№ | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Виды деятельности | Вид контроля | Дата проведения | Фактич ески |
І. Науки изучающие организм человека. 2ч. |
1 | Анатомия,фи зиология, пси хология, гиги ена человека. | Введения в тему. | Раскрыть черты сходства,отличия челов ека от животных;познакомить с учебник ом и его методическим аппаратом,с пре дметом,задачами анатомии,физиологии, психологии гигиены человека,методами изучения человека. | Знать черты сходства,отличия чело века от животных;методический ап парат учебника, предмет,задачи ан атомии,физиологии,психологии,ги гиены человека,методы изучения человека. | Лекция. | | | |
2 | Становление наук о челове ке. | Углубления в тему. | Познакомить с историей становления на ук о человеке. | Знать историю становления наук о человеке. | Лекция. | Индивидуальный | | |
ІІ. Происхождение человека. 3ч. |
1/3 | Систематическое положение человека. | Усвоения новых знаний. | Познакомить учащихся с доказательства ми эволюции(сравнительно-анатомическ ими,эмбриологическими,палеонтологиче скими);ввести понятия «рудимент», «ата визм»;научить использовать сравнитель но-анатомические,физиологические и эмбриологические методы для доказательс тва родства живых организмов. | Знать доказательства эволюции (ср авнительно-натомические,эмбриол огические,палеонтологические);по нятия«рудимент»,«атавизм»;уметь использовать сравнительно-анатом ические,физиологические,эмбриол огические методы. | Лекция. | | | |
2/4 | Историческое прошлое людей. | Усвоения новых знаний. | Раскрыть основные этапы эволюции чел овека,показать влияние биологических и социальных факторов; ввести понятие «антропогенез». | Знать основные этапы эволюции че ловека,показать влияние биологич еских и социальных факторов; ввес ти понятие «антропогенез». | Дискуссия. | Фронтальный | | |
3/5 | Расы человека Расы в Арх. обл. РК | Усвоения новых знаний. | Сформировать понятие«Человек разумн ый как единый биологический вид»;дока зать единство происхождения всех рас и их равноценность;показать антинаучный характер расистских теорий;раскрыть су щность понятий «раса»,«народность», «нация»,»народ». | Знать понятие «Человек азумный как единый биологический вид»; единство происхождения всех рас и их равноценность; антинаучный характер расистских теорий;раскр ыть сущность понятий «раса»,«на родность», «нация»,« народ». | Лекция. Дискуссия. | Фронтальный | | |
ІІІ. Строение организма. 4ч. |
1/6 | Общий обзор организма чел овека. | Введения в тему, контроля | Сформировать понятие об уровне органи зации организма человека,структуре тела органах,системах органов животного орг анизма;ввести понятие «гормоны»;форм ировать навыки наблюдений, самонаблю дений,добывать знания с помощью опыт ов. | Знать понятие об уровне организа ции организма еловека,структуре тела,органах,системах органов жи вотного организма,«гормоны»; им еть навыки наблюдений, самонаб людений,добывать знания с помо щью опытов. | Лекция. Тестирование | Тест Груп повой | | |
2/7 | Клеточное стр оение организ ма. | Усвоения новых знаний. | Сформировать понятия«внешняя», «вну тренняя среда организма», рассмотреть строение и функции животной клетки;уг лубить знания о делении клетки и ее жиз ненных процессах; ввести понятие «гоме остаз»; отработать понятия «раздражимо сть» и «возбудимость»; подвести учащих ся к выводу о родстве всех живых органи змов на клеточном уровне. | Знать понятия«внешняя»,«внутрен няя среда организма», строение и функции животной клетки;деление клетки и ее жизненные процессы; понятие «гомеостаз»,«раздражимо сть»,«возбудимость»; родство всех живых организмов на клеточном уровне. | Лекция. | Индивидуальный | | |
3/8 | Ткани. | Контроля Усвоения новых знаний. | Развивать понятие о тканях; сформирова ть представление о строении и функциях эпителиальной,соединительной,мышечн ой и нервной тканей;раскрыть связь стро ения и функции на примере этих тканей; совершенствовать навык исследования объекта под микроскопом. | Знать ткани;строение,функции эпи телиальной,соединительной,мышечной и нервной тканей;совершенс твовать навыки исследования объ екта под микроскопом. | Лекция. Тестирование | Тест Груп повой | | |
4/9 | Рефлекторная регуляция. | Усвоения новых знаний. | Познакомить учащихся с центральной и периферической нервной системой;углуб ить понятие о рефлексе;сформировать по нятия«рефлекторная дуга»,«нейронная цепь», «чувствительные», «вставочные», «исполнительные»нейроны;раскрыт роль процессов возбуждения и торможения прямых и обратных связей при осуществ лении рефлекса; продолжить формирова ние навыка самонаблюдения. | Знать центральную и периферичес кую нервную систему;понятие «ре флекс»;сформировать понятия «ре флекторная дуга»«нейронная цепь» , «чувствительные», «вставочные», «исполнительные» нейроны; роль процессов возбуждения и торможе ния прямых и обратных связей при осуществлении рефлекса; формиро вать навыки самонаблюдения. | Лекция. | Индивидуальный | | |
ІV. Опорно- двигательная система. 8ч. |
1/ 10 | Значение опор но – двигатель ной системы, её состав. | Введения в тему. | Раскрыть функции опорно-двигательной системы; сформировать понятие о макро и микроскопическом строении костей и их классификации;продолжать формиро вать навыки лабораторных исследований | Знать функции опорно-двигательн ой системы;понятие о макро- и ми кроскопическом строении костей и их классификации;формировать на выки самонаблюдения. | Лекция. | | | |
2/ 11 | Скелет челове ка. Осевой скелет. | Усвоения новых знаний. | Сформировать представление о строении опорно- двигательной системы человека; выявить особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью,путем сравнения скелетов человека и других млекопитающих;показ ать связь между строением и функциями опорно-двигательной системы. | Знать строении опорно- двигатель ной системы человека;особенности скелета человека,связанные с прям охождением и трудовой деятельно стью,связь между строением и фун кциями опорно-двигательной сис темы. | Беседа. | Фронтальный | | |
3/ 12 | Добавочный скелет:скелет поясов и свобо дных конечно стей. | Усвоения новых знаний. | Продолжить изучение строения и функц ий опорно-двигательной системы; выяви ть особенности скелета, связанные с пря мохождением и трудовой деятельностью; познакомить с типами соединения костей | Знать строение и функции опорно- двигательной системы; особеннос ти скелета, связанные с прямохож дением и трудовой деятельностью; типы соединения костей. | Лекция. | Индивидуальный | | |
4/ 13 | Строение мышц. | Усвоения новых знаний. | Сформировать представление о микро-и макроскопическом строении мышц;позна комить с основными группами мышц чел овека;продолжить формирование навыка самонаблюдения. | Знать микро-и макроскопическое строение мышц;основные группы мышц человека; формировать на выки самонаблюдения. | Лекция. | Индивидуальный | | |
5/ 14 | Работа скелет ных мышц и их регуляция. | Усвоения новых знаний. | Сформировать понятие о двигательной единице,энергетике мышечного сокраще ния;показать влияние тренировок на изме нение мышц,вред гиподинамии;разъясни ть механизм регуляции работы мышц-ан тагонистов;формировать умение наблюда ть явление и делать научно обоснованные выводы. | Знать двигательные единицы, энер гетики мышечного сокращения; влияние тренировок на изменение мышц, вред гиподинамии; механи зм регуляции работы мышц-антаго нистов;уметь наблюдать явление и делать научно обоснованные выво ды. | Лекция. | Индивидуальный | | |
6/ 15 | Осанка. Преду преждение пло скостопия. | Усвоения новых знаний. | Сформировать понятие об осанке, причи нах нарушения осанки и развития плоско стопия и мерах их предупреждения; позн акомить с методами выявления нарушен ий осанки и плоскостопия;научить школь ников сознательно вырабатывать в себе санитарно-гигиенические навыки. | Знать понятие об осанке, причины нарушения осанки и развития плос костопи ,меры предупреждения;ме тоды выявления нарушений осанки и плоскостопия;научиться сознате льно вырабатывать в себе санитар но-гигиенические навыки. | Беседа. | Фронтальный | | |
7/ 16 | Первая помощь при ушибах,пе ре ломах кост ей и вывихах суставов. | Усвоения новых знаний. | Сформировать представление о возможн ых повреждениях скелета;разъяснить це ли доврачебной помощи; научить оказыв ать первую помощь при ушибах,растяже ниях, вывихах, переломах костей. | Знать возможные повреждения ске лета;цели доврачебной помощи;ок азывать первую помощь при ушиб ах,растяжениях,вывихах,перелом ах костей. | Практика Работа в парах | Груп повой | | |
8/ 17 | «Строение орг анизма»,«Опор но-двигательн ая система» | Обобщающий | Обобщить и систематизировать знания учащихся по темам «Строение организма и «Опорно-двигательная система»; прове рить умение определять объект по описа нию, устанавливать соответствие между органом и функцией. | Знать темы «Строение организма», «Опорно-двигательная система»; уметье определять объект по описа нию,устанавливать соответствие между органом и функцией. | Тестирование | Тест Груп повой | | |
V. Внутренняя среда организма. 3ч. |
1/ 18 | Кровь и основ ные компонен ты внутренней среды организ ма. | Введения в тему. | Углубить понятия о внутренней среде ор ганизма гомеостазе;познакомить с состав ом крови,функциями компонентов,механ измом свертывания крови; разъяснить зн ачение анализа крови как средства диагн остики заболеваний; ввести понятие мало кровия; продолжить развитие навыков микроскопирования. | Знать понятие о внутренней среде организма гомеостазе;состав крови функции компонентов, механизм свертывания крови;значение анали за крови как средства диагностики заболеваний;поняте малокровие; уметь микроскопировть. | Практика Работа в парах | Груп повой | | |
2/ 19 | Борьба организ ма с инфекцией. Иммунитет. | Усвоения новых знаний. | Познакомить учащихся с защитными бар ьерами opганизма; продолжить формиров ание понятий об иммунитете и его видах, антигенах и антителах; отработать понят ия «воспаление» и «общее заболевание»; показать необходимость соблюдения сан итарно-гигиенических правил для сохран ения здоровья. | Знать защитные барьеры opганиз ма;понятия иммунитет,его виды,ан тигены,антитела,«воспаление»,«общее заболевание»;соблюдения сан итарно-гигиенических правил для сохранения здоровья. | Беседа. | Индивидуальный | | |
3/ 20 | Иммунология на службе здо ровья. | Усвоения новых знаний. | Познакомить учащихся с иммунологией, историей изобретения вакцин; показать роль вакцин и лечебных сывороток в пре дупреждении и лечении инфекционных заболеваний; рассмотреть понятия «естес твенный» и «искусственный иммунитет»; сформировать понятие о группах крови и правилах переливания крови. | Знать иммунологию,историю изоб ретения вакцин;роль вакцин и лече бных сывороток в предупреждении и лечении инфекционных заболева ний;понятия «естественный»,«иску сственный иммунитет»,группы кро ви и правила переливания крови. | Дискуссия. | Фронтальный | | |
VІ. Кровеносная и лимфатическая системы. 6ч. |
1/ 21 | Транспортные системы орга низма. | Контроля Введения в тему. | Сформировать понятие о транспортных системах-кровеносной и лимфатической; раскрыть связь строения и функций орга нов кровеносной,лимфатической систем; продолжать формирование навыка само наблюдения. | Знать понятия о транспортных сис темах-кровеносной, лимфатическ ой;связь строения и функций орган ов кровеносной и лимфатической систем;иметь навыки самонаблюде ния. | Тестирование Лекция. | Тест Груп повой | | |
2/ 22 | Круги кровооб ращения. | Усвоения новых знаний. | Продолжить развитие понятия о кругах кровообращения; показать биологическое значение изменения состава крови при прохождении ее по большому и малому кругам кровообращения; продолжать формирование навыка самонаблюдения. | Знать понятия о кругах кровообра щения;биологическое значение из менения состава крови при прохож дении ее по большому и малому кр угам кровообращения;навыки само наблюдения. | Лекция. Беседа. | Индивидуальный | | |
3/ 23 | Строение и ра бота сердца. | Усвоения новых знаний. | Рассмотреть строение сердца;сформиров ать понятие о сердечном цикле и автомат изме работы сердца; раскрыть особеннос ти регуляции сердечных сокращений. | Знать строение сердца;понятие сер дечный цикл,автоматизм работы се рдца;особенности регуляции серде чных сокращений. | Беседа. | Фронтальный | | |
4/ 24 | Движение кро ви по сосудам. Регуляция кро воснабжения. | Усвоения новых знаний. | Сформировать представление о причине движения крови, изменении скорости кро ви в сосудах, распределении крови в орга низме, поддержании постоянства артери ального давления; дать понятие гипер- и гипотонии; научить проводить наблюден ия над собственным организмом и уметь объяснять их; отрабатывать навык рабо ты с учебником. | Знать причины движения крови, из менение скорости крови в сосудах, распределение крови в организме, поддержание постоянства артериа льного давления;понятие гипер- и гипотонии;проводить наблюдения над собственным организмом,объ яснять их;иметь навыки работы с учебником. | Лекция. | Индивидуальный | | |
5/ 25 | Гигиена серде чно-сосудист ой системы Пе рвая помощь. | Контроля Усвоения новых знаний. | Сформировать представление о морфоло гических и функциональных различиях сердца тренированного и нетренированно го человека;разъяснить необходимость ве дения здорового образа жизни,показав вр едное влияние гиподинамии,курения и ал коголя на сердце и сосуды;научить с пом ощью функциональных проб определять степень тренированности своей сердечнососудистой системы. | Знать морфологические и функцио нальные различия сердца трениро ванного и нетренированного челов ека;необходимость ведения здоров ого образа жизни,вредное влияние гиподинамии,курения,алкоголя на сердце и сосуды;уметь с помощью функциональных проб определять степень тренированности своей сер дечно-сосудистой системы. | Тестирование Беседа. | Тест Груп повой | | |
6/ 26 | Первая помо щь при крово течениях. | Усвоения новых знаний. | Сформировать понятие о типах кровотеч ений;познакомить с правилами наложен ия жгута и повязок, обработки ран;обучи ть приемам оказания помощи. | Знать типы кровотечений; правила наложения жгута,повязок, обработ ки ран;приемы оказания доврачеб ной помощи. | Практика.Работа в парах | Груп повой | | |
VIІ. Дыхание. 5ч. |
1/ 27 | Строение и значение дыхания. | Введения в тему. | Раскрыть сущность процесса дыхания, его роль в обмене веществ;продолжить разви тие понятия о связи строения и фун кций органов на примере органов дыхан ия;объяснить функциональную связь кро веносной и дыхательной систем; познако мить с некоторыми гигиеническими пра вилами. | Знать процес дыхания,роль в обме не веществ;связи строения и функц ий органов на примере органов ды хания;функциональную связь кров еносной и дыхательной систем; ги гиенические правила. | Лекция. Беседа. | Фронтальный | | |
2/ 28 | Легкие.Экологические услов ия нашей мест ности.РК | Контроля Усвоения новых знаний. | Углубить знания о газообмене в легких и тканях,о физиологической связи кровено сной и дыхательной систем;продолжать формирование навыка самонаблюдения. | Знать газообмен в легких и тканях, физиологическую связь кровеносн ой и дыхательной систем;иметь на выки самонаблюдения. | Тестирование Беседа. | Тест Груп повой | | |
3/ 29 | Регуляция дых ания.Наблюде ние за своим организмом. РК. | Усвоения новых знаний. | Рассмотреть механизм вдоха и выдоха,не йрогуморальную регуляцию дыхания;пок азать отрицательное действие никотина на органы дыхания;обосновать необходи мость поддержания чистоты воздушной среды, выявить источники загрязнения атмосферного воздуха. | Знать механизм вдоха и выдоха, не йрогуморальную регуляцию дыхан ия;отрицательное действие никоти на на органы дыхания;необходимо сть поддержания чистоты воздушн ой среды,источники загрязнения ат мосферного воздуха. | Беседа. Практика.Работа в парах | Груп повой | | |
4/ 30 | Возможности,болезни и трав мы дыхательн ой системы. | Усвоения новых знаний. | Познакомить учащихся с причинами оста новки дыхания;обосновать необходимос ть его скорейшего восстановления;обучи ть приемам оказания первой помощи уто пающему, приемам восстановления дыха ния при удушении и заваливании землей, при электротравме; научить простейшим приемам самообследования дыхательной системы. | Знать причины остановки дыхания необходимость его скорейшего вос становления;приемы оказания перв ой помощи утопающему, приемы восстановления дыхания при удуш ении,заваливании землей, электро травме; приемы самообследования дыхательной системы. | ПрактикаБеседа. | Груп повой | | |
5/ 31 | «Внутренняя среда организ ма»,«Дыхан ие». | Обобщения | Проверить усвоение знаний и основных понятий по темам«Внутренняя среда орг анизма», «Кровеносная и лимфатическая системы», «Дыхание»; проверить умение устанавливать последовательность событ ий и явлений;проверить соответствие зна ний требованиям программы. | Знать основных понятия по темам «Внутренняя среда организма»«Кр овеносная и лимфатическая систе мы», «Дыхание»;уметь устанавлив ать последовательность событий и явлений. | Тестирование Беседа. | Тест Груп повой | | |
VIIІ. Пищеварение. 6ч. |
1/ 32 | Питание и пищ еварение. | Введения в тему. | Раскрыть значение пищеварения для орг анизма и определить функции питательн ых веществ;ввести понятие «пластическ ий обмен» и «энергетический обмен»,«би ологическое окисление»; объяснить отли чие понятий «продукты питания» и «пита тельные вещества»; продолжать выработ ку умения делать выводы по результатам опытов и наблюдений. | Знать значение пищеварения для организма, питательных веществ; понятие «пластический обмен» и «энергетический обмен», «биологи ческое окисление»; объяснить отли чие понятий «продукты питания» и «питательные вещества»; уметь де лать выводы по результатам опыт ов и наблюдений. | Беседа. Лекция. | | | |
2/ 33 | Пищеварение в ротовой полости | Усвоения новых знаний. | Сформировать представление о пищеваре нии в ротовой полости; раскрыть значен ие ферментов в пищеварении; познакоми ть с зубами разного типа и их строением; сформулировать некоторые правила гиги ены ротовой полости и на их основе пред ложить учащимся вырабатывать в себе са нитарно-гигиенические навыки. | Знать пищеварении в ротовой поло сти;значение ферментов в пищевар ении;зубы разного типа и их строе ние;правила гигиены ротовой поло сти и вырабатывать в себе санитар но-гигиенические навыки. | Лекция. Беседа. | Фронтальный | | |
3/ 34 | Пищеварение в желудке. | Усвоения новых знаний. | Раскрыть особенности изменения пищев ой массы в желудке и двенадцатиперстн ой кишке; показать значение кишечной микрофлоры. | Знать особенности изменения пищ евой массы в желудке и двенадцат иперстной кишке;значение кишеч ной микрофлоры. | Лекция. Беседа. | Индивидуальный | | |
4/ 35 | Пищеварение в кишечнике. Всасывание. | Усвоения новых знаний. | Сформировать представление о функци ях тонкого и толстого кишечника;раскры ть механизм всасывания в тонком кишеч нике,барьерную роль печени; познакоми ть с заболеванием аппендикса-аппендиц итом. | Знать функции тонкого и толстого кишечника;механизм всасывания в тонком кишечнике,барьерную роль печени; заболевание аппендикса - аппендицит. | Лекция. Беседа. | Индивидуальный | | |
5/ 36 | Регуляция пищеварения. | Контроля Усвоения новых знаний. | Познакомить учащихся с методом фистул И. П. Павлова; раскрыть взаимосвязь нер вной и гуморальной регуляции работы ор ганов пищеварения; ввести понятия «мни мое кормление», «аппетитный сок». | Знать метод фистул И. П. Павлова; взаимосвязь нервной и гуморальн ой регуляции работы органов пище варения;понятия «мнимое кормлен ие», «аппетитный сок». | Тестирование Беседа. | Тест Груп повой | | |
6/ 37 | Гигиена орган ов питания.Пр едупреждение инфекций. | Усвоения новых знаний. | Обобщить знания учащихся по теме,дать физиологическое обоснование правил ги гиены питания;познакомить с опасными кишечными инфекциями и глистными за болеваниями; продолжить вы аботку при вычки к здоровому образу жизни. | Знать физиологические обоснова ние правил гигиены питания;наибо лее опасными кишечные инфекции и глистные заболевания; иметь при вычку к здоровому образу жизни. | Дискуссия | Груп повой | | |
IХ. Обмен веществ и энергии. 4ч. |
1/ 38 | Обмен веществ и энергии у жи вых существ. | Контроля Введения в тему. | Раскрыть сущность обмена веществ как основного свойства живого; рассмотреть особенности обмена воды и минеральных солей, белков, жиров, углеводов; ввести понятие о пластическом, энергетическом обменах. | Знать обмен веществ как основное свойство живого;особенности обме на воды,минеральных солей,белков жиров, углеводов;понятие о пласти ческом и энергетическом обменах. | Тестирование | Тест Груп повой | | |
2/ 39 | Витамины. | Усвоения новых знаний. | Ввести понятие о витаминах и их роли в обмене веществ;сформировать представл ение об авитаминозах,гипо-и гипервитам инозах;познакомить со способами сохра нения витаминов в пищевых продуктах. | Знать витамины,роль в обмене вещ еств;авитаминоз,гипо- и гипервита миноз; способы сохранения витами нов в пищевых продуктах. | Беседа. Лекция. | Индивидуальный | | |
3/ 40 | Энергозатраты человека и пи щевой рацион. | Контроля Усвоение новых знаний. | Сформировать понятия об основном и об щем обмене, энергетической емкости пи щи; разъяснить роль питания в поддержа нии здоровья; научить проводить функци ональные пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки, позволяющие определи ть особенности энергетического обмена при выполнении работы. | Знать основной и общий обмен,эне ргетическую ёмкость пищи;роль пи тания в поддержании здоровья;про водить функциональные пробы с задержкой дыхания до и после нагр узки,определять особенности энерг етического обмена при выполнении работы. | Тестирование | Тест Груп повой | | |
4/ 41 | «Определение изменения веса тела за день в зависимости от пищевого раци она,энергозатр ат» | Усвоения новых знаний. | Показать, что нормы питания зависят от энергетических трат организма,от количе ства и соотношения белков, жиров и угле водов в принятой пище, от наличия в ней витаминов,минеральных веществ,других условий; познакомить с основными прав илами составления пищевых рационов; научить составлять пищевые рационы в зависимости от энергетических трат. | Знать,что нормы питания зависят от энергетических трат организма, количества и соотношения белков, жиров,углеводов в принятой пище, наличия витаминов, минеральных веществ,др;основные правила сост авления пищевых рационов;состав лять пищевые рационы в зависимо сти от энергетических трат. | Практика.Работа в парах | Груп повой | | |
X. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение. 5ч. |
1/ 42 | Кожа-наружн ый покровный орган. | Введения в тему. | Развить понятие о взаимосвязи строения и функций органов на примере кожи; сфо рмировать представление о покровной системе организма. | Знать взаимосвязи строения и фун кций органов на примере кожи; покровную систему организма. | Работа в парах,ми кропрепа раты | Груп повой | | |
2/ 43 | Уход за кожей. Болезни кожи. | Контроля Усвоения новых знаний. | Раскрыть гигиенические требования к ух оду за кожей с точки зрения ее анатомо-физиологических особенностей; познако мить с причинами и признаками кожных заболеваний,других нарушений функций кожи; научить оказывать доврачебную по мощь при ожогах и обморожениях. | Знать гигиенические требования по уходу за кожей с точки зрения ее анатомо-физиологических особенн остей;причины и признаки кожных заболеваний,нарушений функций кожи;оказывать доврачеб ную помощь при ожогах и обморо жениях. | Тестирование Дис куссия. | Тест Груп повой | | |
3/ 44 | Терморегуляция организма. Закаливание. | Усвоения новых знаний. | Рассмотреть механизмы терморегуляции и обосновать необходимость поддержан ия постоянства температуры тела; сформ ировать представление о причинах тепло вого и солнечного ударов, факторах зака ливания; обучить приемам первой помо щи при перегревании. | Знать механизмы терморегуляции, обосновать необходимость поддер жания постоянства температуры те ла;представлять причины теплово го,солнечного ударов,факторы зака ливания;приемы первой помощи при перегревании. | Беседа. | Фронтальный | | |
4/ 45 | Выделение. | Усвоения новых знаний. | Рассмотреть строение и функции мочевы делительной системы;сформировать пре дставление о значении органов выделен ия в поддержании постоянства внутренн ей среды организма; раскрыть функциона льные и структурные особенности нефро на; познакомить с мерами предупрежден ия почечных заболеваний. | Знать строение,функции мочевыде лительной системы;значение орган ов выделения в поддержании посто янства внутренней среды организ ма;функциональные и структурные особенности нефрона;познакомить с мерами предупреждения почечн ых заболеваний. | Беседа. Лекция. | Индивидуальный | | |
5/ 46 | «Пищеварение»,«Обмен вещ еств и энергии. | Обобщения | Проконтролировать знания учащихся по изученным темам; выявить соответствие знаний требованиям базовой программы; закрепить полученные знания. | Знать изученные темы. | Тестирование | Тест Груп повой | | |
XІ. Нервная система. 4ч. |
1/ 47 | Значение и стр оение нервной системы. Спин ной мозг. | Введения в тему. | Показать ведущую роль нервной системы в регуляции работы органов и обеспечен ии единства организма;сформировать пре дставление о строении,функциях спинно го мозга; показать связь понятий «рефле кс»,«функции спинного мозга»;вырабаты вать умение применять знания для объяс нения явлений. | Знать ведущую роль нервной систе мы в регуляции работы органов и обеспечении единства организма; строение,функции спинного мозга; связь понятий «рефлекс», «функц ии спинного мозга»;уметь применя ть знания для объяснения явлений. | Работа в парах с микроп репаратами Беседа. | Груп повой | | |
2/ 48 | Строение голо вного мозга и функции его отделов. | Усвоения новых знаний. | Рассмотреть строение и функции головно го мозга и его отделов; формировать уме ние определять орган по описанию,навык лабораторных исследований. | Знать строение и функции головно го мозга и его отделов;уметь опре делять орган по описанию,проводи ть лабораторные исследования. | Беседа. Лекция. | Индивидуальный | | |
3/ 49 | Функции пере днего мозг. | Усвоения новых знаний. | Рассмотреть строение и функции промеж уточного мозга и коры больших полушар ий;сформировать представление о старой и новой коре большого мозга; вырабатыв ать умение применять теоретические зна ния для объяснения результатов опытов и наблюдений. | Знать строение,функции промежут очного мозга,коры больших полуш арий;старую,новую кору большого мозга;уметь применять теоретичес кие знания для объяснения резуль татов опытов и наблюдений. | Беседа. Лекция. | Фронтальный | | |
4/ 50 | Соматический и автономный отделы нервн ой системы. | Усвоения новых знаний. | Сформировать понятие о соматической и вегетативной нервной системах,о симпат ическом и парасимпатическом отделах автономной нервной системы; раскрыть взаимосвязь симпатического и парасимп атического отделов вегетативной нервн ой системы. | Знать понятие о соматической и ве гетативной нервной системах,о си мпатическом и парасимпатическом отделах автономной нервной систе мы;взаимосвязь симпатического и парасимпатического отделов вегет ативной нервной системы. | Беседа. Лекция. | Индивидуальный | | |
XIІ. Анализаторы. Органы чувств. 5ч. |
1/ 51 | Анализаторы. | Контроля Введения в тему. | Ввести понятие об анализаторах; показа ть различие между понятиями «анализат ор» и «орган чувств»; раскрыть причины возникновения иллюзий и механизм их коррекции. | Знать понятие об анализаторах;раз личие между понятиями «анализат ор» и «орган чувств»; причины воз никновения иллюзий и механизм их коррекции. | Тестирование Беседа. | Тест Груп повой | | |
2/ 52 | Зрительный анализатор. | Усвоения новых знаний. | Рассмотреть строение и функции глаза, зрительного анализатора; сформировать представление об оптической системе гла за;ввести понятие«бинокулярное зрение» формировать умение добывать знания оп ытным путем. | Знать строение и функции глаза,зр ительного анализатора; представле ние об оптической системе глаза; понятие«бинокулярное зрение»; формировать умение добывать зна ния опытным путем. | Беседа. Лекция. | Индивидуальный | | |
3/ 53 | Гигиена зре ния. | Контроля Усвоения новых знаний. | Сформировать представление о глазных заболеваниях, травмах, их причинах и пр офилактике; обосновать правила гигиены зрения; продолжать формировать привы чку к здоровому образу жизни. | Знать о глазные заболевания, трав мы, их причины и профилактику; правила гигиены зрения;иметь при вычку к здоровому образу жизни. | Тестирование.Дискуссия. | Тест Груп повой | | |
4/ 54 | Слуховой анали затор. | Усвоения новых знаний. | Рассмотреть строение и функции слухово го анализатора; сформировать представл ение о механизме слухового восприятия; познакомить с правилами гигиены слуха и обосновать их; продолжать формирова ть привычку к здоровому образу жизни; вырабатывать умение добывать знания опытным путем. | Знать строение и функции слухово го анализатора; механизм слухово го восприятия;правила гигиены сл уха; иметь привычку к здоровому образу жизни; уметь добывать знания опытным путем. | Беседа. Лекция. | Индивидуальный | | |
5/ 55 | Органы равно весия, обонян ия,вкуса. | Контроля Усвоения новых знаний. | Рассмотреть строение и функции органов равновесия, кожно-мышечной чувствите льности, обоняния и вкуса; показать их взаимодействие и значение в жизни чело века. | Знать строение и функции органов равновесия,кожно-мышечной чувс твительности,обоняния,вкуса;взаи модействие и значение в жизни че ловека. | Тестирование Беседа. | Тест Груп повой | | |
XIIІ. Высшая нервная деятельность. Поведение. Пихика. 6ч. |
1/ 56 | Вклад отечест венных учёны х в разработку учения о высш ей нервной дея тельнос ти. | Введения в тему. | Показать вклад И.М.Сеченова,И.П.Павло ва,А.А.Ухтомского в разработку учения о высшей нервной деятельности; раскрыть значение метода условных рефлексов в решении экспериментальных задач;позна комить с методикой выработки условных рефлексов;сформировать понятие о торм ожении условных рефлексов. | Знать вклад И.М.Сеченова,И.П.Па влова,А.А.Ухтомского в разработ ку учения о высшей нервной деяте льности;значение метода условных рефлексов в решении эксперимент альных задач;методы выработки условных рефлексов;понятие о тор можении условных рефлексов. | Беседа. Лекция. | | | |
2/ 57 | Врожденные и приобретенные программы поведения. | Усвоения новых знаний. | Ввести понятие о врожденных программ ах поведения: безусловных рефлексах, ин стинктах, запечатлениях; сформировать представление о приобретенных програм мах поведения: условных рефлексах, рас судочной деятельности, динамическом стереотипе. | Знать врожденных программы пов едения:безусловные рефлексы, ин стинкты, запечатления; приобрете нные програмы поведения:условн ые рефлексы,рассудочную деятель ность, динамические стереотипы. | Беседа. | Фронтальный | | |
3/ 58 | Сон и сновиде ния. | Усвоения новых знаний. | Сформировать представление о физиоло гии сна,его значении в природе; показать цикличность сна,изменения в организме, происходящие во время сна;познакомить с гигиеной сна. | Знать физиологию сна,значении в природе;цикличность сна,изменен ия в организме, происходящие во время сна; гигиену сна. | Беседа. Лекция. | Индивидуальный | | |
4/ 59 | Речь и сознан ие.Познавате льные роцессы | Усвоения новых знаний. | Познакомить с понятием«потребности людей и животных»;углубить знания уча щихся об отличиях в высшей нервной дея тельности человека и животных, показать значение языка как средства общения,сре дства организации своего поведения,роль речи в развитии высших психических фу нкций;познакомить с познавательными процессами:ощущением,восприятием,пре дставлением, памятью, воображением,мы шлением. | Знать«потребности людей и живот ных»;отличия в высшей нервной де ятельности человека и животных, значение языка как средства общен ия,организации своего поведения, роль речи в развитии высших псих ических функций; познавательные процессы:ощущение, восприятие, представление, память, воображен ие, мышление. | Беседа. Лекция. | Индивидуальный | | |
5/ 60 | Воля, эмоции, внимание. | Усвоения новых знаний. | Дать понятие о воле, эмоциях, внимании как проявлениях высшей нервной деятель ности; рассмотреть их как составные чер ты личности человека;продолжать форми рование навыка лабораторных исследова ний. | Знать понятия воля,эмоции,вниман ие как проявления высшей нервной деятельности;иметь навыки лабора торных исследований. | Дискус сия. | Груп повой | | |
6/ 61. | «Нервная сист ема»,«Анализаторы.Органы чувств». | Обобщения. | Проконтролировать знания учащихся по изученным темам; выявить соответствие знаний требованиям базовой программы; закрепить полученные знания. | Знать изученные темы. | Тестирование Беседа. | Тест Груп повой | | |
XIV. Эндокринная система. 2ч. |
1/ 62 | Роль эндокрин ной регуляции. | Введения в тему. | Ввести понятие гуморальной регуляции деятельности органов и их систем; сформ ировать представление о железах внешн ей, внутренней и смешанной секреции;по казать значение и свойства гормонов;раск рыть взаимосвязь гуморальной и нервной регуляций. | Знать гуморальную регуляцию дея тельности органов и их систем;жел езы внешней,внутренней, смешанн ой секреции;значение и свойства го рмонов;взаимосвязь гуморальной и нервной регуляций. | Лекция. | | | |
2/ 63 | Функция жел ез внутренней секреции. | Усвоения новых знаний. | Показать особенности строения,функций конкретных желез внутренней секреции; познакомить с нарушениями, связанными с гипо-и гиперфункцией этих желез;науч ить определять расположение некоторых эндокринных желез в соответствующих областях тела, распознавать симптомы ряда эндокринных заболеваний. | Знать особенности строения,функц ий конкретных желез внутренней секреции;нарушения, связанные с гипо-и гиперфункцией этих желез; определять расположение эндокри нных желез в соответствующих об ластях тела,симптомы эндокринн ых заболеваний. | Беседа. Лекция. | Индивидуальный | | |
XV. Индивидуальное развитие организма. 5ч. |
1/ 64 | Жизненные ци клы.Размножение.Медико-генетический центр на базе РКБ.РК | Введения в тему. | Развить и углубить понятие о размножен ии как основном свойстве всего живого; показать преимущества полового размно жения перед бесполым;продолжить разв итие навыка работы с микропрепаратами. | Знать размножение как основное свойство всего живого; преимущес тва полового размножения перед бесполым; навыки работы с микропрепаратами. | К/ф Беседа. | | | |
2/ 65 | Развитие зарод ыша и плода. Демографичес кая ситуация в РТ. РК | Усвоения новых знаний. | Познакомить с биогенетическим законом Геккеля-Мюллера и разъяснить причины отклонений от него; оказать влияние нар когенных веществ (табака, алкоголя,нарк отиков) на развитие и здоровье человека.. | Знать биогенетический закон Гекке ля-Мюллера,причины отклонений от него; влияние наркогенных вещ еств(табака,алкоголя,наркотиков) на развитие и здоровье человека. | Дискуссия. | Груп повой | | |
3/ 66 | Развитие ребён ка после рожде ния. Влияние вредных прив ычек на потом ство в РТ.РК | Контроля Усвоения новых знаний. | Дать понятие о физическом и психическ ом развитии ребенка от рождения до 18 лет; сформировать представление о биол огической и социальной зрелости; разъяс нить разницу между понятиями«индивид и «личность»,«темперамент»и«характер» научить определять тип темперамента. | Знать физическое,психическое разв итие ребенка от рождения до18лет; биологическую и социальную зрел ость;разницу между понятиями«ин дивид»и«личность»,«темперамент» и«характер», определять тип темпе рамента. | Тестирование | Тест Груп повой | | |
4/ 67 | Интересы,склонности,способности. | Усвоения новых знаний. | Сформировать представление об интерес ах, склонностях, способностях; раскрыть механизм развития способностей; показа ть, как,используя знания о своих способн остях,выбрать жизненный путь. | Знать интересы,склонности,способ ности;механизм развития способно стей;используя знания о своих спо собностях,выбрать дальнейший жи зненный путь. | Дискуссия. | Груп повой | | |
5/ 68 | Здоровье-вели чайшая ценнос ть для личнос ти и общества. | Обобщения. | Подвести итоги изучения биологии в 8 кл ассе,кратко повторить пройденный матер иал;сформировать представление о здоро вье человека как важнейшей жизненной ценности. | Знать здоровье человека как важне йшую жизненную ценность значен ие здорового образа жизни, пагубн ые последствия вредных привычек; сохранять и укреплять здоровье. | Дискуссия. | Груп повой | | |