9 класс биология |
№п/п | Тема урока | Дата | Тип урока | Вводимые понятия | Оборудование, наглядность | Домашнее задание |
| Введение. (3 часа) | | | | | |
1 | Биология – наука о жизни | | | | | 1; зад 1-4 |
2 | Методы исследования в биологии | | комбинированный | Научное исследование, наблюдение, гипотеза, эксперимент, закон, теория | | 2; зад 7-8 |
3 | Сущность жизни и свойство живого | | комбинированный | Жизнь, обмен веществ, открытая система, размножение, наследственность, изменчивость, развитие | | 3; зад 9-11 |
| Молекулярный уровень (10 часов) | | | | | |
4 | Общая характеристика молекулярного уровня | | урок изучения нового материала | Мономеры, полимеры, биополимеры | Т. «Уровни организации живой природы» | 1.1; зад 12-13 |
5 | Углеводы | | комбинированный | Моносахариды, дисахариды, полисахариды | Сахар, крахмал, вата | 1.2; зад 15-16 |
6 | Липиды | | комбинированный | Липиды, жиры, гормоны | Растительное масло, сливочное, масло | 1.3; зад 18 |
7 | Состав и строение белков | | комбинированный | Аминокислоты, пептидная связь, денатурация | Мясо, молоко, яйцо | 1.4; зад 19-23 |
8 | Функции белков | | комбинированный | Строительная, двигательная, транспортная, защитная, сигнальная, гормон, фермент | | 1.5; зад 24 |
9 | Нуклеиновые кислоты | | комбинированный | ДНК, РНК | Т. «Нуклеиновые кислоты», модель ДНК | 1.6; зад 25-29 |
10 | АТФ и другие органические соединения клетки | | комбинированный | АТФ, АДФ, АМФ, макроэргическая связь | таблица | 1.7; зад 30-31 |
9 класс биология |
№п/п | Тема урока | Дата | Тип урока | Вводимые понятия | Оборудование, наглядность | Домашнее задание |
11 | Биологические катализаторы. | | Комбинированный Л.р 1 | Катализатор, фермент, кофермент | Н2О2, картофель (вареный, сырой) | 1.8; зад 32 |
12 | Вирусы | | комбинированный | ВИЧ, бактериофаги, капсид | таблица | 1.9; повторить 1.1-1.8 |
13 | Обобщающий урок по теме «Молекулярный уровень» | | повторительно-обобщающий | | | |
| Клеточный уровень (18 часов ) | | | | | |
14 | Основные положения клеточной теории. | | урок изучения нового материала Л.р 2 | Цитология, клеточная теория, Шлейден, Шванн, Вирхов | Т. «Строение растительной клетки», «Строение животной клетки», микроскопы, микропрепараты | 2.1; зад 39-40 |
15 | Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана | | комбинированный | Цитоплазма, ядро, органоиды, мембрана, фагоцитоз, пиноцитоз | Т. «Клетка» | 2.2; зад 47-49 |
16 | Ядро | | комбинированный | Прокариоты, эукариоты, хроматин, ядрышко, хромосомы, диплоидный набор, гаплоидный набор, гаметы | Т. «Клетка» | 2.3; зад 55-57 |
17 | Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи | | комбинированный | Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи | Т. «Клетка» | 2.4; зад 62 |
18 | Лизосомы. Митохондрии. Пластиды | | комбинированный | Пищеварительная вакуоль, кристы, хлоропласты | Т. «Клетка» | 2.5 зад 64 |
19 | Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения | | комбинированный | Центриоли, реснички, жгутики | Т. «Клетка» | 2.6; зад 66 |
20 | Различия в строении клеток эукариот и прокариот | | комбинированный | Анаэробы, аэробы, споры | Т. «Клетка» | 2.7; зад 69 |
21 | Обобщающий урок по теме «Строение клетки» | | | | | |
22 | Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм. | | комбинированный | Ассимиляция, диссимиляция, метаболизм | | 2.8; зад 70 |
9 класс биология |
№п/п | Тема урока | Дата | Тип урока | Вводимые понятия | Оборудование, наглядность | Домашнее задание |
23 | Энергетический обмен в клетке | | комбинированный | Гликолиз, дыхание, АТФ, ПВК | | 2.9; зад 72 |
24 | Питание клетки. | | комбинированный | Автотрофы, гетеротрофы, фототрофы, хемотрофы | | 2.10; зад 75-79 |
25 | Фотосинтез и хемосинтез | | комбинированный | Световая и темновая фазы, фотолиз воды, хемосинтез, нитрифицирующие бактерии | Т. «Фотосинтез» | 2.11; зад 83 |
26 | Синтез белков в клетке. Генетический код. Транскрипция. | | комбинированный | Ген, генетический код, триплет, кодон, транскрипция | Т. «Генетический код» | 2.13; с 70-73; зад 91 |
27 | Синтез белков в клетке. Транспортная РНК. Трансляция | | комбинированный | Трансляция, полисома | Т. «Генетический код» | 2.13; с 73-76; зад 92 |
28 | Деление клетки. Митоз | | комбинированный | Интерфаза, профаза, метафаза, анафаза, телофаза | Т. «Деление клетки» | 2.14; зад 95, 2.8-2.2.13 |
29 | Обобщающий урок по теме «Процессы жизнедеятельности клетки» | | повторительно-обобщающий | | | 2.1-2.14 |
30 | Обобщающий урок по теме «Клеточный уровень» | | повторительно-обобщающий | | | 2.1-2.14 |
31 | Контрольная работа по теме «Клеточный уровень» | | | | | |
| Организменный уровень (22 часов) | | | | | |
32 | Бесполое размножение организмов. | | урок изучения нового материала | Бесполое размножение, почкование, вегетативное размножение | Т. «Вегетативное размножение растений» | 3.1; зад 97 |
33 | Половое размножение организмов. Мейоз. | | комбинированный | Гаметы, гермафродиты, семенники, яичники, мейоз | Т. «Мейоз» | 3.2; зад 101 |
34 | Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон | | комбинированный | Онтогенез, эмбриогенез, дробление, бластула, гаструла, нейрула, филогенез | Т. «Сходство эмбрионов позвоночных животных» | 3.3-3.4; |
35 | Закономерности наследования признаков, установленное Г. Менделем. Моногибридное скрещивание | | комбинированный | Гибридологический метод, гомозиготы, гетерозиготы, доминантные, рецессивные | Т. «Моногибридное скрещивание» | 3.5; зад 120-121 |
9 класс биология |
№п/п | Тема урока | Дата | Тип урока | Вводимые понятия | Оборудование, наглядность | Домашнее задание |
36 | Решение задач на тему «Моногибридное скрещивание» | | навыков | | | |
37 | Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание. | | комбинированный | Неполное доминирование, генотип и фенотип, анализирующее скрещивание. | | 3.6; зад 127-128 |
38 | Решение задач на тему «Неполное доминирование» | | навыков | | | |
39 | Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков. | | комбинированный | Дигибридное, полигибридное скрещивание, решетка Пеннета | Т. «Дигибридное скрещивание» | 3.7; зад 132-133 |
40 | Решение задач на тему «Дигибридное скрещивание» | | навыков | | | |
41 | Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана. Перекрест | | комбинированный | Сцепленное наследование признаков, закон Т. Моргана, перекрест | | 3.8; зад 139-140 |
42 | Взаимодействие генов | | комбинированный | Кодоминирование, эпистаз, полимерное, плейотропное действие генов | | 3.9; |
43 | Решение задач на тему «Взаимодействие генов» | | навыков | | | |
44 | Генетика пола. Сцепленное с полом наследование | | комбинированный | Аутосомы, половые хромосомы, гомогаметный и гетерогаметный пол | Т. «Хромосомный механизм определение пола» | 3.10; зад 140 |
45 | Решение задач на тему «Генетика пола» | | навыков | | | 3.1-3.10 |
46 | Решение генетических задач | | | | | 3.1-3.10 |
47 | Обобщающий урок на тему «Закономерности наследственности» | | повторительно-обобщающий | | | Г 1,2, 3.1-3.10 |
48 | Итоговое тестирование за 1 полугодие | | | | | |
49 | Закономерности изменчивости: модификационная изменчивость. Норма реакции | | Практикум Л.р3 | модификационная изменчивость, норма реакции | | 3.11; |
9 класс биология |
№п/п | Тема урока | | Дата | Вводимые понятия | Оборудование, наглядность | Домашнее задание |
50 | Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость | | комбинированный | Генные, хромосомные, геномные мутации, утрата, делеция, дупликация, инверсия, полиплоидия | Т. «Мутационная изменчивость растений и животных» | 3.12; зад 146 |
51 | Основы селекции. Работы Н.И.Вавилова | | комбинированный | Гомологический ряд, селекция | Т. «Центры многообразия и происхождения культурных растений» | 3.13; зад 148 |
52 | Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов | | комбинированный | Гетерозис, гибридизация, депрессия, мутагенез | Т. «Полиплоидия у растений и преодоление бесплодия путем удвоения хромосом» | 3.14; 3.1-3.13 |
53 | Обобщающий урок по теме «Закономерности изменчивости» | | повторительно-обобщающий | | | |
| Популяционно-видовой (4 часа) | | | | | |
54 | Критерии вида | | урок изучения нового материала Л.р 4 | Вид, критерии вида, ареал | Т. «Критерии вида» | 4.1; |
55 | Популяция | | комбинированный | Популяция, экология | Т. «Популяция» | 4.2; |
56 | Биологическая классификация | | комбинированный | систематика | | 4.3; |
57 | Обобщающий урок по теме « Популяционно -видовой уровень» | | повторительно-обобщающий | | | 4..1-4.3 |
| Экосистемный уровень (5 часов) | | | | | |
58 | Сообщество, экосистема, биогеоценоз | | комбинированный | Сообщество, экосистема, биогеоценоз | Т. «Биоценоз пресноводного водоема» | 5.1; |
59 | Состав и структура сообщества | | комбинированный | Видовой состав, продуценты, консументы, редуценты | Т. «Биоценоз пресноводного водоема» | 5.2; |
60 | Потоки вещества и энергии в экосистеме | | комбинированный | Пирамиды численности и биомассы | | 5.3; |
61 | Продуктивность сообщества | | комбинированный | Продуктивность, чистая, первичная, вторичная | | 5.4 |
9 класс биология |
№п/п | Тема урока | Дата | Тип урока | Вводимые понятия | Оборудование, наглядность | Домашнее задание |
62 | Саморазвитие экосистемы | | комбинированный | Экологическая сукцессия, равновесие | Т. «Зарастание водоема» | 5.5; |
| Биосферный уровень (3 часа) | | | | | |
63 | Биосфера. Среды жизни. | | комбинированный | Биосфера | Т. «Биосфера | 6.1; |
64 | Средообразующая деятельность организмов. Круговорот веществ в биосфере | | комбинированный | Гумус, фильтрация, биогеохимический цикл, микротрофные, макротрофные вещества | Т. «Круговорот азота» | 6.2-6.3;Г 4-6 |
65 | Обобщающий урок по темам «Экосистемный уровень, Биосферный уровень» | | повторительно-обобщающий | | | |
| Эволюция органического мира. Основы учения об эволюции ( 11 часов) | | | | | |
66 | Развитие эволюционного учения. Ч.Дарвина | | урок изучения нового материала | Изменчивость, естественный отбор, искусственный отбор | Портрет Ч.Дарвин | 7.1; |
67 | Изменчивость организмов | | комбинированный | Ненаследственная, наследственная изменчивость, генофонд, генотип, фенотип | Т. «Мутационная изменчивость растений и животных» | 7.2; |
68 | Генетическое равновесие в популяциях и его нарушение | | комбинированный | Генетическое равновесие, популяционная генетика | | 7.3; |
69 | Борьба за существование и естественный отбор | | комбинированный | Борьба за существование, естественный отбор | Т. «Борьба за существование» | 7.4; |
70 | Формы естественного отбора | | комбинированный | Стабилизирующий, движущий | Т. «Естественный отбор» | 7.5 |
71 | Изолирующие механизмы. | | комбинированный | Изолирующие механизмы | | 7.6 |
9 класс биология |
№п/п | Тема урока | Дата | Тип урока | Вводимые понятия | Оборудование, наглядность | Домашнее задание |
72 | Видообразование. | | комбинированный | Микроэволюция, барьеры, полиплоидия | Т. «Видообразование» | 7.7; |
73 | Макроэволюция | | комбинированный | Макроэволюция, филогенетические ряды | | 7.8; |
74 | Основные закономерности эволюции | | комбинированный | Параллелизм, ковергенция, дивергенция, гомология, аналогия | Т. «Ароморфозы и идиоадаптации у растений» | 7.9; |
75 | Экскурсия «Причины многообразия видов в природе» | | Экскурсия | | | Отчет, 7.1-7.9 |
76 | Обобщающий урок по теме «Основы учения об эволюции» | | повторительно-обобщающий | | | |
| Возникновение и развитие жизни на земле (9 часов) | | | | | |
77 | Гипотезы возникновения жизни | | урок изучения нового материала | Креационизм, гипотеза панспермии, биохимической эволюции | Рис. учебника | 8.1; |
78 | Развитие представлений о происхождении жизни. Гипотеза Опарина-Холдейна | | комбинированный | Коацерванты, пробионты | Рис. учебника | 8.2; |
79 | Современные гипотезы происхождения жизни | | комбинированный | | | 8.3 |
80 | Основные этапы развития жизни на Земле. | | комбинированный | Прогенот, эубактерии, архебактерии | Т. «Развитие органического мира» | 8.4 |
81 | Эра древней жизни | | комбинированный | Эра, период, эпоха, катархей, архей, протерозой, палеозой, мезозой, кайнозой, палеонтология. | Т. «Развитие органического мира» | 8.5 |
82 | Развитие жизни в протерозое и палеозое | | комбинированный | Трилобиты, риниофиты, кистеперые рыбы, стегоцефалы, терапсиды | Т. «Развитие органического мира» | 8.6; |
83 | Развитие жизни в мезозое | | комбинированный | Триас, Юра, Мел, Динозавры | Т. «Развитие органического мира» | 8.7 |
84 | Развитие жизни кайнозое | | комбинированный | Палеоген, неоген, антропоген | Т. «Развитие органического мира» | 8.8, 8.1-8.7 |
9 класс биология |
№п/п | Тема урока | Дата | Тип урока | Вводимые понятия | Оборудование, наглядность | Домашнее задание |
85 | Обобщающий урок по теме «Возникновение и развитие жизни на земле» | | повторительно-обобщающий | | | |
| Основы экологии Организм и среда (7 часов) | | | | | |
86 | Экологические факторы. Условия среды | | урок изучения нового материала | Абиотические, биотические. Антропогенные факторы | Таблица, Рис. учебника | 9.1; |
87 | Общие закономерности влияния экологических факторов на организм | | комбинированный | Толерантность, экотипы, лимитирующие факторы | Рис. учебника | 9.2; |
88 | Экологические ресурсы | | комбинированный | Экологические, энергетические, пищевые ресурсы | | 9.3 |
89 | Адаптация организмов к различным условиям существования | | комбинированный | Жизненные формы, ритмы жизни | Таблица | 9.4 |
90 | Межвидовые отношения организмов | | комбинированный | Нейтрализм, аменсализм, комменсализм, симбиоз | Таблица | 9.5 |
91 | Колебания численности организмов. Экологическая регуляция | | комбинированный | Рождаемость, смертность, динамика популяции | Таблица | 9.6; |
92 | Обобщающий урок по теме « Организм и среда» | | повторительно-обобщающий | | | |
| Биосфера и человек (3 часа) | | | | | |
93 | Эволюция биосферы | | Урок изучения нового материала | Биогенное , биокосное, косное вещество | | 10.1 |
94 | Антропогенное воздействие на биосферу | | комбинированный | редуценты | рисунки | 10.2 |
95 | Основы рационального природопользования | | комбинированный | природопользование | рисунки | 10.3 1.1-1.9 |
96 | Повторение темы «Молекулярный уровень" | | повторительно-обобщающий | | таблицы | 2.1-2.14 |
97 | Повторение темы «Клеточный уровень» | | повторительно-обобщающий | | таблицы | 3.1-3.14 |
98-99 | Повторение темы «Организменный уровень» | | повторительно-обобщающий | | таблицы | 4.1-4.3, 5.1-5.5,6.1-6.3 |
100 | Повторение темы «Популяционно-видовой, экосистемный, биосферный уровни» | | повторительно-обобщающий | | таблицы | 7.1-7.9 |