СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематическое планирование.10 класс профиль.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

планирование уроков для профильного класса 

Просмотр содержимого документа
«Тематическое планирование.10 класс профиль.»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение лицей №4

г.Россоши Россошанского муниципального района Воронежской области.







«Согласовано» «Согласовано « «Утверждаю»

Руководитель МО Заместитель директора Директор МКОУ лицей №4

------------------ З.А.Трушина лицея по УВР г.Россоши

Протокол №---------- ---------------------------- Орищенко Н.С ---------------------- -А.И.Хиценко

От «___»____________2014г. от « « ------- 2014г. Приказ №--------------

От « «------------------2014г.






Рабочая программа по биологии

в 10 «б» классе

( профильный уровень)

на 2014-2015 учебный год.





Учитель: Трушина Зинаида Афанасьевна.











2014год.

Пояснительная записка

В связи с переходом школы на профильное обучение возрастают требования к качеству подготовки выпускников школы по биологии в соответствии с государственным стандартом. Отсюда у обучающихся возникает потребность в получении дополнительных знаний и в углублении имеющихся, то есть в профилизации обучения. С другой стороны, переход на профильное обучение сопровождается уменьшением количества часов на изучение непрофильных предметов.

В 10-11 классах естественнонаучного профиля на изучение биологии отводится 4 часа в неделю. Углубленное изучение биологии позволяет вооружить учащихся глубокими и прочными знаниями основ биологической науки о строении, жизнедеятельности организмов различных царств живой природы, об их индивидуальном и историческом развитии, о системе органического мира, структуре и функциях экологических систем, об их изменениях под влиянием деятельности человека, необходимости рационального использования природных ресурсов и их охраны.

Вышесказанное определяет необходимость создания соответствующей образовательной программы. Биология как учебный предмет является неотъемлемой составной частью естественнонаучного образования на всех ступенях образования. Модернизация образования предусматривает повышение биологической грамотности подрастающего поколения. Независимо от того, какую специальность выберут в будущем выпускники школы, их жизнь будет неразрывно связана с биологией. Здоровье человека, его развитие, жизнь и здоровье будущих детей, пища, которую мы едим, воздух, которым мы дышим, та среда, в которой мы живем, - все это объекты биологии.


Более широкий круг биологических знаний, проникновение в сущность явлений живой природы, должны способствовать успешному формированию научного мировоззрения, содействовать их экологическому и гигиеническому воспитанию, умению правильно вести себя в природе, соблюдать санитарно-гигиенические нормы.

В процессе углубленного изучения биологии осуществляется и трудовое воспитание учащихся, профориентация на биологические, сельскохозяйственные, медицинские, педагогические специальности, они вооружаются практическими умениями и навыками, готовятся к сдаче ЕГЭ и поступлению в вузы, что очень актуально для современного общества.

Цель программы: углубленное изучение курса «Общая биология».


Задачи программы:

1.Повысить уровень биологических знаний учащихся.

2.Ориентировать и подготовить учащихся к поступлению в вузы на естественнонаучные специальности.

3.Сформировать общую экологическую культуру учащихся. 4.Осваивать знания о биологических системах, истории развития современных представлений о живой природе, выдающихся открытиях в биологической науке, роли биологической науки в формировании современной естественно-научной картины мира, методах научного познания;

5.Овладевать умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий;

6.Развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру;

7.Воспитывать убеждения в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью;

9. Использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью.

Задачи, решаемые в процессе обучения биологии в школе:

  • формирование у школьников естественнонаучного мировоззрения, основанного на понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции живой природы;

  • формирование у школьников экологического мышления и навыков здорового образа жизни на основе умелого владения способами самоорганизации жизнедеятельности;

  • приобретение школьниками опыта разнообразной практической деятельности, опыта познания и самопознания в процессе изучения окружающего мира;

  • воспитание гражданской ответственности и правового самосознания, самостоятельности и инициативности учащихся через включение их в позитивную созидательную экологическую деятельность;

  • создание условий для возможности осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории, способствующей последующему профессиональному самоопределению, в соответствии с индивидуальными интересами ребенка и потребностями региона.

Программа по биологии для учащихся 10-11 класса построена на важной содержательной основе – гуманизме; биоцентризме и полицентризме в раскрытии свойств живой природы, ее закономерностей; многомерности разнообразия уровней организации жизни; историзме явлений в природе и открытий в биологической области знаний; понимании биологии как науки и как явления культуры.

Программа курса «Биология» для учащихся 10-11 классов ставит целью подготовку высокоразвитых людей, способных к активной деятельности; развитие индивидуальных способностей учащихся; формирование современной картины мира в их мировоззрении.

Деятельностный подход реализуется на основе максимального включения в образовательный процесс практического компонента учебного содержания - лабораторных и практических работ, экскурсий.

Личностно-ориентированный подход предполагает наполнение программ учебным содержанием, значимым для каждого обучающего в повседневной жизни, важным для формирования адекватного поведения человека в окружающей среде.

Компетентностный подход состоит в применении полученных знаний в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании универсальных умений на основе практической деятельности.

В предложенной программе усилена практическая направленность деятельности школьников. Предусмотренные в содержании почти каждой темы практические и лабораторные работы, экскурсии позволяют значительную часть уроков проводить в деятельностной форме. Программа предполагает широкое общение с живой природой, природой родного края, что способствует развитию у школьников естественнонаучного мировоззрения и экологического мышления, воспитанию патриотизма и гражданской ответственности.

Рабочая программа по биологии реализуется через формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций за счёт использования технологий коллективного обучения, опорных конспектов, дидактических материалов, и применения технологии графического представления информации при структурировании знаний.

Технологии развития критического мышления и уровневой дифференциации позволяют давать и запоминать информацию блоками обеспечивают экономию времени при объяснении нового материала; представляют материал в более наглядном доступном для восприятия виде, воздействует на разные системы восприятия учащихся, обеспечивая лучшее усвоение.; дифференциация решает задачу индивидуального подхода; коллективное обучение снижает конфликтные ситуации, позволяет обучающимся работать в соответствии со своим ритмом

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЩИХСЯ НА СТУПЕНИ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБРАЗОВАНИЯ

Предметно-информационная составляющая образованности:

знать

  • основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;

  • строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);

  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

  • биологическую терминологию и символику;

Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

  • описывать особей видов по морфологическому критерию;

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

  • сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

Ценностно-ориентационная составляющая образованности:

  • соблюдение мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

  • оказание первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

  • оценка этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).


Программа углубленного изучения курса общей биологии включает в себя полностью концентрическую программу общеобразовательной школы для 10-11 классов, в ней сохранены все разделы и темы, соблюдена их последовательность. В этом качестве идеально подходит учебник «Общая биология» для 10-11 классов с углубленным изучением биологии в школе под редакцией академика РАЕН, профессора В.Б.Захарова.

За счет использования дополнительного материала содержание разделов и тем базового уровня расширено и углублено, увеличено число демонстраций, лабораторных работ, экскурсий. Более широко и глубоко раскрываются вопросы эволюции, экологии, цитологии, онтогенеза, генетики, селекции, биотехнологии. Во всех разделах обосновывается необходимость охраны природы, здоровья человека.

Программа рассчитана на учащихся10-11классов естественнонаучного профиля. На изучение углубленного курса общей биологии в этих классах выделяется 4 часа в неделю. Реализация программы охватывает два учебных года: 10 класс (136 часов) и 11 класс (136 часов).

В программе четко прослеживаются связи с другими дисциплинами, особый акцент делается на предметы естественнонаучного профиля: химию, географию, астрономию, физику, математику. Важное место отводится экологическому компоненту.


Введение (4 часа)

Место курса "Общая биология" в системе естественнонаучных дисциплин, биологических науках. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого и взаимозависимости всех частей биосферы Земли.

Уровни организации живой материи. Критерии живых систем.

Методы исследования, используемые в биологических науках. Понятие моделирования.


Возникновение жизни на Земле (14 часа)

Исторический очерк. Развитие представлений о возникновении жизни в Х1Х-ХХ вв. Теория вечности жизни.

Ф .Энгельс о происхождении жизни. Жизнь как качественно особый этап развития материи и форм ее движения

Современные представления о возникновении жизни, теория А.И. Опарина, опыты С. Миллера. Эволюция химических элементов. Предпосылки возникновения жизни на Земле: космические, планетарные, химические.

Основные этапы эволюции материи. Формирование «питательного бульона» жизни. Модельные опыты по синтезу органических веществ.

Теория происхождения протобиополимеров. Эволюция протобионтов.

Понятие о коацерватах, микросферах, субвитальных территориях.

Начальные этапы биологической эволюции. Возникновение и эволюция клетки,

автотрофного и гетеротрофного способов питания, аэробного и анаэробного дыхания.


Учение о клетке (45 часов)

Предмет, задачи и методы цитологии. Значение цитологии для медицины, сельского хозяйства и т.д. Методы изучения клетки.

Химическая организация клетки. Органические и неорганические вещества.

Характеристика и свойства белков.

Биополимеры. Уровни организации белковой молекулы. Ферментативная функция белков. Многообразие ферментов. Проблема белковой несовместимости

Характеристика и свойства углеводов и липидов.

Характеристика нуклеиновых кислот (ДНК, РНК)

Нуклеиновые кислоты. Непериодические биополимеры. Составные компоненты НК. Молекулярная масса. Принцип комплементарности.

Метаболизм- основа существования живых организмов.

Анаболизм. Биосинтез белка.

Матричный принцип биосинтеза. Принципы репликации ДНК

(комплементарность, полуконсервативность, антипараллельность, прерывистость). Транскрипция, трансляция.

Прокариотическая и эукариотическая клетки.

Строение и функции органоидов клетки. Строение и функции ядра. Химический состав и строение хромосом.

Деление клетки. Особенности строения растительной клетки.


Клеточная теория строения организмов.

Неклеточные формы жизни. Вирусы и фаги – внутриклеточные паразиты, их строение и состав.

Вирус СПИДа, его характеристика

Лабораторные работы :

1. "Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в клетках листа элодеи",

2. "Получение спиртовой вытяжки хлорофилла",

3. "Изучение тургора",

4. "Изучение плазмолиза и деплазмолиза",

5."Рассматривание клеток растений, животных, грибов и бактерий под микроскопом".

Размножение и индивидуальное развитие организмов (23 часов).

Самовоспроизведение - всеобщее свойство живого. Митоз как основа бесполого размножения и роста многоклеточного организма. Формы размножения организмов. Бесполое и половое размножение.

Мейоз, его этапы. Сперматогенез. Овогенез. Оплодотворение.

Особенности оплодотворения у цветковых растений. Партеногенез.

Биологическое значение оплодотворения.

Лабораторная работа « Рассматривание митоза у растений»


Основы генетики (32час).

Основные понятия генетики. 1,2 законы Менделя.

Управление размножением сельскохозяйственных растений и животных. Искусственное осеменение. Пересадка эмбрионов. Криоконсервирование семян, спермы, эмбрионов. Реанимация. Гипотезы старения организмов. Акселерация.

3 закон Менделя. Анализирующее скрещивание. Сцепленное наследование признаков.

Метод математического моделирования. Дрозофила как объект генетики. Разрешающая сила генетического анализа. Микроорганизмы как объекты генетического исследования. Методика решения генетических задач.

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Взаимодействие генов.

Генетические карты. Перспективы управления полом сельскохозяйственных животных. Практическое значение.

Генетика человека. Наследственные болезни человека и их ранняя диагностика, лечение.

Генетика для человеческого общества. Генофонд популяции. Социальные проблемы генетики. Этические проблемы генной инженерии. Генетический прогноз и медико-генетическое консультирование, их практическое значение, задачи и перспективы.




Изменчивость 7час.

Основные формы изменчивости. Генотипическая, комбинативная и фенотипическая (модификационная) изменчивости. Закон гомологических рядов в комбинативной изменчивости.

Статистические закономерности модификационной изменчивости. Вариационный ряд и вариационная кривая.

Лабораторные работы:

1. "Описание фенотипа комнатных или сельскохозяйственных растений",

2. «Изучение изменчивости растений , построение вариационного ряда и кривой».

Селекция 8час.

Методы и задачи селекции. Центры происхождения культурных растений. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости.Селекция растений и животных. Отбор и гибридизация. Селекция микроорганизмов. Искусственный мутагенез. Достижения современной селекции. Биотехнология и ее направления.


Заключение 3часа

Всего: 136 часов .





















Тематическое планирование

Наименование тем и разделов.

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения


Фактические сроки прохождения

I.ВВЕДЕНИЕ

Введение. Уровни организации

живой материи. Критерии живых систем. Методы исследования, используемые в биологических науках. Понятие моделирования.


4


03.09-06.09


II.ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ

Возникновение жизни на Земле. Исторический очерк. Развитие представлений о возникновении жизни в Х1Х-ХХ вв. Ф. Энгельс о происхождении жизни. Жизнь как качественно особый этап развития материи и форм ее движения.



14



10.09—01.09


Современные представления о возникновении жизни. Эволюция химических элементов. Химические предпосылки возникновения жизни на Земле.

Основные этапы эволюции материи. Формирование

«питательного бульона» жизни.

Модельные опыты

по синтезу органических веществ.




10.09—01.09


Теории происхождения протобиополимеров. Эволюция протобионтов.

Понятие о коацерватах, микросферах, субвитальных территориях


10.09—01.09


Начальные этапы биологической эволюции

Возникновение и эволюция клетки,

автотрофного и гетеротрофного способов питания,

аэробного и анаэробного дыхания.


10.09—01.09


III.УЧЕНИЕ О КЛЕТКЕ

Клетка. Химическая организация. Органические и неорганические вещества.

Возникновение и эволюция клетки,

автотрофного и гетеротрофного способов питания, аэробного и анаэробного дыхания.

45


03.10-26.12


Характеристика и свойства белков. Лабораторная работа «Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в клетках листа элодеи».

Биополимеры. Уровни организации белковой молекулы. Ферментативная функция белков. Многообразие ферментов. Проблема белковой несовместимости.







Характеристика и свойства углеводов и липидов.

Липиды: жиры и липоиды, их различия, особенности строения и функции.




Характеристика нуклеиновых кислот (ДНК, РНК)

Нуклеиновые кислоты. Непериодические биополимеры. Составные компоненты НК. Молекулярная масса. Принцип комплементарности.




Метаболизм- основа существования живых организмов. Анаболизм. Биосинтез белка.

Матричный принцип биосинтеза. Принципы репликации ДНК

(комплементарность, полуконсервативность, антипараллельность, прерывистость). Транскрипция, трансляция.




Энергетический обмен- катаболизм. Этапы ЭО. Автотрофный тип обмена веществ. Фотосинтез.

Понятие о хемосинтезе. Цикл трикарбоновых кислот (цикл Кребса).

Лабораторные работы: «Получение спиртовой вытяжки хлорофилла», «Изучение тургора», «Изучение плазмолиза и деплазмолиза».




Строение и функции клеток. Прокариотическая и эукариотическая клетки

Строение и функции органоидов клетки. Строение и функции ядра.

Лабораторные работы: «Рассматривание клеток растений, животных, грибов и бактерий под микроскопом» «Наблюдение за движением цитоплазмы в клетках растений»




Деление клетки. Особенности строения растительной клетки.

Лабораторная работа «Рассматривание хромопластов, лейкопластов, хлоропластов».




Клеточная теория строения организмов.

Неклеточные формы жизни

Вирусы и фаги – внутриклеточные паразиты, их строение и состав.

Вирус СПИД, его характеристика.




IV.РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ

Размножение и развитие организмов. Бесполое и половое размножение.

Лабораторные работы «Наблюдение митоза в клетках растений», «Изучение форм размножения организмов»


23







27.12.-18.02



Мейоз, его этапы. Оплодотворение

Особенности оплодотворения у цветковых растений. Партеногенез.

Лабораторная работа «Изучение партеногенетического размножения дафний»




Онтогенез. История эмбриологии. Этапы развития организмов.

Органогенез. Основные направления развития науки об онтогенезе. Борьба преформизма и эпигенеза. Задачи науки на современном этапе.





Онтогенез. Постэмбриональное развитие. Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков. Биогенетический закон. Молекулярные и клеточные основы развития. Математические модели развития.




Развитие организмов и окружающая среда

Вредное влияние употребления алкоголя, курения на половые железы человека, процесс мейоза, половые клетки, развитие зародыша.




V.ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ

Основные понятия генетики. 1,2,3 законы Менделя. Анализирующее скрещивание. Сцепленное наследование признаков. Управление размножением сельскохозяйственных растений и животных. Искусственное осеменение. Пересадка эмбрионов. Криоконсервирование семян, спермы, эмбрионов. Реанимация. Гипотезы старения организмов. Акселерация. Метод математического моделирования. Дрозофила как объект генетики. Разрешающая сила генетического анализа. Микроорганизмы как объекты генетического исследования. Решение задач.

32




20.02.-22.04





Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Взаимодействие генов.

Генетические карты. Перспективы управления полом сельскохозяйственных животных. Практическое значение. Генетика человека. Наследственные болезни человека и их ранняя диагностика, лечение. Значение генетики для человеческого общества. Решение задач.




изменчивость

7



Фенотипическая наследственность и изменчивость Лабораторные работы «Описание фенотипа комнатных или сельскохозяйственных растений», «Изучение изменчивости растений и животных, построение вариационного ряда и кривой».

Статистические закономерности модификационной изменчивости. Вариационный ряд и вариационная кривая.


24.04.—06.05


селекция

8



Методы и задачи селекции. Центры происхождения культурных растений. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости.Селекция растений и животных. Отбор и гибридизация. Селекция микроорганизмов. Искусственный мутагенез. Достижения современной селекции. Биотехнология и ее направления.


06.05.---22.05.


заключение

5

23.05-30.05


итого

136













Календарно-тематическое планирование уроков

биологии в 10-ом классе.



урока

Наименование разделов и тем урока

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

Фактические сроки прохождения


Введение

4



1.

Биология- наука о жизни. Краткая история развития биологии как науки.


04.09


2.

Понятие жизни и уровни ее организации


05.09


3.

Критерии живых систем


06.09


4.

Тестовый контроль


06.09



Возникновение жизни на Земле

14



1.

Возникновение жизни на Земле. Исторический очерк.


11.09


2.

Развитие представлений о возникновении жизни в 19-20 веках. Теории вечности жизни.


12.09


3.

Работы Л.Пастера


13.09


4.

Матеарилистические теории происхождения жизни.


13.09


5.

Современные представления о возникновении жизни


18.09


6.

Эволюция химических элементов в космическом пространстве.


179.09


7.

Химические предпосылки возникновения жизни на Земле.


19.09


8.

Источники энергии и возраст Земли


20.09


9.

Условия среды на древней Земле


20.09


10.

Теории происхождения протобиополимеров


25.09


11.

Эволюция протобионтов


26.09


12.

Начальные этапы биологической эволюции


27.09


13.

Семинар по теме «Возникновение жизни на Земле»


27.09


14.

Тестовый контроль по теме «Возникновение жизни на Земле»


02.10



Учение о клетке: строение, химическая организация и жизнедеятельность клетки

45



1.

Введение в цитологию. Этапы развития цитологии


03.10


2.

Неорганические вещества, входящие в состав клетки. Вода и ее функции


04.10


3.

Минеральные соли и их функции в клетке


04.10


4.

Органические вещества, входящие в состав клетки. Биологические полимеры-белки


09.10


5.

Функции и свойства белков


10.10


6.

Углеводы.


11.10


7.

Жиры и липиды


11.10


8.

Ферменты


16.10


9.

Тестовый контроль по изученным темам


17.10


10.

Нуклеиновые кислоты. ДНК


18.10


11.

РНК. Генетическая информация


18.10


12.

Код ДНК и его свойства


23.10


13.

Решение биологических задач на код ДНК


24.10


14.

Решение задач на построение ДНК.(материалы ЕГЭ)


25.10


15

Энергетический обмен веществ. Решение задач .


25.10


16.

Фотосинтез


30.10


17.

Пути повышения процесса фотосинтеза


31.10


18.

Значение фотосинтеза для жизни на Земле


01.11


19.

Биосинтез белка


01.11


20.

Решение задач по теме «Биосинтез белка»


13.11


21.

Решение задач по теме «Биосинтез белка»


14.11


22.

Хемосинтез.


14.11


23.

Зачет по теме « Нуклеиновые кислоты, фотосинтез и биосинтез белка».


15.11


24.

Тестовый контроль по изученным темам


20.11


25.

Строение прокариотической клетки


21.11


26.

Эукариотическая клетка. Мембрана и органоиды.


21.11


27.

Эукариотическая клетка. Мембрана и органоиды.


22.11


28.

Клеточное ядро. Строение и функции хромосом.


27.11


29.

Особенности строения растительной клетки


28.11


30.

Обобщающий урок по теме « Строение клетки»


28.11


31.

Лабораторная работа «Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в клетках листа элодеи»


29.11


32.

Лабораторная работа «Строение растительной и животной клетки»


04.12


33.

Лабораторная работа по изучению плазмолиза и деплазмолиза в растительной клетке.


05.12


34.

Лабораторная работа «Изучение клеток дрожжей под микроскопом»


05.12


35.

Лабораторные работы «Получение спиртовой вытяжки хлорофилла»; «Изучение тургора»


06.12


36.

Семинар по теме «Строение и функции клеток»


11.12


37.

Зачет по строению и жизнедеятельности клетки


12.12


38.

Тестовый контроль


12.12


39.

Жизненный цикл клетки


13.12


40.

Митоз


18.12


41.

Лабораторная работа «Митоз в клетках растений»


19.12


42.

Клеточная теория строения организмов


19.12


43.

Неклеточные формы жизни. Вирусы.


20.12


44.

Бактериофаги. СПИД и его профилактика


25.12


45.

Зачет по теме «Учение о клетке»


26.12



Размножение и индивидуальное развитие организмов.

23



1.

Что такое размножение , его виды. Бесполое размножение организмов


26.12


2.

Вегетативное размножение организмов


15.01


3.

Половое размножение организмов


16.01


4.

Развитие половых клеток. Овогенез и сперматогенез.


16.01


5.

Мейоз.


17.01


6.

Оплодотворение у животных и растений. Партеногенез.


22.01


7.

Решение задач на мейоз из материалов ЕГЭ.


23.01


8.

Зачет. Тестовый контроль по теме «Размножение»


23.01


9.

Исторические сведения об онтогенезе.


24.01


10.

Эмбриональный период развития организмов


29.01


11.

Эмбриогенез: гаструляция и органогенез


30.01


12.

Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков. Биогенетический закон.


30.01


13.

Разбор задач по теме «Онтогенез»

(материалы ЕГЭ)


31.01


14.

Постэмбриональный период развития организмов


05.02


15.

Влияние алкоголя, никотина и наркотиков на развитие зародыша человека


06.02


16.

Семинар по теме «Эмбриональное развитие». Тестовый контроль.


06.02


17.

Жизненный цикл и чередование поколений у водорослей


07.02


18.

Жизненный цикл и чередование поколений у споровых растений (мхи и папоротники)


12.02


19.

Жизненный цикл и чередование поколений у голосеменных растений


13.02


20.

Жизненный цикл и чередование поколений у покрытосеменных растений


13.02


21.

Развитие организмов и окружающая среда


14.02


22.

Обобщение материала по теме.


19.02


23.

Зачет по жизненным циклам развития растений.


20.02



Основы генетики

32



1.

Основные понятия генетики


20.02


2.

Современные представления о структуре гена


21.02


3.

Гибридологический метод изучения наследования признаков


26.02


4.

Первый закон Менделя –закон единообразия первого поколения


27.02


5.

Неполное доминирование, множественный аллелизм.


27.02


6.

Второй закон Менделя-закон расщепления. Закон чистоты гамет.


28.02


7.

Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя-закон независимого наследования признаков.


05.03


8.

Задачи на дигибридное скрещивание


06.03


9.

Анализирующее скрещивание


06.03


10.

Решение задач по генетике


07.03


11.

Решение задач по генетике


19.03


12.

Решение задач по генетике


20.03


13.

Хромосомная теория наследственности


20.03


14.

Сцепленное наследование генов


21.03


15.

Решение задач на сцепленное наследование


02.04


16.

Решение задач на сцепленное наследование


03.04


17.

Генетика пола


03.04


18.

Наследование признаков, сцепленных с полом


04.04


19.

Решение задач на сцепленное с полом наследование


09.04


20.

Решение задач на сцепленное с полом наследование


10.04


21.

Генотип как целостная система.

Взаимодействие генов.


10.04


22.

Взаимодействие аллельных генов


11.04


23.

Взаимодействие неаллельных генов


16.04


24.

Наследование дифференциального состояния клеток. Химерные и трансгенные организмы


17.04


25.

Иммуногенетика. Индивидуальное развитие и проблемы рака.


17.04


26.

Генетические основы поведения


18.04


27.

Хромосомы и генетические карты человека


23.04


28.

Анализ родословных. Методы изучения генетики человека.


24.04


29.

Практическая работа «Составление своей родословной»


24.04


30.

Близнецы.


25.04


31.

Наследственные болезни, их лечение и предупреждение.


30.04


32.

Зачет по изученному материалу.

Тестовый контроль.


01.05



Изменчивость организмов.

7



1.

Изменчивость и ее виды. Наследственная (генотипическая) изменчивость


02.05


2.

Мутации. Мутагенные факторы.


07.05


3.

Зависимость проявления генов от условий внешней среды. Модификационная изменчивость.


08.05


4.

Лабораторная работа «Статистические закономерности модификационной изменчивости»


08.05


5.

Лабораторная работа «Выявление изменчивости у особей одного вида – описание фенотипа комнатных растений.»


09.05


6.

Семинар по теме «Закономерности изменчивости»


14.05


7.

Тестовый контроль по теме

«Закономерности изменчивости».


15.05



Основы селекции

8



1

Селекция, основные методы и задачи. Учение Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений


15.05


2

Закон гомологических рядов наследственной изменчивости Н.И.Вавилова


16.05


3

Селекция растений, методы и достижения


21.05


4

Селекция животных, методы и достижения


22.05


5

Селекция микроорганизмов. Искусственный мутагенез и его применение в селекции.


22.05


6

Достижения и основные направления современной селекции.


23.05


7

Биотехнология : достижения и перспективы.


28.05


8

Тестовый контроль по селекции.


29.05



ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

5



1.

Итоговая контрольная работа


29.05


2.

3

Обобщение полученных знаний.

Защита проектов.


30.05


4-5.

Заключительный урок по курсу 10 класса


30.05



Ресурсное обеспечение программы.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

В.Б.Захаров, С.Г.Мамонтов, Н.И.Сонин, Е.Т.Захарова. Общая биология. Профильный уровень: учеб. для 10 кл. общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2011. -352с.

Методические пособия и дополнительная литература для учителя:

  1. Билич Г.Л., Крыжановский В.А. Биология для поступающих в вузы. – М.: Ониск, 2007. – 1088 с

  2. Биология: Справочник школьника и студента/Под ред. З.Брема и И.Мейнке; Пер. с нем. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003, с.243-244.

  3. Биология. 10класс: поурочные планы по учебнику Сивоглазова В.И., Агафоновой И.Б., Захаровой Е.Т.»Общая биология».Базовый уровень. /авт-сост. Зарудная Т.В.- Волгоград: Учитель,2008.- 169 с.

  4. Богданова Т.Л. Биология: задания и упражнения. Пособие для поступающих в вузы.- М.: Высшая школа, 1995.- 350 с.

  5. Кемп П., Армс К. Введение в биологию. – М.: Мир, 1988. – 671 с.

  6. Козлова Т.А. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы: метод. пособие к учебнику В.И.Сивоглазова, И.Б.Агафоновой, Е.Т.Захаровой. «Общая биология. Базовый уровень». – М.: Дрофа, 2006. – 140с.

  7. Косых А.А. Сборник задач по биологии. Учебно-методическое пособие для поступающих в медицинский институт.- Киров, КГМИ, 1998.

  8. Лернер Г.И.Общая биология. (10-11 классы): Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы/Г.И.Лернер. – М.: Эксмо, 2007. – 288с.

  9. Никишов А.И. и др. Биология в таблицах для 6-11 классов.- М.: Илекса,1998.

  10. Сидоров Е.П. Общая биология. Пособие для поступающих в ВУЗы. Структурированный конспект, вопросы экзаменатора. – М.: Миф, 1999.

MULTIMEDIA – поддержка курса «Общая биология»

  1. Электронные уроки и тесты. Биология в школе. – «Просвещение-медиа», 2007-2008

  2. Репетитор по биологии Кирилла и Мефодия 2008. – «Нью Медиа Дженерейшн», 2008

Дополнительная литература для учеников:

  1. Вахненко Д.В. Сборник задач по биологии для абитериентов, участников олимпиад и школьников. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.- 128 с.

  2. Биология в таблицах и схемах. Сост. Онищенко А.В. – Санкт-Петербург, ООО «Виктория-плюс», 2004.

  3. ЕГЭ 2007-2009: Биология: реальные варианты/авт.-сост. Е.А.Никишева, С.П.Шаталов.- М.: АСТ: Астрель, 2009.-147с.

  4. Иванова Т.В. Сборник заданий по общей биологии: Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2002.

  5. Косых А.А. Сборник задач по биологии. Учебно-методическое пособие для поступающих в медицинский институт.- Киров, КГМИ, 1998.

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.

  2. http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых

образовательных ресурсов.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!