СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематическое планирование по биологии 9 класс к учебнику А.А.Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тематическое планирование к учебнику А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В. Пасечник Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс. Планирование расчитано на 3 часа в неделю.

Просмотр содержимого документа
«Тематическое планирование по биологии 9 класс к учебнику А.А.Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник»

9 класс биология

п/п

Тема урока

Дата

Тип урока

Вводимые

понятия

Оборудование, наглядность

Домашнее задание


Введение.

(3 часа)






1

Биология – наука о жизни





1; зад 1-4

2

Методы исследования в биологии


комбинированный

Научное исследование, наблюдение, гипотеза, эксперимент, закон, теория


2; зад 7-8

3

Сущность жизни и свойство живого


комбинированный

Жизнь, обмен веществ, открытая система, размножение, наследственность, изменчивость, развитие


3; зад 9-11


Молекулярный уровень

(10 часов)






4

Общая характеристика молекулярного уровня


урок изучения нового материала

Мономеры, полимеры, биополимеры

Т. «Уровни организации живой природы»

1.1; зад 12-13

5

Углеводы


комбинированный

Моносахариды, дисахариды, полисахариды

Сахар, крахмал, вата

1.2; зад 15-16

6

Липиды


комбинированный

Липиды, жиры, гормоны

Растительное масло, сливочное, масло

1.3; зад 18

7

Состав и строение белков


комбинированный

Аминокислоты, пептидная связь, денатурация

Мясо, молоко, яйцо

1.4; зад 19-23

8

Функции белков


комбинированный

Строительная, двигательная, транспортная, защитная, сигнальная, гормон, фермент


1.5; зад 24

9

Нуклеиновые кислоты


комбинированный

ДНК, РНК

Т. «Нуклеиновые кислоты», модель ДНК

1.6; зад 25-29

10

АТФ и другие органические соединения клетки


комбинированный

АТФ, АДФ, АМФ, макроэргическая связь

таблица

1.7; зад 30-31







9 класс биология

п/п

Тема урока

Дата

Тип урока

Вводимые

понятия

Оборудование, наглядность

Домашнее задание

11

Биологические катализаторы.


Комбинированный

Л.р 1

Катализатор, фермент, кофермент

Н2О2, картофель (вареный, сырой)

1.8; зад 32

12

Вирусы


комбинированный

ВИЧ, бактериофаги, капсид

таблица

1.9; повторить 1.1-1.8

13

Обобщающий урок по теме «Молекулярный уровень»


повторительно-обобщающий





Клеточный уровень

(18 часов )






14

Основные положения клеточной теории.


урок изучения нового материала

Л.р 2

Цитология, клеточная теория, Шлейден, Шванн, Вирхов

Т. «Строение растительной клетки», «Строение животной клетки», микроскопы, микропрепараты

2.1; зад 39-40

15

Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана


комбинированный

Цитоплазма, ядро, органоиды, мембрана, фагоцитоз, пиноцитоз

Т. «Клетка»

2.2; зад 47-49

16

Ядро


комбинированный

Прокариоты, эукариоты, хроматин, ядрышко, хромосомы, диплоидный набор, гаплоидный набор, гаметы

Т. «Клетка»

2.3; зад 55-57

17

Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи


комбинированный

Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи

Т. «Клетка»

2.4; зад 62

18

Лизосомы. Митохондрии. Пластиды


комбинированный

Пищеварительная вакуоль, кристы, хлоропласты

Т. «Клетка»

2.5 зад 64

19

Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения


комбинированный

Центриоли, реснички, жгутики

Т. «Клетка»

2.6; зад 66

20

Различия в строении клеток эукариот и прокариот


комбинированный

Анаэробы, аэробы, споры

Т. «Клетка»

2.7; зад 69

21

Обобщающий урок по теме «Строение клетки»






22

Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм.


комбинированный

Ассимиляция, диссимиляция, метаболизм


2.8; зад 70



9 класс биология

п/п

Тема урока

Дата

Тип урока

Вводимые

понятия

Оборудование, наглядность

Домашнее задание

23

Энергетический обмен в клетке


комбинированный

Гликолиз, дыхание, АТФ, ПВК


2.9; зад 72

24

Питание клетки.


комбинированный

Автотрофы, гетеротрофы, фототрофы, хемотрофы


2.10; зад 75-79

25

Фотосинтез и хемосинтез


комбинированный

Световая и темновая фазы, фотолиз воды, хемосинтез, нитрифицирующие бактерии

Т. «Фотосинтез»

2.11; зад 83

26

Синтез белков в клетке. Генетический код. Транскрипция.


комбинированный

Ген, генетический код, триплет, кодон, транскрипция

Т. «Генетический код»

2.13; с 70-73; зад 91

27

Синтез белков в клетке. Транспортная РНК. Трансляция


комбинированный

Трансляция, полисома

Т. «Генетический код»

2.13; с 73-76; зад 92

28

Деление клетки. Митоз


комбинированный

Интерфаза, профаза, метафаза, анафаза, телофаза

Т. «Деление клетки»

2.14; зад 95, 2.8-2.2.13

29

Обобщающий урок по теме «Процессы жизнедеятельности клетки»


повторительно-обобщающий



2.1-2.14

30

Обобщающий урок по теме «Клеточный уровень»


повторительно-обобщающий



2.1-2.14

31

Контрольная работа по теме «Клеточный уровень»







Организменный уровень

(22 часов)






32

Бесполое размножение организмов.


урок изучения нового материала

Бесполое размножение, почкование, вегетативное размножение

Т. «Вегетативное размножение растений»

3.1; зад 97

33

Половое размножение организмов. Мейоз.


комбинированный

Гаметы, гермафродиты, семенники, яичники, мейоз

Т. «Мейоз»

3.2; зад 101

34

Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон


комбинированный

Онтогенез, эмбриогенез, дробление, бластула, гаструла, нейрула, филогенез

Т. «Сходство эмбрионов позвоночных животных»

3.3-3.4;

35

Закономерности наследования признаков, установленное Г. Менделем. Моногибридное скрещивание


комбинированный

Гибридологический метод, гомозиготы, гетерозиготы, доминантные, рецессивные

Т. «Моногибридное скрещивание»

3.5; зад 120-121




9 класс биология

п/п

Тема урока

Дата

Тип урока

Вводимые

понятия

Оборудование, наглядность

Домашнее задание

36

Решение задач на тему «Моногибридное скрещивание»


навыков




37

Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание.


комбинированный

Неполное доминирование, генотип и фенотип, анализирующее скрещивание.


3.6; зад 127-128

38

Решение задач на тему «Неполное доминирование»


навыков




39

Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков.


комбинированный

Дигибридное, полигибридное скрещивание, решетка Пеннета

Т. «Дигибридное скрещивание»

3.7; зад 132-133

40

Решение задач на тему «Дигибридное скрещивание»


навыков




41

Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана. Перекрест


комбинированный

Сцепленное наследование признаков, закон Т. Моргана, перекрест


3.8; зад 139-140

42

Взаимодействие генов


комбинированный

Кодоминирование, эпистаз, полимерное, плейотропное действие генов


3.9;

43

Решение задач на тему «Взаимодействие генов»


навыков




44

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование


комбинированный

Аутосомы, половые хромосомы, гомогаметный и гетерогаметный пол

Т. «Хромосомный механизм определение пола»

3.10; зад 140

45

Решение задач на тему «Генетика пола»


навыков



3.1-3.10

46

Решение генетических задач





3.1-3.10

47

Обобщающий урок на тему «Закономерности наследственности»


повторительно-обобщающий



Г 1,2, 3.1-3.10

48

Итоговое тестирование за 1 полугодие






49

Закономерности изменчивости: модификационная изменчивость. Норма реакции


Практикум

Л.р3

модификационная изменчивость, норма реакции


3.11;



9 класс биология

п/п

Тема урока


Дата

Вводимые

понятия

Оборудование, наглядность

Домашнее задание

50

Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость


комбинированный

Генные, хромосомные, геномные мутации, утрата, делеция, дупликация, инверсия, полиплоидия

Т. «Мутационная изменчивость растений и животных»

3.12; зад 146

51

Основы селекции. Работы Н.И.Вавилова


комбинированный

Гомологический ряд, селекция

Т. «Центры многообразия и происхождения культурных растений»

3.13; зад 148

52

Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов


комбинированный

Гетерозис, гибридизация, депрессия, мутагенез

Т. «Полиплоидия у растений и преодоление бесплодия путем удвоения хромосом»

3.14; 3.1-3.13

53

Обобщающий урок по теме «Закономерности изменчивости»


повторительно-обобщающий





Популяционно-видовой

(4 часа)






54

Критерии вида


урок изучения нового материала

Л.р 4

Вид, критерии вида, ареал

Т. «Критерии вида»

4.1;

55

Популяция


комбинированный

Популяция, экология

Т. «Популяция»

4.2;

56

Биологическая классификация


комбинированный

систематика


4.3;

57

Обобщающий урок по теме « Популяционно -видовой уровень»


повторительно-обобщающий



4..1-4.3


Экосистемный уровень

(5 часов)






58

Сообщество, экосистема, биогеоценоз


комбинированный

Сообщество, экосистема, биогеоценоз

Т. «Биоценоз пресноводного водоема»

5.1;

59

Состав и структура сообщества


комбинированный

Видовой состав, продуценты, консументы, редуценты

Т. «Биоценоз пресноводного водоема»

5.2;

60

Потоки вещества и энергии в экосистеме


комбинированный

Пирамиды численности и биомассы


5.3;

61

Продуктивность сообщества


комбинированный

Продуктивность, чистая, первичная, вторичная


5.4



9 класс биология

п/п

Тема урока

Дата

Тип урока

Вводимые

понятия

Оборудование, наглядность

Домашнее задание

62

Саморазвитие экосистемы


комбинированный

Экологическая сукцессия, равновесие

Т. «Зарастание водоема»

5.5;


Биосферный уровень

(3 часа)






63

Биосфера. Среды жизни.


комбинированный

Биосфера

Т. «Биосфера

6.1;

64

Средообразующая деятельность организмов. Круговорот веществ в биосфере


комбинированный

Гумус, фильтрация, биогеохимический цикл, микротрофные, макротрофные вещества

Т. «Круговорот азота»

6.2-6.3;Г 4-6

65


Обобщающий урок по темам «Экосистемный уровень, Биосферный уровень»


повторительно-обобщающий





Эволюция органического мира. Основы учения об эволюции

( 11 часов)






66

Развитие эволюционного учения. Ч.Дарвина


урок изучения нового материала


Изменчивость, естественный отбор, искусственный отбор

Портрет Ч.Дарвин

7.1;

67

Изменчивость организмов


комбинированный

Ненаследственная, наследственная изменчивость, генофонд, генотип, фенотип

Т. «Мутационная изменчивость растений и животных»

7.2;

68

Генетическое равновесие в популяциях и его нарушение


комбинированный

Генетическое равновесие, популяционная генетика


7.3;

69

Борьба за существование и естественный отбор


комбинированный

Борьба за существование, естественный отбор

Т. «Борьба за существование»

7.4;

70

Формы естественного отбора


комбинированный

Стабилизирующий, движущий

Т. «Естественный отбор»

7.5

71

Изолирующие механизмы.


комбинированный

Изолирующие механизмы


7.6



9 класс биология

п/п

Тема урока

Дата

Тип урока

Вводимые

понятия

Оборудование, наглядность

Домашнее задание

72

Видообразование.


комбинированный

Микроэволюция, барьеры, полиплоидия

Т. «Видообразование»

7.7;

73

Макроэволюция


комбинированный

Макроэволюция, филогенетические ряды


7.8;

74

Основные закономерности эволюции


комбинированный

Параллелизм, ковергенция, дивергенция, гомология, аналогия

Т. «Ароморфозы и идиоадаптации у растений»

7.9;

75

Экскурсия «Причины многообразия видов в природе»


Экскурсия



Отчет, 7.1-7.9

76

Обобщающий урок по теме «Основы учения об эволюции»


повторительно-обобщающий





Возникновение и развитие жизни на земле

(9 часов)






77

Гипотезы возникновения жизни


урок изучения нового материала


Креационизм, гипотеза панспермии, биохимической эволюции

Рис. учебника

8.1;

78

Развитие представлений о происхождении жизни. Гипотеза Опарина-Холдейна


комбинированный

Коацерванты, пробионты

Рис. учебника

8.2;

79

Современные гипотезы происхождения жизни


комбинированный



8.3

80

Основные этапы развития жизни на Земле.


комбинированный

Прогенот, эубактерии, архебактерии

Т. «Развитие органического мира»

8.4

81

Эра древней жизни


комбинированный

Эра, период, эпоха, катархей, архей, протерозой, палеозой, мезозой, кайнозой, палеонтология.

Т. «Развитие органического мира»


8.5

82

Развитие жизни в протерозое и палеозое


комбинированный

Трилобиты, риниофиты, кистеперые рыбы, стегоцефалы, терапсиды

Т. «Развитие органического мира»

8.6;

83

Развитие жизни в мезозое


комбинированный

Триас, Юра, Мел, Динозавры

Т. «Развитие органического мира»

8.7

84

Развитие жизни кайнозое


комбинированный

Палеоген, неоген, антропоген

Т. «Развитие органического мира»

8.8, 8.1-8.7


9 класс биология

п/п

Тема урока

Дата

Тип урока

Вводимые

понятия

Оборудование, наглядность

Домашнее задание

85

Обобщающий урок по теме «Возникновение и развитие жизни на земле»


повторительно-обобщающий





Основы экологии

Организм и среда

(7 часов)






86

Экологические факторы. Условия среды


урок изучения нового материала


Абиотические, биотические. Антропогенные факторы

Таблица, Рис. учебника

9.1;

87

Общие закономерности влияния экологических факторов на организм


комбинированный

Толерантность, экотипы, лимитирующие факторы

Рис. учебника

9.2;

88

Экологические ресурсы


комбинированный

Экологические, энергетические, пищевые ресурсы


9.3

89

Адаптация организмов к различным условиям существования


комбинированный

Жизненные формы, ритмы жизни

Таблица

9.4

90

Межвидовые отношения организмов


комбинированный

Нейтрализм, аменсализм, комменсализм, симбиоз

Таблица


9.5

91

Колебания численности организмов. Экологическая регуляция


комбинированный

Рождаемость, смертность, динамика популяции

Таблица

9.6;

92

Обобщающий урок по теме « Организм и среда»


повторительно-обобщающий





Биосфера и человек

(3 часа)






93

Эволюция биосферы


Урок изучения нового материала

Биогенное , биокосное, косное вещество


10.1

94

Антропогенное воздействие на биосферу


комбинированный

редуценты

рисунки

10.2

95

Основы рационального природопользования


комбинированный

природопользование

рисунки

10.3 1.1-1.9

96

Повторение темы «Молекулярный уровень"


повторительно-обобщающий


таблицы

2.1-2.14

97

Повторение темы «Клеточный уровень»


повторительно-обобщающий


таблицы

3.1-3.14

98-99

Повторение темы «Организменный уровень»


повторительно-обобщающий


таблицы

4.1-4.3, 5.1-5.5,6.1-6.3

100

Повторение темы «Популяционно-видовой, экосистемный, биосферный уровни»


повторительно-обобщающий


таблицы

7.1-7.9




9 класс биология

п/п

Тема урока

Дата

Тип урока

Вводимые

понятия

Оборудование, наглядность

Домашнее задание

101

Повторение темы « Эволюция органического мира


повторительно-обобщающий




102

Итоговое тестирование


Итоговый контроль