словосочетания для обозначения различных видов магазинов с предлогом at: at the chemist’s; at the florist’s; at the butcher’s; at the baker’s; at the greengrocer’s; at the grocer’s; at the stationer’s.
6. Речевые клише. Фразы, используемые в определенных ситуациях общения: It’s not my cup of tea; I’m knackered; I’m up to my eyes; I’m a bit hard up; You bet! Touch wood; I’m full; I must be off; I don’t get it; I haven’t got the foggiest idea.
7. Английская идиоматика:
• устойчивые словосочетания, содержащие существительное world: to have the world at your feet; to see the world; to be worlds apart; to think that the world is your oyster; to do somebody a world of good; to mean the world to somebody; to set the world on fire;
• устойчивые словосочетания, содержащие прилагательное ill: ill news; ill fortune; ill luck; ill effects; ill feelings; ill results;
• устойчивые словосочетания, говорящие о финансовом со- стоянии человека: to be a multi-millionaire; to be a business tycoon; to be made of money; to be a very wealthy person; to be quite well-off; to be comfortable well-off; to be a bit hard up; to be on the breadline; to be running into debt; to be up to one’s ears in debt;
• устойчивые словосочетания, построенные по модели as+Adj+as+Noun (as brave as a lion, as old as hills, as green as grass, etc.). 8. Словосочетания с глаголами to do и to make: to do a city (a museum, a gallery); to do a flat (room); to do morning exercises, to do the cooking (shopping, cleaning, etc.); to do one’s hair (teeth); to do homework (housework); to do a subject (maths, English); to do one’s best; to do well; to do a translation (project); to do sth good (harm, wrong); to make a mistake; to make dinner (tea, lunch); to make a decision; to make a noise; to make progress; to make a bed; to make a fire; to make a choice; to make a fortune (money); to make an effort; to make friends (enemies); to make a law; to make a list (notes).
Грамматическая сторона речи
10 класс
1. Имя существительное:
• определенный и нулевой артикли в сочетаниях с именами существительными, обозначающими:
— регионы, провинции (California, Siberia, но the Crimea, the Far East, the Caucasus, the Antarctic, the Lake District);
— полуострова (Florida, Cornwall, Kamchatka);
— отдельные горные вершины (Elbrus, Everest);
— отдельные острова (Ireland, Madagascar);
— университеты, колледжи (Oxford University, Moscow University, но the University of Oxford, the University of Moscow);
— дворцы (Westminster Palace, Winter Palace, Buckingham Palace);
— вокзалы, аэропорты (Waterloo Railway Station, Heathrow, Vnukovo Airport);
— журналы (Punch, Life, People’s Friend, Mizz, но the Spectator);
— гостиницы (the Ritz Hotel, the Central Hotel, но Victorial Hotel, Moscow Hotel);
— корабли, лайнеры (the Titanic, the Mayflower);
— газеты (the Times, the Un, the Observer);
— каналы (the English Channel, the Panama Canal);
— водопады (the Niagara Falls);
— пустыни (the Sahara, the Gobi);
— группы островов (the British Isles, the Philippines);
• неопределенный, определенный и нулевой артикли с именами существительными в различных функциях:
— имя существительное в функции предикатива (I am a pupil. They are pupils);
— имя существительное является частью словосочетания, обозначающего однократные действия (to have a swim, to have a look, to have a talk, to give a hint, to make a fuss);
— имя существительное
— часть восклицательного предложения (What a surprise! What a shame! What an idea!);
• определенный артикль (обобщение типичных случаев использования);
• неопределенный артикль (обобщение случаев использования);
• использование артиклей с именами существительными, обозначающими еду и трапезы.
2. Наречие:
• наречие very, невозможность его сочетания с прилагательными, обозначающими высокую степень качества;
• наречия really, truly, absolutely в сочетаниях с прилага- тельными, обозначающими высокую степень качества: really beautiful, truly perfect, absolutely terrific.
3. Глагол:
• использование глаголов в грамматических временах present perfect, past simple при наличии маркера recently;
• словосочетания I’d rather do sth, you’d better do sth;
• использование глаголов во времени present progressive для описания действия, происходящего не непосредственно в момент речи, но в период времени, достаточно близкий к этому моменту: John, who is sitting at your table; is driving a car;
• использование глаголов во времени present progressive в эмоционально окрашенных предложениях при выражении негативной информации: you are always talking at my lessons;
• использование глаголов to be, to hear, to see, to love во времени present progressive для характеристики необычного действия или качества человека: He is usually quiet but today he is being very noisy;
• использование глаголов to forget, to hear и конструкции to be told для выражения законченного действия: I forget where she lives. We hear they are leaving tomorrow;
• использование глаголов во времени past progressive для описания обстановки, на фоне которой происходят события в рассказе или повествовании: The sun was shining. A soft breeze was blowing;
• использование глаголов to see, to hear, to feel, to love, to be во времени past progressive для описания необычного, не присущего человеку поведения, действия в конкретный момент в прошлом: Roy was happy because his sister was feeling much better. Joy was being so quiet at the party;
• использование глаголов во времени past simple для описания довольно длительного действия в прошлом, которое завершено к настоящему моменту, особенно с предлогами for и during: He sat on a bench for half an hour and then left;
• пассивные структуры с инфинитивом: She is considered to be…; he is believed to live…; they are said to grow…;
• пассивные структуры с продолженным перфектным инфинитивом: he is said to have grown…; they are believed to be travelling…;
• использование модальных глаголов для передачи степени уверенности, что предполагаемое действие произойдет, использование от наивысшей степени уверенности до самой малой (must — can — could — may — might);
• использование модальных глаголов must, should, need в отрицательной форме и их дифференциация: mustn’t do, shouldn’t do, needn’t do.
Предметное содержание речи
10 класс (девятый год обучения)
Учащимся предлагаются следующие учебные ситуации:
1. В гармонии с собой. (In Harmony with Yourself.) Данные о себе. Качества характера человека. Внешность. Интересы и любимые занятия. Планы на будущее, амбиции и преференции. Забота о собственном физическом и душевном состоянии. Возможные проблемы, чувство дисгармонии. Понимание счастья. Стиль жизни. Здоровье в жизни человека. Слагаемые успеха гармонического развития личности.
2. В гармонии с другими. (In Harmony with Others.) Семья и родственники. Взаимопонимание в семье, взаимопонимание в обществе. Друзья в жизни подростка. Толерантность в дружбе. Качества, значимые для друга. Взаимопонимание детей и родителей, проблема «отцов и детей». Детство в жизни человека. Семейная атмосфера. Семейный бюджет. Домашние обязанности членов семьи. Семейные праздники. Наказания и поощрения. Значимость денег в жизни индивида. Британская королевская семья. Члены королевской семьи. Британские престолонаследники. Королева Великобритании как символ страны, ее обязанности и интересы. Алмазный юбилей королевы Елизаветы II
3. В гармонии с природой. (In Harmony with Nature.) Россия — страна природных чудес и бескрайних просто- ров. Красота родной земли. Разнообразие дикой природы. Окружающий человека животный и растительный мир. Взаимовлияние природы и человека. Жизнь в городе и за городом (плюсы и минусы). Проблемы загрязнения окружающей среды. Проблемы изменения климата на планете. Национальные парки и заповедники России. Природные контрасты нашей родины. Национальные парки США. Исчезающие виды животных и растений. Проблемы зоопарков. Национальные фонды Великобритании. Международная кооперация в вопросах улучшения среды обитания людей и животных. Осознание возможных экологических катастроф, пути их предотвращения, специальные природозащитные организации и движения.
4. В гармонии с миром. (In Harmony with the World.) Различные виды путешествий, их цели и причины. Путешествия по родной стране и за рубежом. Осмотр достопримечательностей. Чувство тоски по дому во время путешествий. Путешествие по железной дороге. Виды поездов. Покупка билетов. Путешествие по воздуху. Аэропорты, их секции и залы. Таможенный досмотр, оформление багажа. Путешествия по воде и машиной. Хитроу — центральный аэропорт Великобритании. Заказ номера в гостинице, типы гостиниц, различные типы номеров. Поведение в незнакомом городе. Покупки в магазинах. Различные виды магазинов. Марко Поло — великий путешественник. Путешествие — способ познания мира, получения информации об иных культурах, источник толерантности к различиям друг друга.
Информация о внесенных изменениях в примерную программу
В данную программу были внесены изменения с целью реализации направлений модернизации образования, заложенных в ФГОС, а именно 16 уроков, содержащих национально-региональный компонент, календарно-тематический план, график контрольных работ, виды и формы контроля, критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся.
Календарно-тематический план
План составлен согласно Государственному образовательному стандарту основного общего образования, Примерной программе основного общего образования по английскому языку ФГУП. Просвещение, 2006 г.
Предмет | Класс | Всего кол-во часов | Кол-во часов в неделю | Количество | Название, автор учебника, издательство, год издания, уровень. |
Контрольных работ | Проектов | Уроков национально-регионального компонента |
Английский язык | 10 А | 105 | 3 | 4 | 4 | 16 | О. В.Афанасьева, И. В. Михеева, К. М. Баранова, Е. А. Колесникова Английский язык “Rainbow English”) для 10 кл. общеобраз. учрежд. – Обнинск: Титул, 2015 (базовый) |
График контрольных работ
№ п/п | Контрольные работы | Дата проведения |
Календарные сроки | Фактические сроки |
-
| Контрольная работа № 1 по теме «В гармонии с самим собой». | | |
-
| Контрольная работа № 2 по теме «В гармонии с другими людьми» | | |
-
| Контрольная работа № 3 по теме «В гармонии с природой». | | |
-
| Контрольная работа № 4 по теме «В гармонии с окружающим миром». | | |
Виды и формы контроля
Основная цель контроля знаний и умений состоит в обнаружении достижений, успехов обучающихся, в указании путей совершенствования, углубления знаний, умений, с тем, чтобы создавались условия для последующего включения обучающихся в активную творческую деятельность. Эта цель в первую очередь связана с определением качества усвоения учебного материала – уровня овладения знаниями, умениями и навыками предусмотренных программой по предмету. Во-вторых, конкретизация основной цели контроля связана с обучением обучающихся приемам взаимоконтроля и самоконтроля, формированием потребности в самоконтроле и взаимоконтроле. В-третьих, эта цель предполагает воспитание таких качеств личности, как ответственность за выполненную работу, проявление инициативы.
В качестве видов контроля выделяются следующие виды контроля знаний, умений и навыков: предварительный, текущий, тематический, промежуточный, итоговый. Текущий контроль проводится на каждом занятии. Объектами контроля могут быть как виды речевой деятельности, так и лексические и грамматические навыки учащихся. Он носит тестовый характер. Итоговая контрольная работа проводится в конце учебного года в форме контрольной работы. Проверке подвергаются умения во всех видах речевой деятельности. Промежуточный и итоговый контроль осуществляется в форме контрольной работы, представленных в Диагностике результатов образования к УМК «Английский язык» (8 класс, серия “Rainbow English”).
Предварительный контроль знаний выявляет состояние познавательной деятельности обучающихся, в первую очередь - индивидуального уровня каждого ученика. Успех изучения любой темы (раздела или курса) зависит от степени усвоения тех понятий, терминов, положений и т.д., которые изучались на предшествующих этапах обучения. Если информации об этом у педагога нет, то он лишен возможности проектирования и управления в учебном процессе, выбора оптимального его варианта. Необходимую информацию педагог получает, применяя пропедевтическое диагностирование, более известное как предварительный контроль знаний.
Текущий контроль знаний может иметь следующие виды: устный опрос; проверка выполнения письменных домашних заданий, контрольные работы, тестирование, в т.ч. компьютерное, контроль самостоятельной работы (в письменной или устной форме), семинарские занятия, Интернет-тестирование. Виды и сроки проведения текущего контроля знаний обучающихся устанавливаются используемой программой учебной дисциплины, календарно-тематическим планированием.
Тематический контроль знаний предполагает контроль за уровнем знаний обучающихся по определенным темам и устанавливается используемой программой учебной дисциплины, календарно-тематическим планированием.
Промежуточный контроль знаний проводится с целью определения соответствия уровня и качества подготовки обучающихся ГОСу и оценивает результаты учебной деятельности обучающихся за четверть и полугодие. Основными формами промежуточного контроля знаний являются зачет, проверочная работа, контрольная работа.
Итоговый контроль знаний предполагает контроль за уровнем знаний в конце учебного года. Может быть итоговая контрольная работа, итоговое тестирование. В 9 классе- Государственная итоговая аттестация в форме ГИА
Промежуточный и итоговый контроль осуществляется в форме тестов и контрольных работ, Диагностике результатов образования к УМК «Английский язык» (8 класс, серия “Rainbow English”).
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков
обучающихся
Формы контроля:
Устный контроль: фронтальный опрос, направленный на диагностику теоретических знаний; индивидуальный опрос; собеседование по теме.
Письменный контроль: творческая работа; письменный ответ; сочинение-портфолио.
Программированный контроль: тестирование на компьютере
Тестовый контроль (письменный)
Самоконтроль (умения самостоятельно находить допущенные ошибки, неточности, намечать способы устранения обнаруживаемых пробелов)
Знания учащихся и выпускников оцениваются по пятибалльной системе:
5 - отлично;
4 - хорошо;
3 - удовлетворительно;
2 неудовлетворительно.
1-отсутствие ответа
За письменные работы (контрольные и тестовые работы) оценка вычисляется исходя из процента правильных ответов:
Виды работ | Отметка «2» | Отметка «3» | Отметка «4» | Отметка «5» |
Контрольные работы | Менее 49% | От 50% до 69% | От 70% до 90% | От 91% до 100% |
Тестовые работы | Менее 59% | От 60% до 74% | От 75% до 94% | От 95% до 100% |
Аудирование:
Отметка «5» ставится в том случае, если коммуникативная задача решена и при этом учащиеся полностью поняли содержание иноязычной речи, соответствующей программным требованиям для каждого класса.
Отметка «4» ставится в том случае, если коммуникативная задача решена и при этом учащиеся поняли содержание иноязычной речи, соответствующей программным требованиям для каждого класса, за исключением отдельных подробностей, не влияющих на понимание услышанного в целом.
Отметка «3» ставятся в том случае, если коммуникативная задача решена и при этом учащиеся поняли только основной смысл иноязычной речи, соответствующей программным требованиям для данного класса.
Отметка «2» ставится в том случае, если учащиеся не поняли смысла иноязычной речи, соответствующей программным требованиям для данного класса.
Говорение:
Отметка «5» ставится в том случае, если общение осуществилось, высказывания учащихся соответствовали поставленной коммуникативной задаче и при этом их устная речь полностью соответствовала нормам иностранного языка в пределах программных требований для данного класса.
Отметка «4» ставится в том случае, если общение осуществилось, высказывания учащихся соответствовали поставленной коммуникативной задаче и при этом учащиеся выразили свои мысли на иностранном языке с незначительными отклонениями от языковых норм, а в остальном их устная речь соответствовала нормам иностранного языка в пределах программных требований для данного класса.
Отметка «3» ставится в том случае, если общение осуществилось, высказывания учащихся соответствовали поставленной коммуникативной задаче и при этом учащиеся выразили свои мысли на иностранном языке с отклонениями от языковых норм, не мешающими, однако, понять содержание сказанного.
Отметка «2» ставится в том случае, если общение не осуществилось, или высказывание учащихся не соответствовали поставленной коммуникативной задаче, учащиеся слабо усвоили пройденный языковой материал и выразили свои мысли на иностранном языке с такими отклонениями от языковых норм, которые не позволяют понять содержание большей части сказанного.
Монологическая речь
Отметка «5» . Учащийся логично строит монологическое высказывание (описание, рассказ) в соответствии с коммуникативной задачей, сформулированной в задании. Лексические единицы и грамматические структуры используются уместно. Ошибки практически отсутствуют. Речь понятна: практически все звуки в потоке речи учащегося произносятся правильно, соблюдается правильный интонационный рисунок. Объем высказывания - не менее 8 фраз.
Отметка «4». Учащийся логично строит монологическое высказывание (описание, рассказ) в соответствии с коммуникативной задачей, сформулированной в задании. Используемые лексические единицы и грамматические структуры соответствуют поставленной коммуникативной задаче. Учащийся допускает отдельные лексические или грамматические ошибки, которые не препятствуют пониманию его речи. Речь понятна, учащийся не допускает фонематических ошибок. Объем высказывания - не менее 8 фраз.
Отметка «3». Учащийся строит монологическое высказывание (описание, рассказ)
в соответствии с коммуникативной задачей, сформулированной в задании.
Но:
высказывание не всегда логично, имеются повторы;
допускаются лексические и грамматические ошибки, которые затрудняют понимание.
Речь в целом понятна, учащийся в основном соблюдает интонационный рисунок. Объем высказывания - менее 8 фраз.
Отметка «2». Коммуникативная задача не выполнена. Содержание ответа не соответствует поставленной в задании коммуникативной задаче. Допускаются многочисленные лексические и грамматические ошибки, которые затрудняют понимание. Речь плохо воспринимается на слух из-за большого количества фонематических ошибок.
Диалогическая речь.
Отметка «5». Учащийся логично строит диалогическое общение в соответствии с коммуникативной задачей. Учащийся демонстрирует навыки и умения речевого взаимодействия с партнером: способен начать, поддержать и закончить разговор. Используемый языковой материал соответствует поставленной коммуникативной задаче. Лексические и грамматические ошибки практически отсутствуют. Речь понятна: учащийся не допускает фонематических ошибок, практически все звуки в потоке речи произносит правильно, соблюдает правильный интонационный рисунок. Объем высказывания - не менее 3-4 реплик с каждой стороны.
Отметка «4». Учащийся логично строит диалогическое общение в соответствии с коммуникативной задачей. Учащийся в целом демонстрирует навыки и умения речевого взаимодействия с партнером: способен начать, поддержать и закончить разговор. Используемый словарный запас и грамматические структуры соответствуют поставленной коммуникативной задаче. Могут допускаться некоторые лексико-грамматические ошибки, не препятствующие пониманию. Речь понятна: учащийся не допускает фонематических ошибок, практически все звуки в потоке речи произносит правильно, в основном соблюдает правильный интонационный рисунок. Объем высказывания — менее 3-4 реплик с каждой стороны.
Отметка «3». Учащийся логично строит диалогическое общение в соответствии с коммуникативной задачей. Однако учащийся не стремится поддерживать беседу (например, затрудняется запрашивать информацию). Используемые лексические единицы и грамматические структуры соответствуют поставленной коммуникативной задаче. Фонематические, лексические и грамматические ошибки не затрудняют общение.
Но:
Общеизвестные и простые слова и фразы произносятся неправильно. Объем высказывания - менее 3-4 реплик с каждой стороны.
Отметка «2». Коммуникативная задача не выполнена. Учащийся не умеет строить диалогическое общение, не может поддержать беседу. Используется крайне ограниченный словарный запас, допускаются многочисленные лексические и грамматические ошибки, которые затрудняют понимание. Речь плохо воспринимается на слух из-за большого количества фонематических ошибок.
Чтение:
Отметка «5» ставится в том случае, если коммуникативная задача решена и при этом учащиеся полностью поняли и осмыслили содержание прочитанного иноязычного текста в объеме, предусмотренном заданием, чтение учащихся соответствовало программным требованиям для данного класса.
Отметка «4» ставится в том случае, если коммуникативная задача решена и при этом учащиеся поняли и осмыслили содержание прочитанного иноязычного текста за
исключением деталей и частностей, не влияющих на понимание этого текста, в объеме, предусмотренном заданием, чтение учащихся соответствовало программным требованиям для данного класса.
Отметка «3» ставится в том случае если коммуникативная задача решена при этом учащиеся поняли и осмыслили главную идею прочитанного иноязычного текста в объеме, предусмотренном заданием, чтение учащихся в основном соответствует программным требованиям для данного класса.
Отметка «2» ставится в том случае, если коммуникативная задача не решена - учащиеся не поняли содержания прочитанного текста в объеме, предусмотренном заданием, и чтение учащихся не соответствовало программным требованиям для данного класса.
Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Учебно-методические пособия:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/М-во образования и науки Российской Федерации. — М.: Просвещение, 2011. — 48 с. — (Стандарты второго поколения).
Учебник О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой, К. М. Барановой «Английский язык» — М. : Дрофа, 2014— (Rainbow English) для 10 класса.
Рабочие программы. Английский язык: Методическое пособие к учебникам О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой, К. М. Барановой «Английский язык. Базовый уровень». 10—11 кл. / О. В. Афанасьева, И. В. Михеева, Н. В. Языкова, Е. А. Колесникова. — М. : Дрофа, 2014. — 75, [5] с. — (Rainbow English).
Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, обучение, оценка. Департамент по языковой политике. Совет Европы (французская и английская версии). Страсбург. 2001; М.: Московский государственный лингвистический университет (русская версия), 2003.
Технические средства обучения:
1.Колонки
2.Магнитофон
3.Монитор
4.Проектор
5.Процессор
Дополнительная литература
1. Титова С.В. Brush up your grammar!: тесты, ключи, грамматические таблицы и правила, образцы вступительных испытаний: пособие по грамматике английского языка для самостоятельной подготовки к ЕГЭ и вступительным экзаменам в вузы – 7-е изд., доп. – Москва: Издательский дом «Квинто-Консалтинг», 2010. – 308с.
2.Копылова, В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка: Методическое пособие. М.: Дрофа, 2004
Электронные образовательные ресурсы:
http://lit.1september.ru
http://www.prosv.ru/umk/spotlight
http://www.frmusique.ru/
http://www.lang.ru/
http://www.englishteachers.ru/
http://www.homeenglish.ru/
http://www.study.ru
Мультимедийные средства обучения
Афанасьева О.В., Михеева И.В. Аудио курс СD к учебнику «Rainbow English» для 10 класса общеобразовательных школ – М.: Дрофа, 2014.
Календарно-тематическое планирование.
УМК "Rainbow English" (9-ой год обучения, 10А класс)
Авторы: О.В. Афанасьева, И.В. Михеева
(105 часов)
Тема | Содержание тематического модуля | Дата проведения | Виды деятельности учащихся |
План | Факт |
Блок 1 (Unit One) “In Harmony with Yourself”. Уроки 1—12 (26 часов) | 1. Основные сведения о себе. 2. В гармонии с самим собой. 3. Различия в употреблении выражений would rather и had better 4. Основные случаи использования грамматических времен present simple (indefinite) и present progressive (continuous). 5. Тейлор Свифт – молодая певица и образец для подражания. 6. Будьте осторожны в своих желаниях. 7. Помогая другим, не забывайте и о себе. 8. Способы образования новых слов. 9. Даем характеристику людям. 10. Основные случаи использования грамматических времен past simple (indefinite) и past progressive (continuous). 11. Проблемы подростков. 12. Поговорим о хобби. 13. Сложные слова, в качестве второго компонента которых выступает прилагательное или второе причастие (Participle II = = Ved/V3). 14. Будущее простое время the future simple (indefinite) tense и основные случаи его использования 15. Количественные и порядковые числительные при образовании сложных прилагательных. 16. Случаи употребления грамматического времени future-in-the-past. 17. Основные случаи использования грамматических времен present perfect и present perfect continuous (progressive). 18. Заботимся о своем здоровье. 19. Описываем свое или чье-либо самочувствие. 20. Что значит быть здоровым. 21. Поговорим о том, что мы едим. Идем на рынок г. Майкопа. 22. Любимые занятия и увлечения. Интересные места Р.Адыгея. 23. Забота о здоровье и физической форме. Путешествуем по горам Р.Адыгея. 24. Контрольная работа по теме «В гармонии с самим собой». 25. Анализ выполненной контрольной работы. Работа над ошибками. 26. Проект «В гармонии с самим собой». | | | Учащиеся: • воспринимают на слух и правильно произносят новые лексические единицы; • воспринимают на слух и воспроизводят популярные песни; • воспринимают на слух аудиотексты различно- го типа с различной глубиной понимания; • понимают содержание аутентичных аудиотекстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение, рассказ, диалог, интервью); • выделяют тему и главные факты звучания текста; • устанавливают соответствие между звучащими текстами и предложенными утверждения- ми; • ориентируются в иноязычном тексте, прогнозируют его содержание; • читают аутентичные тексты разных типов и жанров с пониманием основного содержания и вычленением затребованной информации, а также с полным и точным пониманием содержания, используя различные виды смысловой переработки текста и различные виды работы с ним (озаглавливают текст, устанавливают соответствие между текстом и его заглавием, завершают текст предложенными фразами, устанавливают корректность определенной информации или ее наличие в тексте); • логично излагают содержание текста; • вычленяют причинно-следственные связи в тексте; • оценивают и обсуждают прочитанное; • повторяют ранее усвоенный лексический материал, связанный с учебной ситуацией блока; • выявляют значения незнакомых слов, используя языковую догадку (контекст, а также основные словообразовательные модели); • тренируются в использовании английских предлогов; • устанавливают соответствие между лексическими единицами и их словарными дефинициями; • учатся осуществлять перифраз; • знакомятся с различными способами выражения понятия преференции; • знакомятся с такими способами словообразования, как сокращение, звукоподражание, словосложение в английском языке; • повторяют ранее усвоенные словообразовательные модели; знакомятся с характерными чертами разговорного стиля; • учатся выражать сочувствие и поддержку на изучаемом языке; • знакомятся с фразовыми глаголами с ядерной частью beat и используют их в речи; • овладевают новыми лексическими единицами по теме и употребляют их в речи; • знакомятся с синонимическими рядами; • знакомятся и учатся использовать в речи идиоматические выражения по теме «Здоровье»; • повторяют грамматические времена present simple, present progressive, past simple, past progressive, future simple, future-in-the past, present perfect, present perfect progressive, past perfect, past perfect progressive; • знакомятся со структурами would rather и had better; • знакомятся с новыми фактами использования грамматических времен present и past simple, present и past progressive; • составляют диалоги и интервью по заданной теме; • составляют высказывания и диалоги по образцу; • составляют высказывания по ключевым фразам; • выражают свое мнение о прочитанном и увиденном; • описывают внешность человека по портретам; • работают в парах и/или группах, вырабатывая определенные решения и мнения; • высказывают мнение о личных предпочтениях; • участвуют в обмене мнениями относительно понимания счастья и гармонии; • комментируют английские пословицы, выражая собственную точку зрения; • ведут диалог по поводу здорового образа жизни; • учатся правильно писать параграф, выделяя его центральную идею; • учатся писать параграф распространенно, включая в него различные детали, примеры и используя различные выразительные средства языка; • пишут письма личного характера; • пишут сочинения по заданному плану, выражая собственное мнение; • письменно выполняют задания лексико-грамматического характера; • выполняют задания в формате ЕГЭ; • выполняют проектные задания; • осуществляют оценку изученного материала и собственных результатов |
Блок 2 (Unit Two) “In Harmony with Others”. Уроки 13—24 (26 часов) | 1. Мои друзья 2. Роль друзей в нашей жизни 3. Моя семья 4. Роль семьи в жизни человека Счастливое детство 6. Общение между людьми 7.«Климат» в семье 8.Пассивный залог 9. Довольны ли вы вашими взаимоотношениями с родными 10. Политкорректность 11. О семейных обязанностях 12. Помощь по дому 13. Готовим рождественские подарки (сюрпризы) 14. Сервируем стол 15. Семейный бюджет 16. Поговорим о финансах 17. Разучиваем песню рок группы Битлз 18. Британская королевская семья. 19. Близкие родственники. 20. Моя семья 21. О проблемах современной семьи 22. Роль семьи в современном обществе 23. Контрольная работа «В гармонии с людьми» 24. Анализ выполненной контрольной работы. Работа над ошибками. 25. Проект «В гармонии с людьми» 26. Резервный урок | | | Учащиеся: • воспринимают на слух и правильно воспроизводят новые лексические единицы; • воспринимают на слух и воспроизводят стихи и песни; • воспринимают на слух аудиотексты с различной глубиной понимания; • понимают содержание аутентичных аудиотекстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение, рассказ, диалог, интервью); • выделяют тему и главные факты звучания текста; • устанавливают соответствие между звучащими текстами и предложенными утверждениями; • читают аутентичные тексты разных типов и жанров с пониманием основного содержания и вычленением затребованной информации, а также с полным и точным пониманием содержания, используя различные виды смысловой переработки текста и различные виды работы с ним (озаглавливают текст, устанавливают соответствие между текстом и его заглавием, завершают текст предложенными фразами, устанавливают корректность определенной информации или ее наличие в тексте, отвечают на вопросы по тексту, завершают предлагаемые после текста утверждения); • логично излагают содержание текста; • интерпретируют прочитанное, оценивая его содержание; • выражают согласие или несогласие с рассказчиком, подкрепляя речь своими примерами и аргументами; • повторяют ранее усвоенный лексический материал, связанный с учебной ситуацией блока; • тренируются в использовании английских предлогов; • устанавливают соответствие между лексическими единицами и их словарными дефинициями; • составляют собственные предложения с новыми словами; • учатся осуществлять перифраз; • находят соответствия английским лексическим единицам в родном языке; • знакомятся с образованием новых слов при помощи изменения места ударения и морфо- логической структуры; • повторяют ранее усвоенные словообразовательные модели; • учатся общаться, соблюдая правила политкорректности; • учатся восстанавливать добрые отношения по- сле произошедшей размолвки; • учатся различать глаголы do и make, существительные incident и accident и служебные слова as и like, а также правильно использо- вать их в речи; • знакомятся с фразовыми глаголами с ядерной частью sign и используют их в речи; • овладевают новыми лексическими единицами по теме и используют их в речи; • продолжают знакомство с фразеологическим фондом английского языка, изучая ряд новых пословиц; • учатся использовать в речи идиоматические выражения, говорящие о финансовом состоянии человека; • повторяют видовременные формы глаголов в активном и пассивном залогах; • трансформируют утверждения в активном залоге в пассивные конструкции и используют их в устной и письменной речи; • знакомятся с новыми фактами использования грамматических времен past simple, present perfect с маркером recently; • строят высказывания о взаимоотношениях между людьми, дружбе, поддержании дружеской обстановки в семье, решении проблемы отцов и детей, своем детстве, своем отношении к выполнению домашних обязанностей, планировании семейного бюджета; • строят высказывания о британской королевской семье в соответствии с предложенным планом; • составляют высказывания по ключевым словам и фразам; • составляют и разыгрывают диалоги-расспросы о друзьях и дружеских отношениях; • работая в парах или группах, вырабатывают общее мнение о том, какими должны быть дети и родители, а также о том, какой должна быть современная семья; • составляют небольшие диалоги по заданным ситуациям с опорой на образец; • высказывают личное мнение по обсуждаемым вопросам (место семьи в современном обществе, распределение домашних обязанностей); • комментируют английские пословицы, выражая собственную точку зрения; • письменно выполняют задания лексико-грамматического и творческого характера; • учатся писать письма личного характера; • пишут сочинения-эссе на заданные темы; • выполняют задания в формате ЕГЭ; • выполняют проектные задания; • осуществляют оценку изученного материала и собственных результатов |
Блок 3 (Unit Three) “In Harmony with Nature”. Уроки 25—37 (26 часов) | 1. Красота природы. 2. Удивительные уголки природы Р.Адыгея 3. Жизнь в городе и загородом. «За» и «против» 4. Место, в котором я живу (Р.Адыгея) 5. Жизнь в селе (загородом) 6. Мой родной поселок Тульский 7. Жизнь в городе. Майкоп – столица Р.Адыгея 8. О жизни леопардов в нашей стране 9. Охрана животных 10. Загрязнение окружающей среды 11. Существует ли проблема загрязнения окружающей среды в Р.Адыгея 12. Последствия загрязнения окружающей среды 13. Природные катастрофы. Как спасти мир 14. Проблемы, созданные руками человека. 15. О других экологических проблемах 16. Защита животного мира 17. Красная книга Р.Адыгея 18. О работе экологических организаций 19. Волонтеры Р.Адыгея в борьбе за чистоту окружающей природы 20. Человек и природа 21. Едем загород. Места для отдыха Р.Адыгея 22. Чудеса природы 23. Контрольная работа «В гармонии с природой» 24. Анализ выполненной контрольной работы. Работа над ошибками. 25. Проект «В гармонии с природой» 26. Резервный урок | | | Учащиеся: • воспринимают на слух и правильно воспроизводят новые лексические единицы; • воспринимают на слух и вопроизводят стихи и песни по теме учебной ситуации; • воспринимают на слух аудиотексты с различной глубиной понимания; • понимают содержание аутентичных аудиотекстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение, рассказ, научно- популярный текст, диалог, интервью); • устанавливают соответствие между звучащими текстами и предложенными утверждениями; • читают аутентичные тексты разных типов и жанров, в том числе научно-популярные, с пониманием основного содержания и вычленением затребованной информации, а также с полным и точным пониманием содержания, используя различные виды смысловой переработки текста и различные виды работы с ним; • выбирают наиболее подходящий заголовок к тексту из списка предложенных; • сами озаглавливают текст; • устанавливают соответствия между частями текста и их заглавиями; • завершают текст, выбирая необходимые слова или фразы из списка предложенных; • восстанавливают незаконченный прочитанный текст, используя необходимые видовременные формы глаголов, степени сравнения прилагательных и иных частей речи; • завершают предлагаемые после текста утверждения; • вычленяют причинно-следственные связи в прочитанном тексте; • выстраивают логику развития сюжета, рас- полагая части текста в нужной последовательности; • читают слова по транскрипции с последующей самопроверкой; • предлагают логическое завершение прочитанного текста на основе заданных параметров; • отвечают на вопросы по тексту, в том числе с выражением собственной оценки по поводу прочитанного; • составляют план к прочитанному тексту; • интерпретируют прочитанное, оценивая его содержание; • повторяют ранее усвоенный лексический материал, связанный с учебной ситуацией блока; • устанавливают соответствие между лексическими единицами и их словарными дефинициями; • находят соответствия английским лексическим единицам в родном языке; • пополняют словарный запас лексикой для обсуждения проблем, связанных с учебной ситуацией блока; • знакомятся со спецификой употребления наречий very, really, truly, absolutely в сочетаниях с прилагательными, обозначающими высокую степень качества; повторяют ранее усвоенные словообразовательные модели; • знакомятся с аффексом -ern для образования прилагательных, используют единицы типа northern в речи; • знакомятся с различиями использования лексических единиц comfortable/convenient, visit/attend, landscape/scenery/view; • знакомятся и учатся использовать в речи идиоматические выражения типа as brave as a lion, построенные по модели as+Adj+as+N; • группируют слова на основе синонимических отношений; • знакомятся с функционированием фразовых глаголов с ядерной частью cut и используют их в речи; • учатся выражать ободрение собеседнику, успокаивать его; • исправляют смысловые ошибки в предлагаемых высказываниях; • повторяют видоременные формы глаголов в активном и пассивных залогах; • знакомятся с особенностями использования пассивных структур с простым/перфектным и продолженным инфинитивом в английском языке, устанавливают их соответствия с единицами родного языка; • повторяют основные случаи использования неопределенного, определенного и нулевого артиклей, обобщают информацию об их употреблении; • знакомятся с особенностями использования артиклей с названиями регионов и провинций, названиями стран, каналов, водопадов, пустынь, полуостровов, отдельных горных вершин, университетов и колледжей, дворцов, вокзалов, аэропортов, гостиниц, кораблей, газет и журналов; • знакомятся с особенностями использования артиклей с именами существительными в функции дополнения, предикатива, а также в восклицательных предложениях; • знакомятся с особенностями использования артиклей с именами существительными, обозначающими трапезу, еду; • строят высказывания о проблемах загряз- нения окружающей среды, экологических проблемах и катастрофах, исчезающих видах флоры и фауны, используя план или ключе- вые слова; • отвечают на вопросы, связанные с проблематикой учебной ситуации; • обсуждают взаимоотношения и взаимозависимость человека и природы; • описывают различные погодные условия, разнообразные ландшафты; знакомятся с новой интерпретацией хорошо известной фабулы “Little Red Riding Hood”, обсуждают ее, составляя новый и классические варианты; • обсуждают деятельность различных экологических организаций; • вырабатывают возможные решения существующих экологических проблем; • составляют и разыгрывают диалоги-расспросы; • ведут этикетные диалоги, выражая одобрение; • составляют монологические высказывания о природе России; • комментируют выработанные в современном обществе положения, связанные с защитой окружающей среды; • письменно выполняют задания лексико-грамматического и творческого характера; • пишут письма личного характера; • знакомятся с традиционной структурой личного письма и пишут письмо личного характера; • пишут сочинения-эссе на темы, связанные с проблемами учебной ситуации; • выполняют задания в формате ЕГЭ; • выполняют проектные задания; • осуществляют оценку изученного материала и собственных результатов |
Блок 4 (Unit Four) “In Harmony with the World”. Уроки 38—50 (27 часов) | 1. Почему люди путешествуют. 2. Путешествуем по Р.Адыгея 3. Климат в разных частях мира 4. Способы путешествий. 5.О планах на будущее 6. Читаем и обсуждаем текст «Безбилетники» 7. Собираемся в путешествие на поезде 8. Путешествуем самолетом 9. В Сочи из Санкт Петербурга 10. В аэропорту 11. Места, куда мы едем и где останавливаемся. Где можно остановиться в Р.Адыгея. 12. Что мы делаем во время путешествий. 13. Осмотр достопримечательностей 14. Достопримечательности Р.Адыгея 15. В магазине одежды 16. Идем по магазинам за покупками 17. Покупки и сувениры. За сувенирами в Р.Адыгея. 18. О чем стоит помнить во время поездок 19. Путешествуем с питомцами 20. Марко Поло - путешественник и исследователь 21. Что значит быть гармоничным человеком? 22. Читаем и рассказываем легенды. 23. Легенды адыгов 24. Контрольная работа по теме «В гармонии с окружающим миром». 25. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. 26. Проект «В гармонии с окружающим миром». 27. Резервный урок. | | | Учащиеся: • воспринимают на слух и правильно воспроизводят новые лексические единицы; • воспринимают на слух и воспроизводят стихи и песни по теме учебной ситуации; • воспринимают на слух аудиотексты с различной глубиной понимания; • понимают содержание аутентичных аудиотекстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение, рассказ, публицистика, научно-популярная проза, диалог, интервью); • выделяют тему и главные факты аудиотекста; • устанавливают соответствие между звучащими текстами и предложенными утверждениями; • выбирают правильные ответы на вопросы, связанные с содержанием звучащего текста; • ориентируются в иноязычном тексте и дают ему название; • читают аутентичные тексты разных типов и жанров с пониманием основного содержания и вычленением затребованной информации, а также с полным и точным пониманием всего текста; • используют различные виды работы с текстом: отвечают на вопросы по тексту, выбирают адекватные ответы на вопросы, связанные с содержанием текста, завершают текст предложенными фразами; • составляют план текста и логично излагают его содержание; • оценивают и обсуждают прочитанное; • повторяют ранее усвоенный лексический материал, связанный с учебной ситуацией блока; • выявляют значения незнакомых слов с помощью контекста, знания интернациональной лексики, а также знания основных словообразовательных моделей; • устанавливают соответствие между лексическими единицами и их словарными дефинициями; • знакомятся с новыми лексическими единицами по теме и используют их в речи; • учатся различать и правильно использовать в речи такие близкие по смыслу лексические единицы, как существительные trip, journey, travel, voyage и прилагательные ill, sick, а так- же handsome, pretty, beautiful; • учатся осуществлять перифраз; • учатся подтверждать высказанную мысль с помощью кратких фраз so do (am) I, so does (is) he/she, neither do (am) I, neither does (is) he/she и т. п.; • знакомятся с функционированием фразовых глаголов с ядерной частью set и используют их в речи; • знакомятся и учатся использовать в речи идиоматические выражения со словом world; • знакомятся с рядом клишированных фраз, характерных для использования в повседневной разговорной речи, и учатся употреблять их; • знакомятся с особенностями употребления английских прилагательных типа alive, afire, afloat и т. п.; • повторяют английские причастия Participle I и Participle II, а также английские модальные глаголы; • знакомятся с некоторыми особенностями семантики и употребления английских модальных глаголов, передающих значение вероятности; • учатся различать и правильно использовать глаголы mustn’t, needn’t, shouldn’t; • составляют диалоги на заданную тему и по заданной ситуации; • составляют высказывания по ключевым фразам; • выражают свое мнение по поводу определенных утверждений; • в парах или группах вырабатывают определенные решения, мнения, идеи; • высказываются о личных предпочтениях; • ведут диалог в предполагаемых ситуациях — в магазине, кассе вокзала, гостинице; • дают распространенные ответы на вопросы, связанные с обсуждаемыми темами; излагают содержание прочитанного и дают собственную оценку определенным фактам; • пишут сочинения по заданному плану и выражают в них собственное мнение; • пишут письма личного характера; • пишут краткие повествования по ключевым словам; • письменно выполняют задания лексико-грамматического характера; • выполняют задания в формате ЕГЭ; • выполняют проектные задания; • осуществляют оценку изученного материала и собственных результатов |
Каждый из перечисленных 6 блоков (units) имеет одинаковую структуру и состоит из следующих компонентов: • 11 занятий (steps) по учебнику: введение и отработка нового материала, в том числе один урок повторения; • 2 занятия, включающих национально-региональный компонент (соответствующий разделу); • 1 контрольное занятие; • 1 занятие, посвященное анализу результатов контрольной работы и работе над ошибками; • 1 занятие, посвященное презентации и анализу результатов проектной деятельности; • 1 дополнительное занятие. В общей сложности — 102 часа. Также у учителя остается 3 занятия, которые он может использовать на свое усмотрение