Кружок по физике
Юный физик
для учащихся 8 классов
Юдина Анна Александровна
муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №100»
г. Саратов
Пояснительная записка.
Кружковая работа «Юный ученый» предназначен для учащихся 7 класса и рассчитан на 1 час в неделю, 34 часа за год.
Кружковая работа «Юный физик» предназначен для учащихся 8 класса и рассчитан на 1 час в неделю, 34 часа за год.
Кружковая работа развивает содержание базового курса физики. Программа составлена на основе рабочих программ по физике для 7-8 классов, которая используется в настоящее время. Основным учебным пособием для обучающихся является учебник – А.Е. Гуревич. Физика 7,8,9класс. Базовый курс А.Е. Гуревича рассчитан в 7, 8 и 9-ом классах на 68 учебных часов (2 часа в неделю). Несмотря на определенные достоинства рабочих программ, у них есть недостаток: учащиеся, изучая законы физики, не могут в полной мере использовать их на практике, что приводит в замешательство современного школьника, он начинает задаваться вопросом «Зачем нужна физика?!»
Кружковая работа позволяет ответить на существующий вопрос, применить полученные знания на уроках в жизни, ощутить красоту и полноту физических законов. Она учитывает возрастные особенности детей, их интересы к предметам физико-математического цикла. Не секрет, что школьные лаборатории содержат далеко не все физические приборы, следовательно, проведение некоторых опытов уже вообще неосуществимы или неосуществимы во время уроков во всем классе. В курс кружковой работы входят лабораторные работы, которые учащиеся проводят в школе, а саму лабораторную работу оформляют как проект, в ходе которого они подтверждают закон физики. Тем самым за курс кружковой работы, ребята не только еще раз способны убедиться в достоверности существующих законах, но и научиться создавать проекты.
Основная цель работы: развитие познавательного интереса учащихся к физике и технике на основе углубления и расширение знаний учащихся; наблюдать и объяснять явления природы, а также умения пользоваться справочной и хрестоматийной литературой.
Задачи (этапы решения цели)
1.Образоваельные: способствовать самореализации учащихся в изучении конкретных тем физики, развивать и поддерживать познавательный интерес к изучению физики как науки, знакомить учащихся с последними достижениями науки и техники, научить решать задачи нестандартными методами, развитие познавательных интересов при выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий.
2. Воспитательные: воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и техники, воспитание уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры.
3. Развивающие: развитие умений и навыков учащихся самостоятельно работать с научно-популярной литературой, умений практически применять физические знания в жизни, развитие творческих способностей, формирование у учащихся активности и самостоятельности, инициативы. Повышение культуры общения и поведения. Структура курса ориентирована на раскрытие логики познания окружающего мира: от простейших явлений природы к сложным физическим процессам; от микромира к макромиру.
Воспитательная работа и организационно-массовая работа
При изучении физики в рамках кружковой работы «Юный ученый», «Юный физик» учащиеся решают задачи различных видов: аналитические, графические, качественные и практические.
Курс содержит экспериментальные задания, что позволит учащимся получить навык постановки физических опытов и экспериментов, вычислять погрешности измерения, анализировать полученные результаты и объяснять их с точки зрения физических законов.
Во время проведения лабораторных работ проводятся инструктажи по технике безопасности во время проведения опытов, но и проговаривается необходимость аккуратного обращения со школьным оборудованием, необходимость уборки рабочего места после проведения эксперимента.
Проведение данного курса позволяет с помощью проводимых исследовательских работ расширить "круга общения" учащихся с физическими приборами, сделать процесс формирования экспериментальных навыков более эффективным, повысить интерес к изучению предмета.
При выполнении экспериментальных заданий, учащиеся овладевают физическими методами познания: собирают экспериментальные установки, измеряют физические величины, представляют результаты измерений в виде таблиц, графиков, делают выводы из эксперимента, объясняют результаты своих наблюдений и опытов с теоретических позиций. Проведение тематических вечеров совместно с родителями, защита проектов перед учащимися других классов.
Методическая работа
Распределение материала по темам способствует систематизации, позволит создать целостную картину окружающего мира и человека в нем с точки зрения физики.
Этот курс позволит также проявить творческие способности учащихся, так как использует разные способы проверки качества усвоения материала: тестирование, защита экспериментальных работ, творческие отчеты по теме, кроссворды по теме, и т.д.
Работа с родителями: в план кружковой входят проведение открытых тематических вечеров, интеллектуальных игр, на которых приветствуется посещение родителей, участие родителей в качестве независимого жюри, командной поддержки. На таких мероприятиях родители зачастую сами с большим увлечением играют или болеют за своих ребят, так же родители в полной мере могут оценить необходимость в проведении подобных мероприятий. В курс кружка так же входят выезды на экскурсии, предметные конференции, где сопровождение родителей просто необходима.
Виды деятельности:
• Решение разных типов задач
• Занимательные опыты по разным разделам физики
• Конструирование и ремонт простейших приборов, используемых в учебном процессе
• Применение ИКТ
• Занимательные экскурсии в область истории физики
• Применение физики в практической жизни
• Наблюдения за звездным небом и явлениями природы
Форма проведения занятий кружка:
• Беседа
• Практикум
• Вечера физики
• Экскурсии
• Выпуск стенгазет
• Проектная работа
• Школьная олимпиада
Ожидаемый результат:
• Навыки к выполнению работ исследовательского характера
• Навыки решения разных типов задач
• Навыки постановки эксперимента
• Навыки работы с дополнительными источниками информации, в том числе электронными, а также умениями пользоваться ресурсами Интернет.
Учебно-тематическое планирование
«Юный физик», 8 класс
№ | Тема | Кол-во часов | теория | практика |
-
| Строение атома. Электрический заряд. Электризация тел. Электроскоп. Практическая работа «Электризация тел» | 2 | 1 | 1 |
-
| Закон сохранения заряда, взаимодействие электрических зарядов. Тестовые задачи | 2 | 2 | - |
-
| Закон Кулона. Решение задач на тему «Закон Кулона» | 1 | 1 | - |
-
| Электрическое поле. Характеристики электрического поля. Решение тестовых задач на тему «Электрическое поле» | 2 | 2 | - |
-
| Силовые линии электрического поля. Действие электрического поля на заряд. Презентация «Силовые линии электрического поля». Решение тестовых задач | 2 | 2 | - |
-
| Электрический султан. Знакомство с оборудованием. Мультимедийный показ опытов с использованием электрического султана. Проектная работа «Изготовление электрического султана из подручных материалов» | 2 | 1 | 1 |
-
| Конденсатор. Емкость конденсатора. Решение задач на тему «Емкость конденсатора». Презентация «Устройство и применение конденсаторов» | 1 | 1 | - |
-
| Электрофорная машина. Знакомство с оборудованием. Мультимедийный показ опытов с использованием электрофорной машины. Командная проектная работа «изготовление электрофорной машины из подручных материалов» | 2 | 1 | 1 |
-
| Интерактивная игра для 3 команд «Электрическое поле» | 1 | - | 1 |
-
| Электрический ток. Существование электрического тока. Сила тока. Напряженность. Решение задач второго уровня сложности. | 1 | 1 | |
-
| Магниты и их применение. Презентация. Знакомство с оборудованием. Практическое подтверждение свойств магнита. | 1 | 1 | |
-
| Действие магнитного тока на проводник с током. Проведение лабораторных работ | 1 | - | 1 |
-
| Магнитная индукция. Электромагнитная индукция. Решение тестовых задач | 1 | 1 | - |
-
| Интерактивная игра «своя игра» | 1 | 1 | - |
-
| Тематический вечер «Это не фокус! это физика!» Демонстрация учащимися 8класса учащимся 6,7классов 20 самых интересных и простых опытов | 1 | 1 | - |
-
| Законы электрического тока. Решение задач на тему «последовательное, параллельное соединение проводников» | 1 | 1 | - |
-
| Закон Ома. Проведение опытов на тему «последовательное, параллельное соединение проводников» | 1 | - | 1 |
-
| Работа и мощность электрического тока. Решение тестовых задач на тему «работа и мощность электрического тока» | 1 | 1 | |
-
| Решение тестовых задач на тему «законы электрического тока» | 1 | 1 | - |
-
| Решение задач второго уровня сложности на тему «законы электрического тока» | 1 | 1 | - |
-
| Производство и использование электроэнергии (презентации) | 1 | | |
-
| Реакция деления ядер урана. Устройство атомной электростанции. Синтез ядер легких элементов. | 1 | 1 | |
-
| Катастрофы на электростанциях. Последствия катастроф. презентации | 1 | 1 | |
-
| Оптика и линзы. Решение тестовых и графических задач. Практические работы на темы: «Тень, полутень. Линзы. Преломление света. Распространение света в различных средах. Разложение света в спектр» | 3 | 2 | 1 |
-
| Игра «Крокодильчик» Угадывание физической величины по свойствам | 1 | 1 | |
-
| Выездная экскурсия (лаборатория физики) | 1 | 1 | |
Список использованной литературы.
О.Ф.Кабардин «Тестовые задания по физике» (7 – 11 класс), м., Просвещение, 1994
Л.Гальперштейн. Забавная физика. М.: Детская литература, 1994.
И.Я.Ланина.100игр по физике. М.: Просвещение, 1995
Лукашик В.И. Сборник задач по физике-7-9. - М.: Просвещение, 2002
Я.И.Перельман. Знаете ли вы физику. – Д.:: ВАП. 1994.
Я.И.Перельман. Занимательная физика. – Д.: ВАП. 1994.
Ф.Б.Рабиза. Опыты без приборов. М.: Детская литература, 1998
А.В. Чеботарева «тесты по физике» 7,8,9 классы, «Экзамен» Москва, 2014
Л.Успенский. Фокусы. Загадки. Головоломки. М.: Сокол,1996
Приложение к газете «Первое сентября» - «Физика»
12